Закономерности внимания

Мы охарактеризовали внимание в целом, т. е. его зависимость от деятельности человека, его заинтересованностей. Сейчас остановимся на некоторых отдельных особенностях внимания и поведаем, как возможно изучать их.

Попытайтесь изучить собственную свойство к сосредоточению внимания. Для этого пересчитайте кружки, изображенные на цветной таблице для изучения внимания. Вверху слева вы видите круг, поделённый на 5 секторов, в каждом из которых кружки различного цвета. В том секторе, где кружки белые, их меньше всего; в следующем (по часовой стрелке) секторе — их больше; дальше — еще больше и т. д. Если вы начнете пересчитывать кружки в каждом секторе начиная с того, где кружки белые, задача будет понемногу усложняться. В каком-то секторе вы собьетесь со счета.

Закономерности внимания

Таблицы для изучения внимания

Различные люди решают эту задачу с различным успехом. Итог опыта возможно использован для сравнения их способности к сосредоточению внимания. Проделайте таковой опыт вместе с товарищами. Учтите лишь, что при счете нельзя водить пальцем по кружкам.

Закономерности внимания

Тахистоскоп

Более непростая задача того же типа поднимется перед вами, если вы станете пересчитывать кружки какого-либо одного цвета в круге, изображенном на той же цветной таблице внизу справа. Задача усложняется тем, что внимание всегда отвлекается кружками другого цвета. Так, если вы вычисляете красные кружки, то вам «метают» светло синий. Но как легко вычислять тёмные кружки — они находятся в верном порядке.

Учтите, что по результату одного опыта запрещено решительно делать выводы о способности сосредоточиваться. Чтобы получить достаточно качественные эти, нужно совершить довольно много опытов и с различными таблицами.

Для изучения для того чтобы свойства внимания, как распределенность, используем рисунок, изображенный в середине цветной таблицы. Под распределенностью, либо распределением внимания, знают свойство человека направлять внимание в различные стороны, распределять между различными видами деятельности. Распределение внимания требуется во всех профессиях и особенно в таких, как профессия преподавателя (нужно растолковывать урок и в один момент смотреть за классом), водителя (нужно руководить машиной и наблюдать на дорогу).

На таблице изображены три парных последовательности цветных кружков. Вот первый ряд. Нужно пересчитать кружки, произнося скоро: красный один, светло синий один, светло синий два, красный два, красный три и т. д.

Водить пальцем по кружкам запрещено, возвращаться и пересчитывать — также. Исходя из этого лучше закрывать отсчитанные кружки полосой бумаги.

Закономерности вниманияДля успешного исполнения задания требуется умение распределять внимание между двумя действиями: пересчетом красных и пересчетом светло синий кружков. Вторая и третья пары последовательностей более сложны для пересчета, поскольку сперва вводятся зеленые кружки, а позже — желтые. Результаты, достигнутые различными людьми, смогут в известной степени являться основанием для выяснения их способности распределять внимание.

Упомянем о таком свойстве внимания, как переключение. С этим свойством вы сталкиваетесь неизменно. К примеру, в то время, когда сидите в театре и смотрите спектакль, вам все время приходится переключать внимание: так как вы должны смотреть за игрой то одного, то другого актера.

Поведаем сейчас об количестве внимания. Нам нужно будет взять данный же пример со спектаклем. В то время, когда вы смотрите на сцену, думается, что вы в один момент видите довольно много действующих лиц, не смотря на то, что в действительности все время переключаете внимание с одного лица на второе.

Как же совершенно верно установить, сколько объектов может в один момент воспринять человек, каков, иными словами, количество его внимания?

Закономерности внимания

какое количество тут кубиков?

Существует особый прибор, что разрешает это сделать. Он продемонстрирован на рисунке и именуется «кожный покров» (от греческих слов «тахистос» — стремительнейший и «скопос» — наблюдаю). Данный прибор разрешает на весьма маленькое время (до 1/1000 сек.) показывать карточку с изображенными на ней буквами, словами, картинками и т. д. Испытания продемонстрировали, что взрослый человек может в один момент охватить вниманием 4—5, самое большее 6 изображений. направляться учесть одно событие. Объекты, каковые изображаются на карточке, не должны составлять единого смыслового целого. Так, в случае, если показываются буквы, то они не должны образовывать слова— так как слово, скажем, из трех букв легче воспринять, чем легко три буквы (сравните слово «сочетание» и дом букв «омх»).

Вы имеете возможность сравнить количество внимания ваших товарищей, применяя приведенный рисунок. Нужно продемонстрировать ненадолго рисунок кому-либо из них и позже установить, сколько предметов ваш товарищ успел охватить своим вниманием.

Укажем на такое свойство внимания, как колебание. Сообщите: какое количество тут кубиков? (См. рис.) Ответить сходу тяжело: внимание колеблется, и вы видите то шесть, то семь кубиков. Колебание внимания заканчивается, если вы начинаете, к примеру, показывать пальцем на кубики. Наряду с этим внимание ваше сосредоточивается.

26 Свойства и закономерности памяти


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: