Аналитическая юриспруденция Герберта Харта
Аналитическая юриспруденция (гр. analytikos — относящийся к анализу и лат. jurisprudentia — правоведение, совокупность научной и практической деятельности юристов) — совокупность научного анализа действующего права с целью его всестороннего теоретического осмысления и действенного применения на практике.
Аналитическая юриспруденция — направление, базирующееся на аналитической философии, которая появилась в XX в. и интенсивно развивалась благодаря изучениям ученых кембриджского и оксфордского университетов. Это философское перемещение основано на анализе языка, при помощи которого мы обрисовываем и познаем мир. Аналитическая (лингвистическая) философия говорит, что многие неприятности были бы разрешены, в случае, если проанализировать, какие конкретно функции придаются словам в том либо другом рассуждении. Задачи философии пребывают в аналитическом изучении, уяснении, постижении языка и, следовательно, мышления. Философы аналитического перемещения выступили против метафизических рассуждений, каковые под видом получения нового знания ставят новые неприятности. В метафизических построениях часто не редкость так, что в самой формулировке фраз заложены логические неточности; нестрогое оперирование аргументацией и понятиями и ведет к вздору. Метафизика, но, не отвергается совсем, согласится ее значение для генерирования новых научных новых и идей методологических подходов.
В рамках аналитической философии сложились разные научные течения: философия языка, религии, этики, историографии и др.
Не осталась вне поля зрения и политико-правовая проблематика. И в Кембридже, и в Оксфорде были популярны исследования анализа этико-юридического языка, в тесной связи с ними развивался и анализ политического языка. Наряду с этим выяснялось значение терминов политических теорий, критиковались тоталитарные концепции и их псевдорационалистическое обоснование. Лингвистическому анализу подлежали все главные понятия: государство, суверенитет, законы, свобода, народовластие, право, обязанность и др. Познание того, как функционирует язык, призвано дать новое познание хороших неприятностей политической и юридической науки. Из этого исходит и аналитическая юриспруденция, которая связывается первым делом с именем Герберта Харта (1907-1992), преподававшего в Оксфорде сперва философию, после этого юриспруденцию. Лингвистическая философия права начинается в работе «Понятие права» (1961).
Аналитическая юриспруденция имеет методологическое значение для юридической науки. Она традиционно рассматривается в рамках позитивистской методике ввиду того, что анализ и описание юридического языка органично вписываются в задачи науки как их осознаёт юридический позитивизм. Задача познать правовые явления с позиций их соответствия метафизическим началам, дать их критику, выяснить направления совершенствования не ставится.
Аналитическая юриспруденция, либо лингвистическая философия права, выясняя значение слов, тем самым содействует логическому построению неспециализированной совокупности правовой теории. Содержание разглядываемой теории образовывает объяснение фундаментальных юридических понятий, анализ юридических терминов проводится так, дабы продемонстрировать их логическую связь. В следствии создается правильная юридическая теория, нужная, как отмечает Г. Харт, не только для научной юриспруденции. Изучение общепринятого потребления соответствующих выражений и терминов оптимальнее демонстрирует их социальную обусловленность, давая настоящее познание происходящих в обществе процессов.
В центре внимания Г. Харта вопрос о понимании права, о его связи с этими социальными явлениями, как мораль и принуждение. Чем право отличается от принудительного требования (к примеру, от приказа грабителя, подкрепленного угрозой), и как оно соотносится с ним; чем право отличается от морали и как они соотносятся между собой; что такое норма и в какой степени право складывается из норм? Эти неприятности всегда порождали недоразумения. Г. Харт дает собственные ответы на эти вопросы, отмечая одновременно с этим, что дело состоит не в том, дабы совсем разрешить все неприятности, сделать совсем верные выводы. Значение лингвистической философии права состоит скорее в способе, в том, дабы в каждом конкретном случае, при анализе изюминок национальных правовых совокупностей не упускалось из виду значение понятий «право», «принуждение», «мораль» и других терминов, и связи между ними.
Заслуживают внимания рассуждения Г. Харта о соотношении права и морали. Аналитическая юриспруденция, как уже отмечалось, развивалась в русле позитивизма, представители которого либо умалчивали эту проблему, либо же, как Г. Кельзен, строго разводили право и мораль. В отличие от для того чтобы подхода теория Г. Харта демонстрирует неспециализированную эволюцию позитивистской юриспруденции в сторону признания связей между правом и моралью. Г. Харт интегрирует моральные сокровища в право. Право, согласно его точке зрения, направляться осознавать как подразделение морали, соответствие справедливости и образовывает определяющую линии права (а не принуждение, которое возможно несправедливым). Исходя из этого в право не смогут быть возведены каждые предписания, право не имеет возможности в собственном содержании не ориентироваться на некоторый моральный минимум, определяемый потребностями и природой человека. Изучение права в связи с моральными сокровищами в целом соответствует традиции аналитической философии, одним из направлений которой есть анализ этико-юридического языка.
В отечественной юридической науке кроме этого имеются работы в области анализа терминологии нормативно-правовых актов, научные изыскания в этом направлении ведутся в отечественной юриспруденции уже много лет. Последние 10-15 лет в связи с интенсивным развитием правовой совокупности они купили особенную актуальность: новые понятия входят в оборот и в публичном, и в частном праве; терминология еще не устоялась и довольно молодых отраслях права. Но изучения правовой терминологии проводятся у нас по большей части в рамках юридической техники, другими словами для самоё адекватного закрепления в тексте нормативных актов, а не философского анализа понятий.