В собственной долгой практической деятельности мы всегда используем разнообразные вспомогательные средства для развития и коррекции речи дошкольников (подробнее об этом смотрите в книгах «В случае, если дошкольник не хорошо говорит», «В первоначальный класс без недостатков речи». СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 1999). Одним из таких средств являются зрительные знаки согласных и гласных звуков.
В первый раз результаты и методика применения зрительной символики были опубликованы автором в статье «Об применении зрительных знаков при формировании навыков звукового анализа у детей с неспециализированным недоразвитием речи» (издание «Дефектология», №6,1985).
Этот способ стал широко распространен среди работников дошкольных учреждений. По бессчётным откликам сотрудников, использование зрительных знаков гласных звуков разрешило им получать стойких, стремительных, осознанных навыков звукового анализа не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдающих задержкой психологического, и интеллектуального развития.
За прошедший учебный год мы использовали отечественную символику на занятиях в массовых группах ДОУ № 582 г. Москвы и итог был очень хорошим. За маленький срок дети 2-й младшей и средней групп овладели сложными навыками звукового анализа, которыми без применения зрительных знаков дети в данном возрасте в большинстве случаев не овладевают.
Но у тех, кто в первый раз сталкивается с данными отечественных изучений, появляются в полной мере оправданные вопросы: по какой причине запрещено сходу учить с ребенком буквы? для чего нагружать малыша «какими-то знаками»? в чем их преимущество перед вторыми условными обозначениями?
Попытаемся ответить на эти вопросы.
(-Прежде всего задумаемся, что такое буква? В любом языке это графический знак определенного звука, применяемый, как мы знаем, для письма и чтения. Чтение, как сообщил узнаваемый психолог Д.Б. Эльконин, имеется воссоздание звуковой формы слова на базе его графического обозначения, другими словами необычное декодирование информации, которая была занесена на бумагу, экран монитора и т.п. посредством определенных знаков (букв).
Письмо же имеется кодирование информации и в частности звукового образа слов посредством тех же знаков.
В различных языках одинаковый звук обозначается различными буквами, каковые, будучи совсем не связанными логически со звуковым аналогом, непросто усваиваются некоторыми детьми.
Мы высказали предположение, что в случае, если временно подменить одни знаки (буквы) вторыми, каковые будут, во-первых, легко запоминаться детьми, во-вторых, скоро воспроизводиться, в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом, и в-четвертых, усилят звуковое восприятие малыша методом дополнительной опоры на разные анализаторы, то таковой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольникам подготовку к обучению грамоте.
О возможности овладения синтезом и звуковым анализом детьми раннего возраста упоминали в собственных изучениях А.Е. Олыпанникова, Н.А. Хохлова, П.Я. Гальперин, Л.Е. Журова.
Ю.И. Фаусек приводит довольно много факторов, говорящих о том, что 4-летние дети справляются со звуковым анализом, но она же показывает, что «анализ чего-нибудь текучего неосуществим». Д.Б. Эльконин отмечает, что при материализации процесса устного анализа может значительно повыситься скорость происхождения навыка, и его прочность («Развитие речи в дошкольном возрасте». М., 1958).
Мы думаем, что слияние звуков, материализованных посредством знаков, имеется моделирование чтения, а выкладывание слов посредством тех же знаков — аналог письма. Лишь и то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте.
Подбор символики для малышей — задача непростая, поскольку в возрасте 3- 4 лет мышление ребенка через чур конкретно, оно базируется по большей части на чувственно принимаемых объектах и предметах.
Одновременно с этим сопоставление, анализ, перенос образов, прочие операции и отвлечение мышления, нужные для усвоения и восприятия ребенком любых условных обозначений, находятся еще в стадии формирования.
Дошкольникам указанного возраста дешева далеко не любая символика. Так, условные обозначения в виде стрелок, сложных геометрических форм, частей предметов, элементов букв либо цифр не воспринимаются детьми 4 лет.
Мы постарались отыскать такие знаки, каковые легко усваиваются, скоро запоминаются и конкретно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. При выборе логических связей мы учитывали возрастные и речевые изюминки детей среднего дошкольного возраста, и своеобразие их внимания, памяти и восприятия.
Сознавая, что применение отечественной символики есть промежуточным звеном между этапом совершенствования фонематического восприятия, и синтезом слов и звуковым анализом в добукварный период обучения грамоте, мы постарались увязать отечественные условные обозначения с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных звуков и светло синий — для согласных).
Таковой подход дополнительно усиливает дифференцировку звуков по этим (гласные -согласные) значительным показателям и перекликается с привычными для экспертов схемами. Но в классических схемах это легко квадратики, (в отечественном же случае — любой зрительный знак приводит к прямой аналогию со звуком (в отличие от букв!). ,
Как мы знаем, что формирование навыков звукового анализа, другими словами операции мысленного расчленения на составные элементы разных звукокомплексов, начинается с гласных звуков, поскольку их несложнее воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.
При выборе условных обозначений для гласных звуков мы в основном опирались на яркое, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подбирали аналогию, которую возможно воспроизвести легко и скоро, и проконтролировать в случаях затруднений.
Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со привычными детям геометрическими формами. (Звук У мы обозначаем мелким кружком, звук А -громадным, И — горизонтальной полосой, О — овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы — нижней половинкой круга. Звук Э не употребляется.)
Не просто так выбран и цвет знаков. Все фигуры , изображающие гласные звуки — одного цвета, дабы внимание детей полностью сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно применяемой для гласных звуков в добукварный период обучения грамоте (см. приложение № 1).
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, исходя из этого для обозначения каждого из них мы применяли не только зрительный образ предмета либо объекта, талантливого издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый знак.
Одноцветные картины-знаки вызывают у ребят запоминающийся, броский зрительный образ, что концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука
Помимо этого, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках-знаках.
Выбор цвета не случаен. У всех знаков согласных звуков он светло синий, дабы не нарушать для ребенка плавный естественный переход к усвоению школьной символики.
Практики смогут уловить сходство между изображением некоторых согласных звуков в отечественном пособии (девочка плачет, насос свистит и др.) и подобным у М.Ф. Фомичевой («Воспитание у детей верного произношения». М.: Просвещение, 1997).
Мы признаем такое совпадение, но лишь в звуковых аналогиях. Одновременно с этим отечественные знаки по многим параметрам отличаются от многоцветных картин глубоко глубокоуважаемого мною автора.
Дополнительный к зрительному жестовый знак подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию.
Такое комплексное действие разных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша.
С знаками мы предлагаем знакомить детей понемногу, по мере изучения соответствующих согласных звуков: по два-три на каждом занятии в массовых группах и по одному в логопедических.
Порядок усвоения согласных звуков обусловлен их звуковыми и артикуляционными изюминками, каковые воздействуют на воспроизведение и восприятие каждого звука детьми 4-летнего возраста. (Последовательность изучения звуков отражена в тематическом замысле занятий.)
Многие дети в этом возрасте еще искажают, заменяют либо вовсе не произносят шипящие звуки, звуки Р, РЬ, Л. Исходя из этого мы не включили их в тематический замысел занятий. Но предлагаем соответствующие знаки для личной работы с детьми, в тех случаях, в то время, когда обозначенные звуки ребенок произносит верно.
ЖЕСТОВЫЕ ЗНАКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Взрослый, а за ним ребенок длительно воспроизводят любой указанный жест и в один момент многократно повторяют соответствующий звук.
Жестовый знак в сочетании со зрительным (см. приложение) создают правильный и устойчивый образ каждого изучаемого звука.
Согласные звуки предлагаются в порядке повышения сложности их восприятия.
По окончании звездочки даны жестовые знаки для личной работы.
Звук
М корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога).
Н девочка плачет (ладони приложить к глазам). ветер воет, деревья качает (махи руками над головой).
фонтан шумит (перемещения руками снизу вверх и разведение их в стороны подобно перемещению водяных струй).
колокол звенит (перемещения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол).
паровозик пыхтит (круговые перемещения согнутыми в локтях руками). барабан гремит (перемещения кистями рук, как при игре на барабане).
— молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальца-
ми правой руки).
— гусь гогочет (руки назад как гусиные крылья).
— каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движе-
ния кистями рук вверх-вниз).
— греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ла-
донями к лицу).
— качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз).
*
— комарик звенит (громадной и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые
перемещения рукой).
— тише, тише, спит кроха (указательный палец к губам).
— шарик лопнул, воздушное пространство выходит (округленные ладони разводим в стороны,
а после этого прижимаем друг к другу).
— пчела жужжит (громадной палец снизу соприкасается с остальными пальцами
правой руки, круговые перемещения правой кистью).
— корабль гудит (пальцы, вытянутых вперед рук, сомкнуты, под острым углом,
изображая корму корабля).
— самолет летит, мотор гудит (вращательные перемещения согнутыми в локтях рука-
ми перед грудью, после этого руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).
Подводя итог напомним, что посредством отечественных знаков педагог (либо родитель) может вырабатывать следующие навыки:
• синтез звуков в слова и слоги, другими словами моделирование чтения,
• определение позиции звука (начало, середина, финиш слова),
• определение наличия, или отсутствия звука в слове,
• разделение акустически и артикуляционно родных фонем (Б — П, Т — Д, К -Г, К — X, С — 3, С — Ш и пр.)
• анализ звукового состава слова,
• подбор слов с заданным звуком и т.п., каковые малодоступны детям 4-летнего возраста с обычным речевым развитием и фактически недоступны малышам с речевыми недочётами без применения означенных запасных средств обучения.
проведение и Планирование занятий
по подготовке к обучению грамоте
В массовых группах детских
образовательных учреждений
На данный момент возраст поступления детей в школу снизился до 6 лет, и ясно нетерпение многих своих родителей, каковые с 3 лет начинают знакомить ребенка с буквами, заставляют его просматривать, писать и с данной же просьбой обращаются к педагогам. В любой момент ли это обосновано?
В случае, если ребенок имеет большой познавательный уровень, выраженный интерес к обучению, хорошую работоспособность, у него нет расстройств в эмоционально-волевой сфере, нарушений внимания, памяти, речи, и все звуки он произносит четко, тогда с ним возможно учить буквы в 4 а также в 3 года.
Но, в случае, если какие-то фонемы произносятся им неправильно, запоминание букв дается крохе с большим трудом, чтение преобразовывается в непосильную обязанность, а при попытках написания слов видятся нередкие и стойкие неточности, то дошкольнику требуется дополнительная подготовка к обучению грамоте.
Уточним, какова же сущность применяемой в школе методики обучения грамоте и в чем содержится готовность к ней, то есть нужный количество знаний, умений, навыков.
Современный способ, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги подготовительных групп детских образовательных учреждений (ДОУ), есть звуковым аналитико-синтетическим. Это указывает, что в ходе овладения письмом и чтением дети знакомятся сперва не с буквами, а со звуками родного языка.
Задача педагога в школе либо в детском саду (в так называемый добукварный период) — оказать помощь детям различать звуки по их принадлежности к гласным или согласным, а согласные, со своей стороны, дифференцировать по звонкости — глухости, и твердости — мягкости. Последний фактор особенно ответствен, поскольку такие согласные обозначаются на письме неспециализированной буквой (сравните: шнобель — нёс, сад — сядь и пр.).
Исходя из данного способа, изучение звуков происходит в ходе аналитико-синтетической работы над словом, другими словами ребенок овладевает главными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И лишь позже происходит знакомство с обозначением звуков буквами. В школе данный период (добукварный) продолжается приблизительно несколько недель, и не каждый ребенок в состоянии за столь маленький срок усвоить целый количество нужных сведений.
Психотерапевтическое изучение процесса письма у начинающего говорит о том, что ребенок не имеет возможности записать ни одного слова, не проговорив его, и долгое время применяет это проговаривание вслух (Т.Г. Егоров). Принципиально важно, дабы такое воспроизведение звуковой оболочки слова стало верным, разбирающим, послоговым.
Из методики русского как мы знаем, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание), которому направляться намерено обучать дошкольни-к а, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к верному чтению (без пропусков, искажений и замен).
Предварительный анализ слова на протяжении его проговаривания и следующее за письмом перечитывание, введенные в стойкий навык, становятся для начинающего школьника средством самоконтроля.
Со своей стороны последовательности звуков и безошибочное определение количества в слове вероятны лишь тогда, в то время, когда ребенок четко принимает, отлично различает все фонемы родного языка и верно их произносит. Таковы главные предпосылки обучения детей письму и чтению.
Учитывая сообщённое, сформулируем главные задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте:
• совершенствование фонематического восприятия (свойства принимать и различать звуки речи);
• формирование верного произношения звуков;
• развитие навыков синтеза и звукового анализа.
Напомним, что и четкое, верное произношение, и стойкие навыки звукового анализа вероятны лишь при опережающем развитии фонематического восприятия у детей (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.А. Никашина и др.).
Все три процесса — фонематическое восприятие, звуковой анализ и произношение звуков, — являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Мы предположили, а после этого убедились на практике, что перенос начала работы по звуковой аналитико-синтетической деятельности с применением отечественной символики на более ранние (если сравнивать с классическими) сроки при опережающем развитии фонематического восприятия разрешает увеличить рамки готовности к обучению грамоте детей 4 лет с учетом их возрастной сензи-тивности.
Принимая к сведенью современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, мы сочли нецелесообразным откладывать начало работы над звуковым анализом на более поздние сроки (5 лет), в то время, когда произношение большинства детей будет нормализовано естественным методом, и так «терять» весь год.
Мы предлагаем в условиях массового детского сада не ждать завершения формирования верного произношения у всех детей средней группы и, усиленно стимулируя их фонематическое восприятие, затевать обучение синтезу и звуковому анализу уже в 4 года.
Два условия, каковые нужны, дабы дети в столь раннем возрасте легко овладели непростыми умениями — применение запасном упражнения и символики в синтезе и звуковом анализе лишь на материале верно произносимых звуков.
этапы формирования навыков звукового анализа у дошкольников 4 лет (с применением знаков)
Выделение в словах первого гласного звука (Астра, Утка). синтез и Анализ сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА). Определение наличия или отсутствия в словах звука (гласного, согласного). Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, гор). Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ). Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда).
• Синтез слов, складывающихся из двух согласного: и звуков гласного (УХ, АМ, УМ, ОН). Ш Определение первого согласного звука в словах (Монета, Халат, Самолет).
- Определение последнего согласного звука в словах (самолеТ, насоС).
• Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).
• Синтез односложных слов, складывающихся из трех звуков (Шнобель, МОХ, СОН).
• Анализ односложных слов, складывающихся из трех звуков (СОМ, СУП, МАК, МЕЛОК).
• Определение позиции согласного звука в словах (начало, финиш).
• Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).
• Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).
• Синтез двусложных слов, складывающихся из двух открытых слогов (МУХА, СОВЫ).
По собственному интеллектуальному формированию, психотерапевтической готовности к систематическому обучению, и состоянию речи дети в массовых группах воображают пеструю картину. У большинства из них в 4 года еще не закончено становление верного произношения, следовательно, нельзя говорить и о завершении формирования фонематического восприятия.
В большинстве случаев недостатки произносительной стороны речи касаются шипящих (Ш, Ж,Ч, Щ), сонорных (Р, РЬ, Л) и в отдельных случаях — свистящих звуков (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц). Реже видятся дети, имеющие более важные нарушения, для коррекции которых требуется вмешательство логопеда (неспециализированное недоразвитие речи, дизартрия, алалия, ринолалия и пр.).
Что это за недостатки и как воспитателю, родителю подметить их и хотя бы примерно отличить друг от друга? Так как ребенок в 4 года может сказать неправильно в силу физиологических (возрастных) обстоятельств. Остановимся на этом подробнее.
Алалия— в переводе таковой термин свидетельствует «отсутствие речи». Но это не совсем так. Дети с моторной алалией говорят, но в 4-5 лет их еле понимают кроме того родители. Это самая стойкая речевая аномалия, замечаемая в случаях поражения либо недоразвития речевых территорий коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (по окончании 2,5 — 3 лет) начало речи, медленный темп пополнения словарного запаса, активное пользование в общении жестами и мимикой.
Вот примеры речи 4-летнего ребенка- алалика: па ту — жест (отец приехал на машине), ма ам — жест (мама, я желаю имеется), котя в том месте — жест (кошка в том месте — жест, изображающий драку).
направляться предотвратить воспитателей и родителей, что отмеченные недостатки речи самопроизвольно не проходят и для их устранения требуется продолжительная, систематическая, квалифицированная работа логопеда.
По отечественным наблюдениям общее число детей в средних группах массовых детских садов, произносительная сторона речи которых (по различным обстоятельствам) еще не нормализована, приближается сейчас к 50% -ной отметке.
Слуховые и артикуляционные представления ребенка о звуке не смогут быть однозначными, в случае, если звук воспринимается и произносится неточно, неправильно. Конкретно исходя из этого упражнения в совершенствовании фонематического восприятия, формировании навыков синтеза и звукового анализа рекомендуется проводить на материале легко принимаемых и верно произносимых звуков раннего онтогенеза (личного развития). Большинство детей произносит их верно приблизительно к 3 годам (Т.Б. Филичева). К таковым относятся гласные звуки (А, У, И, О, Ы), вокализованные согласные долгого произнесения с преобладанием голосового тона (М, Н, В), смычные согласные, произносимые кратко (Б, П, Д, Т, Г, К), щелевые глухие согласные, произносимые длительно (X, Ф, С).
Синтезируя слова посредством знаков мы легко, в игровой форме, при громадной заинтересованности детей достигаем у них навыка слияния звуков, моделируем процесс чтения.
Разбирая (расчленяя) полученные по окончании соединения звуков слова, мы подготавливаем дошкольников к верному, грамотному письму.
Целый учебный материал по подготовке к обучению грамоте мы предлагаем распределить на 10 занятий (как указано в пособии Л.Е. Журовой и др. «Подготовка к обучению грамоте в детском саду». Минск, 1992).
На каждом занятии детей направляться знакомить с двумя-тремя новыми звуками и таким же числом соответствующих знаков. Все занятия проводятся в форме разнообразных игр, описание и название которых дается ниже.
Длительность каждого занятия образовывает приблизительно 20 мин., регулярность проведения — один раз в неделю. Воспитателям массовых групп мы рекомендуем ознакомиться с методическими рекомендациями, применение которых окажет помощь повысить эффективность занятий.
При обычном уровне речевого и интеллектуального развития ребенок в 4 года овладевает всей совокупностью родного языка: говорит связно, развернуто, верно произносит все звуки речи. Его словарный запас (согласно данным Е. А. Аркина) образовывает около 2000 слов. Это так называемая «высокая норма».
В случаях «низкой нормы» единичные искажения звукопроизношения смогут сберигаться до 4,5 лет и исчезают самопроизвольно, без вмешательства эксперта.
Остановимся на случаях речевой патологии.
Неспециализированным недоразвитием речи(ОНР) принято вычислять такую форму речевой странности, при которой у ребенка с обычным слухом и первично сохранным интеллектом в возрасте 4- 5 лет оказываются несформированными все компоненты языковой совокупности: фонетика, лексика и грамматика.
Вот как, к примеру, выглядит пересказ сказки «Курочка Ряба» 5-летним ребенком с неспециализированным недоразвитием речи: мика бизя, воти во так (жест), иська мпа (мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало). Таковой рассказ несовершенен фонетически (пропуски, замены звуков), лексически (замена слова жестом) и грамматически (отсутствие согласования слов).
Дизартрия— стойкое нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией (обеспечение нервной проводимости) органов речевого аппарата. Такие дети говорят невнятно, высовывая язык либо отклоняя его в сторону, довольно часто с обильным слюноотделением; их еле понимают окружающие.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное неправильным участием носовой полости в речевом акте. Обращение таких детей еще именуют «гнусавой». Как правило они говорят в шнобель, имеют расщелину верхней губы и жёсткого нёба. Время от времени по окончании соответствующей операции (без занятий с логопедом) ринолалия сохраняется и ребенок говорит малоразборчиво.
замыслы занятий
по подготовке к обучению грамоте с применением особой символики
для детей 4-летнего возраста
(массовые группы)
Занятие 1. Понятие о звуке и слове, о маленьких и долгих словах. Знакомство со звуками А, У, И, их образными аналогами, зрительными символами и артикуляцией.
• Выделение в словах первого гласного звука (А, У, И).
• синтез и Анализ сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).
• Подбор слов с заданным звуком (А, У, И).
Игры: «Ходит ежик на протяжении дорожек» (1-й вариант), «Живые звуки», «Различные загадки кота Васятки», «Для кого картина?»
Занятие 2. Знакомство со звуками О, Ы, их образными аналогами, зрительными символами и артикуляцией.
• Определение первого и последнего гласного звука в словах (АвтобусЫ).
• Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, гор).
• Определение наличия или отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О).
• Выделение ударного гласного в словах (картИны, посУда),
• Подбор слов с заданным звуком (О, Ы).
Игры: «Разбежались и собрались»,«Различные загадки кота Васятки», «Пропускаем мы во двор слов особых комплект», «Разложи предметы (картины) к знакам».
Занятие 3. Знакомство со звуками М, Н, В, их образными аналогами, зрительными символами и артикуляцией.
• Определение первого согласного звука в словах (М, Н, В).
• Синтез слов, складывающихся из двух гласного: АМ и звуков (согласного, УМ, ВЫ, ОН).
• Подбор слов с заданным звуком (М, Н, В).
Игры: «Магазин», «Различные загадки кота Васятки», «Собираем пуговки», «Подставь знак к предмету (картине)».
Занятие 4. Знакомство со звуками К, Т, П, их образными аналогами, зрительными символами и артикуляцией.
• Определение последнего согласного звука в словах (К, Т, П).
• Определение гласного звука в середине односложных слов (кОт, пУх, бЫк).
• Определение наличия или отсутствия в словах согласного звука (К, Т, П).
• Подбор слов с заданным звуком (К, Т, П).
Игры: «Почтальон», «Мяч не трогать иль поймать — попытайтесь отгадать»,«имя и Предмет».
Занятие 5. Знакомство со звуками Б, X, С, их образными аналогами, зрительными символами и артикуляцией.
• Синтез односложных слов, складывающихся из трех звуков (МОХ, МАК, БАК, БОК, БЫК). Преобразование слов, методом замены одного звука (знака).
• Подбор слов с заданным звуком (Б, X, С).
Игры: «Разложи предметы (картины) к знакам», «Различные загадки кота Васятки», «Подарки гостям».
Занятие 6. Уточнение звуковых и артикуляционных различий звуков Б — П, Т — Д, Г — К, и их зрительных и жестовых знаков.
• анализ и Синтез односложных слов, складывающихся из трех звуков (ДОМ, ДЫМ, ДАМ, В том месте, КОМ, СОМ). Преобразование слов, методом трансформации одного звука.
• Подбор слов с заданным звуком (Б—П, Д — Т, Г — К).
Игры: «Для кого картина?», «Разберем и соберем», «Различные загадки кота Васятки «.«Подарки гостям».
Занятие 7. Уточнение звуковых и артикуляционных изюминок звуков К, X, С и их зрительных и жестовых знаков.
• Определение позиции согласного звука в словах (начало, финиш).
• Подбор слов с заданным звуком.
Игры: «Сумка-задумка», «Что на елочке висит?», «Отыщем запрятанные слова».
Занятие 8. Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).
• анализ и Синтез слов (СОН, Шнобель, СОМ, САМ).
• Подбор слов с заданным звуком (С, 3, Г, К,Д, Т).
Игры: «Какой игрушки не стало?», «Цветик-семицветик», «Отыщем в памяти сказку».
Занятие 9. Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ).
• Подбор слов с заданным звуком (Ф, В, П, Б, К, Г).
Игры: «Разбежались и собрались», «Кубик», «Различные загадки кота Васятки».
Занятие 10. Синтез двусложных слов, складывающихся из двух открытых слогов (МУХА, ВАТА, ДУБЫ, СОВЫ, СУПЫ).
• Подбор слов с заданным звуком.
Игры: «Чудесная карусель», «Собираем пуговки», «Нам пришло письмо из Звукограда».
Описание перечисленных в замыслах игр смотрите на страницах 27-30.
На каждом из занятий при знакомстве детей с новым звуком нужно растолковать его артикуляцию. В отечественном описании черт звуков по их артикуляционным показателям мы попытались, во-первых, отразить сущность фонемообразования: наличие преграды для выдыхаемой струи воздуха в виде смычки либо щели в ротовой полости, или отсутствие такой, и на этом рекомендуем концентрировать внимание детей. И, во-вторых, для игровой обстановке ввели «конфликт» между его противниками и Воздухом: теми, кто чинит ему препятствия на пути перемещения (Язык, Зубы, Губы и пр.). При описании артикуляции согласных звуков учтен порядок их изучения в логопедических группах.