ЖД моделизм — популярный у нас и во многих зарубежных государствах вид технического творчества. Он включает конструирование моделей рельсового транспорта, приборов и станционных устройств, и проведение разных конкурсов и соревнований.
В совокупности учебных заведений Министерства путей сообщения СССР ЖД моделизм взял развитие у нас в стране в 50-е гг. Сейчас он существует и начинается на станциях юных техников при железных дорогах, в специальных ПТУ, а также в кружках моделистов при детских железных дорогах.
В Москве наибольшее число энтузиастов для того чтобы конструирования объединилось около созданного в 1978 г. музея ЖД моделизма при Центральном клубе железнодорожников. И не смотря на то, что члены этого клуба не имеют собственных проектов, но их модели — итог настоящего творческого поиска. В этом кружке трудятся над историческими моделями паровозов. Так, участникам клуба удалось воссоздать легендарный паровоз Ов-7024, отремонтированный на первом коммунистическом субботнике в 1919 г. С того времени как паровоз данный стал на место вечной стоянки в депо Москва-Сортировочная, прошли десятилетия, и его внешний вид существенно изменился. Моделисты столицы совершили кропотливейшую работу по его реконструкции. Они сделали чертежи, после этого модель — правильную копию паровоза и после этого уже внесли уточнения в сам вид паровоза.
Ведется в клубе работа по реконструкции первых паровозов, показавшихся в РФ в начале XIX в. Это тяжёлая задача, поскольку не сохранилось кроме того точных чертежей этих паровозов.
Моделисты-историки довольно много занимаются и воссозданием вида ЖД техники, которая связана с годами гражданской и Великой Отечественной войн. Так как железнодорожники вписали много славных страниц в историю нашей страны.
Но основное направление творчества моделистов — копирование современной ЖД техники, в первую очередь электровозов. Дабы сделать модель локомотива, нужно владеть разнообразными знаниями: от механики до автоматики. Нужно мочь кроме этого трудиться на металлорежущих станках, быть мало металлургом.
В отличие от исторических моделей-макетов модели-копии (см. Моделирование, моделизм), создаваемые в модельных кружках при детских железных дорогах, участвуют в соревнованиях. Эти соревнования проводятся в зале, где заблаговременно уложены рельсы миниатюрной дороги строго определенного масштаба, в котором строятся и сами модели. Модели соревнуются на скорость прохождения участка пути длиной 20 м. Наряду с этим стартует лишь локомотив, без состава. И бегают такие модели достаточно скоро.
На силу тяги и экономичность соревнуются модели с составом. Зачетным показателем при опробованиях есть отношение массы состава к собственной массе модели, расход энергии в ватт-секундах (Вт*с) на 1 кг массы и время следования. Громадное внимание уделяется на таких ходовых опробованиях совокупностям управления. Намерено оценивается четкость работы автоматических устройств. В соревнованиях участвуют не только модели, делающие заблаговременно запрограммированные действия, но и радиоуправляемые модели.
На техкомиссии судьи-специалисты оценивают кроме этого грамотность конструкций и эстетику внешнего оформления. Громадные требования предъявляются и к самим моделистам. На техкомиссии, например, непременно выясняют, как глубоко моделист знает устройство тепловоза и электровоза.
Сейчас в ЖД моделизме начало развиваться и поисковое направление — конструирование транспорта будущего.
С уверенностью возможно утверждать, что ЖД моделизм — один из самых сложных и занимательных видов моделизма. Занятия им расширяют кругозор, содействуют формированию нужных практических навыков.