Среди французских мыслителей XVIII в. выделяется броская и самобытная фигура Жана Мелье. Скромный деревенский священник, выходец из народа, он стал ярым атеистом, соперником церкви и всякой религии и отразил чаяния угнетенных весов Франции.
О жизни Мелье мы знаем мало. Появился он в 1664 г. и совершил собственный детство в деревне, в Шампани. По окончании духовного училища Мелье занял место деревенского священника в тех же краях и практически постоянно жил в том месте до конца своей жизни. Он добросовестно нес собственные обязанности: справлял церковные работы, просматривал проповеди. Как священник Мелье должен был учить население украины королю и сеньорам, внушать своим прихожанам веру в всевышнего, в загробную судьбу. В тайне же от людей Мелье писал книгу, где дал выход своим настоящим убеждениям. Он назвал ее «Завещание».
Во вступлении к «Завещанию» Мелье признает, что профессию священника он избрал не самостоятельно. Он говорит об угрызениях совести, каковые испытывал, проповедуя религиозную неправда. Неоднократно желал он публично покаяться перед прихожанами, но ужас, превышающий его силы, удерживал его и вынуждал молчать: за такие взоры ему угрожали ожесточённые кары. Лишь готовясь к уходу из судьбы, он почувствовал себя в силах сделать то, на что не имел возможности решиться раньше: открыто высказать в далеком прошлом и глубоко продуманную им правду о людских отношениях, о религии, о стране, об публичном строе. Предполагают, что Мелье наложил на себя руки, не хотя более нести противоречащие его убеждениям обязанности священника.
Рукопись «Завещания» нашлась по окончании смерти Мелье среди его бумаг. Скоро стали распространяться копии данной рукописи. Одна из копий попала в руки Вольтера, что вел ожесточенную борьбу с католической церковью. В лице Мелье Вольтер отыскал союзника. Но устрашенный революционными и коммунистическими взорами Мелье, Вольтер решил напечатать только выдержки из «Завещания». Лишь в 1864 г., спустя более ста лет по окончании смерти Мелье, «Завещание» было напечатано абсолютно.
О чем же писал Мелье в собственном «Завещании»? В какой обстановке сложились его взоры?
Начало XVIII в. — один из самых тяжелых периодов в жизни французского крестьянства феодальных времен. Бремя феодальных повинностей стало невыносимым. Правительство Людовика XIV высасывало из деревни все, что в ней оставалось по окончании удовлетворения требований светских и духовных феодалов. В деревне неизбежно должны были увеличиваться стихийные революционные настроения. Подавляемые в одних местах, крестьянские восстания вспыхивали в других, и их ликвидация обычно потребовала от феодального правительства больших упрочнений.
Восставший американский народ свергает статую король Англии Георга III. Живописец А. А. Лурье.
страдания и Нищета угнетенной деревни — таковы были главные впечатления Мелье. В его «Завещании» отразились те чаяния и революционные настроения, каковые зарождались в сознании деревенской бедноты. Страницы книги Мелье пропитаны ненавистью и гневом к угнетателям.
Все люди равны по природе, утверждает Мелье. Все имеют равное право жить, пользоваться собственной свободой и некоей частью земных благ. Зависимость между людьми, которая одних чересчур возвышает, а вторых унижает, одним дает через чур много, а вторым— ни чего, несправедлива и ненавистна. Мелье беспощадно осуждает феодальные порядки во французской деревне. Крестьяне — рабы знатных. Нет человека более жалкого и несчастного, чем французский крестьянин. Он трудится на знатных; напрягая все собственные силы, он чуть получает на пропитание себе самому. Самый мелкий дворянчик заставляет крестьян трепетать перед собой и старается урвать у них что лишь сможет. Бедные люди были бы радостны, если бы их не терзали эти злые гады; бедные люди будут всегда несчастны, если не отделаются от господ.
Зло пребывает в том, что за счет народа живет множество людей, совсем для него ненужных. К числу таких тунеядцев Мелье относит и духовенство. Все эти аббаты, каноники, монахини и монахи — какую пользу приносят они миру, какие конкретно услуги оказывают обществу? Какое сумасшествие содержать их за счет чужого труда!
Громадный раздел «Завещания» Мелье посвящает критике абсолютизма — неограниченной королевской власти. Все властители, все князья и короли — тираны; таково главное положение Мелье. Все зло единовластия возможно видеть на примере Франции. Французские короли — как бы мелкие всевышние. Они уверены в том, что им в собственности неограниченная власть над имуществом и жизнью подданных. И они не жалеют ни данной жизни, ни этого имущества. Дабы заполучить серебро и золото собственных подданных, короли облагают народ все новыми налогами. В случае, если народ не в состоянии их платить, в сёла посылаются воины, каковые выколачивают из крестьян подати, причем народ обязан еще содержать этих насильников. Зря ссылаться на бедность — жалоб не выслушивают. Под страхом тюремного заключения и конфискации имущества бедные отдают королю собственные последние гроши. Не народы созданы для правителей, а правители — для народов, утверждает Мелье.
В собственном протесте против угнетения человека человеком Мелье поднимается до критики частной собственности по большому счету. Люди, пишет он, ведут ожесточённую борьбу за достаток. Самые сильные, умные, ловкие, довольно часто самые злые, недостойные побеждают в данной борьбе и захватывают в собственные руки все жизненные блага. Появляется возмутительное неравенство: одни обжираются и опиваются, в то время как другие умирают от голода; одни ничего не делают, а другие изнемогают от труда, не имеют отдыха ни днем, ни ночью. Личная собственность является источником неисчислимых зол и страданий.
Запись добровольцев в революционную армию Франции. Живописец Н. И. Гришин.
Но каким же образом меньшинство ухитряется властвовать над большинством и эксплуатировать его? По какой причине угнетенные терпят и повинуются?
Сильные мира, само собой разумеется, пользуются прямым насилием для поддержания удачного им порядка. Но основное — народы добровольно подставляют собственные шеи под ярмо, одураченные умной ложью. Эта неправда — религия.
«О дорогие приятели, — говорит Мелье, — если бы вы знали, какой лжи вас учат под видом религии!» Христианская религия рекомендует людям терпеливо сносить холод и голод, унижение и угнетение. Священники, выручая людей от мнимого, несуществующего ада, обрекают их в данной жизни на муки настоящего ада. Но хуже всего повеление обожать собственных неприятелей и делать им добро. Это правило, противоречащее справедливости и здравому смыслу, очевидно на пользу злым и содействует угнетению хороших. Только освободившись от христианской и других религий, угнетенные осознают, что они есть в праве бороться за собственный земное счастье. А без борьбы с угнетателями народ не имеет возможности вернуть справедливость.
Первое условие успешности данной борьбы — единодушие, солидарность. «Объединяйтесь же, народы! — восклицает Мелье. — поддерживать друг друга: дело идет о том, что одинаково принципиально важно для всех народов. Вас портит то, что вы сражаетесь друг против друга, вместо того дабы сражаться в одних последовательностях за общее дело… Все зависит от народа, все держится на нем; стоит вам захотеть, и тирания падет…»
Мелье рисует картину «честного и разумного» общества, в котором стёрта с лица земли личная собственность. В этом обществе люди будут «обладать богатствами и благами почвы сообща и на равных правах и пользоваться ими кроме этого сообща и равномерно». Все люди обязаны учавствовать в труде. Обитатели каждого города либо прихода составят как бы одну семью. Они должны обожать друг друга, как сестры и братья, должны жить совместно, пользоваться однообразной пищей, иметь одинаково хорошую одежду. Так провалится сквозь землю нищета и бедность. Управление такими общинами должно принадлежать самый опытным и умным. Не будет краж, убийств и грабежей, никому не нужно будет надрываться на чрезмерной работе…
«Завещание» Мелье — произведение, превосходное по последовательности и своей цельности. Оно пронизано единой идеей — идеей борьбы против всех видов угнетения. Личная собственность порождает неравенство и эксплуатацию бедных богатыми; монархия защищает порядок, основанный на неравенстве, и сама принимает участие в эксплуатации; религия собственными нелепыми сказками усыпляет угнетенных, освящает существующее зло; учение о бессмертии и боге души, о будущей жизни является средством держать бедных в покорности. Сделав эти выводы, Мелье с неуклонной последовательностью отвергает личную собственность, монархию, христианскую религию и приходит к революционным и коммунистическим взорам.
Само собой разумеется, представления Мелье о «разумном и честном» обществе примитивны и утопически наивны. Мелье жил задолго перед тем, как созрели условия для коммунистического общества. Во времена Мелье еще не было пролетариата — главной силы, талантливой уничтожить эксплуататорский строй и выстроить коммунизм.
В XVIII в. во Франции выступали и другие мыслители, грезившие об обществе без частной собственности. Но лишь у Мелье эти идеи сочетаются с просьбой к объединению угнетенных для противодействия угнетателям . Среди французских мыслителей XVIII в. было много соперников религии и христианской церкви. Но лишь Мелье разоблачил религию как средство эксплуатации трудящихся весов.
Данный деревенский священник — несомненный предшественник коммунистов-утопистов времени буржуазной революции, Бабефа и его соратников, поднявших в 1796 г. знамя восстания во имя социальной справедливости и всеобщего равенства.