В XX в., особенно по окончании Великой Октябрьской социалистической революции, заметно усилился процесс идейного размежевания в мастерстве. Реакционные писатели выступили с произведениями, враждебными демократическим рвениям человечества. Многие буржуазные писатели стали открыто помогать финансовому мешку, всячески приукрашивая жизнь при капитализме, оправдывая империалистическую колониальную политику.
Вместе с тем XX век — это эра рождения писателей нового типа, занявших революционную позицию в оценке публичной судьбе. Передовые писатели отечественного столетия заметили в живописце борца, трибуна, мыслителя, понявшего ответственность перед человечеством. В собственных произведениях они мастерски отразили опыт борьбы трудящихся, невиданный в истории рост революционного сознания в народных весах на всех континентах.
Вряд ли возможно назвать другую эру развития культуры, в то время, когда интернациональные неприятности, те, что тревожат все люди, всегда преобладали бы в художественном мышлении над частными вопросами либо узконациональными проблемами. Прогрессивные писатели XX в. могут ставить и разрешать вопросы, которые связаны с оценкой современного исторического момента и пониманием возможностей развития общества. Это писатели старшего поколения: А. Франс, Г. Дж. Уэллс, Дж. Б. Шоу, Т. Манн и Г. Манн, Р. Тагор, Т. Драйзер, Р. Роллан и другие.
Живописцы с совсем разным творческим почерком, выросшие в ничем не похожих национальных условиях (к примеру, А. Франс и Лу Синь, Р. Тагор и Т. Драйзер), уроженцы разной социальной среды, эти писатели, довольно часто значительно отличавшиеся и по своим взорам на судьбу, были единодушны в собственном жёстком решении суда буржуазным отношениям и империализму. Писатели-реалисты, гениальные бытописатели, сатирики, психологи, они осудили до крайности усилившуюся эксплуатацию весов, власть денег, истребительные войны.
Любопытно, что все они горячо приветствовали исторические победы интернационального пролетариата, поднявшегося во главе публичного прогресса, и передовой форпост пролетарского перемещения — победившую у нас Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
Прогрессивные писатели, выступившие уже по окончании всемирный войны, которая застала западную интеллигенцию неожиданно, имели за собственными плечами опыт старшего поколения. Многие осудили войну морально, видя в ней правонарушение против человечности (Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер).
В отличие от писателей-пацифистов (они продолжительное время не могли сделать верных выводов из опыта первой мировой) революционные писатели за М. Неприятным и В. В. Маяковским, М. Андерсеном-Нексё и А. Барбюсом поняли социальную и политическую природу империализма, противопоставив его идеологии социалистический идеал.
В послеоктябрьский период, понемногу охватывая все более широкий круг государств, в зарубежной литературе утверждается способ социалистического реализма. Его тематику выяснила антифашистская и антиколониальная борьба современных народов, насчитывающая уже много лет.
Новаторский подход к жизненному материалу, который связан с активным участием живописца в революционном перемещении, новый взор на его место и человека в обществе выяснили идейное содержание мастерства социалистического реализма. Новый в истории художественный способ проложил себе дорогу в мастерстве капиталистических государств, стал ведущим в литературе социалистических государств, обогатил новым содержанием мастерство борющихся и одержавших уже много зависимых народов стран и побед колоний.
Громадный подъем переживает литература населений украины Азии (Японии, Индии и др.), обогатившаяся новыми произведениями, отразившими послевоенный опыт побед и борьбы народов этих государств, их национальную судьбу, неприятности, каковые с особенной остротой поднимаются перед молодежью.
Новая литература Латинской Америки и стран Африки правдиво обрисовывает жизнь и борьбу народов этих континентов за собственную национальную независимость. На фоне современной катастрофе Чили, страны, появлявшейся в руках фашистской военщины, еще бросче стала фигура мужественного национального поэта Пабло Неруды, отправившего проклятие фашистской хунте. Мировую известность купили произведения колумбийского прозаика Г. Гарсия Маркеса, что в романе «Сто лет одиночества» с гуманистической страстностью и философской глубиной ставит наиболее значимые вопросы людской бытия.
Прогрессивная литература отечественного века одержала великие победы в борьбе с политической реакцией, стала силой, талантливой сплотить миллионные массы, сделать национальный опыт одной страны достоянием всех народов.