Помимо этого, детей учат захватывать предметы одной рукой, противопоставляя громадный палец остальным, удерживать предмет в руке, делая с ним определенные действия. Для данной цели выполняют игры: «Забери кольцо», «Дотянись погремушку», «Сыграем салютиками», «Вот какой флажок» и т. д.
В целях предстоящего совершенствования ручной моторики нужно учить детей делать целенаправленные действия, к примеру метание. В случае, если ребенок затрудняется, взрослый делает это задание вместе с ребенком. К примеру: дети берут мячики из корзины и бросают их в громадную мишень, укрепленную на стене либо находящуюся на полу. Они обучаются бросать мячи в цель (в корзину, обруч, доску). Сперва одной рукой, а после этого двумя. Детям даются мячи различного материала. Дабы закрепить эти умения, с детьми выполняют следующие игры: «Попади в кольцо», «Кинь шары в корзину», «Прокати мяч в ворота», «Кати-лови» и т. д.
Особенное внимание уделяется исполнению Упражнений и заданий, каковые сопровождаются речью педагога. К примеру, взрослый говорит: «Ветер дует нам в лицо», — ребенок машет руками себе в лицо; «Закачалось деревцо», — ребенок поднимает руки вверх; «Ветерок все тише, тише», — с поднятыми руками Ребенок делает наклоны вправо, влево; «А кроха все ниже, ниже», — ребенок при этих словах присе-дает.
В следствии совершённых занятий по физическому формированию у детей совершенствуются следующие перемещения: ползание, лазание, перелезание; ползание по ковровой дорожке, по доске, положенной на пол (ширина 30—35 см), по наклонной доске (высота 20—25 см) с подползанием под веревку (высота 30—35 см), по скамье; лазание по гимнастической стенке произвольным методом; перелезание через 1—2 скамьи (расстояние 1—1,5 м одна от второй); пролезание между рейками лестничной пирамиды, палатки либо башни.
Помимо этого, на занятиях по физическому формированию с детьми проводятся упражнения с предметами для развития целенаправленных равновесия и движений. К примеру, упражнения с флажками: перемещения рук вверх-вниз; помахивание флажком вверху над головой одной рукой; упражнения с мячом: отталкивание двумя руками громадного мяча, подвешенного в сетке; катание среднего мяча друг к другу, сидя в парах; катание среднего мяча к взрослому; бег за мячом, кинутым педагогом; бросок мяча в корзину стоя; бросок малого мяча вдаль и бег за мячом (расстояние 30—40 см). С детьми проводятся упражнения, каковые выполняются по показу: ходьба по дорожке, выложенной из каната (ширина 30—35 см); ходьба по доске с немного поднятым краем (высота 15—20 см). Детям предлагаются следующие подвижные игры: «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Птички полетели», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Беги — ловлю», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню», «Лошадки».
Основное в занятиях по физическому воспитанию — организовать у детей интерес к овладению главными перемещениями (ходьбой), свойство подражать действиям и движениям взрослого.
Познавательное развитие.Рвение к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте при обычном развитии, придавая ребенку раннего возраста неповторимый вид практического исследователя. Громадное значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет рвение не только рассмат-
ривать предметы, но и функционировать с ними: расчленять, соединять, конструировать из предметов, экспериментировать с ними. Под влиянием предметной деятельности, игры и общения в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Самый интенсивно начинается восприятие. Оно образовывает центр сознания ребенка. Восприятие — фундаментальная психологическая функция, снабжающая ориентацию ребенка в окружающем мире.
Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание, что формирует для ребенка территорию его предстоящего развития. Применение опредмеченных слов-названий оказывает помощь углублению и развитию восприятия разных качеств предметов (величины, формы, цвета, функции).
В практической деятельности у ребенка начинается не только восприятие, но и мышление, которое в это время имеет наглядно-действенный темперамент. Методом практического экспериментирования ребенок открывает новые средства с целью достижения целей. К примеру, добывает один предмет посредством другого: закатившийся мячик посредством палки (лопатки, щетки), поднимается на стул, дабы дотянуться до висящего шарика.
К концу третьего года у нормально развивающегося ребенка ознакомление с окружающим миром получает четко выраженный познавательный темперамент. Дети деятельно стремятся получить данные об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов типа: «Где ночует солнышко?», «Где живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.
Коррекционно-педагогическая работа по познавательному формированию детей третьего года судьбы с органическим поражением ЦНС направлена на сенсорное воспитание, формирование наглядно-действенного Мышления, ознакомление с окружающим миром, развитие предметно-игровых действий, развитие коммуникативных способностей и речи, формирование игровых предпосылок и действий к продуктивным видам Деятельности.
Сенсорное воспитаниенаправлено на развитие у ребенка ориентировочно-исследовательских действий, восприятия предметов с позиций их функционального назначения, ориентировки на качества и свойства предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие. Сенсорное воспитание включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого свойства и предмета в слове, и формирование связи между всеми анализаторными совокупностями (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).
На первых занятиях педагог направляет свои силы на удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном насыщении, предметной новизне; на обеспечение развития познавательных функций руки и сенсорно-двигательной координации в ходе манипулирования, на пробуждение познавательной активности: «Что это?», эмоционально-делового общения со взрослым, пробуждение речевой активности.
Принципиально важно наряду с этим учить детей фиксировать взор на предмете, что находится в руке, прослеживать за движущимся предметом — вправо, влево, вверх, вниз. Громадное внимание на занятиях уделяется восприятию детьми разных игрушек и предметов, каковые их окружают. Педагог понемногу обыгрывает с детьми разные игрушки, показывая им, что с игрушками возможно делать разные действия. Так, к примеру, педагог приносит разные коробочки, мешочки, завлекая ребенка совместно открывать коробочки, задаёт вопросы: «Что в том месте? Давай дотянемся из коробочки игрушку. Вот юла, она крутится. А вот в мешочке — вторая игрушка, мячик, он катится» и т. д. После этого де- тям предлагают выделить эти игрушки среди вторых предметов, указать на них жестом, принести, поиграть с ними.
По окончании того как дети обучатся выделять и воспри- нимать кое-какие игрушки и предметы, работа проводится по совершенствованию и развитию ориенти- ровочной деятельности на качества и свойства пред- метов. Сначала детей учат различать предметы по фор- ме. Детям предлагают игровые задания: закрывать крышкамикоробочки, различные по форме, опускать фи-
гурки в различные прорези, вставлять фигурки в пазы, различные по форме; раскладывать предметы в две емкости: в коробку — кубики, в миску — шарики. Итог практических действий ребенка взрослый обобщает жестом и словом. К примеру: «В коробке все такие — кубики, а в миске все такие — шарики». Помимо этого, уделяется внимание формированию тактильно-двигательного восприятия, где ребенка учат добывать из мешочка различные по форме предметы, опираясь на тактильный пример: «Дотянись таковой кубик (либо шарик)», предлагается выбирать из двух форм.
Затем детей учат выбирать предметы определенной формы из трех форм по речевой инструкции. После этого учат детей делать первую группировку по одному показателю (по форме): проводится игра «Что катится?». Итог исполнения задания детьми педагог обобщает жестом и словом: «Тут все круглые, катятся, а тут — угол, угол не катятся — это кубики». Для закрепления умений у детей делать элементарную группировку предлагаются следующие игры: «Принеси все такие игрушки», «Дотянись из мешочка все круглые предметы», «Дотянись из мешочка все кубики», «Давай соберем все шарики», «Сложим все кубики в тележку».
Наровне с развитием ориентировки на форму проводится работа по формированию у детей ориентировки на величину предметов. Наряду с этим принципиально важно научить детей брать мелкие предметы одной рукой, громадные — Двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т.д.), опускать разные по величине предметы в различные коробки: раскладывать их в две коробки — в одну мелкие, в другую — громадные.
Потом детям предлагают делать задания с разными дидактическими игрушками: разбирать и складывать двухместную матрешку (яичко, кубики-вкладыши); собирать пирамидки с учетом величины Колец (из трех колец).
Ответственным направлением в развитии зрительного восприятия являются задания, направленные на со-отнесение игрушки с ее изображением на картине. Тут кроме этого учат детей выделять парные картины (грибы, куклы, елочки, пирамидки, домики). Детям
предлагают выполнить следующие руководства: «Продемонстрируй, где такая картина. Выбери парные картины» в дидактической игре «Лото малышам».
Помимо этого, проводится работа по формированию у детей ориентировки на цвет. Детям предлагают упражнения и игры, направленные на выделение (сличение) сначала желтого цвета: «Заберём желтый мешочек», «Привяжем к желтому мешочку желтую веревочку», «Забери шарик таковой, как у меня, желтый», «Выстрой желтую дорожку», «Разглядим игрушки», «Соберем все желтые игрушки в желтый мешочек», «Выложим желтый цветочек (из мозаики)», «Желтые цыплята», «Отыщи желтую полянку», «Отыщи домик для бабочки». Наряду с этим сначала осуществляется выбор желтого цвета лишь из двух цветов, а после этого из трех, четырех. Затем детей учат именовать желтый цвет. Наряду с этим проводятся следующие игры: «Назовем мячик для мишки», «Какой шарик поймал? », «Отыщи и назови вагончик для матрешки», «Привяжем ленточки к шарикам», «Запрячем бабочек в собственный домик», «Запрячем мышек от кошки». Потом детей учат выделять попеременно следующие цвета: красный, зеленый, светло синий.
Кроме этого проводится работа по формированию целостного восприятия предметов: детей учат собирать игрушки из двух частей (гриб, собачку, паровоз, домик); складывать разрезные картины из двух частей, а после этого из трех частей.
Помимо этого, у детей развивают пространственную ориентировку: знакомят с тем, что в помещении имеется окно, дверь; говорят о том, что одинаковый предмет может пребывать в различном пространственном отношении. Дети делают речевые руководства, включающие ориентировку в пространстве помещения: «Поставь коляску у двери», «Поставь машинку у окна», «Поставь матрешку на (под) стол», «Спрячь машинку под (на) стол». После этого с детьми выполняют игры, где дети сами находятся в различном пространственном размещении: «Игры-прятки», в которых дети сами скрываются у окна (под столом, у двери), наряду с этим педагог любой раз обобщает в собственных высказываниях, где отечественные дети: «Вот они, мои детки, они спрятались у окна», «Вот мои детки, они сидят под столом» и т. д.
При сенсорном воспитании особенное внимание уделяется формированию слухового восприятия, слуховых ориентировочных реакций. Детей учат сосредотачивать внимание и поворачивать голову на звучащую игрушку, на голос взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка; эмоционально реагировать на голос матери. Обучают их по-различному реагировать на спокойную и плясовую мелодию. Наряду с этим употребляются упражнения и следующие игры: «Сыграем на барабане» (металлофоне, бубне, пианино), «Предугадай, где звенит», «Ножки топают, ручки рукоплещут» и т. д.
После этого детей учат различать звучание музыкальных инструментов (шарманку-бубен; свирель-колокольчик; металлофон-пианино — выбор из двух, игра «Предугадай, на чем я играюсь»). Потом формируется у детей ориентировка на бытовые шумы, для этого проводятся игры: «Предугадай, что шумит?» (вода льется из лейки, горох сыплется из банки; звучит заводная игрушка, звенит телефон) (выбор из двух). После этого длится работа с детьми по совершенствованию слухового внимания, фонематического слуха и восприятия. Детей учат различать и именовать неречевые и речевые звуки, применяя игры: «Назови, что звучало (что шумело)», «Предугадай, кто к себе домой пришел?», «Предугадай, кто в домике живет?», «Предугадай, где звенит звонок (дверь, телефон)», «Отыщи, где в помещении музыка» и др.
Так, основное в данной работе — организовать у детей интерес к окружающим предметам и элементарную ориентировку на качества предметов и внешние свойства.
Формирование наглядно-действенного мышления.Развитие мышления у детей раннего возраста тесно связано с восприятием, оно появляется в практической деятельности и направлено на ее обслуживание.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с Поражением ЦНС начинается с формирования предпосылок к становлению наглядно-действенного мышления.
Сначала принципиально важно научить детей делать целенаправленные действия с предметами. Для этого детям Предлагают следующие игровые задания: «Поймай
шарик», «Кати мячик», «Прокати шарики через ворота», «Покатай зайчиков», «Перевези кубики», «Посади грибы», «Посади елочки», «Пересыпь крупу (горох, фасоль, чечевицу)», «Собери шишки (желуди)», «Собери колечки» и т. д.
Наровне с этим нужно научить детей применять вспомогательные средства (тесьму, ленточки, веревки, палочку) при исполнении предметно-игровых заданий: «Покатай матрешку», «Поймай рыбку», «Надуем шарики и привяжем ленточки», «Прокати машинку», «Поймай шарик за веревочку», «Зайка прыгает», «Перевезем игрушки в тележке» и т. д.
В будущем у детей формируются орудийные действия. Для этого с детьми проводятся следующие игры: «Дотянись шарики сачком», «Пересыпь чечевицу ложкой», «Дотянись тележку», «Дотянись камешки из банки», «Поймай рыбку», «Забей гвоздики», «Выстроим заборчик», «молоточек и Шарики», «Покатай куколку в тележке», «Сварим кашу», «Отрежь ножом кусочек теста», «Соберём воду кружкой», «Испечем блины», «Сделаем куличики», «Нальем воду в аквариум» (употребляется ложка, чашка).
После этого громадное внимание уделяется формированию у детей представлений о функциональном назначении бытовых предметов (чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, веревка). Для данной цели проводятся упражнения и игры: «Угости мишку чаем», «Нарисуй ленточки», «Полей цветок», «Поиграй с воздушными шариками», «Покатай матрешку в тележке», «Куклы пришли к себе домой», «Привяжи тесемки к тележкам», «Дотянись воздушный шарик», «Угости зайку», «Испечем пироги». Любой раз по окончании проведения игры педагог обобщает действия детей в словесных высказываниях.
По окончании того как у детей покажутся целенаправленные действия с предметами и они познакомятся с функциональным назначением предметов, и начинается педагогическая работа по формированию наглядно-действенного мышления.
Сначала детей знакомят с практической проблемной задачей и проблемной практической обстановкой. Для этого проводятся дидактические игры: «Заведи игруш-
.
.
кy», «Дотянись ключик», «Дотянись воздушный шарик», «Покорми зайчика», «Дотянись тележку», «Дотянись ма-шинку», «Поймай рыбку», «Лови шарики», «Покатай куколку», «Забей шарики», «Дотянись игрушку», «Дотянись мячик» и т. д. Во всех этих играх обращается внимание ребенка на то, что в случае, если рукой цель-игрушку дотянуться запрещено, то нужно искать предмет-орудие либо предмет-средство, благодаря которому возможно достигнуть цели (дотянуться игрушку). По окончании того как ребенок выполнит задание, взрослый обобщает в собственных высказываниях конечный действий результат и последовательность ребёнка: «Молодец, Миша, ты сперва рукой пробовал дотянуться ключик, но не дотянулся. Ключик висел высоко, а ты мелкий. После этого ты искал, что окажет помощь тебе дотянуться ключик. Ты додумался, забрал стульчик, поднес к шкафу, поднялся на стульчик и дотянулся ключик».
В будущем детей учат переносить привычные методы ответа проблемных практических задач и ситуаций в новые условия, применяя наряду с этим разные предметы орудия и вспомогательные — средства. Наряду с этим детей учат фиксировать итог действий в собственных высказываниях. Для этого проводятся игры: «Звени, колокольчик», «Дотянись тележку», «Что лежит в коробке», «Дотянись камешки», «Поймай рыбку» и т. д. Серьёзной наряду с этим остается задача развития у детей фиксирующей и сопровождающей функций речи. Эти задачи решаются в ходе проведения с детьми дидактических упражнений и игр: «Заведи игрушку», «Дотянись мяч», «Выстрой мостик», «Выстрой заборчик» и др.
Основное в данной работе — подвести детей к тому, дабы у них появилась ориентировка на применение запасных средств либо орудий в той ситуации, В то время, когда игрушку-цель рукой дотянуться запрещено (игрушка находится или высоко, или на большом растоянии).
Ознакомление с окружающимнаправлено на совершенствование и расширение у детей чувственного опыта, восприятие природных объектов и природных Явлений, формирование элементарных представлений об окружающей действительности.
При ознакомлении детей с окружающим миром основное — организовать у них познавательный инте-
pec к явлениям и предметам окружающей действительности. В комнате, где дети занимаются, создается особая обстановка, в то время, когда им дают игрушки, предметы, каковые находятся в коробочке (либо в сумочке, пакетике, под салфеткой). Перед тем как дать ребенку эту игрушку (предмет) для занятий, взрослый задаёт вопросы: «Что в том месте? Давай посмотрим». Педагог активизирует действия ребенка: открыть коробочку, дотянуться оттуда игрушку, дотянуться игрушку из мешочка, развивая тем самым интерес к тем предметам, каковые его окружают.
Принципиально важно кроме этого, дабы дома взрослые обращали внимание ребенка на предметы ближайшего окружения: «Где телевизор? Где диван? Где стульчик? В том месте Миша сидит. Вот кроватка, Миша в том месте спит, баю-бай. Глазки закрывает Миша»; на окружающих животных: «Где собачка? Вон она побежала. Она лает — семь дней-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит — кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко».
После этого нужно учить детей выделять явления и предметы окружающей действительности по словесной инструкции: «Вот отечественные игрушки, соберем их в корзину (в коробку)», «Где кукла? Давай запрячем куклу!», «Где Мишино пальто? Наденем пальто, Мише будет тепло!». Внимание ребенка обращают на события в ежедневной судьбе: «Вот пришла мама», «Мама дома», «Отец уже ушел — нет папы», «Вот кто-то в том месте идет. Посмотрим, кто же к нам пришел? Это бабушка к нам пришла», «Вот телевизор, включили, наблюдаем телевизор», «на данный момент отключим его, уже не работает телевизор» и т. д.
Главным направлением при ознакомлении детей с окружающим есть знакомство их с предметным миром и с функциональным назначением этих предметов: «Продемонстрируй, чем будем кушать? Вот она, ложка, кушать будем ложкой. Продемонстрируй, из чего будем выпивать? Выпивать будем из чашки»; «Продемонстрируй, в чем будем готовить суп?» «Продемонстрируй, на чем отправимся к себе?»; «Продемонстрируй, что будем надевать на себя?»; «Продемонстрируй, где куртка? Куртку надеваем, в то время, когда идем гулять»; «Продемонстрируй, что надеваем на головку, в то время, когда идем гулять»; «Продемонстрируй, что наденем на ножки, в то время, когда идем гулять» и т. д.
.
После этого детей учат соотносить предметы окружающей действительности с их изображением на картинах: «Продемонстрируй на картине, где такая игрушка?», «Принеся игрушку, такую, как на картине», «Разложи игрушки к своим картинам», «Отыщи такую картину», «У кого такая картина» и т. д.
В будущем детей учат выделять предметы (посуду, одежду) по функциональному показателю, выясняя их изображения на картинах: «Продемонстрируй, в чем будем варить суп? Вот она — кастрюля, в ней будем варить суп. Продемонстрируй, где чайник? В чайнике будем кипятить воду. А позже заварим чай. Продемонстрируй, чем будем резать огурец? Вот нож, будем резать огурец» и т. д.
Затем детей знакомят с группировкой предметов по функциональному назначению. Для этого с ними проводятся следующие дидактические игры: «Разложим предметы в две коробочки». В одну дети ставят посуду, в другую — игрушки. Педагог обобщает: «В данной коробочке находятся все игрушки, а в данной — посуда. Поставим отечественные игрушки на полочку», «Где отечественные игрушки? Давай их отыщем и поставим на полочку. А сейчас поставим посуду в буфет. Где отечественная посуда? Давай ее поставим в буфет. Вот одежда для куклы Кати, ее нужно повесить в шкаф» и т. д.
Наровне с ознакомлением детей с предметным миром проводится работа по обогащению их представлений об явлениях природы и окружающей действительности. На прогулке внимание детей обращают на то, что около происходит, взрослый говорит: «Посмотрим, что на улице. Ливень идет, около довольно много воды»; «Машина едет, машина уехала»; «Кто в том месте ходит. Вот в том месте дядя идет. Девочка с мамой идут и говорят. А вот мальчик едет на велосипеде» и т. д.
Потом внимание детей обращается на причинно-следственные связи в явлениях природы, жизни лю-дей. К примеру: «Ветер дует — деревья качаются, лис-тья летят; дождик идет — дорожки влажные, лужи, люди идут с зонтиками. Стало холодно, люди надели утепленные пальто, куртки; выпал снег — дети катаются на санках».
Помимо этого, взрослые знакомят детей с окружающими их животными, способами и птицами их передви-
жения: «Вот птичка, она летает. Взгляни, как она крылышками машет. Вот кошка, она бегает. Вот собака, она также бегает. В том месте лягушка, прыгает, квакает». Так, педагогическая работа по ознаком-лению с окружающим направлена на развитие познавательной активности детей к окружающей действительности, формированию у них адекватного поведения в окружающем мире.
Формирование предметной и предметно-игровой деятельностинаправлено на обучение детей умению брать предметы одной рукой, двумя руками, удерживать их, мочь производить, ставить на определенное место. В целях формирования этих навыков проводятся упражнения и следующие игры: «Кинь шарики в коробку», «Открой домик» (открывать коробочки), «Соберем шишки в корзину», «Сними колечки», «Перенеси игрушки», «Стучи в барабан (бубен)», «Соберем мячики в корзину», «Расставим игрушки на полочки», «Пересыпь чечевицу в коробочку» (функционировать двумя руками), «Протолкни шарик». При появлении затруднений в исполнении этих заданий употребляются совместные действия.
После этого детей учат брать предметы двумя либо тремя пальцами (указательный тип хватания либо хватания «щепотью»). С детьми проводятся игры: «Посадим грибы», «Расставим елочки», «Покатаем котят» (в машинке, на паровозике, на качелях), «Посадим зверюшек в тележку», «Разложим шарики в собственные домики», «Поставим матрешек в вагончики», «Покормим колобка», «Опустим фасоль в бутылочку». При затруднениях в исполнении этих заданий употребляются совместные действия.
Громадное внимание уделяется формированию у детей соотносящих действий: детей учат снимать и нанизывать колечки на пирамидки, шарики — на стержень («Собери горку»); расставлять колышки в дырочки («Выстроим заборчик»); прятать игрушки в разные коробочки и закрывать их крышками («Кто живет в домике»); вставлять в прорези соответствующие фигурки (доски Сегена, «Зоопарк»); опускать разные фигурки в прорези коробки (выбор из двух-трех) и т. д.
Наровне с формированием соотносящих действий у детей формируются орудийные: детей учат нанизывать бусы (катушки) на шнурок; добывать игрушки и предметы (шарики, рыбок, уточек) сачком из воды и перекладывать их в тарелочки; вставлять в полые кубики шарики; пересыпать ложкой сыпучие вещества из мешочка в коробочку.
Принципиально важно кроме этого учить детей самостоятельно делать разные предметно-игровые действия с сюжетными игрушками: «Зайка прыгает по кочкам»; «Мишка топает по лесенке»; «Перевезем игрушки (кубики)»; «Покатаем зверюшек»; «Угости куклу чаем»; «Покорми отечественных кукол»; «Угости зверюшек (зайку, мишку)»; «Покачаем куклу»; «Куклы катаются в колясках»; «Покатай матрешек в тележке».
В будущем у детей формируется интерес к сюжетной игре, где кроме этого формируют игровые действия в определенной обстановке. Для данной цели проводятся игры: «Куклы пришли к себе домой», «Угощаем зверюшек» (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой), «Купаем кукол» (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу), «Одеваем куклу на прогулку» и т. д.
Наровне с этими играми с детьми проводятся подвижные игры с сюжетом. В играх детей учат делать определенные элементарные роли: «мыши и Кот», «Вышла курочка гулять», «зайцы и Лиса», «Гуси-гуси», «Лошадки», «Кто к себе домой пришел (прискакал, прилетел)?» и др.
В ходе проведения игр детей учат делать Действия, характерные для определенного персонажа. В конце игры педагог обобщает в словесном высказывании роль каждого ребенка в игре.
С детьми проводятся сюжетные игры, где любой ребенок делает определенную роль в игре. Напри-мер: «Хозяюшка» (мыть, вытирать и расставлять посуду), «Кукла проснулась», «Соберем кукол на прогулку», «Сварим обед для кукол», «Сутки рождения у куклы», «Купание куклы», «Куклы пришли к себе домой», «Что продается в магазине?», «Кукла пришла в детский сад», «Приобретём игрушки», «глажение и Стирка белья», «Врач», «Дочки-матери», «Поездка в магазин»
и т. д. В целях формирования у детей интереса к сю жетной игре педагоги предлагают детям разные те атрализованные игры: «Теремок», «Колобок», «Реп ка» и т. д., где любой ребенок делает ту либо иную роль.
Основное в этих занятиях — научить детей играться рядом со сверстниками, организовать потребность играться совместно, привести к потребности к сотрудничеству с другими детьми.
Развитие коммуникативных способностей и речи
направлено на формирование главных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. Наряду с этим принципиально важно, дабы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении наблюдать в лицо взрослому.
Сначала детей учат осознавать обращенную к ним обращение, показывать кое-какие действия и привычные предметы по словесной инструкции: «Продемонстрируй, где у тебя ручки?»; «Продемонстрируй, как Миша спит? (ребенок демонстрирует — закрывает глаза)»; «Продемонстрируй, как ты играешься на барабане?»; «Продемонстрируй, где Миша спит?»; «Продемонстрируй, где зайка?»; «Топни ножкой!»; «Потрогай ушко»; «Спой песенку — а-а-а; ля-ля-ля»; «Продемонстрируй, как Миша лепит блины»; «Продемонстрируй, как Миша может кружиться»; «Продемонстрируй, как ты купал кукол-голышек»; «Продемонстрируй, как Миша здоровается с Дашей, дает ей собственную ручку».
После этого детей учат делать какое-либо воздействие по ходу чтения какой-либо потешки либо стихотворения. Ребенка просят при чтении привычных стихов либо потешек («Мишка косолапый», «Зайку кинула хозяйка», «Отечественная Таня маленькая», «Я обожаю собственную лошадку» А. Барто выполнить конкретное воздействие.
В занятиях по формированию речи принципиально важно, дабы педагог пел детям песенки, говорил стихи и наряду с этим обращал их внимание на собственную артикуляцию («Серенькая кошечка», «Услыхала уточка…», «Тра-та-та…» «Ти-ли-бом, ти-ли-бом, загорелсякошкин дом», «Идет бычок, качается», «Зайку кинула хозяйка», «Вышла курочка гулять», «Огуречик, огуречик», «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», «Зайка к
Мише подбежал, около Миши прыгать стал, прыг-скок, прыг-скок, догони его, друг», «Идет бычок, качается» и т. д.).
Детей учат подражать действиям губ взрослого: пи-па-пы, мо-мы, ба-бу-бы, то-ты-ту, ду-ду-до, па-папа, ба-ба-ба-ба, да-да-да, ма-ма-ма, ля-ля-ля, делать ухмылку, трубочку (повторить по подражанию), прятать язычок, щелкать язычком, добывать языком до шарика-конфетки; производить воздушную струю: дуть на лицо взрослого, дуть на свечу, играть на свирели, дуть на воздушный шарик, на бабочку, на уточку (лодочку), плавающую по воде, и т. д.
Малышей побуждают к произнесению и звукоподражанию лепетных слов: ам-ам, би-би, баю-бай, пи-пи, па-па, ма-ма, бах, упал, топ-топ, ку-ку, ту-ту, дай-дай, вот, ау-ау, ля-ля, ду-ду, бух-бух, ко-ко-ко, мяу-мяу, ля-ля, а-а-а, кря-кря, чик-чирик, кваква, бум-бум, гав-гав, мяу-мяу, би-би, тук-тук, кап-кап, кожный покров-кач, и т. д.
На занятиях по формированию речи детей учат показывать кое-какие действия, предметы, изображённые на картине: «Продемонстрируй, как Миша катает машинку. Продемонстрируй, где рыбка? Продемонстрируй, как рыбка плывет (учить показывать перемещения двумя ручками)».
Потом детей учат отвечать на вопросы: «Миша, ты желаешь рисовать?» — «Да! Нет!»; «Миша, ты желаешь качаться на качелях?» — «Да!»; «Миша, желаешь в туалет?» — «Да!»; «Миша, будем играться в мяч?» — «Да!» Детей учат произносить отраженно отдельные слова в определенной обстановке: желаю, не желаю, упал, вода, дремать, выпивать, сиди, гулять, копать, кушать, сок, руки, мама, отец, баба, вата, каша, мишка, лапа, в том направлении, пока, утя-утя, упал, Ваня, Катя, Тома, Костя, Юля, Миша, Даша, находись, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, выпивать, вот, в том месте, так, идем, желаю, буду, нет, Надя, отец Дима, тетя Света, тетя Лена, Рита, тетя Лариса, тетя Ира.
Громадное внимание на занятиях по формированию речи Уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто в том месте? Кто пришел? Где кошка?) и формированию фразо-вой речи. Ребенка учат в определенной обстановке покорять фразу из двух слов, отражающую просьбу либо
желание ребенка: «Разреши пить», «Дай сок», «Желаю выпивать» «Желаю играться», «Дай куклу», «Желаю дремать» и т. д. При затруднениях педагог пытается к тому, дабы ребенок фиксировал собственный взор на артикуляции губ взрослого. Детей учат повторять элементарную фразу из двух слов с опорой на сюжетные картины: «Девочка идет», «Мальчик бежит», «Зайка прыгает», «Птичка летает».