УНИВЕРСИТЕТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО
КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ
ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА
С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СОВОКУПНОСТИ
В ГРУППАХ КРАТКОСРОЧНОГО
Нахождения
Под ред. Е.А. Стребелевой Издание второе
Допущено Министерством образования
РФ в качестве
методического пособия
Издательство «ЭКЗАМЕН»
МОСКВА 2004
УДК 376.02 ББК 74.30 К66
Министерство образования и науки РФ
Национальное научное учреждение
«Центр ранней специальной помощи и диагностики детям
с распознанными отклонениями в развитии»
Университет коррекционной педагогики Русском академии образования
Авторы:
Е.А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2,3.1,3.2, приложение— 1,2, 3); Ю.Ю. Белякова (гл. 1); М.В. Браткова (гл. 3.2);
И.А. Выродова (гл. 3.3, приложение — 4); Т.В. Николаева (гл. 2); Г.А. Мишина (гл. 4); Л. В. Пронина (гл. 3.2).
К66 Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной совокупности в группах краткосрочного нахождения: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с. (Серия «Ранняя помощь»)
ISBN 5-94692-882-I
В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педа-гогической работе с детьми третьего года судьбы с органическим поражением ЦНС в условиях групп краткосрочного нахождения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего либо комбинированного вида.
Книга направлена педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным начальникам, педагогам-психологам), трудящимся с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.
УДК 376.02 ББК 74.30
Подписано в печать с диапозитивов 24.04.2004.
Формат 84×108/32. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная.
Уч.-изд. л. 5,60. Усл. печ. л. 6,72. Тираж 3000 экз. Заказ № 2348
ISBN 5-94692-882-1
© Коллектив авторов, 2004
О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004
Оглавление
Предисловие ………………………………………………….. 5
Глава 1. Организация коррекционно-педаго-
гической работы в группах краткосрочного
нахождения ……………………………………………….. 8
Глава 2.Методика психолого-педагогического
обследования детей третьего года судьбы …….. 15
Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего
года судьбы…………………………………………………… 15
Особенности развития детей третьего года
жизни с органическим поражением ЦНС ……. 20
Методика психолого-педагогического обследования ребенка третьего года судьбы …. 23
Глава 3.обучение и Воспитание детей третьего года судьбы с органическим
поражением ЦНС…………………………………………. 38
Главные направления коррекционно-педаго-гического процесса с детьми третьего года
жизни с органическим поражением ЦНС……….. 38
Содержание коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей третьего года
жизни с органическим поражением ЦНС……….. 40
Музыкальные занятия с детьми третьего года
судьбы с органическим поражением ЦНС……….. 66
Глава 4.Работа педагога-дефектолога с роди
телями в группах краткосрочного
нахождения ……………………………………………….. 81
Литература……………………………………………………… 107
Приложение 1. Примерная модель организации
помощи детям с органическим поражением
ЦНС в группах краткосрочного пребы
вания ………………………………………………………… 109
Приложение 2.Результаты первичного комплекс
ного психолого-педагогического обследования
детей третьего года судьбы…………………………….. 109
Приложение 3.Пример личной програм
мы развития ребенка раннего возраста с органи
ческим поражением центральной нервной
совокупности ……………………………………………………. 111
Приложение 4.Примерные конспекты музыкаль
ных занятий…………………………………………………. 116
Предисловие
С каждым годом все больше детей рождается с проблемами здоровья. Одновременно с этим педагогическая наука создала и внедрила в практику способы комплексной реабилитации детей раннего возраста с нарушениями в развитии.
Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии благодаря нарушения деятельности одного либо нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) либо обусловленное органическим поражением центральной нервной совокупности (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается много детей с органическим поражением ЦНС, каковые рано выявляются докторами-невропатолаогами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом действии.
Дети с органическим поражением на данный момент составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: моти-вационно-потребностная, социально-эмоциональная, мо-торно-двигательная, и познавательная деятельность (восприятие, память, речь и мышление). Последствия поражения ЦНС выражаются в качественном сроков своеобразии и задержке возникновения всех психологических детской новообразований и видов деятельности и, основное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.
В специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью больше всего детей дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС.
Крайне важно в самом раннем возрасте у таких детей выяснить лично-психотерапевтические изюминки, после этого создать содержание коррекционно-педаго-гической работы с ними, и оказать помощь психолога родителям.
Одной из новых организационных форм коррекцион-ной помощи детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы краткосрочного нахождения в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида или в дошкольном учреждении комбинированного вида (Письмо Правительства РФ от 29.06.99 №129/23-16).
Авторы пособия предлагают системный подход к кор-рекционно-педагогической работе с детьми третьего года судьбы с органическим поражением ЦНС в условиях групп краткосрочного нахождения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего либо комбинированного вида. Мы не напрасно выделили конкретно эту возрастную группу. Так как в конкретно в 3 года начинают строиться кроме уже существующих взаимоотношений «ребенок— взрослый» отношения «ребенок—сверстники». К этому возрасту для своих родителей становятся очевидными неприятности в развитии малыша (не говорит, тяжёл в поведении, не играется, не проявляет интереса к сверстникам).
В методическом пособии рассказывается, как организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года судьбы с органическим поражением ЦНС в условиях групп краткосрочного нахождения; дается методика психолого-педагогического обследования; излагается содержание коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей; показывается работа педагога-дефектолога с родителями.
Авторы делятся своим опытом, но коррекционно-пе-дагогическая работа предполагает громадную гибкость. Время освоения содержания строго лично и зависит от целого комплекса обстоятельств, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Представленные в пособии материалы, изложенные в соответствии с главными линиями развития ребенка, окажут помощь в разработке личной программы обучения воспитанников.
Распределение материала в соответствии с главными линиями развития ребенка раннего возраста позволяет учитывать онтогенетический принцип развития, и личные и возрастные изюминки
развития каждого воспитанника при построении коррек-ционно-образовательного процесса. Это разрешит организовать ведущую деятельность (предметную), т.е. то, что вовремя не показалось у проблемного ребенка, создать главные предпосылки к возрастным психотерапевтическим новообразованиям (восприятие, наглядно-действенное мышление, потребность в общении и обращение), сделать воспитательный процесс целостным, а обучение — постоянным.
Содержание личной программы разрабатывается на базе анализа и информации собранных данных, взятых в ходе психолого-педагогического обследования ребенка и в следствии анализа социальных условий его воспитания (беседа с его родителями, наблюдения за характером сотрудничества матери со своим ребенком). Эксперты дают оценку «актуального» и «потенциального» уровня развития ребенка, определяют степень и характер выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность личных трудностей ребенка, определяют сферы действия в целях коррекции либо сглаживания остроты неприятности.
Методическое пособие направлено педагогам (педаго-шум-дефектологам, музыкальным начальникам, педагогам-психологам), трудящимся с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, в условиях групп краткосрочного нахождения, в центрах психологического здоровья, реабилитационных центрах, и начальникам этих дошкольных учреждений.
Эта книга является обобщением и осмысление первого опыта экспериментальной работы с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС, каковые посещали группу краткосрочного нахождения в Университете коррекционной педагогики РАО, а в будущем были включены в группы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых).
Глава 1
Организация
коррекционно-педагогической работы в группах краткосрочного нахождения
Долгие изучения и умело-экспериментальная работа практиков и учёных продемонстрировали, что степень эффективности коррекции вторичных отклонений в развитии и формирования компенсаторных механизмов зависит от следующих факторов:
• раннего начала и раннего выявления целенаправ
ленной коррекционно-педагогической работы;
• содержания и воспитания и методов обучения;
• своевременного включения своих родителей в коррекци-
онно-педагогический процесс;
• реализации единства требований к обучению и
воспитанию ребенка в семье и дошкольном образова
тельном учреждении;
• верных форм сотрудничества различных специа
страниц, участвующих в комплексной реабилитации
ребенка с нарушениями в развитии.
Стало возмможно создать новые организационные формы оказания коррекционной помощи детям с нарушениями развития.
При уточнении первичного нарушения и определении своеобразных образовательных потребностей детей (согласно мнению ПМПК) коррекционная помощь организуется в группах краткосрочного нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего либо комбинированного вида.
Цель деятельности групп краткосрочного нахождения — оказание помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС, и оказание психолого-педагогической помощи их родителям.
Коррекционная работа в этих группах строится на базе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении.
В группах краткосрочного нахождения создаются особые условия для обеспечения эмоции защищенности, где педагоги создают воздух психотерапевтического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, содействуют появлению возрастных психотерапевтических новообразований, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии малыша. К особым условиям относятся: адекватные методы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развивающей среды (материалы и дидактические пособия, игрушки); материально-техническое оснащение (особое пространство, особое оборудование — спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка личных программ воспитания, развития и обучения на каждого воспитанника.
Содержание личной программы складывается из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая — работе экспертов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, доктора-невропатолога либо детского психиатра) с родителями.
Разработку программы с целью проведения коррекци-онно-педагогической работы с ребенком нужно затевать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности главных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; методы усвоения публичного опыта — совместные действия, указательный жест, подражание, действия по словесной инструкции и образцу), физической (главные перемещения, развитие ручной и небольшой моторики), познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы должно включать в себя задачи, приёмы и методы работы с ребенком, учитывающие
актуальный уровень главных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. территорию ближайшего развития. Помимо этого, в программе указывается, в то время, когда и в какие конкретно виды деятельности проблемный ребенок вступает во сотрудничество сперва с одним, а после этого и с группой сверстников.
Работа экспертов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, доктора) с семьей планируется по окончании изучения характера сотрудничества матери с ребенком, и с учетом уровня педагогической компетентности своих родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Личная программа планируется на маленький период — на два либо три месяца и разрабатывается по следующим направлениям:
•правила и условия проведения коррекционно-педа-
гогической работы с ребенком в семье;
•содержание работы (указываются задачи, приёмы и
методы) с ребенком по главным линиям его раз
вития;
•виды деятельности в целях формирования положи
тельных форм сотрудничества с другими детьми;
•формы работы с родителями: консультации, обуче
ние матери методом наблюдения за работой педагога-
дефектолога с ребенком; лекции с указанием тем,
места и времени их проведения; участие в коллек
тивном дискуссии неприятностей воспитания детей в
семье.
Комплектование групп краткосрочного нахождения осуществляется по заявлению своих родителей и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической рабочих групп с учетом психофизического нарушения, имеющегося у ребенка.
В группы краткосрочного нахождения дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) принимаются дети с органическим поражением ЦНС в возрасте от рождения до 7—8 лет:
•дети раннего возраста (первых 2—3 лет судьбе) с
органическим поражением ЦНС; • дети с умственной отсталостью умеренной формы;
.дети, имеющие сложную структуру нарушений; • соматически ослабленные дети с нарушением интеллекта.
Состав группы возможно постоянным в течение одного учебного года, но прием в группу может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от своих родителей и при наличии свободных мест.
Обучение ребенка в группе краткосрочного нахождения осуществляется 1—2 года либо до его поступления в образовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по итогам обследования дают личные советы о предстоящих формах обучения ребенка.
Короткое нахождение детей с органическим поражением ЦНС в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение занятий с ребенком разными экспертами или каждый день, или пара раз в неделю. В некоторых случаях допускается сокращение времени нахождения (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и др.)
Наполняемость группы краткосрочного нахождения, в большинстве случаев, от 6 до 10 детей, в зависимости от возраста и наличия выраженности детей и степени нарушений со сложной структурой нарушений. К работе с воспитанниками групп краткосрочного нахождения выделяется ассистент воспитателя, и нужный медицинский и персонал : доктор-невропатолог (детский психиатр), медицинская сестра.
При выделении штатных единиц на необходимости и группу введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и персонала возможно руководствоваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.71 № 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных Учреждений, утвержденными Распоряжением Министерства труда России от 21.04.93 № 88. Должностные •обязанности педагогического и персонала группы краткосрочного нахождения опреде-
ляются Тарифно-квалификационной чёртом (требованиями) по должностям работников Государ, ственного комитета РФ по высшему образованию от 31.09.1995 года, № 463/1268.
Итак, в чем же содержится коррекционно-педаго-гическая деятельность эксперта в группе краткосрочного нахождения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта?
Главным экспертом, проводящим коррекцион-но-педагогическую работу в группе, есть преподаватель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает воспитания детей и индивидуальные программы обучения в группе и в семье; образовывает расписание занятий с воспитанниками группы; проводит коррекционные занятия с детьми; консультирует своих родителей по вопросам воспитания ребенка дома; обучает своих родителей педагогическим приемам общения со своим ребенком.
Документация преподавателя-дефектолога: личное дело на каждого ребенка; личные программы на каждого ребенка; результаты коррекционно-педагогичес-кой работы с каждым ребенком; итоги коррекционно-развивающего обучения в группе за учебный год; последние психолого-рекомендации и педагогические характеристики на каждого ребенка.
Главная форма работы преподавателя-дефектолога в группе краткосрочного нахождения — личные занятия с детьми. По возможности занятия проводятся в маленьких группах (2 ребенка), в ходе формирования у детей интереса к сотрудничеству со взрослым и с другими детьми организуется совместная деятельность 3—4 детей.
Длительность каждого занятия с одним ребенком, в большинстве случаев, 1 час. Одвременно с этим оказывается психолого-педагогическая помощь и родителям. Коррекционные занятия с ребенком, в большинстве случаев, проводятся преподавателем-дефектологом два раза в неделю, но при необходимости и по желанию своих родителей — чаще (через сутки, ежедневно) либо реже (один раз в неделю, один раз в 14 дней). Помимо этого, с ребен-
ком и с родителями занимается педагог-психолог, музыкальный педагог, инструктор по физической культуре.
В случае, если семья живет на большом растоянии от учреждения (к примеру, в другом городе), то родители смогут приезжать с ребенком два-четыре раза в год на несколько недель и посещать коррекционные занятия каждый день.
Содержание образовательного процесса в группе определяется программой дошкольного обучения и личными изюминками воспитанников (возраст, степень и структура нарушения, уровень психофизического развития).
Педагог-психолог группы изучает изюминке эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы, участвует в составлении личных коррекционных воспитания ребёнка и программ обучения; консультирует своих родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, соблюдения единых требований к нему, осуществляет преемственность в работе семьи и дошкольного учреждения; оказывает помощь психолога матери в дошкольном учреждении, а при необходимости и в семье; ведет документацию (карта психотерапевтического обследования ребенка; издание учёта и планирования занятий); образовывает замыслы работы с семьей ребенка; готовит отчет о итогах психотерапевтической работы за год.
Музыкальный педагог принимает участие в составлении и изучении воспитанников личных коррекционных программ развития на каждого ребенка; проводит личные занятия с детьми и занятия с маленькой группой, организует праздничные дни. Совместно с другими экспертами консультирует своих родителей по вопросам применения музыкальных средств в воспитании ребенка; ведет документацию (замыслы занятий с воспитанниками, отчет о итогах работы за год).
Инструктор по физической культуре участвует в составлении и изучении воспитанников личных коррекционных программ развития на каждого Ребенка; проводит с детьми личные и погруп-повые занятия, консультирует своих родителей по вопросам
физического развития и закаливания ребенка, ведет документацию (замыслы занятий с воспитанниками, отчет о итогах работы за год).
Доктор-невропатолог (детский психиатр) определяет жадно-психологический статус детей, при необходимости направляет на дополнительное обследование (генетическое, нейрофизиологическое и др.), назначает лечение, смотрит за трансформациями в состоянии каждого ребенка в ходе коррекционного действия, осуществляет консультирование своих родителей.
Медицинская сестра снабжает медицинский контроль за состоянием организма детей группы и делает медицинские процедуры в соответствии с назначениями доктора; осуществляет тесное сотрудничество дошкольного учреждения с детской поликлиникой.
Ассистент воспитателя несёт ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм, убирает помещение.
Воспитатель участвует в организации коллективной деятельности детей, занимает ребенка в то время, в то время, когда преподаватель-дефектолог либо другие эксперты консультирует своих родителей.
Глава 2
Методика психолого-педагогического обследования детей третьего года судьбы
Дети поступают в группу краткосрочного нахождения согласно мнению психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) с диагнозом « органическое поражение ЦНС». Психолого-педагогическое обследование ребенка есть начальным этапом в системном подходе к коррекционно-развивающему воспитанию и обучению. Обследование ребенка, поступившего в группу краткосрочного нахождения, проводится педагогом-дефектологом в целях разработки личной коррекционно-развивающей воспитания и программы обучения.
Применение представленной методики обследования ребенка третьего года судьбы разрешает распознать личный уровень главных линий его развития и создать конкретное содержание коррекционно-педагогической работы с ним. Чтобы выяснить принцип отбора заданий для обследования, нужно разглядеть психолого-педагогическую чёрта нормально развивающихся детей третьего года судьбы.
Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего года судьбы
Нормально развивающийся ребенок третьего года Судьбы особенно чувствителен к педагогическим воз-действиям. Конкретно в это время судьбы он продолжает деятельно общаться. Общение связано с предметными действиями, и оно делается не только эмо-
циональным, но и речевым. Основное в раннем возрасте — это усвоение публично выработанных способов действий с предметами и развитие речи.
В соответствии с положениями современной концепции воспитания детей, раннего и дошкольного возраста развитие ребенка происходит в деятельности по главным линиям развития: социальное, физическое, познавательное, и эстетическое.
Социальное развитие ребенка происходит в резуль- общения ребёнка и тать взаимодействия со взрослым и со сверстниками, формирования его представлений о себе, приобретения определенной самостоятельности.
Ситуативно-деловое общение со взрослым делается средством и формой организации предметной деятельности ребенка раннего возраста — ведущей деятельности на этом этапе, которая связана с овладением общепринятыми методами действий с предметами.
В совместной деятельности ребенок выступает на равных правах как соучастник действия, как личность. В раннем детстве общение является ситуацией совместной деятельности. В этом возрасте ребенок пользуется следующими средствами: экспрессивно-мимическими — ухмылкой, взором, мимикой, ясными перемещениями тела и рук, вокализациями и т.д.; предметно-действенными — произвольно употребляемыми усвоенными перемещениями (позы, удаления, вручение предметов, отталкивание от себя взрослого и т. п.); речевыми средствами общения — высказываниями, вопросами, ответами. Главные средства общения детей третьего года судьбы — предметно-действенные операции. Совместная деятельность помогает той базой, на которой вырастает речевое сотрудничество ребенка со взрослым. Происхождение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым своеобразного делового сотрудничества. В раннем детстве у ребенка господствует глобально-подражательное отношение к взрослому, где взрослый делает функцию примера для подражания, начальника, контролера, специалиста по оценке умений и знаний. В совместной деятельности с ребенком взрослый делает сходу пара функций: во-первых, раскрывает ре-
бенку суть действий с предметом; во-вторых, организует движения и действия ребенка, сообщает ему технические приемы осуществления действий; в-третьих, через порицания и поощрения осуществляет контроль движение исполнения действий ребенком.
На этом этапе быстро возрастает рвение ребенка к самостоятельности, что обуславливает кризис трех лет. Его симптомы — упрямство, негативизм, протест против родных родственников, главные трансформации в это время сосредоточены около «я». Психотерапевтическим новообразованием кризиса трех лет есть происхождение так называемой «совокупности я»; появление чувства и личного действия «я сам»; личностного новообразования, которое выражается в эмоции гордости за собственные успехи.
Расширению самостоятельности детей содействует формирование у них культурно-гигиенических навыков. Под управлением взрослого ребенок третьего года судьбы понемногу осваивает культурно-гигиенические навыки (прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом).
Третий год судьбы — период интенсивного физического развития. В случае, если главные перемещения ребенка на втором году судьбы несовершенны, что разъясняется слабостью мышц, недостаточной координацией перемещений и т. д., то на третьем году судьбы перемещения становятся более целенаправленными. Существенно улучшается двигательная координация — начинается согласованность ног и движений рук. Со стороны взрослых возрастают требования к уже организованным перемещениям ребенка, а число разных видов перемещений, которыми ребенок обязан овладевать, возрастает. Так, в случае, если детей двух — двух с половиной лет учат ходить по прямой дорожке, по наклонной доске и т.п., то дети двух половиной — трех лет обучаются ходить по извилистой тропинке, начерченной на полу линиями. Со второй половины третьего года ребенок овладевает прыжками и бегом.
Особенно принципиально важно на этом возрастном этапе совершенствовать перемещения кистей и пальцев рук ребенка. Это стимулирует речевой артикуляционный аппарат и центр.
Познавательное развитие ребенка связано с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем мире. Под влиянием предметной деятельности, общения развиваются все психологические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, обращение, но центральное место наряду с этим занимает восприятие. Громаднейшее влияние на развитие восприятия, мышления и речи оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия — это действия, в которых необходимо совместить два предмета либо две части предмета, учитывая качества и свойства обеих частей. При сборке пирамидок, башенок, складывании матрешек у ребенка формируются внешние ориентировочные действия: кроха способом ошибок и проб получает верного практического результата. Внешние ориентировочные действия складываются у ребенка при овладении и орудийными действиями. Орудийные действия — это действия, в которых один предмет — орудие — употребляется для действия на другие предметы. Ребенок на протяжении обучения применяет лишь самые элементарные предметы-орудия: ложку, чашку, сачок, лопатку, совочек, карандаш и т. д. Наряду с этим принципиально важно, что он усваивает принцип применения этих предметов, что дает ему возможность перейти к независимому их потреблению в качестве несложных орудий (к примеру, дотянуться палкой на большом растоянии укатившийся предмет). В ходе соотнесения, качеств предметов и сравнения свойств при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к новым типам, ориентировочных действий: зрительному соотнесению и практическому примериванию. Накопление образов-представлений о качествах и свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в собственных предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой.