Занятие 4. «зайка и мишка» 1 глава

УНИВЕРСИТЕТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ

ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СОВОКУПНОСТИ

В ГРУППАХ КРАТКОСРОЧНОГО

Нахождения

Под ред. Е.А. Стребелевой Издание второе

Допущено Министерством образования

РФ в качестве

методического пособия

Издательство «ЭКЗАМЕН»

МОСКВА 2004

УДК 376.02 ББК 74.30 К66

Министерство образования и науки РФ

Национальное научное учреждение

«Центр ранней специальной помощи и диагностики детям

с распознанными отклонениями в развитии»

Университет коррекционной педагогики Русском академии образования

Авторы:

Е.А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2,3.1,3.2, приложение— 1,2, 3); Ю.Ю. Белякова (гл. 1); М.В. Браткова (гл. 3.2);

И.А. Выродова (гл. 3.3, приложение — 4); Т.В. Николаева (гл. 2); Г.А. Мишина (гл. 4); Л. В. Пронина (гл. 3.2).

К66 Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной совокупности в группах краткосрочного нахождения: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с. (Серия «Ранняя помощь»)

ISBN 5-94692-882-I

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педа-гогической работе с детьми третьего года судьбы с органическим поражением ЦНС в условиях групп краткосрочного нахождения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего либо комбинированного вида.

Книга направлена педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным начальникам, педагогам-психологам), трудящимся с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

УДК 376.02 ББК 74.30

Подписано в печать с диапозитивов 24.04.2004.

Формат 84×108/32. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная.

Уч.-изд. л. 5,60. Усл. печ. л. 6,72. Тираж 3000 экз. Заказ № 2348

ISBN 5-94692-882-1

© Коллектив авторов, 2004

О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004

Оглавление

Предисловие ………………………………………………….. 5

Глава 1. Организация коррекционно-педаго-
гической работы в группах краткосрочного
нахождения ……………………………………………….. 8

Глава 2.Методика психолого-педагогического

обследования детей третьего года судьбы …….. 15

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего

года судьбы…………………………………………………… 15

Особенности развития детей третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС ……. 20

Методика психолого-педагогического обследования ребенка третьего года судьбы …. 23

Глава 3.обучение и Воспитание детей третьего года судьбы с органическим

поражением ЦНС…………………………………………. 38

Главные направления коррекционно-педаго-гического процесса с детьми третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС……….. 38

Содержание коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС……….. 40

Музыкальные занятия с детьми третьего года
судьбы с органическим поражением ЦНС……….. 66

Глава 4.Работа педагога-дефектолога с роди
телями в группах краткосрочного
нахождения ……………………………………………….. 81

Литература……………………………………………………… 107

Приложение 1. Примерная модель организации
помощи детям с органическим поражением
ЦНС в группах краткосрочного пребы
вания ………………………………………………………… 109

Приложение 2.Результаты первичного комплекс
ного психолого-педагогического обследования
детей третьего года судьбы…………………………….. 109

Приложение 3.Пример личной програм
мы развития ребенка раннего возраста с органи
ческим поражением центральной нервной
совокупности ……………………………………………………. 111

Приложение 4.Примерные конспекты музыкаль
ных занятий…………………………………………………. 116

Предисловие

С каждым годом все больше детей рождается с проблемами здоровья. Одновременно с этим педагогическая наука создала и внедрила в практику способы комплексной реабилитации детей раннего возраста с нарушениями в развитии.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии благодаря нарушения деятельности одного либо нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) либо обусловленное органическим поражением центральной нервной совокупности (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается много детей с органическим поражением ЦНС, каковые рано выявляются докторами-невропатолаогами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом действии.

Дети с органическим поражением на данный момент составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: моти-вационно-потребностная, социально-эмоциональная, мо-торно-двигательная, и познавательная деятельность (восприятие, память, речь и мышление). Последствия поражения ЦНС выражаются в качественном сроков своеобразии и задержке возникновения всех психологических детской новообразований и видов деятельности и, основное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.

В специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью больше всего детей дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС.

Крайне важно в самом раннем возрасте у таких детей выяснить лично-психотерапевтические изюминки, после этого создать содержание коррекционно-педаго-гической работы с ними, и оказать помощь психолога родителям.

Одной из новых организационных форм коррекцион-ной помощи детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы краткосрочного нахождения в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида или в дошкольном учреждении комбинированного вида (Письмо Правительства РФ от 29.06.99 №129/23-16).

Авторы пособия предлагают системный подход к кор-рекционно-педагогической работе с детьми третьего года судьбы с органическим поражением ЦНС в условиях групп краткосрочного нахождения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего либо комбинированного вида. Мы не напрасно выделили конкретно эту возрастную группу. Так как в конкретно в 3 года начинают строиться кроме уже существующих взаимоотношений «ребенок— взрослый» отношения «ребенок—сверстники». К этому возрасту для своих родителей становятся очевидными неприятности в развитии малыша (не говорит, тяжёл в поведении, не играется, не проявляет интереса к сверстникам).

В методическом пособии рассказывается, как организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года судьбы с органическим поражением ЦНС в условиях групп краткосрочного нахождения; дается методика психолого-педагогического обследования; излагается содержание коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей; показывается работа педагога-дефектолога с родителями.

Авторы делятся своим опытом, но коррекционно-пе-дагогическая работа предполагает громадную гибкость. Время освоения содержания строго лично и зависит от целого комплекса обстоятельств, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Представленные в пособии материалы, изложенные в соответствии с главными линиями развития ребенка, окажут помощь в разработке личной программы обучения воспитанников.

Распределение материала в соответствии с главными линиями развития ребенка раннего возраста позволяет учитывать онтогенетический принцип развития, и личные и возрастные изюминки

развития каждого воспитанника при построении коррек-ционно-образовательного процесса. Это разрешит организовать ведущую деятельность (предметную), т.е. то, что вовремя не показалось у проблемного ребенка, создать главные предпосылки к возрастным психотерапевтическим новообразованиям (восприятие, наглядно-действенное мышление, потребность в общении и обращение), сделать воспитательный процесс целостным, а обучение — постоянным.

Содержание личной программы разрабатывается на базе анализа и информации собранных данных, взятых в ходе психолого-педагогического обследования ребенка и в следствии анализа социальных условий его воспитания (беседа с его родителями, наблюдения за характером сотрудничества матери со своим ребенком). Эксперты дают оценку «актуального» и «потенциального» уровня развития ребенка, определяют степень и характер выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность личных трудностей ребенка, определяют сферы действия в целях коррекции либо сглаживания остроты неприятности.

Методическое пособие направлено педагогам (педаго-шум-дефектологам, музыкальным начальникам, педагогам-психологам), трудящимся с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, в условиях групп краткосрочного нахождения, в центрах психологического здоровья, реабилитационных центрах, и начальникам этих дошкольных учреждений.

Эта книга является обобщением и осмысление первого опыта экспериментальной работы с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС, каковые посещали группу краткосрочного нахождения в Университете коррекционной педагогики РАО, а в будущем были включены в группы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых).

Глава 1

Организация

коррекционно-педагогической работы в группах краткосрочного нахождения

Долгие изучения и умело-экспериментальная работа практиков и учёных продемонстрировали, что степень эффективности коррекции вторичных отклонений в развитии и формирования компенсаторных механизмов зависит от следующих факторов:

• раннего начала и раннего выявления целенаправ
ленной коррекционно-педагогической работы;

• содержания и воспитания и методов обучения;

• своевременного включения своих родителей в коррекци-
онно-педагогический процесс;

• реализации единства требований к обучению и
воспитанию ребенка в семье и дошкольном образова
тельном учреждении;

• верных форм сотрудничества различных специа
страниц, участвующих в комплексной реабилитации
ребенка с нарушениями в развитии.

Стало возмможно создать новые организационные формы оказания коррекционной помощи детям с нарушениями развития.

При уточнении первичного нарушения и определении своеобразных образовательных потребностей детей (согласно мнению ПМПК) коррекционная помощь организуется в группах краткосрочного нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего либо комбинированного вида.

Цель деятельности групп краткосрочного нахождения — оказание помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС, и оказание психолого-педагогической помощи их родителям.

Коррекционная работа в этих группах строится на базе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении.

В группах краткосрочного нахождения создаются особые условия для обеспечения эмоции защищенности, где педагоги создают воздух психотерапевтического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, содействуют появлению возрастных психотерапевтических новообразований, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии малыша. К особым условиям относятся: адекватные методы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развивающей среды (материалы и дидактические пособия, игрушки); материально-техническое оснащение (особое пространство, особое оборудование — спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка личных программ воспитания, развития и обучения на каждого воспитанника.

Содержание личной программы складывается из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая — работе экспертов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, доктора-невропатолога либо детского психиатра) с родителями.

Разработку программы с целью проведения коррекци-онно-педагогической работы с ребенком нужно затевать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности главных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; методы усвоения публичного опыта — совместные действия, указательный жест, подражание, действия по словесной инструкции и образцу), физической (главные перемещения, развитие ручной и небольшой моторики), познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы должно включать в себя задачи, приёмы и методы работы с ребенком, учитывающие

актуальный уровень главных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. территорию ближайшего развития. Помимо этого, в программе указывается, в то время, когда и в какие конкретно виды деятельности проблемный ребенок вступает во сотрудничество сперва с одним, а после этого и с группой сверстников.

Работа экспертов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, доктора) с семьей планируется по окончании изучения характера сотрудничества матери с ребенком, и с учетом уровня педагогической компетентности своих родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Личная программа планируется на маленький период — на два либо три месяца и разрабатывается по следующим направлениям:

•правила и условия проведения коррекционно-педа-
гогической работы с ребенком в семье;

•содержание работы (указываются задачи, приёмы и
методы) с ребенком по главным линиям его раз
вития;

•виды деятельности в целях формирования положи
тельных форм сотрудничества с другими детьми;

•формы работы с родителями: консультации, обуче
ние матери методом наблюдения за работой педагога-
дефектолога с ребенком; лекции с указанием тем,
места и времени их проведения; участие в коллек
тивном дискуссии неприятностей воспитания детей в
семье.

Комплектование групп краткосрочного нахождения осуществляется по заявлению своих родителей и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической рабочих групп с учетом психофизического нарушения, имеющегося у ребенка.

В группы краткосрочного нахождения дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) принимаются дети с органическим поражением ЦНС в возрасте от рождения до 7—8 лет:

•дети раннего возраста (первых 2—3 лет судьбе) с

органическим поражением ЦНС; • дети с умственной отсталостью умеренной формы;

.дети, имеющие сложную структуру нарушений; • соматически ослабленные дети с нарушением интеллекта.

Состав группы возможно постоянным в течение одного учебного года, но прием в группу может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от своих родителей и при наличии свободных мест.

Обучение ребенка в группе краткосрочного нахождения осуществляется 1—2 года либо до его поступления в образовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по итогам обследования дают личные советы о предстоящих формах обучения ребенка.

Короткое нахождение детей с органическим поражением ЦНС в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение занятий с ребенком разными экспертами или каждый день, или пара раз в неделю. В некоторых случаях допускается сокращение времени нахождения (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и др.)

Наполняемость группы краткосрочного нахождения, в большинстве случаев, от 6 до 10 детей, в зависимости от возраста и наличия выраженности детей и степени нарушений со сложной структурой нарушений. К работе с воспитанниками групп краткосрочного нахождения выделяется ассистент воспитателя, и нужный медицинский и персонал : доктор-невропатолог (детский психиатр), медицинская сестра.

При выделении штатных единиц на необходимости и группу введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и персонала возможно руководствоваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.71 № 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных Учреждений, утвержденными Распоряжением Министерства труда России от 21.04.93 № 88. Должностные •обязанности педагогического и персонала группы краткосрочного нахождения опреде-

ляются Тарифно-квалификационной чёртом (требованиями) по должностям работников Государ, ственного комитета РФ по высшему образованию от 31.09.1995 года, № 463/1268.

Итак, в чем же содержится коррекционно-педаго-гическая деятельность эксперта в группе краткосрочного нахождения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта?

Главным экспертом, проводящим коррекцион-но-педагогическую работу в группе, есть преподаватель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает воспитания детей и индивидуальные программы обучения в группе и в семье; образовывает расписание занятий с воспитанниками группы; проводит коррекционные занятия с детьми; консультирует своих родителей по вопросам воспитания ребенка дома; обучает своих родителей педагогическим приемам общения со своим ребенком.

Документация преподавателя-дефектолога: личное дело на каждого ребенка; личные программы на каждого ребенка; результаты коррекционно-педагогичес-кой работы с каждым ребенком; итоги коррекционно-развивающего обучения в группе за учебный год; последние психолого-рекомендации и педагогические характеристики на каждого ребенка.

Главная форма работы преподавателя-дефектолога в группе краткосрочного нахождения — личные занятия с детьми. По возможности занятия проводятся в маленьких группах (2 ребенка), в ходе формирования у детей интереса к сотрудничеству со взрослым и с другими детьми организуется совместная деятельность 3—4 детей.

Длительность каждого занятия с одним ребенком, в большинстве случаев, 1 час. Одвременно с этим оказывается психолого-педагогическая помощь и родителям. Коррекционные занятия с ребенком, в большинстве случаев, проводятся преподавателем-дефектологом два раза в неделю, но при необходимости и по желанию своих родителей — чаще (через сутки, ежедневно) либо реже (один раз в неделю, один раз в 14 дней). Помимо этого, с ребен-

ком и с родителями занимается педагог-психолог, музыкальный педагог, инструктор по физической культуре.

В случае, если семья живет на большом растоянии от учреждения (к примеру, в другом городе), то родители смогут приезжать с ребенком два-четыре раза в год на несколько недель и посещать коррекционные занятия каждый день.

Содержание образовательного процесса в группе определяется программой дошкольного обучения и личными изюминками воспитанников (возраст, степень и структура нарушения, уровень психофизического развития).

Педагог-психолог группы изучает изюминке эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы, участвует в составлении личных коррекционных воспитания ребёнка и программ обучения; консультирует своих родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, соблюдения единых требований к нему, осуществляет преемственность в работе семьи и дошкольного учреждения; оказывает помощь психолога матери в дошкольном учреждении, а при необходимости и в семье; ведет документацию (карта психотерапевтического обследования ребенка; издание учёта и планирования занятий); образовывает замыслы работы с семьей ребенка; готовит отчет о итогах психотерапевтической работы за год.

Музыкальный педагог принимает участие в составлении и изучении воспитанников личных коррекционных программ развития на каждого ребенка; проводит личные занятия с детьми и занятия с маленькой группой, организует праздничные дни. Совместно с другими экспертами консультирует своих родителей по вопросам применения музыкальных средств в воспитании ребенка; ведет документацию (замыслы занятий с воспитанниками, отчет о итогах работы за год).

Инструктор по физической культуре участвует в составлении и изучении воспитанников личных коррекционных программ развития на каждого Ребенка; проводит с детьми личные и погруп-повые занятия, консультирует своих родителей по вопросам

физического развития и закаливания ребенка, ведет документацию (замыслы занятий с воспитанниками, отчет о итогах работы за год).

Доктор-невропатолог (детский психиатр) определяет жадно-психологический статус детей, при необходимости направляет на дополнительное обследование (генетическое, нейрофизиологическое и др.), назначает лечение, смотрит за трансформациями в состоянии каждого ребенка в ходе коррекционного действия, осуществляет консультирование своих родителей.

Медицинская сестра снабжает медицинский контроль за состоянием организма детей группы и делает медицинские процедуры в соответствии с назначениями доктора; осуществляет тесное сотрудничество дошкольного учреждения с детской поликлиникой.

Ассистент воспитателя несёт ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм, убирает помещение.

Воспитатель участвует в организации коллективной деятельности детей, занимает ребенка в то время, в то время, когда преподаватель-дефектолог либо другие эксперты консультирует своих родителей.

Глава 2

Методика психолого-педагогического обследования детей третьего года судьбы

Дети поступают в группу краткосрочного нахождения согласно мнению психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) с диагнозом « органическое поражение ЦНС». Психолого-педагогическое обследование ребенка есть начальным этапом в системном подходе к коррекционно-развивающему воспитанию и обучению. Обследование ребенка, поступившего в группу краткосрочного нахождения, проводится педагогом-дефектологом в целях разработки личной коррекционно-развивающей воспитания и программы обучения.

Применение представленной методики обследования ребенка третьего года судьбы разрешает распознать личный уровень главных линий его развития и создать конкретное содержание коррекционно-педагогической работы с ним. Чтобы выяснить принцип отбора заданий для обследования, нужно разглядеть психолого-педагогическую чёрта нормально развивающихся детей третьего года судьбы.

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего года судьбы

Нормально развивающийся ребенок третьего года Судьбы особенно чувствителен к педагогическим воз-действиям. Конкретно в это время судьбы он продолжает деятельно общаться. Общение связано с предметными действиями, и оно делается не только эмо-

циональным, но и речевым. Основное в раннем возрасте — это усвоение публично выработанных способов действий с предметами и развитие речи.

В соответствии с положениями современной концепции воспитания детей, раннего и дошкольного возраста развитие ребенка происходит в деятельности по главным линиям развития: социальное, физическое, познавательное, и эстетическое.

Социальное развитие ребенка происходит в резуль- общения ребёнка и тать взаимодействия со взрослым и со сверстниками, формирования его представлений о себе, приобретения определенной самостоятельности.

Ситуативно-деловое общение со взрослым делается средством и формой организации предметной деятельности ребенка раннего возраста — ведущей деятельности на этом этапе, которая связана с овладением общепринятыми методами действий с предметами.

В совместной деятельности ребенок выступает на равных правах как соучастник действия, как личность. В раннем детстве общение является ситуацией совместной деятельности. В этом возрасте ребенок пользуется следующими средствами: экспрессивно-мимическими — ухмылкой, взором, мимикой, ясными перемещениями тела и рук, вокализациями и т.д.; предметно-действенными — произвольно употребляемыми усвоенными перемещениями (позы, удаления, вручение предметов, отталкивание от себя взрослого и т. п.); речевыми средствами общения — высказываниями, вопросами, ответами. Главные средства общения детей третьего года судьбы — предметно-действенные операции. Совместная деятельность помогает той базой, на которой вырастает речевое сотрудничество ребенка со взрослым. Происхождение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым своеобразного делового сотрудничества. В раннем детстве у ребенка господствует глобально-подражательное отношение к взрослому, где взрослый делает функцию примера для подражания, начальника, контролера, специалиста по оценке умений и знаний. В совместной деятельности с ребенком взрослый делает сходу пара функций: во-первых, раскрывает ре-

бенку суть действий с предметом; во-вторых, организует движения и действия ребенка, сообщает ему технические приемы осуществления действий; в-третьих, через порицания и поощрения осуществляет контроль движение исполнения действий ребенком.

На этом этапе быстро возрастает рвение ребенка к самостоятельности, что обуславливает кризис трех лет. Его симптомы — упрямство, негативизм, протест против родных родственников, главные трансформации в это время сосредоточены около «я». Психотерапевтическим новообразованием кризиса трех лет есть происхождение так называемой «совокупности я»; появление чувства и личного действия «я сам»; личностного новообразования, которое выражается в эмоции гордости за собственные успехи.

Расширению самостоятельности детей содействует формирование у них культурно-гигиенических навыков. Под управлением взрослого ребенок третьего года судьбы понемногу осваивает культурно-гигиенические навыки (прием пищи, умывание, одевание, пользование туалетом).

Третий год судьбы — период интенсивного физического развития. В случае, если главные перемещения ребенка на втором году судьбы несовершенны, что разъясняется слабостью мышц, недостаточной координацией перемещений и т. д., то на третьем году судьбы перемещения становятся более целенаправленными. Существенно улучшается двигательная координация — начинается согласованность ног и движений рук. Со стороны взрослых возрастают требования к уже организованным перемещениям ребенка, а число разных видов перемещений, которыми ребенок обязан овладевать, возрастает. Так, в случае, если детей двух — двух с половиной лет учат ходить по прямой дорожке, по наклонной доске и т.п., то дети двух половиной — трех лет обучаются ходить по извилистой тропинке, начерченной на полу линиями. Со второй половины третьего года ребенок овладевает прыжками и бегом.

Особенно принципиально важно на этом возрастном этапе совершенствовать перемещения кистей и пальцев рук ребенка. Это стимулирует речевой артикуляционный аппарат и центр.

Познавательное развитие ребенка связано с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем мире. Под влиянием предметной деятельности, общения развиваются все психологические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, обращение, но центральное место наряду с этим занимает восприятие. Громаднейшее влияние на развитие восприятия, мышления и речи оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия — это действия, в которых необходимо совместить два предмета либо две части предмета, учитывая качества и свойства обеих частей. При сборке пирамидок, башенок, складывании матрешек у ребенка формируются внешние ориентировочные действия: кроха способом ошибок и проб получает верного практического результата. Внешние ориентировочные действия складываются у ребенка при овладении и орудийными действиями. Орудийные действия — это действия, в которых один предмет — орудие — употребляется для действия на другие предметы. Ребенок на протяжении обучения применяет лишь самые элементарные предметы-орудия: ложку, чашку, сачок, лопатку, совочек, карандаш и т. д. Наряду с этим принципиально важно, что он усваивает принцип применения этих предметов, что дает ему возможность перейти к независимому их потреблению в качестве несложных орудий (к примеру, дотянуться палкой на большом растоянии укатившийся предмет). В ходе соотнесения, качеств предметов и сравнения свойств при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к новым типам, ориентировочных действий: зрительному соотнесению и практическому примериванию. Накопление образов-представлений о качествах и свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в собственных предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой.

Zoobe Зайка и Мишка, Я тебя украду!


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: