Но печатать такие толстые книги, как отечественная, отдельными страницами было бы через чур продолжительно.
Печатная форма из шестнадцати страниц.
Исходя из этого в типографиях печатают на громадных страницах сходу по 8, 16 а также по 32 страницы. Для этого верстальщики расставляют собранные из железных строчек страницы последовательностями в определенном порядке и прочно зажимают их в прочную металлическую раму. Такая рама с заключенными в ней страницами железных строчков именуется печатной формой.
После этого рабочие кладут их на тележки и перевозят в печатный цех.
В печатном цехе типографии стоят замечательные и стремительные печатные автомобили.
Все, что от них требуется, они делают сами. За ними необходимо только заботливо заботиться. Печатник шепетильно чистит, смазывает, регулирует свой автомобиль, пополняет бумаги и запасы краски, одновременно с убирает отпечатанные страницы. У хорошего, внимательного мастера машина трудится скоро, печатает четко и чисто.
Вот к машине подвезли форму с комплектом данной статьи. Мастер поставил форму на нижней площадке автомобили — талере — и хорошо закрепил ее зажимами. На верхней площадке — накладной доске — он уже приготовил высокую стопку чистых бумажных страниц и проверил, достаточно ли в машине краски.
Печатная машина. Печатник стоит над печатным цилиндром. Ниже цилиндра видны накатные валики с краской, под которыми ходит талер с печатной формой. Слева работница принимает готовые страницы.
Вот печатник включил рубильник. Медлено покатился на роликах на протяжении автомобили широкий талер со страницами шрифта. В один момент начали вращаться резиновые накатные
валики, растирая и передавая один второму жирную краску. И в тот момент, в то время, когда талер проходил под валиками, они опустились и прокатились по шрифту, покрыв все буквы узким слоем краски.
А сейчас на втором финише автомобили узкие железные «пальцы» скоро передали чистый бумажный лист на толстый вал печатного цилиндра. Печатный цилиндр был неподвижен. Но в то время, когда под него подкатился возвращающийся обратно талер с намазанными краской страницами железных букв, цилиндр повернулся и хорошо прижал лист к шрифту. На бумаге остался отпечаток текста. А после этого другие металлические «пальцы» подхватили напечатанный лист, вынесли его из автомобиля и бережно положили в стопку готовых страниц.
На данной схеме продемонстрировано, как трудится печатная машина.
Все это случилось стремительнее, чем вы об этом успели прочесть. Шестнадцать страниц машина отпечатала меньше чем за три секунды.
Но как же удается печатной машине подхватывать любой раз совершенно верно по одному странице?
Фальцовочная машина. Работница кладет отпечатанные страницы, а машина понемногу фальцует — складывает их в тетради.
На финишах ее металлических «пальцев» имеется резиновые присоски, втягивающие воздушное пространство. Они присасывают верхний лист, а остальные удерживаются выскакивающими с боков зажимами. В случае, если же присоски случайно захватят несколько лист, а два, то механический контролер мгновенно остановит машину.
Контролер устроен весьма легко. По пути к печатному цилиндру любой лист бумаги проходит под маленьким колесиком, вольно пропускающим лишь один лист. Но два страницы вынудят колесико чуть-чуть приподняться. И этого неуловимого для человека перемещения достаточно, дабы отключить электрический ток, питающий машину.
Тридцать две страницы книги готовы. Осталось их сфальцевать, т. е. сложить так, дабы из них возможно было составить книгу. Этим занята фальцовочная машина.
Рабочий лишь кладет на площадку автомобили кипы отпечатанных страниц. А машина сама захватывает по одному странице и умело перегибает его пара раз, пока не окажется тетрадка размером в одну страницу.
Рядом с машиной растет стопка тоненьких тетрадок. В каждой из них по 32 страницы отечественной книги.