не удерживайте[того, чтопо?праву принадлежит] людям,
не творите на земле зла, рас-пространяя нечестие,
и?опасайтесь Того, Кто создал вас и?первые[поколениялюдей]!»
z370 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
Они сообщили: «Ты — все-го?лишь[один]из околдо-
ванных!
И?ты?— всего лишь чело-век, подобный нам, а?мы думаем, что ты опре-делённо являешься одним из лжецов.
Низвергни же на нас кусок неба, если ты из тех, кто говорит правду!»
[Шу‘айб] сообщил: «Мой Гос-
подь лучше всех знает о?том, что вы творите».
Они сочли его лжецом, и?поразило их наказание в?тот сутки,[когда появилась]
тень. Воистину, это было наказание Великого дня!
Воистину, в?этом?— знаме-ние, но в?большинстве собственном они не уверовали.
Воистину, Господь твой?— Он Всемогущий, Милосерд-
ный(26:176–191).
y
z Рассказ о?мадьянитах, народе?Шу‘айба? y371
Народ Шу‘айба?
Мадьяниты были арабами и?жили недалеко от Ма‘ана* в?пределах Шама, примыкающих к?Хиджазу, на маленьком расстоянии от озера народа Лута. Они были истреблены практически сразу после смерти народа Лута. Что же касается слова «мадьян», то оно являлось заглавием племени и?города, в?котором жили эти люди.
Шу‘айб? призывает собственный народ к?единобожию
Мадьяниты были неверными, занимались разбоями на доро-гах, вгоняли в ужас путникам и?поклонялись роще, в?которой близко росли деревья. Помимо этого, они нечестно вели торго-вые дела, обмеривая и?обвешивая людей. Аллах отправил к?ним человека из их числа по имени Шу‘айб? . Он призывал их к?поклонению одному только Аллаху, у?Которого нет сотовари-ща, и?запрещал творить плохое, а?конкретно?— присваивать то, что по праву принадлежало людям, и?наводить ужас на пут-ников. Кое-какие из них уверовали в?него, но в?большинстве собственном они остались неверными, за что Аллах подверг их суро-вому наказанию. Аллах Всевышний сообщил: «И Мы [посла-ли] к?мадьянитам их брата Шу‘айба. Он сообщил: “О народ
мой! Поклоняйтесь Аллаху?— нет у?вас всевышнего, не считая Него. Уже пришло к?вам явное подтверждение от вашего Госпо-да…”».Слова Шу‘айба означали: у?вас имеется неопровержимоедоказательство истинности того, с?чем я пришёл к?вам, и?того, что меня отправил Аллах. Шу‘айб имел в?виду чудеса, каковые он творил по воле Аллаха, не смотря на то, что о?каких конкретно чудесах идёт обращение, мы не знаем.
Шу‘айб? кроме этого сообщил: «…так отмеривайте же и от-вешивайте сполна, и не удерживайте[того, что по праву
z372 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
принадлежит] людям, и?не распространяйте нечестие по?зем-ле по окончании того, как[на ней]был наведен порядок».Другимисловами, он приказал им придерживаться справедливости и?запре-щал притеснять людей и?наводить на них ужас. Шу‘айб сообщил:
«Так будет лучше для вас, если вы верующие.? И?не?си-дите на каждой дороге, угрожая[людям]…»Тут имеет-ся в?виду, что им не следовало сидеть на дорогах, угрожая лю-дям тем, что они отберут их имущество под предлогом сбора податей либо иными предлогами, и?наводя ужас на путников. Шу‘айб кроме этого сообщил: «…отвращая от пути Аллаха тех, кто уверовал в?Него, и?стремясь искривить этот[путь]».Ина-че говоря, он запрещал своим соплеменникам как разбойничать на?дорогах, так и?отвращать людей от пути Аллаха.
Шу‘айб кроме этого сообщил: «Не забывайте, что вас было мало,
а?позже Он сделал вас бессчётными, и?поразмысли-те о?том, каким был финал для тех, кто распространял не-честие!»Он напомнил мадьянитам о?милости, оказанной имАллахом, Что увеличил их численность, в то время как прежде их?было мало, и?предотвратил о?том, что Аллах отомстит им, ес-ли они поступят вопреки указаниям Его посланника.
Шу‘айб кроме этого сообщил им: «Не обмеривайте и?не обве-шивайте. Воистину, я вижу, как вы[благоденствуете], и?бо-юсь, что вас[постигнет]наказание в?тот Сутки, что охватит[вас со всех сторон]».Это значит: откажитесь от со-вершения того, что вы делаете, в противном случае Аллах лишит вас того, что Он вам даровал, сделает вас бедными и?заберёт то, что вас обогащает. Помимо этого, вы подвергнетесь мучениям в?мире веч-ном, а?люди, которых ожидают бедствия в?обоих мирах, заключили убыточную сделку!
Сперва Шу‘айб строго отчитал мадьянитов и?запретил им заниматься таким неподобающим делом, как обвешивание людей и?обмеривание, предотвратив, что за это Аллах лишит
z Рассказ о?мадьянитах, народе?Шу‘айба? y373
их Собственной милости в?мире дольнем и?подвергнет мучительно-му наказанию в?мире вечном. Позже он сообщил им: «О на-
род мой! Отмеривайте и?отвешивайте по совести, не удерживайте[того, что по праву принадлежит]людям, и?не чините зла на земле, распространяя нечестие!? То, что оставит[вам]Аллах, лучше для вас, если вы верю-щие, а?я не являюсь вашим хранителем».Как указывалиИбн ‘Аббас и?аль-Хасан аль- Басри, слова «То, что покинет [вам] Аллах» означают: удел, что дарует вам Аллах, бу-дет для вас лучше чужого имущества, которое вы присвоите. Ибн Джарир сообщил:
Это значит: прибыль, которую вы получите, отмери-вая и?отвешивая сполна, будет для вас лучше имущества людей, которое вы присваиваете, обвешивая и?обмери-
вая их [Тафсир Табари, т.?7, с.?98].
Слова Ибн Джарира верны, и?они соответствуют смыслу того аята, в?котором сообщено:
Сообщи: «Не равны[другдругу] мерзкое и?благое,
кроме того в случае, если обилие мерзкого и?понравится тебе». Опасайтесь же Аллаха, о?владеющие разумом, дабы вы преус-пели(5:100).
Это значит, что малое количество разрешённого лучше для вас, чем обилие запретного, потому что разрешённое благословенно, кроме того ес-ли его мало, запретное же будет стёрто с лица земли, даже в том случае, если его мно-го. На это показывают и?другие слова Аллаха, Что сообщил:
z374 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Аллах сотрёт с лица земли лихву и?бу-дет увеличивать милос-тыню…1(2:276)
Что же касается Посланника Аллаха? , то он сообщил:
Воистину, кроме того громадная [прибыль, полученная] с?помо-щью ростовщичества, [неизбежно станет] малой [Ахмад,
т.?1, с.?395; Ибн Маджа, №?2279; аль-Хаким, т.?2, с.?37].
Передают со слов Хакима ибн Хизама? , что Посланник Ал-лаха? кроме этого сообщил:
Клиент и?продавец остаются свободными в?собственном выборе2 , пока они не расстались приятель с?дру-гом, и?в случае, если оба они были правдивы и?разъясняли3, сдел-ка их будет благословенной, в случае, если же они скрывали [что-то] и?лгали друг другу, то благо их сделки будет стёрто с лица земли4 [Бухари, №?2079].
Суть этих указаний пребывает в?том, что и?малая разрешён-ная прибыль будет благословенной, запретное же не принесёт
1 Имеется в виду, что прибыль, полученная посредством ростовщичества, благо-словенной не будет, а приведёт к утратам, что же касается того, что отдаётся в качестве милостыни, то это не только приумножит достаток, но и обеспечит человеку приз.
2 Имеется в виду, что они смогут вернуть приобретённый либо реализованный товар либо покинуть его у себя.
3 Другими словами в случае, если продавец говорил о качествах и имеющиеся недочёты товара, а?клиент?— на сроки и условия оплаты.
4 Другими словами в конечном счете полученная прибыль обернётся убытками.
z Рассказ о?мадьянитах, народе?Шу‘айба? y375
пользы, даже в том случае, если его будет довольно много. Вот по какой причине пророк Аллаха Шу‘айб? сообщил: «То, что покинет [вам] Аллах, лучше для вас, если вы верующие…»Он кроме этого сообщил:«…а я не явля-юсь вашим хранителем».Это значит: делайте, что вам быловелено, для Аллаха и?в?надежде на Его приз, а?не чтобы это заметил я либо кто-нибудь второй.
Аллах Всевышний сообщил: «Они сообщили: “О Шу‘айб!
Неужто твоя молитва велит тебе, дабы мы отреклись от[богов, которым]поклонялись отечественные отцы, или[переста-ли] распоряжаться отечественным имуществом, как мы того жела-ем? Ты так как кроток и?разумен”».Мадьяниты скажи-ли это, насмехаясь над Шу‘айбом и?хотя унизить его. Суть их слов заключался в?следующем: не молитвы ли, каковые ты совершаешь, велят тебе запрещать нам делать то, что мы дела-ем, и?поклоняться лишь твоему Всевышнему? И?не они ли велят, что-бы мы отказались от поклонения всевышним, которым поклонялись отечественные праотцы? И?не они ли велят, дабы мы поступали лишь так, как тебе угодно, и?отказались от того, чего не хочешь ты, но что нравится нам? «Ты так как кроток и?разумен». Ибн ‘Аббас, Маймун ибн Михран, Ибн Джурайдж, Зайд ибн Аслям и?Ибн Джарир говорили: «Такие слова произносят неприятели Алла-ха, в то время, когда насмехаются над кем-либо» [Тафсир Табари, т.?12, с.?62].
Аллах Всевышний сообщил: «Он сообщил: “О народ мой!
Сообщите, а?в случае, если имеется у?меня явное подтверждение от мое-го Господа и?Он даровал мне красивый удел? Я не хо-чу различаться от вас[и совершать]то, что запрещаю вам, а?желаю только исправить то, что смогу. Помощь мне[ока-зывает] лишь Аллах, я же уповаю на Него и?к?Нему об-ращаюсь”».Так, Шу‘айб мягко сказал с?нимии?осуществлял собственный призыв к?истине, применяя самые ясные указания. Суть его слов заключался в?следующем: сообщите мне, о?те, кто вычисляет мои слова ложью, «а вдруг имеется у?меня
z376 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
явное подтверждение от моего Господа?»Другими словами: а?ес-ли я?делаю ясное веление Аллаха Всевышнего, и?это Он отправил меня к?вам? Слова «Он даровал мне красивый удел»показывают, что на него была возложена миссия пророкаи?посланника. В противном случае говоря, Шу‘айб задавал вопросы: что мне де-лать с?вами, если вы ничего не понимаете об данной миссии? Что-то подобное сказал людям собственного народа и?Нух? .
Слова Шу‘айба «Я не желаю различаться от вас [и совер-шать] то, что запрещаю вам» означают: в случае, если я велю вам что-либо, то и?сам буду делать это, а?в случае, если запрещу что-либо, то первым откажусь от этого.
Подобное уровень качества есть похвальным и?великим, в то время как уровень качества, противоположное ему, нужно считать достой-ным порицания. Оно было свойственно поздним книжникам и?не-вежественным проповедникам из израильтян, к?которым обращены слова Аллаха Всевышнего:
Неужто велите вы людям держаться благочестия, а?о?са-мих себе забываете,[хотя]
и?просматриваете Писание? Разве вы не разумеете?(2:44)
Сообщается, что Усама ибн Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:
Я слышал, как Посланник Аллаха? сообщил: «В?Сутки воскресения приведут человека и?ввергнут его в?Пламя, и?вывалятся в?Пламя кишки его, и?будет он крутить-ся [в?них], подобно ослу, вращающему [жернова] мель-ницы, и?соберутся около него те, кто попадёт в?Преисподняя, и?начнут говорить: “Что с?тобой, о?такой-то? Не?по-
z Рассказ о?мадьянитах, народе?Шу‘айба? y377
буждал ли ты нас к?одобряемому и?не удерживал ли от?осуждаемого?!” [На это] он сообщит: “Да, я?побуж-дал вас к?одобряемому, но сам одобряемого не совершал, и?я?удерживал вас от осуждаемого, а?сам делал это!”»
[Бухари, №?3267; Муслим, №?2989].
Подобное уровень качества свойственно соперникам пророков из нечестивых и?злосчастных людей. Что же касается разумных людей из улемов, каковые опасаются собственного Господа, не смотря на то, что и?не видят Его, то они поступают так, как сообщил об этом про-рок Аллаха Шу‘айб? : «Я не желаю различаться от вас [и со-вершать] то, что запрещаю вам, а?желаю только исправить то, что смогу. Помощь мне[оказывает]только Аллах, я же упо-ваю на Него и?к?Нему обращаюсь».Это значит: во всём, дабы я ни делал, я по мере собственных возможностей стремлюсь толь-ко к?исправлению ваших дел и?слов.
Слова «Помощь мне [оказывает] лишь Аллах» озна-чают: это относится всех моих дел. Слова «я же уповаю на Не-го и?к?Нему обращаюсь»означают: я уповаю на Него во всехсвоих делах и?постоянно обращаюсь к?Нему. Говоря это, Шу‘айб побуждал мадьянитов к?благу.
После этого он прибег к?устрашению и?сообщил: «О народ мой!
Да не навлекут на вас разногласия со мной что-то подобное тому, что постигло народ Нуха, либо народ Худа, либо на-род Салиха,[ведь]недалёк от вас народ Лута».Это зна-чит: пускай ваша неприязнь к?тому, с?чем я пришёл к?вам, и?ваше сопротивление мне не содействуют тому, дабы вы и?дальше пребывали в?плену заблуждений и?невежества, в противном случае Аллах подвергнет вас такому же наказанию, какому подверглись по-добные вам люди народа Нуха, люди народа Худа и?люди на-рода Салиха, каковые вычисляли пророков лжецами и?противи-лись им. Согласно точки зрения некоторых толкователей, слова «недалёк
z378 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
от вас народ Лута»говорят о близости по времени.Согласно точки зрения некоторых вторых, имеется в?виду то, что они жи-ли неподалеку от них. Говорят кроме этого, что суть этих слов та-ков: они недалеки от вас по своим качествам и?ужасным делам, потому что они кроме этого разбойничали на дорогах и?присваивали имущество людей открыто и?тайно, прибегая к?различным уловкам и?пользуясь вызывающими большие сомнения способами. Эти мнения не проти-воречат друг другу, потому, что возможно заявить, что мадьяниты были недалеки от народа Лута и?по времени, и?по месту жи-тельства, и?по своим делам.
Обращаясь к?мадьянитам, Шу‘айб сочетал устрашение с?побуждением. Так, к примеру, он сообщил: «Просите же про-
щения у?вашего Господа, а?позже принесите Ему покаяние, поскольку Господь мой?— Милосердный, Любящий».Это зна-чит: откажитесь от того, чем вы занимаетесь, и?принесите по-каяние вашему Милосердному и?Любящему Господу, прини-мающему покаяние тех, кто приносит Ему покаяние, потому что по отношению к?Своим рабам Он проявляет больше милосердия, чем мать по отношению к?собственному ребёнку. И?Он есть Лю-бящим, потому что примет покаяние Собственного раба, даже в том случае, если тот совер-шит тяжёлые грехи.
Аллах Всевышний сообщил: «Они сообщили: “О Шу‘айб!
Мы не понимаем многого из того, что ты говоришь, и, по-истине, мы видим, что ты являешься[одним из]слабых среди нас”».Сообщается, что Ибн ‘Аббас, Са‘ид ибн Джу-байр и?Суфьян ас-Саури упоминали, что Шу‘айб? был слеп
[аль-Хаким, т.?2, с.?568; Ибн ‘Асакир, т.?23, с.?71].
Слова мадьянитов «Если бы не твой род, мы непремен-но подвергли бы тебя побиванию камнями»свидетельству-ют о?крайнем неверии и?ужасном упрямстве этих людей. Что же касается их слов «Мы не понимаем многого из того, что ты говоришь», то они подразумевали следующее: мы не
z Рассказ о?мадьянитах, народе?Шу‘айба? на данный момент379
понимаем, что ты говоришь, потому, что нам это не нравится, и?мы этого не хотим. Так, они говорили что-то по-добное тому, что говорили Посланнику Аллаха? неверные ку-райшиты, слова которых приводятся в?Коране.
Аллах Всевышний сообщил:
Они говорят: «Отечественные сердца
[окутаны] покровами, [закры-вающими их] от того, к?чему
ты нас призываешь, отечественные уши поражены глухотой, и?нас[отделяет]от тебя завеса. Действуй[согласно велениямтвоей религии], мы же будем действовать[согласно велениямсвоей]» (41:5).
Слова мадьянитов «мы видим, что ты являешься [одним из] не сильный среди нас» означают, что они считали его пре-следуемым и?всеми покинутым, потому что они говорили: «Если бы
не?твой род, мы обязательно подвергли бы тебя побиванию камнями».
Шу‘айб сообщил: «О народ мой! Неужто для вас мой род дороже Аллаха..?»?— другими словами: неужто вы опасаетесь мо-их соплеменников и?не опасаетесь наказания Аллаха? Вы не ува-жаете меня по причине того, что я?— посланник Аллаха? Вы вычисляете, что мои родственники могущественнее Аллаха, и?исходя из этого «вы отвернулись от Него»? Шу‘айб сообщил:«Воистину,[знание]Господа моего объемлет собой[всё], что вы творите!»Этозначит: Аллах знает обо всём, что вы делаете, и?Он воздаст вам за?это в?тот Сутки, в то время, когда вы возвратитесь к?Нему.
z380 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Шу‘айб? даёт предупреждение собственный народ о?наказании?Аллаха
Шу‘айб сообщил: «О народ мой! Делайте [всё], что в?ва-ших силах, и, воистину, я[тоже]буду делать[всё воз-можное]. Не так долго осталось ждать вы определите, кого постигнет наказание,
которое покроет его позором, и?кто есть лжецом. Ожидайте же, и?я?буду ожидать вместе с?вами».Эти слова за-ключали в?себе угрозу, потому что Шу‘айб предотвратил их, что ес-ли они и?впредь будут жить так же, то определят, кого постиг-нет смерть. Говоря «кого постигнет наказание», Шу‘айб имел в?виду жизнь. Что касается слов «и кто бу-дет испытывать вечные муки»(39:40), то имеется в?видумир вечный. Что же касается слов Шу‘айба «и кто явля-ется лжецом», то они означают: вам станет известно, ктоиз нас лжёт, в то время, когда информирует что-либо, либо даёт предупреждение о?чём-либо, либо информирует весёлую весть. Слова Шу‘айба
«Ожидайте же, и?я буду ожидать вместе с?вами»подобны дру-гим его словам: «В случае, если же кое-какие из вас уверовали в?то, с?чем я был отправлен, а?некоторые[другие]не уверо-
вали, то проявляйте терпение, пока Аллах не рассудит нас, потому что Он?— лучший из судей».
Шу‘айб? проклинает собственный народ
Аллах Всевышний сообщил: «Возгордившиеся [представи-тели] знати его народа сообщили: “О Шу‘айб, мы непре-
менно изгоним из отечественного селения тебя и?тех, кто уверо-вал вместе с?тобой, если ты не возвратишься в?[лоно]нашей религии!”[Шу‘айб]сказал: “Кроме того в случае, если это нам ненавист но?? Если бы мы возвратились в?[лоно]вашей религии
z Рассказ о?мадьянитах, народе?Шу‘айба? y381
по окончании того, как Аллах избавил нас от неё, то возвели бы неправда на Аллаха. Мы[никогда]не возвратимся, в случае, если толь-
ко этого не захочет Аллах, Господь отечественный. Господь отечественный объемлет Своим знанием всё, мы же уповаем на Аллаха. Господь отечественный, рассуди нас с?отечественным народом по справед-ливости, поскольку Ты?— лучший из выносящих решения!”»
Мадьяниты настойчиво попросили, дабы люди, каковые уверовали, возвратились к?собственной прошлой религии. Защищая за верю-щих людей из собственного народа, Шу‘айб задал вопрос: «Кроме того ес-ли это нам ненавистно?»Его слова означали: эти люди невернутся к?ветхой религии по собственной воле и?смогут сделать это лишь по принуждению, потому что, в случае, если вера глубоко попадает в?сердце человека, он уже не отступается от неё. Вот поче-му Шу‘айб сообщил: «Если бы мы возвратились в?[лоно] ва-
шей религии по окончании того, как Аллах избавил нас от неё, то возвели бы неправда на Аллаха. Мы[никогда]не вернём-
ся, в случае, если лишь этого не захочет Аллах, Господь отечественный. Господь отечественный объемлет Своим знанием всё, мы же упова-ем на Аллаха».Это значит: Аллах защитит нас, и?мы обра-щаемся к?Нему за помощью во всех отечественных делах. Позже он обратился к?собственному Господу за помощью против людей собственный-го народа и?попросил Его ускорить то, чего они заслужива-ли, сообщив: «Господь отечественный, рассуди нас с?отечественным народом по
справедливости, поскольку Ты?— лучший из выносящих ре-шения!»Это значит, что Шу‘айб проклял этих людей, а?Ал-лах не отвергал просьбы Собственных посланников, в то время, когда они моли-ли Его о?помощи в?борьбе против тех, кто не верил в?Него и?Его посланника.
Не обращая внимания на это, мадьяниты стояли на?собственном, о?чём в?Коране сообщено так: «Знатные люди из его народа,
каковые не уверовали, сообщили: “Воистину, если вы после-дуете за Шу‘айбом, то обязательно потерпите убыток!”»
z382 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Смерть народа Шу‘айба
Аллах Всевышний сообщил: «А [через некое время] их [по-губило] землетрясение, и?[остались] они лежать без движе-ния в?собственных зданиях…»Как сообщается в?этом аяте, этих лю-дей поразило сильное землетрясение, и?все они погибли.
Аллах подверг их сходу нескольким наказаниям и?обру-шил на них разные бедствия, что послужило им воздаянием за их плохие качества. По воле Аллаха в том месте, где они жили, слу-чилось ужасное землетрясение, по окончании которого всякое дви-жение в?этих местах закончилось. Их кроме этого поразил крик, по окончании которого смолкли все голоса, и?накрыло собственной тенью об-лако, из которого во все стороны сыпались искры. Более того, Аллах Всевышний упоминает о?них в?каждой суре, где подоб-ное упоминание есть уместным.
Так, к примеру, в?суре «Ограды» сообщается, что мадья-ниты пробовали смутить пророка Аллаха и?его сподвижников и?угрожали им изгнанием, в случае, если те не возвратятся в?лоно их рели-гии. Аллах Всевышний сообщил: «А [через некое время] их
[погубило] землетрясение, и?[остались] они лежать без дви-жения в?собственных зданиях…»Так, за попытки смутить(ирджаф) воздаянием послужило землетрясение (раджфа), а?за попытки запугивания?— ужас, что соответствует данному контексту и?связано с?тем, о?чём говорилось выше.
В суре «Худ» упоминается о?том, что мадьянитов погу-бил крик, и?они остались лежать без перемещения в?собственных жи-лищах. Обстоятельством аналогичной кары послужило то, что, насмехаясь над пророком Аллаха и?хотя унизить его, они сообщили ему:
«Неужто твоя молитва велит тебе, дабы мы отреклись от[богов, которым]поклонялись отечественные отцы, или[переста-ли] распоряжаться отечественным имуществом, как мы того же-лаем? Ты так как кроток и?разумен».Тут было умест
z Рассказ о?мадьянитах, народе?Шу‘айба? y383
но упомянуть о?крик как о?том, что имело возможность удержать их от произнесения ужасных слов, каковые они говорили добропорядочному, хорошему доверия и?красноречивому отправлен нику. Вот по какой причине мадьянитов поразил не только крик, за-ставивший их умолкнуть, но и?землетрясение, которое на-постоянно успокоило их.
Что же касается суры «Поэты», то, как в?ней упоми-нается, мадьянитов постигло наказание того дня, в то время, когда поя-вилась тень, что явилось ответом на их просьбу. Аллах Все-вышний сообщил: «Они сообщили: “Ты?— всего лишь [один] из околдованных!? И?ты?— всего лишь человек, подоб-
ный нам, а?мы думаем, что ты определённо являешься од-ним из лжецов.? Низвергни же на нас кусок неба, если ты из тех, кто говорит правду!”?[Шу‘айб]сказал: “Мой Господь лучше всех знает о?том, что вы творите”».АллахВсевышний, Что есть Слышащим и?Опытным, так-же сообщил: «Они сочли его лжецом, и?поразило их наказа-ние в?тот сутки,[когда появилась]тень. Воистину, это было
наказание Великого дня!»
Жители Аль-Айки и?были народом Шу‘айба
Кое-какие толкователи Корана, к примеру Катада и?другие, утверждали, что жители Аль-Айки были отдельным наро-дом, что не нужно путать с?мадьянитами, но подоб-ные утверждения не имеют под собой оснований. Обосновывая собственную правоту, эти толкователи приводят два аргумента.
1. Они ссылаются на аяты, в?которых сообщено: «Жители Аль-Айки сочли посланников лжецами.?Вот сообщил им Шу‘айб: “Неужто вы не убоитесь?”»(26:176–177),и?говорят, что тут Шу‘айб не был назван их братом, то
z384 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
имеется соплеменником, как, к примеру, в?втором аяте: «И?Мы
[послали] к?мадьянитам их брата Шу‘айба» (7:85).
2. В?Коране упоминается, что кара постигла жителей Аль-Айки в?тот сутки, в то время, когда показалась тень, в то время как?наказа-нием мадьянитам послужило землетрясение либо крик.
В ответ на первый аргумент возможно заявить, что по окончании слов «Оби-татели Аль-Айки сочли посланников лжецами»Шу‘айб не
был назван братом этих людей, потому, что Аллах характеризу-ет их как тех, кто поклонялся роще. В?этом случае упоминание о?братстве вряд ли уместно, в то время, когда же Аллах говорит об их при-надлежности к?определённому племени, упоминание о?том, что Шу‘айб был их братом, другими словами соплеменником, есть до-пустимым. Указание на это отличие относится к?числу полезных тонкостей толкования.
Сейчас что касается упоминания о?дне появления тени, ко-торое они применяют в?качестве аргумента. Если бы это само по себе показывало на то, что жители Аль-Айки являлись от-дельным народом, тогда упоминание о?землетрясении и?крик показывало бы на то, что речь заходит о?двух различных народах, од-нако аналогичного не говорит ни один из тех, кто хоть что-либо осознаёт в?этом.
Помимо этого, Аллах осуждает жителей Аль-Айки за об-меривание и?обвешивание, как и?мадьянитов, и?это кроме этого ука-зывает на то, что речь заходит об одном народе, стёртом с лица земли при помощи нескольких наказаний, каждое из которых упоми-нается в?зависимости от контекста.
Аллах Всевышний сообщил: «…и поразило их наказание в?тот сутки,[когда появилась]тень. Воистину, это было на-казание Великого дня!»Толкователи Корана упоминают, чтов?тех местах, где жили мадьяниты, началась ужасная жара, и?по воле Аллаха в?течение семи дней в том месте не было ни едино-го дуновения ветра. От данной жары не выручали ни вода, ни тень,
z Рассказ о?мадьянитах, народе?Шу‘айба? y385
ни попытки людей укрыться в?подземных ходах, и?тогда, поки-нув родные места, мадьяниты бежали в?пустыню, где над ни-ми показалось облако. Они стали собираться в?его тени, дабы укрыться от солнца, в то время, когда же все они собрались в том месте, по воле Аллаха из этого стали вылетать искры. В?то же время под ни-ми затряслась почва, а?с?неба раздался крик, и?все они погиб-ли. Аллах Всевышний сообщил: «…и [остались] они лежать без перемещения в?собственных зданиях,? словно бы и?не жили в том месте те, кото-
рые сочли Шу‘айба лжецом. Те, каковые сочли Шу‘айба лжецом,?— они-то и?потерпели убыток».
Спасение Шу‘айба? и?тех,?кто?уверовал?совместно?с?ним
Аллах спас Шу‘айба? и?тех, кто уверовал вместе с?ним. Ал-лах Всевышний сообщил: «В то время, когда же Отечественное веление [осущест вилось], Мы по милости Отечественной спасли Шу‘айба и?тех, кто
уверовал вместе с?ним. Тех же, каковые поступали неспра-ведливо,[погубил]вопль, и?[остались]они лежать непод-вижно в?зданиях собственных,? словно бы и?не жили в?них[никогда]. Да сгинут же мадьяниты, как[прежде]сгинули самудяне!»
Аллах Всевышний кроме этого сообщил: «Знатные люди из его на-
рода, каковые не уверовали, сообщили: “Воистину, если вы последуете за Шу‘айбом, то обязательно потерпите убы-ток!”? А?[через некое время]их[погубило]землетря-сение, и?[остались]они лежать без перемещения в?собственных до-мах,? словно бы и?не жили в том месте те, каковые сочли Шу‘айба
лжецом. Те, каковые сочли Шу‘айба лжецом,?— они-то и?потерпели убыток».Эти послужило ответом на их слова:
«Воистину, если вы последуете за Шу‘айбом, то непремен-но потерпите убыток!»
z386 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Потом в?Коране упоминается о?том, что Шу‘айб обратил-ся к?ним со словами порицания. В?Коране сообщено: «[Шу‘айб]
отвернулся от них и?сообщил: “О народ мой! Я довёл до ва-шего сведения послания моего Господа и?давал вам хорошие наставления, так[пристало]ли мне скорбеть о?неверных людях?”»Тут имеется в?виду, что по окончании истребления этихлюдей он отвернулся от мест, где они жили, со словами: «О?на-
род мой! Я довёл до вашего сведения послания моего Гос-пода и?давал вам хорошие наставления»(7:79). Это значит:я?абсолютно передал вам то, что обязан был передать, давал вам хорошие рекомендации и?старался наставить вас на путь подлинный, применяя все дешёвые мне средства, но это не принесло вам ничего хорошего, потому что Аллах не ведёт по прямому пути заблуд-ших и?нет у?них ассистентов; я не стану горевать, потому что вы не принимали мои наставления и?не опасались дня позора. Вот по-чему он сообщил: «…так [пристало] ли мне скорбеть о?невер-ных людях?»?— другими словами о?людях, каковые не приемлют истинуи?не придают ей значения. И?мадьянитов постигло неотврати-мое наказание Аллаха, которому Он может подвергнуть любо-го, кого захочет.
z y
Глава о?потомках Ибрахима?
Мы уже приводили рассказ об Ибрахиме? и?его народе и?упомянули о?том, что постигло народ Лута при жизни Ибра-хима. После этого мы привели рассказ о?мадьянитах, другими словами наро-де Шу‘айба, потому, что в?Коране рассказы о?них кроме этого обыч-но приводятся по окончании рассказов о?народе Лута.
на данный момент мы поболтаем о?предпочтении, которое Аллах Всевышний дал потомкам Ибрахима? , потому что Он даровал им пророчество и?Писания, и?любой пророк, отправленный к?людям по окончании Ибрахима, являлся его потомком.
Упоминание об Исма‘иле?
Как уже упоминалось ранее, у?Ибрахима было довольно много сыно-вей, но громаднейшей известностью пользуются два пророка и?посланника, старшим из которых был первенец Ибрахима Исма‘ил, рождённый египтянкой Хаджар. Ибрахим должен был принести в?жертву конкретно его, что же касается тех, кто говорит, что в?жертву следовало принести Исхака, то они надеются на сообщения израильтян, каковые подменили, ис-казили и?по-своему истолковали Тору и?Евангелие, нарушив заповеди этих ниспосланных более Писаний. Ибрахиму было велено принести в?жертву собственного единственного сына, другими словами обращение шла об Исма‘иле. В?их Писании сообщено, что Исма‘ил
z388 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
появился, в то время, когда Ибрахиму было восемьдесят шесть лет, Исхак же появился, в то время, когда Ибрахиму было уже сто лет*. Таким обра-зом, нет сомнений в?том, что Исма‘ил был первенцем Ибрахи-ма и?более тринадцати лет оставался его единственным сыном.
Аллах воздаёт Исма‘илу? хвалу в?Коране
Аллах Всевышний воздал Исма‘илу хвалу и?охарактеризовал его как кроткого, терпеливого и?верного обещаниям человека, что неуклонно совершал молитву и?приказал делать это чле-нам собственной семьи, дабы предохранить их от наказания. Помимо этого, он призывал людей к?поклонению Господу миров.
Аллах Всевышний сообщил:
И Мы порадовали его вестью о?кротком сыне.
Когда[сын Ибрахима]достиг[такого возраста, что имел возможность помо-гать отцу в?его] делах, он ска-зал[ему]: «О?сынок, поис-
тине, я видел во сне, что убиваю тебя,[принося в?жертвуГосподу]. Взгляни же, что ты
[об этом] думаешь?» [В ответ]
он сообщил: «О папа мой! Делай, что тебе велено,?— в случае, если захочет Аллах, ты уви-дишь, что[отношусь]я к?числу терпеливых»(37:101–102).
z Глава о?потомках Ибрахима? y389
Так, Исма‘ил? подчинился отцу и?дал обещание ему, что будет проявлять терпение, а?позже выполнил собственное обещание.
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
И помяни Исма‘ила,[когдабудешь просматривать людям] Писа-
ние. Воистину, был он верен обещанию и?являлся отправлен-ником и?пророком.
Он постоянно велел собственной семье1
выполнять молитву и?выпла-чивать закят, и?его Господь был доволен им(19:54–55).
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
И отыщи в памяти рабов Отечественных Ибрахима, Исхака и?Я‘куба, каковые были сильны[в?по?клонении] и?прозорливы.
Воистину, Мы очень выделили их[среди всех других, наделивспособностью] честно поми-нать[вечную]обитель,