Восстание 1916 г. в средней азии и казахстане

Первая мировая принесла новые бедствия нерусским народам царской России. Царские колонизаторы вывозили из Казахстана и Средней Азии «на потребности войны» сырье, продовольствие, скот. От этого катастрофически уменьшились стада и посевные площади. Одновременно с этим налоги быстро возросли. За войну по Средней Азии и Казахстану они увеличились в 15 раз. Все это стало причиной развалу хозяйства, население недоедало и нищало.

Был на исходе второй год войны. Уже много крестьян русских и тысяч рабочих, кинутых в кровавую бойню, погибли на полях сражений. Царское правительство стремилось изыскивать все новые и новые средства для продолжения преступной войны.

25 июня 1916 г. был опубликован царский указ о мобилизации на тыловые работы так называемых «инородцев», ранее высвобожденных от воинской повинности. Мобилизации подлежали все приятели коренного населения Средней Азии и Казахстана от 19 до 43 лет.

Их желали применять на постройке оборонительных сооружений и путей сообщения и, как говорилось в царском указе, «для всяких иных, нужных для национальной обороны работ». «Инородцы» должны были заменить много крестьян русских и тысяч рабочих, каковые пополнили бы истекавшие кровью армии.

Указ был взят в Средней Азии и Казахстане в разгар сельскохозяйственных работ. Мобилизация мужчин угрожала сорвать уборку урожая, что обрекло бы население на вымирание и голод. Чаша терпения переполнилась. Трудовой народ поднял восстание против гнета царизма. Восстание началось в северных районах Узбекистана и Таджикистана и скоро охватило практически всю Казахстан и Среднюю Азию, перебросилось в Астраханскую губернию, на Урал и в кое-какие другие районы, населенные нерусскими народностями.

В восстании участвовали много тысяч дехкан (крестьян), батраков и ремесленников. Они в большинстве случаев выступали под лозунгами: «Не выполним указ царя!», «Не дадим рабочих!», «Не дадим собственных детей белому царю!», «Лучше погибнуть тут, чем умирать на войне!» Дехкане говорили: «У нас забрали почву, забрали благосостояние тяжелыми поборами, сейчас отнимают душу… Не дадим никого, не подчинимся требованиям царских правительства. Не отправимся в воины, всех перебьем, кто будет брать их, придет сам царь — и его убьем».

В отдельных, самые отсталых районах начальниками восстания время от времени появились местная знать и мусульманское духовенство. Они пробовали применять движение народа в собственных корыстных целях и направить его против русского народа. Но это им не удалось. Большая часть восставших боролось не только против «белого его» властей и царя, но и против собственных феодалов, баев 1 и мусульманского духовенства. баи и Феодалы были опорой царизма. Из них состояла местная, так называемая «туземная» администрация — волостные управители, старшины и т. д. Царский указ освобождал их от мобилизации. Помимо этого, «любому туземцу» разрешалось нанять и отправить вместо себя другого человека. Этим обширно воспользовались богатеи. Вся тяжесть мобилизации ложилась на бедноту. Это стало причиной озлобление трудящихся весов не только против царской администрации, но и против местных эксплуататоров.

Один из начальников восстания в Казахстане — Нуко Сатыбеков, попавший в руки царских палачей, так растолковал следователю собственный участие в восстании: «Ты задаёшь вопросы, для чего я восставал? Отлично, я поведаю. Я восстал по причине того, что больше не было сил терпеть. Любой из нас носил на собственной шее по два ярма. Одно надели отечественные же баи, второе — главы царя. У нас отобрали хорошие почвы, но мы стерпели. Нас обложили податями, мы не наедались досыта, но терпели. Баи делали выводы в пользу богатых, мы платили штрафы и терпели . Мы чуть не превратились в верблюдов, каковые падают от непосильной ноши и умирают. Но мы все же люди, и всякому терпению приходит финиш».

Восстание было стихийным и неорганизованным. Его участники действовали разрозненно, не имели единого плана и руководства. Восставшие уничтожали перечни мобилизуемых, громили волостные и милицейский управления, избивали представителей царской администрации, нападали на полицию и войска и т. д.

В страхе перед народным перемещением царское правительство заявило восставший край на армейском положении. В главные районы восстания были брошены карательные отряды, вооруженные кроме того артиллерией. Мучители сжигали селения, уничтожали посевы, отнимали у местных жителей скот, другое имущество и хлеб. Многие тысячи крестьян — узбеков, казахов, туркмен, таджиков — был казнены без следствия и суда. Много тысяч местных обитателей, спасаясь от преследований мучителей, бежали через границу в Иран и Китай. Они возвратились на родину только по окончании победы Великой Октябрьской социалистической революции, перенеся на чужбине довольно много страданий и лишений.

Царские армии скоро подавили главные очаги восстания. Но в одной из северных областей Казахстана — Тургайской — они встретили упорное сопротивление. Борьбу тут возглавил храбрец казахского народа Амангельды Иманов. К осени 1916 г. партизаны насчитывали около 50 тыс. человек. В октябре-ноябре под управлением Амангельды Иманова они в течение многих дней пробовали забрать город Тургай. Царское правительство направило ко мне большие воинские силы. В феврале 1917 г. по окончании неравной борьбы с царскими армиями Амангельды Иманов отошёл в степи. Впредь до победы Великой Октябрьской социалистической революции тургайские партизаны вели битвы с отрядами мучителей.

Восстание 1916 г. в целом потерпело поражение. Но оно сорвало мобилизацию. Царским влияниям удалось мобилизовать всего лишь около 120 тыс. человек, т. е. меньше половины намеченных к комплекту. Мобилизованные трудились в прифронтовых районах. Они прошли в том месте хорошую школу революционной борьбы у русских рабочих, а позднее, возвратившись к себе, деятельно приняли участие в борьбе за установление власти Советов.

На протяжении восстания 1916 г. народные веса Средней Азии и Казахстана еще раз убедились, что они смогут завоевать свободу только при помощи русского пролетариата. В 1918 г. вождь казахских повстанцев Амангельды Иманов сказал: «В 1916 г. мы с комчей (плеткой.— Ред.) и топором дерзнули оторвать с корнем царизм, — сейчас в революционном бою при помощи русского пролетариата разгромим до конца белые банды, сотрём с лица земли алаш-ордынцев и выстроим радостную судьбу».

Восстание и резня мусульман Средней Азии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: