понимание и Восприятие речи тесно связаны и неотделимы друг от друга.
Познание речи не может быть без ее восприятия на слух либо зрительно, но и настоящего восприятия речи не может быть без ее понимания. В случае, если человек слышит обращение либо видит текст на незнакомом языке, то никакого речевого общения с говорящим либо пишущим не происходит.
Речевые звуки либо их соединения и знаки в этом случае не несут второсигнальной функции, не являются сигналами сигналов.
Восприятие речи
Восприятие речи — один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, других средств и интонации языка, высказывающих определенное содержание мысли.
Восприятие речи начинается с выделения речевых звуков (фонем), что значительно зависит от уровня развития фонематического слуха человека.
В случае, если принимающий не различает сходные фонемы, к примеру жёсткие согласные звуки от мягких согласных, то он не осознает совершенно верно, о чем идет обращение (ср. слова «конь» и «кон», «мыло» и «мило»).
Различение фонем усложняется тем, что они изменяются под влиянием соседства с другими звуками (звук с в слове «сдать» звучит в противном случае, чем в слове «стать») и под влиянием ударения (звук о звучит по-различному в словах «воды» и «вода»).
Исходя из этого крайне важно мочь различать фонемы как в их раздельном, так и в слитном с другими фонемами звучании. Это умение нужно для восприятия и устной и письменной речи.
Восприятие речи предполагает кроме этого умение выделять из потока речи отдельные слова. Членению фразы на слова оказывают помощь паузы.
Но при стремительном темпе речи паузы уменьшаются, и слушатель создаёт членение по последовательности вторых словоразличительных показателей. При стремительном темпе речи разделение фраз на отдельные слова время от времени затруднено необычным слиянием фонем между двумя соседними словами, что ведет к образованию нового слова, и суть фразы изменяется.
В этом легко убедиться, в случае, если сравнить фразы, складывающиеся из одних и тех же фонем с однообразной их последовательностью: «женщину вели» — «женщин увели»; «где же ребенок?» — «где жеребенок?»; «в том месте арка упала»— «та марка упала»-—«Тамарка упала». В словосочетании «двумя соседними…» возможно услышать новое слово «мясо». Указанное явление затрудняет восприятие устной речи.
Познание речи — процесс не меньше сложный, чем восприятие ее. Чтобы выяснить обращение говорящего человека, нужно в первую очередь четко слышать и осознавать каждое слово. Но суть слова довольно часто узнается лишь в составе фразы, предложения.
Обоюдная сообщение слов в предложении фиксируется в грамматических формах — окончаниях, суффиксах, приставках и пр. (ср. «письмо напишут» — «письмо написано»). Не обладая грамматическими формами, нельзя понять ни фразы в целом, ни смысловых оттенков отдельных слов, входящих в ее состав. Потом. Суть некоторых слов изменяется в зависимости от ударения (замок -замок, ворот — ворот, дома — дома).
Восприятие устной речи
В устной речи ударение выделяют интонацией голоса, на письме оно в большинстве случаев не обозначено, и суть слова можно понять лишь в составе предложения.
Известно кроме этого, что кое-какие слова имеют пара значений. Так, слово «корень» свидетельствует часть растения, часть зуба, символ математического действия, скрытый суть чего-либо и пр. Какое из значений имеется в виду в каждом конкретном случае, возможно определить опять-таки только из целой фразы.
Познание фразы, предложения со своей стороны зависит от понимания значения каждого составляющего ее слова. В случае, если кто-либо не знает, что свидетельствует слово «Терпсихора», то он не осознает смысла фразы «Чудная Терпсихора вспорхнула и скрылась».
Суть предложения пара изменится, в случае, если поменять последовательность входящих в него слов. Так, фраза «Началась Великая социалистическая революция» имеет другой оттенок смысла, чем фраза «Великая социалистическая революция началась».
Познание речи затрудняют сложные грамматические конструкции предложений: наличие многоступенчатых придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты, много однородных участников предложения, кое-какие инверсии (необыкновенный порядок слов) и т. п.
Потому, что сложное построение предложений чаще не редкость в письменной речи, ее тяжелее осознать, чем устную того же содержания. Действительно, при чтении в любой момент имеется возможность повторного и замедленного восприятия текста, в то время как при восприятии устной речи эта возможность не всегда имеется.
Интонации речи смогут быть не только логическими, вместе с тем эмоциональными и волевыми. Посредством интонации говорящий высказывает собственный отношение к людям, к предмету мысли, к обстановке беседы и к самому себе. Голосом возможно выразить безразличие, восхищение, удивление, уныние, упрек, сожаление, приказ, просьбу и эмоциональные состояния и другие чувства. Значение интонации голоса громадно в работе актера, диктора, педагога, оратора.
Одним из средств ясности речи, помогающим ее пониманию, есть выбор выражений и слов. Удачно подобранные эпитеты, сравнения, метафоры, поговорки и пословицы, «меткие» слова не только украшают обращение, но довольно часто и облегчают проникновение в сущность того, о чем говорят и пишут.
понимание и Восприятие речи тесно связано с ее содержательностью.
Содержательной будет та обращение, которая несет слушателям громадной количество полезных мыслей, пригодных к практической и теоретической деятельности.
Но содержательность информации, передаваемой посредством речи, зависит не только от подготовленности говорящего либо пишущего, но и от подготовленности лиц, принимающих ее.
В одном случае информация воспринимается как весьма содержательная, новая, в другом — та же самая информация воспринимается как малосодержательная, в силу того, что слушатель либо читатель не находят в ней для себя ничего нового.
Малосодержательной для принимающего будет и та информация, для понимания и восприятия которой у него нет базы в виде минимума знаний: дабы лекция по высшей математике была воспринята и осознана, слушатели должны знать элементарную математику.