В скромной квартирке на одной из неприметных улиц Вены тяжело больной композитор спешил завершить собственный творение. Создаваемая им праздничная музыка заставляла забыть о нищете и невзгодах последних лет и о неприятном предчувствии скорой смерти.
По заказу загадочного незнакомца Моцарт придумывал «Реквием» — заупокойную обедню. Композитору казалось, что он формирует траурную музыку для самого себя, что это его лебединая песня. Ему светло слышались скорбные трагическая мольба и голоса солистов хора, величественные сигналы труб, звонкая дробь литавр. Погребальная музыка звучала, как повесть о мужестве страдающего человека, как утверждение не смерти, а бессмертия людской гения… Радость творчества охватывала душу композитора — светлую и полную любви к судьбе кроме того в эти предзакатные, последние часы…
Музыка заполняла все существо Моцарта с самого раннего детства. Чуть обучась в трехлетием возрасте выполнять чужие творения, он начал сочинять собственную музыку. Чудо-ребенок удивлял слушателей не только виртуозной игрой на скрипке и клавесине, но и неординарными импровизациями. Одаренность Вольфганга превосходила кроме того неординарную музыкальность его сестры, которая была на 5 лет старше. Их папа Леопольд Моцарт, проходивший службу в оркестре епископа, чутко и с опаской направлял развитие детей. Дабы увеличить их музыкальный кругозор и обратить внимание европейских музыкантов на талант сына, он отправился с ними в путешествие.
Дети выступали с огромным успехом в Мюнхене, Вене, Париже, Лондоне. По нескольку часов продолжались концерты мальчика. Шестилетний Вольфганг кроме того не ощущал усталости — так как это была музыка, неиссякаемый источник эйфории. композиции и Игра мальчика приводили к восторгу и удивление. В Париже были изданы написанные им в том месте шесть сонат для скрипки и клавира. В Лондоне он сочинил три симфонии, множество инструментальных и оркестровых пьес. Мелкий Моцарт с увлечением знакомился с оперной, симфонической и народной музыкой различных государств. В собственном творчестве он стремился охватить все музыкальные жанры. Уже в 12 лет Вольфганг написал первую оперу «Мнимая пастушка» (1768). Не обращая внимания на восторженные отклики исполнителей, назначенная в Венском театре премьера оперы не состоялась — помешали местные музыканты, питавшие зависть к успеху очень способного ребёнка. Скоро он сочинил радостную лирическую оперетту «Бастиен и Бастиена» (1768) и оперу «Митридат, царь Понта» (1770), принятую в Италии громовыми овациями.
Но иногда публика встречала его недоверчиво. Недоброжелатели распускали слухи, что все творения юного музыканта написаны его отцом, либо утверждали, что необычное мастерство Моцарта — это колдовские чары. Все же его виртуозное исполнение и вдохновенные импровизации сложнейших произведений так тревожили слушателей, что они, забыв о собственных недавних подозрениях, восклицали: «Это гениально! Да здравствует юный маэстро!»
Наибольшие музыканты итальянского города Болонья устроили мальчику тяжёлый экзамен. В большинстве случаев на произведение фуги у умелого музыканта уходило пара часов, а Моцарт выполнил это сложное задание в течение получаса. Музыканты, пораженные выдающимися свойствами пятнадцатилетнего композитора, избрали его участником собственной музыкальной академии.
Казалось, слава и успех будут сопутствовать Моцарту всю жизнь. Но светская публика, которую прежде забавлял гениальный ребенок, с холодным равнодушием отнеслась к парню-музыканту, не могшему ни льстить ей, ни угождать ее вкусам.
Моцарт высказывал в музыке собственные душевные порывы, протест против царящей в обществе лжи, против унижения людской преимущества. Его через чур броский, необычный, храбрый и свободный гений вызывал бешеную зависть и интриги актуальных музыкантов того времени. Новых заказов Моцарт не получал. По окончании бесплодных попыток отыскать работу в Италии и Вене он возвратился в г. Зальцбург и поступил на место концертмейстера в том же архиепископском оркестре, где служил его папа.
Деспотичный епископ не выдерживал проявления независимости у собственных подчиненных. Его злили открытый, живой нрав молодого Моцарта да и то преимущество, с которым он держался. Стремясь унизить очень способного музыканта, своенравный вельможа бранил и отвергал его творения, осыпая его упреками в лености. Громадную несправедливость тяжело представить! Работоспособность Моцарта, не обращая внимания на тяжелые условия, была необыкновенна. Из-под его пера друг за другом выходят новые симфонии, сюиты, серенады, концерты. Они поражают обилием образов, мыслей, благородством и многообразием эмоций, изяществом формы и прозрачностью музыки.
Моцарт стал зрелым, независимым мастером симфонической музыки. В симфониях ля мажор и соль минор композитор отразил не только личные увлечения, эйфории, разочарования, но и мятежные настроения собственных молодых современников, их протест против духовного и морального убожества, царящего во всей Германии. Наконец, Моцарт решил покончить со своей кабальной судьбой в Зальцбурге и подал прошение Об освобождении с занимаемой должности.
В последующие годы, в то время, когда его гений уже не зависел от капризов покровителей, Моцарт создал бессмертные оперы, симфонические и инструментальные произведения.
На австрийской сцене шли лишь оперы итальянских их подражателей и композиторов. Моцарту принадлежат первые выдающиеся образцы национального оперного мастерства. Комическая опера «Похищение из сераля» (1782) посвящена верности в дружбе и любви. В ее радостной жизнеутверждающей музыке Моцарт с полнотой и глубиной очертил образы всех храбрецов, их душевные переживания, их добропорядочную целеустремленность.
Через четыре года композитор создал еще более идеальную оперу «Свадьба Фигаро» на сюжет известной комедии Бомарше «Сумасшедший сутки, либо Женитьба Фигаро» (см. ст. «Пьер Огюстен Бомарше»). Ее содержание, обличающее самодурство знати, прославляющее ум, находчивость простых людей, было близко Моцарту, перенесшему столько унижений в собственной жизни. Бунтарские интонации слышатся в самой музыке Моцарта. Характеры храбрецов, их столкновения раскрываются в контрастных музыкальных образах. Все арии и ансамбли весьма ясны, разнообразны и мелодичны, в них сочетается нежная грусть и искреннее веселье. «Свадьба Фигаро» особенно полюбилась в Праге. Приглашенный в том направлении Моцарт писал своим приятелям: «Тут ни о чем, не считая «Фигаро», не говорят, ничего, не считая «Фигаро», не играются, не трубят, не поют, не насвистывают. Ни на что, не считая «Фигаро», не ходят. Всегда один только «Фигаро»… для меня это громадная честь».
Своим восторженным почитателям-пражанам композитор подарил следующую оперу — «Дон Жуан» (1787). Ветхая комедийная история о легкомысленном, эгоистичном, неверном красавце купила в опере драматическое звучание. Моцарт раскрыл в музыке противоречивость и сложность натуры собственного храбреца. Осуждая распутные поступки Дон Жуана, композитор восхищается его жизнерадостностью, энергией, умом, его храбрым вызовом предрассудкам и ханжеству. Музыка Моцарта то брызжет радостью, то тревожит глубокой трагичностью. Через всю оперу в жёстких музыкальных образах проходит тема рокового возмездия за зло, причиненное Дон Жуаном.
Премьера оперы прошла с невиданным успехом в Праге. Но в Вене, где среди родных ко двору музыкантов все посильнее разгоралась зависть к очень способному композитору, оперу встретили враждебно. Светская публика совсем отвернулась от Моцарта: не было заказов, закончились концерты. Тяжелый болезнь подрывал его силы. Возможно лишь удивляться, что в конце жизни композитор написал радостную музыкальную сказку «Чудесная флейта», самое собственный любимое и яркое творение. Тогда же была создана бессмертная трилогия: симфонии ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор, прославляющие жизнь во всем ее многообразии, со всеми ее печалями и горестями. Глубокая вера в красоту судьбы и в человека — ее творца до последних мин. не оставляла этого превосходного живописца.
Он погиб 5 декабря 1791 г., не прожив и 36 лет. Неизвестно, был ли Моцарт вправду отравлен своим ярым завистником — придворным музыкантом Сальери (как предположил А. С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери»), без сомнений только то, что великий композитор имел возможность бы создать еще довольно много красивых произведений, если бы он жил и творил в иных условиях. Моцарта похоронили, как бедного, — в общей могиле для бедных, не смотря на то, что он подарил человечеству бесценные музыкальные сокровища. Они остались лучшим монументом его яркому, лучезарному гению!