Существует очень много изучений, каковые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в совокупности «родители – ребенок», эмоциональной депривацией в детской и семье агрессией. Установлено, к примеру, что в случае, если у ребенка сложились негативные отношения с одним либо обоими родителями, в случае, если тенденции позитивности самооценки и Я-концепции не находят помощи в оценках своих родителей либо в случае, если ребенок не чувствует родительской опеки и поддержки, то возможность делинквентного, противозаконного поведения значительно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям (Hanson, Henggeler at al., 1984; Eron L. D., Walder L. O. at al., 1977, 1978; Peek at al.,1985; Baron P., Richardson D., 1994).
Изучения
В одном из изучений в лабораторных условиях замечали (Jones at al., 1979), как общаются со другими детьми и своими мамами дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Фиксировались разные параметры, в частности измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки, по окончании того как он начал плакать либо протянул к ней руки. Второй нюанс наблюдения пребывал в регистрации случаев агрессивного поведения ребенка, направленного на вторых людей (удары, укусы, рвение отобрать какой-либо предмет). Было обнаружено, что дети, к каким матери не торопились доходить, вели себя более враждебно, чем дети, чьи матери скоро реагировали на их плач либо рвение ребенка к контакту.
В соответствии с теории привязанности , мелкие дети различаются по степени ощущения безопасности в собственных отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка – надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Таковой ребенок склонен доверять вторым людям, имеет отлично развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению, неагрессивен. Ненадежно привязанный либо тревожащийся по поводу собственной привязанности ребенок отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей свойственны аффективные вспышки, импульсивность поведения (Baron P., Richardson D., 1994).
На сегодня, пожалуй, уже не приводит к, что между уровнем агрессивности и строгостью наказания детей существует хорошая зависимость.
Эта зависимость, как выяснилось, распространяется и на случаи, в то время, когда наказание есть реакцией своих родителей на агрессивное поведение ребенка, другими словами употребляется в качестве воспитательной меры, направленной на формирование и снижение агрессивности неагрессивного поведения ребенка.
В одном опыте изучалось агрессивное поведение детей-третьеклассников в связи с изюминками стратегий родительского наказания (Eron L. D. at al., 1963). Особенности и строгость наказаний измерялись по ответам своих родителей на 24 вопроса о том, как они в большинстве случаев реагируют на агрессивное поведение собственного ребенка.
К 1-му уровню реагирования (что, строго говоря, и наказанием-то назвать запрещено) относили просьбы вести себя по-второму и поощрения за трансформацию поведения. Ко 2-му уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань. К 3-му уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое действие, шлепки, подзатыльники.
В следствии изучения было найдено, что те дети, каковые подвергались со стороны своих родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении бо?льшую агрессию и характеризовались одноклассниками как агрессивные.
В одном из изучений (Felson R. B., Russo N., 1988) было продемонстрировано кроме этого, что вмешательство своих родителей при агрессии между братьями-сестрами может в действительности оказывать обратное воздействие и стимулировать развитие агрессии. Результаты этого изучения в наглядной графической форме представлены на рисунке.
Уровень агрессии между бра тьями и сестрами в зависимости от вмешательства своих родителей в ссоры детей (Felson R. B. Russo N., 1988).
Нейтральная позиция своих родителей, как направляться из этого изучения, выясняется предпочтительной. Самой неэффективной стратегией оказывается вмешательство своих родителей в форме наказания старших сибсов , так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями-сестрами выясняется самый высоким. Сходные результаты были взяты и в других изучениях (Patterson, 1984).
Обобщение результатов аналогичных изучений приводит экспертов к формулированию предложения относиться к агрессии между сибсами особенным образом – проигнорировать ее, не реагировать на агрессивное сотрудничество братьев-сестер. Но таковой вывод представляется все-таки через чур радикальным. Время от времени не реагировать на агрессию во сотрудничестве братьев-сестер родителям легко нереально, а подчас и прямо вредно и небезопасно.
В ряде обстановок (к примеру, в то время, когда агрессивное сотрудничество между сибсами уже не есть редким необыкновенным случаем) нейтральная позиция своих родителей может лишь содействовать предстоящей эскалации агрессии. Более того, такая позиция может создавать благоприятные условия для социального научения агрессии, закрепления ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже долговременные негативные последствия.
В изучении, о котором мы говорили выше, изучались только две альтернативы реагирования своих родителей на агрессию между братьями-сестрами:
1) нейтральная позиция , другими словами игнорирование фактов агрессии, и
2) наказание детей (в одном варианте – старших, в другом – младших).
Разумеется, при таковой деланной выводы альтернативе нейтральная позиция вправду выясняется довольно (и только относительно) лучшей. Но вероятны и другие другие методы родительского реагирования на агрессию между сибсами, каковые не были тут предметом изучения. Одним из таких способов реагирования есть обсуждение появившейся неприятности, осуществление процесса переговоров, научение на конкретном примере появившегося конфликта конструктивным, неагрессивным методам его разрешения. Так как, как экспериментально доказано в других изучениях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных первым делом конкретно не сильный знанием конструктивных (других агрессивным) способов разрешения распрей.