Эллис поделил иррациональные суждения на четыре главные категории.
1. Суждения долженствования». Суждения, показывающие на то, что кто-то (либо что-то) должен быть не таким, каков он имеется, к примеру: «Я обязан победить игру»; «Он должен быть любезным по отношению ко мне» и т. п.
2. «Ужасающие» суждения. Суждения о том, что все плохо, жутко и кошмарно, в силу того, что все не так, как следовало бы быть, к примеру. «Будет плохо, в случае, если я не закончу уборку до прихода гостей».
3. Суждения «надлежит» и «направляться». Суждения, отражающие неспособность человека выдержать либо вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» либо «направляться» быть.
4. «Осуждающие» суждения. Суждения, принижающие личность — собственную либо того человека, в результате которого обстановка стала не таковой, какой ей «надлежит» либо «направляться» быть, к примеру: «Он страшный человек, и должен быть наказан, в силу того, что не приехал одновременно с».
Кроме этих четырех категорий, Эллис в различное время идентифицировал 12 неспециализированных «корневых» иррациональных идей, каковые, согласно его точке зрения, лежат в базе большинства эмоциональных расстройств.
Двенадцать главных иррациональных идей (A. Ellis, 1958):
1. Для взрослого человека совсем нужно, дабы любой его ход был привлекателен для окружающих.
2. Имеется поступки порочные, скверные, и повинных в них направляться строго наказывать.
3. Это трагедия, в то время, когда все идет не так, как хотелось бы.
4. Все беды навязаны нам извне — людьми либо событиями.
5. В случае, если что-то пугает либо приводит к опасению — постоянно будь наготове.
6. Легче избегать трудностей и ответственности, чем их преодолевать.
Глава 3. Манипуляция как вызов к скрытой силовой борьбе
7. Любой испытывает недостаток в чем-то более сильном и большом, чем то, что он чувствует в себе.
8. Необходимо быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Необходимо все знать, все мочь, все осознавать и во всем получать успеха.)
9. То, что очень сильно оказало влияние на вашу жизнь один раз, постоянно будет оказывать влияние на нее.
10. На отечественное благополучие воздействуют поступки вторых людей, исходя из этого нужно сделать все, дабы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
12. Мы не властны над собственными чувствами, и не можем не испытывать их.
В группах тренинга я довольно часто задаю участникам задание на дом: сформулировать личные иррациональные идеи.
Привожу перечень русских иррациональных идей, полученный на выборке из 318 человек. Идеи находятся в порядке убывания частоты их встречаемости.
Российские иррациональные идеи
1. Я обязан (обязана)…
Я обязан брать ответственность на себя.
Если тебя просят, ты обязан оказать помощь (Я обязан дать то, о чем меня просят).
Я обязан сочувствовать и осознавать, опекать и защищать. Ты обязан отблагодарить (Я в неоплатном долгу; За услугу я должна быть признательна).
Отказываться плохо (Я не должна обидеть отказом). Я ни при каких обстоятельствах не должен терять самообладания. Я не должен сражаться, ссориться, ругать. Я все обязана делать скоро. Я обязана нравиться. Я обязана осуществлять контроль. Я не должна быть одна. Я должен вести себя верно. Я не должна быть фаворитом.
В случае, если я вижу несправедливость, я обязана ее устранить. Я не должна платить за любовь. Я должна быть уникальной. Я должен быть другом.
противостояния и Тренинг влияния влиянию
Я обязан превосходить вторых. Я должна быть великодушной. Я должна быть смелой.
Другие должны…
Меня должны обожать и не должны осуждать.
Люди не должны просить у меня денег взаймы.
Люди должны создавать около меня воздух честности.
Люди должны быть честными.
Все должны вычислять меня порядочным.
Все должны не забывать…
Русское «может быть пронесет».
В случае, если я продолжительно трудился, я больше заслужил.
Будущее ответственнее настоящего.
Идеи серьёзнее человека.
В случае, если у нас что-то не хорошо, то это все равно отлично, в силу того, что это
отечественное.
Нужно подчиниться точке зрения большинства.
Хорошее дело не должно остаться безнаказанным. Работа с собственными иррациональными идеями не редкость крайне важной для участников. Обычно им так принципиально важно совершенно верно и «узнаваемо» сформулировать личные иррациональные идеи, что они теряют чувство времени и чувство меры.
Сессия анализа иррациональных идей из тренинговой преобразовывается в терапевтическую. В случае, если тренинг продолжается всего три дня, лучше этого избежать (как это сделать, обрисовано в методической части книги).
3.3. Тяжёлые вопросы манипуляции
В тренинге практически в любое время встает неприятность этической обоснованности манипуляции. Допустима ли она с этической точки зрения? Не редкость ли манипуляция добропорядочной? А иначе, не есть ли любое поведение, в котором мы заблаговременно не объявляем собственной цели, манипуляцией? Садясь под углом 45 градусов по отношению к собеседнику, заводя с ним «небольшой разговор» об занимательных и милых его сердцу вещах, избегая чрезмерной убедительности в дискуссии, дабы ему было легче отказаться от собственной начальной позиции и т. п., не манипулируем ли мы отечественным собеседником? Так как мы не заявляем ему, что на данный момент мы так поставим стул, выберем такой взгляд и такую позу, что будет располагать его к доверительным отношениям, что в следующую 60 секунд мы начнем сказать о чем-то занимательном и прият-
Глава 3. Манипуляция как вызов к скрытой силовой борьбе
ном для него, дабы наладилась непринужденная психотерапевтическая воздух, которая будет содействовать достижению согласия в последующем «громадном беседе», не объявляем ему, что попытаемся создать у него чувство, что он самостоятельно пришел к противоположным выводам в ходе дискуссии? Коль не так долго осталось ждать это так, мы совершаем скрытое воздействие, а следовательно, тайно от него содействуем происхождению у него определенных эмоций, намерений и мыслей. Иными словами, манипулируем им. В случае, если мы раскроем тайну, то эффективность отечественных упрочнений окажется ниже, и исходя из этого мы решаем не информировать ему заблаговременно о отечественных маневрах, другими словами выбираем манипуляцию. В случае, если мы признаем, что все отечественные действия по отношению к вторым проникнуты манипуляцией, то каковы критерии допустимой, добропорядочной и недопустимой, неблагородной манипуляции? Разглядим эти вопросы последовательно.