Vi. право собственности на природные ресурсы

1. Природные достатки — публичное достояние

Отношения собственности занимают главное положение в совокупности публичных взаимоотношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, а также национальной. С другой — собственность ассоциируется с достатком, достатком его обладателя.

России с природными ресурсами повезло. Отечественным запасам может позавидовать каждая вторая страна, не обращая внимания на нещадную эксплуатацию природы в последние десятилетия. Согласно данным Комитета РФ по использованию и геологии недр на апрель 1996 г., по количествам разведанных запасов минерального сырья Российская Федерация занимает ведущее положение в мире. При площади территории в десять процентов почвы (от планетарной) в недрах России сосредоточено 12 — 13% мировых запасов нефти, 35% — газа, 12% — угля, большая часть запасов золота, алмазов, металлических руд, цветных и редких металлов . Неординарно богата Российская Федерация кроме этого водными и лесными ресурсами , ресурсами животного мира.

———————————

По более поздним данным, в недрах России сосредоточены 30% мировых запасов газа, 50% алмазов, 25% запасов никеля, 17% олова, практически 10% запасов нефти // Русский газета. 2006. 16 февр. N 32 (3998). С. 19 (вкладыш Природные ресурсы).

По вторым оценкам, количества запасов ресурсов недр, о которых сообщается, преувеличены. Экспертами обращается внимание на очевидный сдвиг настоящей экономической деятельности в стране в сторону ресурсопотребления, причем приоритет все более отдается применению невозобновимой части естественных активов — нужных ископаемых. Запасы нефти, газа и многих наиболее значимых руд у нас не столь громадны, в случае, если учесть их на одного человека и в случае, если соотнести с себестоимостью добычи в малодоступных территориях с жёстким климатом // Российская Федерация в окружающем мире: Аналитический ежегодник. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 43, 112.

По обеспеченности населения водными ресурсами Российская Федерация находится на втором месте по окончании Бразилии — в год на одного обитателя у нас приходится около 30 тыс. кубов.

Российская Федерация, без преувеличения, величайшая лесная держава мира. На ее долю приходится 22% всех лесов земного шара. Площадь отечественных лесов образовывает более 850 млн. гектаров, больше чем в каждый стране // Русский газета. 2006. 16 февр. N 32 (3998) С. 19 (вкладыш Природные ресурсы).

Но в случае, если природа так щедра, по какой причине так беден население украины?! По некоторым данным, более 25% россиян живёт ниже черты бедности. В один момент на Земле имеется много стран, лишенных многих наиболее значимых природных ресурсов, но хватает богатых. Это относится, например, к странам юго-восточной Азии, к Японии и вторым.

Пример государств юго-восточной Азии убеждает, что достаток народа в известной степени косвенно связано с достатком природы. Но все-таки, в случае, если в стране природа богата, то по какой причине беден народ?

В контексте экологического права тут возможно поставлен последовательность вопросов. Какие конкретно отношения права собственности на природные ресурсы являются своеобразными для экологического права? Как связан институт права собственности на природные ресурсы с достижением целей эколого-правовых норм? Какое влияние форма собственности на природные ресурсы оказывает на возможности обеспечения рационального применения природных сохранения и ресурсов благоприятного состояния экологии?

В соответствии с русским правом предметы и природные ресурсы социальной среды как объекты собственности смогут пребывать в гражданском обороте. Одновременно с этим нельзя не видеть отличия между богатейшими металлургическим заводом и российскими недрами, перерабатывающим добытые недра, как объектами права собственности и как имуществом, находящимся в гражданском обороте. Один объект создан природой, без мельчайшего приложения труда человека, второй — гением человека.

Природа вечна, в ее лоне в соответствии с законами развития природы будут рождаться и жить все новые и новые поколения людей, как это было и пара миллионов лет назад. прочие объекты и Заводы социальной сферы — вещи преходящие. Исходя из этого нам принципиально важно решить, кому обязана принадлежать природа, ее ресурсы, кто ими может самый умело распорядиться, дабы, удовлетворив потребности настоящего поколения, не ущемить интересы будущих поколений. Умные индусы говорят, что мы не взяли почву в наследство от своих родителей, а забрали ее взаймы у отечественных детей. И, как важные отцы семейства, мы должны распоряжаться природой соответственно.

Исходя из этого правовой режим природы должен быть особым, хорошим от режима материальных объектов социальной среды. Теоретически он должен быть таким, дабы, удовлетворяя некоторый оптимальный количество потребностей человека, природа сохранялась в благоприятном состоянии. В случае, если исторически взглянуть на природу в правовом контексте, то в римском праве имелась категория неспециализированных для всех вещей. Действительно, в их состав входил очень ограниченный круг природных вещей — воздушное пространство, Солнце, проточная вода, море. Изначально они не могли пребывать в чьей-либо собственности, были лишь в публичном пользовании.

В случае, если любой имеет субъективное право на благоприятную внешнюю среду, то в какой степени смогут быть удовлетворены физиологические, экономические, рекреационные, эстетические и иные удовлетворяемые природой потребности субъекта, в случае, если природа находится в собственности иных субъектов? Как отечественное субъективное право должно соотноситься с объективным правом собственности страны либо муниципалитета на природные ресурсы?

С учетом места человека в природе, особенной роли природных ресурсов в публичном развитии, ответственности человека за сохранение благоприятного состояния экологии в интересах будущих поколений предпочтительным есть развитие правовой теории и права экологии в рамках концепции природных ресурсов как публичного достояния. Основная мысль данной концепции была выражена в преамбуле Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды: ее богатства и Природа являются национальным достоянием населений украины, естественной базой их устойчивого развития экономики и благосостояния человека. Очень направляться выделить, что эта концепция в практическом замысле противопоставляется концепции частной собственности на природные ресурсы, в рамках которой богатый человек либо несколько богатых людей может приобрести (скупить) природные достатки и распоряжаться ими в собственных заинтересованностях.

Понятие природных ресурсов как публичного достояния может на первый взгляд ассоциироваться с понятием общенародной собственности на природные ресурсы, либо всеобщего достояния. Закрепленная в таком виде в советских конституциях и иных социалистических законах общенародная собственность была не чем иным, как идеологическим штампом, лозунгом, не имеющим юридического смысла, являясь в конечном итоге той же национальной социалистической собственностью со всеми вытекающими из этого последствиями. Применительно к нашей концепции публичного достояния она должна иметь определенное юридическое значение. В смысле наличия правовых обеспечений того, что, реализуя полномочия по распоряжению природным ресурсом, его хозяин обязан учитывать, в какой степени это соответствует публичным заинтересованностям.

С.И. Ожегов определяет достояние как то, что всецело в собственности кому-нибудь. Природа, ее ресурсы, призванные удовлетворять потребности человека, принадлежат людям, всему обществу, причем в один момент будущим поколениям и настоящему. Соответственно в публичных отношениях, регулируемых правом, природные ресурсы должны восприниматься как публичное достояние.

Для реализации данной концепции должен быть решен последовательность принципиальных вопросов. Кто может самый действенно от имени общества и в его заинтересованностях распоряжаться природным ресурсами, являющимися публичным достоянием? Все ли природные ресурсы либо их части будут публичным достоянием? Если не все, то какие конкретно смогут иметь другой правовой титул?

Самый удачно руководить природными ресурсами, являющимися публичным достоянием, может государство в рамках его экологической функции. Оно имеет сбалансированную совокупность органов — законодательных, аккуратных и судебных, призванных последовательно решать задачи определения в интересах общества правового режима природных ресурсов, распоряжения ими с учетом общего права на благоприятную внешнюю среду, контроля за их применением, обеспечения экологического правопорядка, а также при помощи применения принудительной силы.

Правовой режим природных ресурсов как публичного достояния возможно урегулирован в законодательстве методом объявления его необыкновенной собственностью страны. Принципиально важно, во-первых, дабы данный правовой режим отличался от правового режима иного имущества, а также национального, находящегося в гражданском обороте. И, во-вторых, должна быть четко выражена правовая сущность публичного достояния: государство распоряжается им лишь в интересах общества и под его контролем. Учитывая особенную публичную сокровище природных достатков, представляется актуальным, дабы правовой режим природных ресурсов как публичного достояния был закреплен в Конституции России .

———————————

К примеру, в соответствии с ст. 13 Конституции Украины почва, ее недра, атмосферный воздушное пространство, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы континентального шельфа, внутренней (морской) экономической территории являются объектами права собственности украинского народа, от имени которого право имущества реализовывают органы власти и муниципальные органы власти в рамках компетенции, определенной Конституцией.

Следующий принципиальный вопрос касается того, на какие конкретно природные ресурсы обязан распространяться правовой режим публичного достояния. Так как какие-то природные ресурсы либо их часть смогут пребывать в личной, т.е. не в национальной (публичной) собственности. Наряду с этим нельзя не учитывать того, что личная собственность есть ответственной неотъемлемым условием и предпосылкой развития рыночной экономики в РФ.

В совокупности природных ресурсов почва владеет особенностями, отличающими ее от вторых природных ресурсов. Она в один момент выступает в качестве операционного базиса и средства производства. В последнем качестве почва объективно нужна для развития рыночной инфраструктуры — под промышленные, социальные и иные объекты. Это событие предопределяет необходимость и возможность обладания почвой на праве частной собственности. На таком основании она может предоставляться и для ведения сельского хозяйства, в частности для развития фермерства. Довольно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, обязан осуществляться строгий национальный и публичный контроль за их целевым применением.

Находящиеся в частной собственности почвы смогут употребляться только с учетом публичных экологических заинтересованностей.

В этом отношении России может понадобиться испытанный десятилетиями опыт таких стран, как США и Германия. Так, в соответствии с Законом о землепользовании штата Вермонт (США) для осуществления пользования собственным земельным наделом землепользователь обязан взять разрешение районной экологической рабочей группе. При выдаче разрешения учитывается, что это:

— не приведет к загрязнению атмосферного воздуха и водоёмов выше установленных нормативов;

— не приведет к уменьшению воды, нужной для удовлетворения разных потребностей;

— не позовёт эрозии земель либо утраты водоохранных особенностей почвы, тем самым создав негативные и страшные условия судьбы людей;

— не позовёт транспортных неприятностей, в случае, если реализация проекта связана с применением действующих либо планируемых транспортных совокупностей;

— не окажет противоречащего закону негативного действия на естественный ландшафт района, на его эстетические характеристики, исторические места, редкие невозобновимые ресурсы;

— не затронет и не нарушит иные определенные в данном Законе публичные экологические, социальные и экономические интересы .

———————————

Робинсон Николас А. охраны и Правовое регулирование природопользования экологии в Соединенных Штатах. М., 1990. С. 448 — 449.

Что касается иных природных ресурсов — недр, вод, лесов, животного мира, то они по большей части образуют публичное достояние. На них не нужно устанавливать личную собственность. Исключение смогут составлять, например, закрытые водоемы, расположенные на почвах, находящихся в частной собственности, другие природные ресурсы, строго определенные в законе.

Так как природные ресурсы, образующие публичное достояние, передаются для распоряжения ими стране, особенную важность имеет вопрос о контроле за деятельностью страны со стороны общественности. Формы для того чтобы контроля должны быть достаточно детально урегулированы в законодательстве. Уже в действующем законодательстве предусмотрены формы участия общественности, населения, отдельных граждан в ходе принятия и подготовки экологически значимых хозяйственных и иных ответов в рамках процедуры оценки действия планируемой деятельности на внешнюю среду, экологической экспертизы. Распоряжение природными ресурсами, находящимися в гос собственности, осуществляется при помощи лицензирования права пользования недрами, водами, лесными ресурсами, объектами животного мира. В целях публичного контроля такое лицензирование должно быть гласным. Заинтересованное население должно иметь право высказывать собственные позиции относительно предоставления того либо другого природного ресурса в пользование.

Изложенные суждения не в полной мере совпадают с состоянием законодательства в данной области. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются Конституцией России, природоресурсным законодательством и Гражданским кодексом. Обратимся к законодательству.

2. Понятие, формы и содержание права собственности

на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы в юридическом нюансе возможно разглядывать в двух качествах: как правовой университет и как совокупность правомочий хозяина.

Право собственности на природные ресурсы как правовой университет является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет последовательности отраслей в совокупности российского права — конституционного, гражданского, права экологии, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Исходя из этого возможно сказать об этом правовом университете как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образует право собственности в объективном смысле.

Базы права собственности на природные ресурсы выяснены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 почва и другие природные ресурсы смогут пребывать в личной, муниципальной, национальной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются формы собственности и специфические черты на конкретные природные ресурсы, и особенности механизма реализации полномочий хозяина почвы, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий хозяина по владению, распоряжению и пользованию почвой, водами, другими объектами и лесными ресурсами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет содержание и сущность юридического отношения собственности. Это право предопределяет применение находящихся в собственности природных ресурсов вольно, по собственному усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, распоряжение и пользование почвой и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками вольно. Но это правило, как и право собственности, не есть полным. Право собственности ограничивается публично значимыми заинтересованностями. В соответствии со ст. 36 хозяин природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, в случае, если это не причиняет ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных заинтересованностей иных лиц.

Праву хозяина на владение, распоряжение и пользование природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального применения природных ресурсов, их охраны и воспроизводства экологии. Эта обязанность фактически свидетельствует, что в ходе природопользования, в случае, если хозяин сам реализует собственный правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. В случае, если хозяин природных ресурсов передает их в пользование вторым лицам, что, в большинстве случаев, в особенности довольно часто видится применительно к гос собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за исполнением пользователем положений законодательства о рациональном применении природных ресурсов, их охране и воспроизводстве экологии.

На данный момент формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 почва и другие природные ресурсы смогут пребывать в личной, национальной, муниципальной и иных формах собственности. Что осознавать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, однообразных обязанностей по обеспечению рационального применения природных ресурсов и охране экологии для всех собственников.

3. субъекты и Объекты права собственности

на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы возможно разглядывать в двух качествах: какие конкретно конкретно природные ресурсы в правовом поле являются объектами права собственности и какие конкретно природные ресурсы являются объектами личной, национальной, муниципальной и иных форм собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ в личной, национальной, муниципальной и иных формах собственности смогут пребывать почва и другие природные ресурсы.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права имущества относятся кроме этого очень защищаемые природные территории.

Проблемным в юридической науке был вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По закону Об охране атмосферного воздуха объектом права собственности воздушное пространство не есть. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от почвы, недр, объектов животного мира, атмосферный воздушное пространство как материальная субстанция будет в состоянии постоянного, турбулентного перемещения и не может быть индивидуализирован. Поэтому исключается возможность фактического владения им. А владение — одно из наиболее значимых полномочий хозяина.

Субъекты права собственности на природные ресурсы кроме этого определяются законодательством. Ими являются физические и юридические лица, РФ, муниципальные образования и субъекты Федерации. Представляется, что данный список субъектов исчерпывающий.

Применительно к субъекту гос собственности на природные ресурсы серьёзен вопрос о том, кто от имени страны осуществляет правомочия хозяина? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Российское правительство.

4. Право частной собственности на природные ресурсы

Статья 9 Конституции России установила, что почва и другие природные ресурсы смогут пребывать в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что их объединения и граждане вправе иметь почву в частной собственности.

В соответствии с ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного надела, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юрлица, в случае, если иное не установлено законами .

Правовое регулирование взаимоотношений частной собственности развито по большей части применительно к почва. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью юридических лиц и граждан (личной собственностью) являются земельные наделы, купленные юридическими лицами и гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. юридические лица и Граждане есть в праве на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные наделы, находящиеся в национальной либо муниципальной собственности, смогут быть предоставлены в юридических лиц и собственность граждан, за исключением земельных участков, каковые в соответствии с Кодексом, законами не смогут пребывать в частной собственности. Земельный кодекс Российской Федерации предусмотрел наряду с этим ограничения права частной собственности на землю зарубежных лиц. Зарубежные граждане, лица без гражданства и зарубежные юридические лица не смогут владеть на праве собственности земельными наделами, находящимися на приграничных территориях, список которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Национальной границе РФ, и на иных установленных очень территориях РФ в соответствии с законами .

Право частной собственности на землю регулируется на данный момент многими законодательными и иными нормативными актами. В них выяснены цели, для которых земельные наделы смогут быть переданы в личную собственность. Они смогут быть взяты в личную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и личного жилищного строительства, и предоставлены их объединениям и гражданам для предпринимательской деятельности. Земельные наделы смогут кроме этого продаваться при приватизации национальных и муниципальных фирм, дополнительном строительстве и расширении этих фирм.

Так, в части регулирования русским законодательством взаимоотношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю в большинстве случаев права частной собственности, без чего нереально развитие рыночной экономики. Личная собственность на землю призвана содействовать формированию рынка в сельском хозяйстве. Почва наряду с этим реализует собственный основное уровень качества — средства производства. В один момент почва как операционный базис предоставляется в личную собственность для развития предпринимательства в иных сферах — для производственной и социальной инфраструктуры.

5. Право гос собственности на природные ресурсы

гос собственность на природные ресурсы есть главной в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.

На данный момент право гос собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты. Водный кодекс Российской Федерации и Лесной кодекс Российской Федерации устанавливают право собственности соответственно на лесные участки и водные объекты. Вопрос же о субъектах гос собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-различному. Так, Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8).

В соответствии с Закону РФ О недрах недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах нужные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются гос собственностью. Вопросы владения, распоряжения и пользования недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 1.2).

Серьёзным и непростым есть вопрос о разграничении гос собственности на природные ресурсы между субъектами права — субъектами Федерации и Российской Федерацией. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение гос собственности отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. К совместному ведению отнесены кроме этого вопросы владения, распоряжения и пользования почвой, недрами, водными и другими природными ресурсами, другими словами главные правомочия хозяина.

Так, в соответствии с Конституцией РФ ее субъекты и Федерация должны по обоюдной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс Российской Федерации содержит статьи о собственности РФ (федеральной собственности) на землю (направляться. 17) и собственности на землю субъектов РФ (ст. 18). Соответственно в федеральной собственности находятся земельные наделы:

— каковые признаны таковыми законами ;

— право собственности РФ на каковые появилось при разграничении гос собственности на землю;

— каковые куплены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности смогут пребывать не предоставленные в личную собственность земельные наделы по основаниям, предусмотренным законом О разграничении гос собственности на землю.

В собственности субъектов РФ находятся земельные наделы:

— каковые признаны таковыми законами ;

— право собственности субъектов РФ на каковые появилось при разграничении гос собственности на землю;

— каковые куплены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ смогут пребывать не предоставленные в личную собственность земельные наделы:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные органам власти субъектов РФ, национальным государственным учреждениям и унитарным предприятиям, созданным органами власти субъектов РФ;

— отнесенные к почвам очень защищаемых природных территорий регионального значения, почвам лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с законами , почвам водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, почвам фонда перераспределения земель;

— занятые приватизированным имуществом, пребывавшим до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Только к федеральной собственности отнесены природные ресурсы акватории, экономической зоны и континентального шельфа РФ. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту н ст. 71 Конституции РФ.

Разглядим, какие конкретно природные ресурсы отнесены к объектам федеральной и региональной собственности федеральным законодательством.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к очень защищаемым природным территориям решены законом Об очень защищаемых природных территориях. Очень защищаемые природные территории смогут иметь федеральное, региональное либо местное значение. В соответствии с ним к очень защищаемым природным территориям федерального значения относятся территории национальных природных заповедников и национальных парков. Территории национальных заказников, монументов природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-курортов и оздоровительных местностей смогут быть отнесены или к очень защищаемым природным территориям федерального значения, или к очень защищаемым природным территориям регионального значения.

Лечебно-курорты и оздоровительные местности смогут объявляться очень защищаемыми природными территориями местного значения.

6. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

закон Об неспециализированных правилах организации местного самоуправления в РФ устанавливает, что в собственности поселений, а также в собственности муниципальных районов смогут пребывать земельные наделы, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с законами ; пруды, обводненные карьеры на территории поселения; земельные наделы, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с законами ; пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений либо на межселенной территории муниципального района (ст. 50).

Руководят муниципальной собственностью муниципальные органы власти. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное либо постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в соответствии с правилами, и выполнять с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в соглашениях и договорах условия применения приватизируемых либо передаваемых в пользование объектов (ст. 51).

Состав муниципальной собственности на землю определяется ст. 19 Земельного кодекса РФ. В муниципальной собственности находятся земельные наделы:

— каковые признаны таковыми законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

— право муниципальной собственности на каковые появилось при разграничении гос собственности на землю;

— каковые куплены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В собственность городов для обеспечения их развития смогут бесплатно передаваться почвы, находящиеся в гос собственности, а также за пределами границ городов.

По вопросу о разграничении собственности на землю в научной литературе высказывается мнение, что целесообразно пойти по следующему пути: к объектам права собственности субъектов Федерации отнести земельные наделы с особенным правовым режимом, и земельные наделы, на которых расположены объекты, подчиненные субъектам Федерации. Все иные почвы, за исключением переданных в личную собственность, направляться признать муниципальными почвами. Так, главная масса земель составит муниципальную собственность.

В случае, если недра в границах территории РФ являются гос собственностью, то добытые из недр нужные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии смогут пребывать в муниципальной собственности (ст. 1.2 Закона РФ О недрах).

Водный кодекс Российской Федерации прямо установил право муниципальной собственности на водные объекты. В соответствии с ст. 8 пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного надела, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, находятся соответственно в собственности муниципального образования, в случае, если иное не установлено законами .

Лесной кодекс Российской Федерации не устанавливает конкретно право муниципальной собственности на леса.

В собственности муниципальных органов смогут пребывать очень защищаемые природные территории местного значения. К для того чтобы рода территориям закон Об очень защищаемых природных территориях относит лечебно-курорты и оздоровительные местности местного значения.

7. прекращения и Основания возникновения

права собственности на природные ресурсы

прекращения и Основания возникновения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной мере зависят от формы права собственности.

Неспециализированные основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ. Право собственности на имущество, которое имеет хозяина (что в полной мере относится к природным ресурсам), возможно куплено вторым лицом на основании контракта купли-продажи, мены, дарения либо другой сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности на природные ресурсы может появиться на базе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в национальной либо муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, смогут быть обращены в гос собственность в случаях:

— обращения взыскания на имущество по обязательствам;

— изъятия для национальных потребностей методом выкупа;

— изъятия объекта, применяемого с нарушением требований законодательства;

— перехода наследства стране;

— реквизиции. Реквизиция — это изъятие у хозяина в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных событиях, носящих чрезвычайный темперамент, имущества в интересах общества согласно решению национальных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;

— конфискации. Конфискация это — безвозмездное изъятие у хозяина согластно судебному вердикту в виде санкции за совершение правонарушения либо иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация возможно произведена в обязательном порядке;

— передачи в госимущество, другими словами обращения в гос собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц и граждан.

Госсобственность на природные ресурсы


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: