Вальтер скотт (1771-1832)

Красив и жёсток тот уединенный уголок шотландской природы, где мальчиком так обожал бродить Вальтер Скотт. Все тут было мило его сердцу: и дикие обнажённые скалы, и свежая бархатная зелень полян, и цветы, и развалины ветхого замка. какое количество увлекательных песен и народных преданий наслушался он о таких замках! какое количество раз воображал, что в их залах пируют рыцари, возвратившиеся из очередного набега!

Прошли годы, и Вальтер Скотт стал поэтом, широко известным автором исторических романов. Он обрисовал в них старые замки и рыцарские турниры, поведал о тайнах, каковые хранили их древние стенки. Но не эта романтика сделала произведения Скотта известными. Основное в том, что в них история прошлых столетий как будто бы посредством какого-либо волшебства превратилась в броскую и правдивую картину, оживленную образами участников в далеком прошлом прошлых событий. Волшебство — это фантазия, творческий дар, счастливо соединившиеся у писателя со знаниями настоящего ученого-историка.

Современник общественных потрясений и великих событий — революции 1789 г., наполеоновских войн, промышленного переворота в Шотландии и Англии, — В. Скотт замечал, как на его глазах изменялась жизнь. Машинная техника делала ненужным ручной труд. Выкинутые на улицу рабочие бунтовали, разрушали автомобили, видя в них основную обстоятельство собственных бедствий. Бунтовали и британские, и шотландские крестьяне, которых владельцы и помещики фабрик сгоняли с почвы, дабы строить на ней прибыльные фирмы. Рушился ветхий феодальный мир и рождался новый — капиталистический.

Раздумывая над современностью и сравнивая ее с прошлым, Скотт видел, что общество начинается в борьбе отживающего с молодым и прогрессивным, что обычаи и человеческие нравы изменяются с каждой эрой. Вальтер Скотт стал создателем исторического романа — жанра, что до него в европейской литературе не существовал.

В собственных произведениях Скотт изображал переломные исторические моменты, столкновения противоборствующих публичных сил. К примеру, в романе «Пуритане» (1816), особенно ценившемся Карлом Марксом, создатель продемонстрировал борьбу шотландских народа против монархии и деспотизма церкви.

Собственный первый исторический роман «Уэверли» (1814) Скотт опубликовал без подписи, последующие — «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816) — подписал: создатель «Уэверли». Читатели были заинтригованы тайной авторства и с увлечением просматривали эти произведения.

В первых романах Скотта как живая предстала его отчизна — Шотландия с ее ужасным переплетением различных укладов, свободолюбивым и гордым народом, жёсткой величественной природой. В «Роб-Рое» (1817), одном из лучших собственных романов о Шотландии, Скотт повествует о народном мстителе Роб-Рое.

Автор правдиво продемонстрировал обреченность его мятежа, но Роб-Рой остался для него борцом за справедливость, наделенным лучшими изюминками шотландского народа.

Поэтичны и проникновенны образы и других национальных героев Вальтера Скотта. Особенно привлекателен образ Дженни Дине («Эдинбургская темница», 1818). Эта мужественная шотландская крестьянка выручает собственную сестру Эффи, приговоренную к смертной казни за детоубийство, в котором она была неповинна.

В «Айвенго» (1819), одной из самые увлекательных книг В. Скотта, воспроизведена Англия XII в. Надменные норманские феодалы, потомки завоевателей данной страны, ненавидят саксонских «мужланов». Но не хотят покориться чужеземцам ни саксонские землевладельцы, предводители армейских дружин — тэны Седрик и Ательстан, ни народ, продемонстрированный романистом в образах шута и свинопаса Гурта Вамбы, вольного стрелка Локсли (легендарного Робина Гуда, храбреца британских народных баллад) и его товарищей.

Роман «Квентин Дорвард» (1823) повествует о Франции XV в., в которой идет борьба между королем Людовиком XI и бургундским герцогом Карлом Храбрым.

Карл добропорядочен и отважен, но в попытках отстоять феодальные порядки он проявляет недальновидность. У Людовика же эластичный национальный ум; коварными и ожесточёнными способами он совершает исторически прогрессивное дело — объединение феодальных княжеств в монолитное страну.

вымышленные персонажи и Исторические личности, люди всех состояний и сословий, представители различных профессий и национальностей — все они нарисованы «шотландским чародеем», как кликали современники Вальтера Скотта, так красочно, что мы глубоко постигаем характеры храбрецов, обстоятельства их поступков, нравы, обычаи, верования различных стран и эпох. Мы быстро воображаем себе наружность и одежду храбрецов, их жилища, предметы домашнего обихода, воинские доспехи.

Увлеченные приключениями храбрецов, каковые появляются перед нами то в драматически напряженных, то в комических сценах, взволнованные их судьбой, мы вместе с ними переживаем дела в далеком прошлом прошлых дней. Мы следуем за храбрецом везде: в лагерь королевских армий и в стан мятежных шотландских пуритан, в Шервудский лес, где прячется Локсли, и в осажденный замок норманского феодала Фрон-де-Бефа, где красивая Ревекка, скрывая собственную любовь к раненому Айвенго, информирует ему, как идет сражение…

Осознавая, что жизнь отдельного человека связана с судьбой всего общества, автор заставлял собственных храбрецов включаться, в силу событий либо по их собственной воле, в исторические события. Он возродил исторический и национальный колорит изображаемых им эр.

АЙВЕНГО. Вальтер Скотт (главы 1-11)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: