В случае, если ж скакали они по хребтам безграничного моря, Выше воды, сверх валов рассыпавшихся, скоро летали.
Совершенно верно так же описывается полет чудесных коней в русском и славянском фольклоре, где прозываются они Сивками-бурками, Бурушками-косматушками, что в конечном итоге значит — Бурьки-Борейки. Не просто так и мифический летучий конь алтайских сказаний кроме этого зовется Буура. Кстати: до сих пор имеет распространение славянская фамилия Борейко (отыщем в памяти храбреца-поручика из романа А.Н.Степанова Порт-Артур).
У ираноязычных осетин в их известных нартских сказаниях кроме этого действует могучий богатырь по имени Бора. Повествуется о его встрече со радостным в духе золотого века морским народом — донбеттырами (дон, как уже былопродемонстрировано, — общеиндоевропейское понятие дляобозначения любых водных объектов). Бора пришел в их страну,минуя царство ночи. В том месте он отыскал огненное озеро (просматривай — море)с таинственным хрустальным образованием на самом дне (в фольклорехрусталь — коррелят льда). Вот как обрисовывает старый сказительтектоническую битву льда и огня: Крутящийся хрусталь на самом дне Кремень громадный точит в глубине И высекает пламенные искры Перемещением молниеносно-стремительным.
А озера бушующего дно Как словно бы светом дня озарено…
Воистину картина мировом трагедии. Как явствует из фольклора, первоначально нарты жили не в горах, а в пределах морских просторов — они довольно часто упоминаются в осетинскихсказаниях. По преданию, нарты по большому счету были потомками Морскогоцаря — Донбеттыра.
Нельзя не отыскать в памяти и древнегреческое наименование Днепра — Борисфен. А европейские мореплаватели, добравшиеся в XVII векедо устья Печоры, столкнулись на побережье Северного Ледовитогоокеана с туземцами-борандийцами. Да и в названиисеверо-восточной страны скандинавских саг, именовавших регионот Беломорья до приполярного Урала Бьярмой (Biarmia),улавливается искаженное имя Борея. Крылатый чернобородый Всевышний Борей считался эллинами сыном Астрея (Звездного неба) и Эос (Утренней зари) (рис. 49). По Диодору Сицилийскому, потомки Борея — Бореады (их не нужно смешивать с его сыновьями Калаидом и Зетом — участниками похода аргонавтов) были владыками (царями) главного города Гипербореи и хранителямисферического (!) храма — святилища Аполлона, куда Солнцебог прилетал каждые 19 лет.
В русском фольклоре имеется сказочный Буря-богатырь — чем не Борей? В афанасьевском сборнике сказок Буря-богатырь — не просто могучий великан — он еще и Коровий сын: корова слизала остатки (помои) от златокрылой щуки, которую приготовили наобед бездетной царице. Буря-богатырь сражается на известном Калиновом мосту поочередно — с шестиглавым, девятиглавым и двенадцатиглавым змеями — сыновьями Бабы-яги (они же чуда-юда- мосальские губы). Тут же и чудесная яблоня, и Сивка-бурка, и утка, что кличет беду, и свинья-оборотень (да исам Буря-богатырь оборачивается тотемным соколом), и Морской царь с золотой головой, которую отрывают и применяют для распутывания злых козней (отыщем в памяти титана Форкия — Морскогостарца, обитавшего недалеко от Гипербореи). Все это гиперборейская закодированная символика — она еще ожидает собственной расшифровки.
В индоевропейское лексическое гнездо с корневой базой бу(р) входят слова со смыслом буйный, означающий: 1) яростный, бурный; ср.: буйная удаль, буйные ветры, Буй-Тур Всеволод в Слове о полку Игореве, буйвол = дикий (буйный) бык (вол ); 2) плодоносный, обильный (ср.: буйная —растительность, лес, травы, хлеба, пшеница, рожь, овес). В этомряду и известный символический образ русского фольклора — Остров Буян, присутствующий как в сказках (присказках),так и в волшебных заговорах: что говорит о глубочайшейдревности самого образа. Но дабы произвести его полнуюсмысловую реконструкцию, нужно подняться на высотуптичьего полета.
В современном обыденном понимании буян — это человек, склонный к буйству, попросту — скандалист. Не так в прошлом, в то время, когда слово буян означало совсем второе. В Слове (Молении) Даниила Заточника (ХII в.) буян — это гора (бугор), а за буяном кони пасутся: Дивиа за буяном кони паствити.
Исторический анализ дает целый букет значений слова буй и производного от него буян: 1. высокое место: гора, бугор, бугор; глубокое место в море, реке, озере — стремнина, пучина,стремительное течение; множество рыбы, косяк, свора; 2. открытое место: 2.1. для построения кумирни, другими словами языческого (позднее- православного) храма; 2.2. для княжеского суда либо менового торга (позднее его вытеснил рынок — тюркское слово, заимствованное на протяжении татаро-монгольского нашествия); 3.кладбище, погост56. Те же значения (среди других) находим и в народных говорах. Так, в Ярославской, Тульской и Тобольской губерниях под буяном еще совсем сравнительно не так давно подразумевали открытое возвышенное безлюдное место, не защищенное от ветра.
Старейшая корневая база бур подтверждает собственный начальное значение и в сейчас употребляемой лексике. Каждому, к примеру, как мы знаем, что наименование города Санкт-Петербурга образовано от имени апостола Петра (а не царя, как полагают кое-какие) и германоязычного слова burg — город. Ноне любой знает, что современное бург восходит киндоевропейскому праязыку, где бур часто преобразовывалось в пур, кроме этого означавшее крепость (один из эпитетов сурового Всевышнего Индры в Ригведе — разрушитель пуров). Кстати, египетская идеограмма, обозначавшая дом, также читаласькак pr (гласные звуки в египетской письменности не употреблялись). Археологи уверены в том, что обычным образцомархаичных буров-пуров могут служить сравнительно не так давно открытые в Челябинской области кольцеобразные крепостные постройки Аркаима.
Около десяти лет тому назад научная общественность была потрясена открытиями на южноуральской реке Синташте, где были обнаружены остатки замечательных древних поселений с выплавкой металла и развитой добычей руды. Как и водится, все случилось совсем случайно. Десятилетиями никто не обращал никакого внимания на близлежащие бугры. Но в то время, когда задумали возвести плотину, что влекло за собой затопление большую территорию, -пригласили археологов и… Мир содрогнулся от нечаянной сенсации!
Настоящая уральская Троя! Кольцевидные (возможно кроме того сообщить — раковинообразные) крепостные валы (рис.50), образующиесооружение, похожее на недостроенную Вавилонскую башню, шахты, плавильные печи, фундаменты упавших жилых и хозяйственных построек, поделки и утварь — все это разрешило связать находкис продвижением на Юг во 2-м тысячелетии до н.э. еще не абсолютно расчлененных индоевропейских племен.
По имени расположенной поблизости горы новонайденное археологическое чудо взяло звучное наименование — Аркаим. С техпор тут полным ходом идут комплексные изучения. Имеется ливероятность, что в спиралевидной форме Аркаима заложенкакой-либо космический суть? Имеется! И по причине того, что многиеаналогичные постройки Древности имели астрономическоепредназначение (шумерские и вавилонские зиккураты, храмовыекомплексы ацтеков и майя). И по причине того, что метод спирали лежитв самом фундаменте Мироздания (торсионные поля, генетическийкод, спиральные галактики и т.п.).
По всей видимости, к праязычному пур восходит наименование пурпурного цвета, образованного от финикийского названияпурпуроносной морской улитки, из которой добывалась самаяпопулярная в Старом мире краска. Так что русская тяга ккрасному (синониму красивого) имеет глубочайшиеисторические корни, откуда, фактически, и пошли червонные щиты,красные и плащи стяги, реявшие и на Куликовом поле, и надповерженным рейхстагом. Применительно же к нашей темепервоначальное значение слова бур (город, крепость)в полной мере соответствует искомому смыслу заглавия Острова Буян.
Обнаружение архаичных значений оказывает помощь разгадать глубинный суть мифологемы Остров Буян. Это — не просто гора на острове,а, скорее всего, гористая почва среди пучины (стремнины) Моря Окияна, где недалеко от города-крепости раскинулось разгульное торжище и откуда торговые гости — соловьи будимировичи — развозят по всему свету товары — рукотворные и нерукотворные (новости и последние известия). И тут опять и неизбежно напрашивается аналогия с Гипербореей — Северной территорией в акватории Ледовитого океана.
В сказочном обличии остров Буян — в первую очередь средоточие тех самых чудесных сил, общение с которыми способно развернуть течение судьбы в какую угодно сторону, поменять судьбу и победить враждебные происки. Из этого остров Буян — непременный знак волшебных актов: он присутствует в качестве необходимой формулы в заклятиях и заговорах — без обращения к Буяну колдовские акты не имеют никакой силы. В этот самый момент через поэтическую сказочную пелену до нас доносится дыхание старой прародины, провалившихся сквозь землю языческих обрядов, жреческой и шаманской магии, разрешающей напрямую общаться с высшими космическими силами — впредь до временного слияния с космическим началом.
Самый выдающийся собиратель, систематизатор иисследователь русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев (1826 — 1871), которому Отечество обязано поклониться до самой почвы, разъяснял: на острове Буянесосредоточены все могучие грозовые силы, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; тут обретаются: и змея всем змеям старшая, и вещий ворон, всем воронам старший брат, что клюет огненного змея, и птица-буря, всем птицам старшая и громадная, с медными когтями и железным носом (напоминающая собой прекрасную Стратим-птицу, всем птицам мать, что живет в Океане-море и творит собственными крыльями буйные ветры), пчелиная матка, всем маткам старшая. От них, согласно точки зрения народа, как от небесных матерей, случились и все земные гады, птицы и насекомые. По свидетельству заговоров, на этом же острове восседают и дева Заря, и само Солнце57. Остров Буян -средоточие всех творческих сил природы, их всегда полный и неисчерпаемый источник. Он — часть той первородной Почвы,которую породил Океан — отец и мать всех морей.
Не нужно думать, что народная память об острове Буяне была локализована в пространстве и времени. Еще в начале нынешнего века провинциальный священник Алексей Соболев записал во Владимирской губернии множество заговоров с этими закодированными подробностями о легендарном острове, каковые малоизвестны по вторым, среди них и хорошим, источникам. Вот только два фрагмента из опубликованных записей: На море, на Кияне, на острове на Буяне стоит дуб честной, на том дубу 70 гильев, на тех гильях 70 гнездов, натех гнездах 70 орлов; Киян-море разливалось, орлы крыламиотбивались, когтями отгребались, носами отплевывались отврага-супостата…. (В другом заговоре поминаются одни изсамых древних тотемных образов — утка да селезень.) На море, на Кияне, на острове на Буяне упыри оживали волос-волосатик на хрестьян пущали. Вышел волос в колос, начал суставы ломати, жилы прожигати, кости просверляти, раба Божьего такого-то иссушати. А я тебя, волос-волосатик, заклинаю, словом крепким-накрепким наставляю: иди ты, волос-волосатик, к острову Буяну, к Латырю камню, где хрещенные человеки не ходят, живые не бродят; сядь на собственный место — к упырям лихим в кресло. Покорись моему приказу, крепкому-накрепкому заговору-наказу… 58
Где же расположен данный чудный остров былин заговоров и русских сказок? Имеется ли в русском фольклоре намеки на его расположение? Частично ответ на поставленный вопрос уже дан. Додуматься не так уж и тяжело. Откроем самый известный первопечатный сборник песен и русских былин, собранных Киршой Даниловым. Первой тут помещена былина о Соловье Будимировиче, плывущем в Киев на Соколе-корабле из заморских неизвестных государств,- шедевр устного народного творчества.
Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота акиян-море, Обширно раздолье по всего мира, Глубоки омоты днепровския.
Из-за моря, моря синева, Из глухоморья зеленова, От славного города Леденца, От того-де царя так как заморскаго Выбегали-выгребали тридцать судов, Тридцать судов един корабль Славнова гостя богатова Молода Соловья сына Будимировича.
Искомые главные слова тут: наименование заморского (заокеанского) города — имя и Леденец главного храбреца — Соловей. Былина из Сборника Кирши Данилова вдохновила в свое время Пушкина — он заимствовал наименование города Леденца для Сказки о царе Салтане. Ритмика Сказки продиктовала Пушкину ударение на последнем слоге, и в этом варианте около сотни процентов читателей принимали наименование города как образованное от заглавия конфетки-сосучки.
Ритмика былины о Соловье Будимировиче другая: она требует ударения на первом слоге. Наряду с этим самим собой обнаруживается и настоящий суть заглавия города, образованного от слова лед. Леденец — значит Ледяной. Город с таким заглавием (темболее имеющим обобщенно-символический суть) не можетнаходиться на юге, не смотря на то, что по традиции либо инерции постоянноделаются попытки переместить Леденец на большом растоянии на юг и дажеотождествить его с Венецией, исходя из имеющегося в одной извариантов былины написания и иного звучания — Веденец (впоследнем случае логика диктует иную интерпретацию заглавия:образование его от слов ведать (знать), Веды; в этомслучае Веденец — город знания, ведовства). Южная версиясюжета былины о Соловье Будимировиче рассыпается в прах, еслиобратиться к поморскому варианту старины, приводимому Борисом Шергиным, где прямо поется: Из-за моря, моря Студеного (другими словами имеется в виду Северный Ледовитый океан).
Это же подтверждает и общеславянская фольклорная традиция. В древних сказаниях болгар и сербов фигурирует Ледяной град, соответствующий русскому Ледяному городу — Леденцу.
Первоначально же эти города отождествлялись с Ледяным островом либо Ледяной почвой59. В какой-то мере смутные воспоминания о Прародине, скованной льдом, присутствуют и в волшебных повторах архаичного заклинания: …Стоит в подсеверной стороне ледяной остров; на ледяном острове ледяная камора; в ледяной каморе ледяные стенки, ледяной пол, ледяной потолок, ледяные двери, ледяные окна, ледяные стекла, ледяная печка, ледяной стол, ледяная лавка, ледяная кровать, ледяная постеля, и сам сидит царь ледяной60.
Считается, что былины так именуемого Киевского цикла о известных русских богатырях — были созданы недалеко от Киева же, азатем распространены на Север, где и сохранились чуть ли не донаших дней. А на родине собственного рождения былины эти были якобыутрачены. Это маловероятно. В случае, если самые древние, наполовинуязыческие сказки и песни на территории бывшей Киевской и Галицкой Руси живы до сих пор, то по какой причине провалились сквозь землю былины?61 Быть может, так: былины (старины) — за малым исключением, возникликак песенные рассказы северян о том, что происходит в южной части России? Очевидцы приходили на Русский Север и напевно говорили о виденном и слышанном.
Иначе, северные былины, а правильнее — старины, содержат множество намеков на незапамятные времена. Многие изэтих намеков перекочевали из старейших устных преданий,передававшихся из уст в уста и понемногу переиначившихся нановый лад. Так, без сомнений старейшего происхождения в былине о Соловье Будимировиче повторяющийся во многих вторых текстах узнаваемый закодированный рефрен космического содержания: Чудо в тереме показалося: На небе солнце — в тереме солнце, На небе месяц — в тереме месяц, На небе звезды — в тереме звезды, На небе заря — в тереме вся красота и заря поднебесная.
Говоря современным языком, обрисованное больше напоминает обсерваторию либо планетарий, чем русский терем. Известен и прозаический вариант описания чуда в тереме. Самая ранняя, доафанасьевская публикация популярной русской сказки Семь Симеонов в сборнике, изданном в 1841 г. И.П.Сахаровым, содержит драгоценные подробности, отсутствующие в других записях. В воображении читателя воспроизводится все тот же неординарный терем в тридевятом царстве, куда попадают братья, переплыв Окиян море глубокое: Как и тот ли терем изукрашенный был красоты несказанныя: внутри его, терема изукрашенного, ходит красно солнышко, как будто бы на небе. Красно солнышко зайдет, юный месяц по терему похаживает, золоты рога на все стороны покладывает. Нередки звезды изнасеены по стенкам, как будто бы маков цвет. А выстроен тот терем изукрашенный на семи верстах в половиною; а высота того терема несказанная. Кругом того терема реки текут, молоком изнаполненные, сытой медовой подслащенные. По всеим по теим по рекам мостички хрустальные, как будто бы жар горят. Кругом терема стоят зелены сады, а в зеленыих садах поют птицы райские песни царские. [Ни разрешить ни взять, еще одна картина золотого века на Крайнем Севере, но лишь сейчас в передаче русского сказителя! — В.Д.]
Во том ли тереме все окошечки белостекольчаты, все створки чиста серебра. Как и на тереме — то крышечка чиста серебра со маковкой золотной, а во той ли маковке золотной, лежит дорог рыбий зуб. От красна крылечка белостекольчата лежат ковры самотканные, а по тем коврам самотканным ходит молода княжна, Елена Красивая.
О Елене Красивой по большому счету разговор особенный. Она — героиня не одних лишь древнегреческих преданий, но и русских сказок,куда, по всей видимости, попала не по причине того, что русские сказителислышали о Гомере, а по причине того, что и у Илиады, и у русскогофольклора в данном замысле был один неспециализированный источник, восходящий кгиперборейским временам. Дочь Леды и Зевса, явившегося к ней вобразе Лебедя (рис.51) — носителя старого доиндоевропейскогототема, виновница Троянской войны, вылупилась из яйца,снесенного матерью. Уже одно это говорит о доэллинскомпроисхождении образа Леды и ее детей: как уже говорилось, подревнейшим космогоническим представлениям считалось, что всеживое показалось из яйца (из этого в конечном итоге и популярнаялатинская поговорка ab ovo — от яйца, другими словами ссамого начала). В имени Леды, тайной возлюбленной Зевса-Лебедя, закодировано северное происхождение и самой ее образов и легенды. В базе имени Леды лежит корень лед. Леда дословно свидетельствует Ледяная — далекий прообраз Снегурочки. Имя самой Елены, как и этноним эллины, восходит к заглавию тотемного животного евразийских народов олень: первоначально оно звучало как елень и случилось от другого всем отлично привычного слова — ель, елка (в древнерусскихтекстах и впредь до XIХ века греки-эллины именовались елины). В прошлом, в то время, когда племенная принадлежность, родственныесвязи и брачные альянсы обозначались по тотемам, лебединаяипостась Зевса, в соответствии с реконструкцией первоначальногосмысла, не имела возможности означать ничего другого, не считая принадлежностик тотему лебедя. Сказание о Леде показалось во времена, когдагреки и славяне воображали этническую целостность, а их языкибыли нерасчлененными. Предание о Леде — Ледяной царевне моглородиться только в тех климатических территориях игеографических территориях, где льды играются не последнюю роль.
Ясно, что это не могла быть территория старой (либо современной) Греции. Следовательно, образ Леды появился в северных широтах, задолго до переселения прапредков эллинов на Балканы.
По происхождению образ древнегреческой Леды более всего близок любимой героине русского фольклора Снегурочке и Белоснежке германоязычных народов, не смотря на то, что за роли и тысячелетия функции их существенно изменились. Любопытно, что в одном из вариантов сказки о Снегурочке (рис.52), записанном Иваном Александровичем Худяковым (1842 — 1876) в Нижегородской губернии (кое-какие мотивы из данной записи применял и А.Н.Островский при создании собственной известной литературно-драматической версии), Снегурочка попадает в заточение к Бабе-яге и ее выручает бык, не обращая внимания на преследования колдуньи62. Тут прослеживается еще один узнаваемый сюжет: похищение Европы Быком-Зевсом и сокрытие финикийской царевны от ревнивой жены Геры. Старейший индоевропейский сказочный мотив (что возможно проследить и за пределами индоевропейской традиции) в будущем так изменился, что древнегреческие мифологические персонажи Европа — Зевс — Герапревратились в русском фольклоре в Снегурочку — Быка — Бабу Ягу.
Весьма интересно, но, внимательней присмотреться к параллели Снегурочка — Европа. Образ Европы значительно глубже расхожейистории о похищении наивной царевны похотливым Зевсом в образезлатошерстного быка со светящейся звездой во лбу. По мнениюглавного русского авторитета в области древней мифологии А.Ф.Лосева, Европа — старое хтоническое божество, образ ее объединяет целый Космос (включая небо, подземный мир и землю).
Так, в Сидоне (Малая Азия) Европа отождествлялась с Селеной (Луна) и Астартой (планета Венера). По окончании брака с Зевсом на Крите, супругом Европы-Луны стал царь Астерий (Звездный). Но еще Павсаний раскрывал настоящий суть образа Европы. Как космическое Божество она выступает под именем Деметры — однойиз самых почитаемых Олимпийских Богинь. Великая Мама Почва, людей и всех богов Матерь — вот кто такая в конечном итоге Европа. И при том — Сумеречная, Чёрная, Ледяная, другими словами северного происхождения. Ледниковая Исида — удачно назвал ее Д.С.Мережковский63. И снова последовательность в рассуждении привела нас к северной (образам) и ледяной теме.
Что касается дочери Леды и Лебедя, то тут уместно привести кое-какие подробности. Елене Красивой покровительствовал Гермес, он унес ее в Египет и запрятал в том месте до окончания Троянской войны у Протея — вещего Всевышнего-оборотня (отего имени случилось слово фараон). А в Трою вместо новой жены Парис якобы привез призрак из эфира — такова была изощренная месть Геры. Злокозненная супруга Зевса не имела возможности проститьтроянскому царевичу Парису его выбор Афродиты как прекраснейшей Богини. Эта версия детально изложена в трагедии Еврипида Елена. Но и Геродот со знанием дела утверждает: в то время, когда ахейцы штурмом забрали Трою, Елены в том месте не выяснилось. Эту таинственную проблему Папа истории самолично обсуждал с египетскими жрецами, подтвердившими на основании собственных сведений, что супруга Менелая в течении всей Троянской войны пряталась в Египте. По-различному освещают разные источники и последующую судьбу Елены Красивой. У древних авторов возможно выяснить, что по окончании смерти Елена соединилась с Ахиллом, и случилось это где-то в Скифских пределах, куда переселились душа сына Пелея и Фетиды, бывшего по происхождению скифом. Место посмертной судьбе главных героев Илиады — остров Левка,что свидетельствует Белый64. Это, по разъяснению комментаторов, — один из островов Блаженных, где, как мы знаем, обитали титаны ицарил золотой век.
В конце прошлого века взяла достаточное распространение догадка о северном происхождении сказаний Троянского цикла. Ее популяризаторы — германский ученый Э.Краус и польский автор А.Немоевский — думали, что в базу Гомеровых поэм положено некое первичное мифологическое ядро, относящееся к доэллинской истории. Кстати, имя самого Гомера кроме этого возможно истолковать как прозвище, подразумевающее этническую принадлежность. Этноним гомер упоминается в Библии и, по единодушному признанию историков, обозначает киммерийцев- соперников скифов на просторах европейских степей и лесостепей. Имел возможность ли быть Гомер киммерийцем либо их потомком?
В полной мере — подобно тому, как Пушкин, к примеру, был потомком абиссинцев (эфиопов), оставаясь наряду с этим величайшим русскимпоэтом. В Гомеровой Одиссее (ХI, 12 — 19) содержится очень серьёзный рассказ о стране киммерийцев, расположеннойна берегу океана. Одиссей приплыл в том направлении и посетил один из киммерийских городов в разгар полярной ночи, обрисованной Гомером в полной мере профессионально: Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно отечественное достигло пределов глубокого Океана. В том месте город и народ людей киммерийских окутанные тучами и мглою; и ни при каких обстоятельствах сияющее солнце не заглядывает к ним собственными лучами — ни тогда, в то время, когда восходит на звездное небо, ни тогда, в то время, когда с неба склоняется назад к почва, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными (подстрочный перевод В.В.Латышева).
Кроме того из маленького приведенного отрывка следуют как минимум два неоспоримых вывода: во-первых, Гомер замечательно воображал, что такое полярная ночь; во-вторых, маршрут плаванья Одиссея был далеко не таким несложным, как в большинстве случаев рисуется в распространенных комментариях. Не касаясь всех перипетий десятилетних странствий Одиссея, напомним лишь, что, кроме киммерийцев, он посетил кроме этого расположенные на Севере владения Всевышнего ветров Эола и семь лет совершил на острове Огигия на краю Океана (либо в его центре), принадлежащем нимфе Калипсо, дочери титана Атланта (по вторым предположениям, Океана либо же Солнцебога Гелиоса), прижив с ней четверых детей. Как именно оказался Одиссей по окончании сожжения Трои на краю Ойкумены, с позиций здравого смысла растолковать непросто. Вероятнее, в текст Гомеровой Одиссеи были вмонтированы более ранние сказания и вписаны в неспециализированную сюжетную линию.
История самой Трои, уничтоженной ахейцами, кроме этого оставляет многие вопросы без ответа. Этимологически наименование известного города-крепости происходит от общего для многих индоевропейских языков наименования цифры три и по смыслу имело возможность означать что угодно: третья, тройная, тройственная и т.п. Наименование Трои имело возможность происходить от прозвища трехглавого либо трехликого Божества, у различных индоевропейских народов именуемого по-различному: у индийцев — Тримурти, у славян и балтов — Триглав-Троян, которого не забывает еще Слово о полку Игореве. Наконец, имеется еще одна версия. Дело в том, что Трояны -собирательное имя трех братьев в славянском фольклоре. Так, Троянами были упоминаемые в Повести временных лет три брата- основатели Киева: Кий, Щек и Хорив. По неспециализированному имени братьев- Трояны — в украинских преданиях зафиксировано и старое наименование Киева: он прозывался совершенно верно равно как и малоазийский Илион — Троя. От имени Киева-Трои и братьев Трояновобразовались и другие общезначимые понятия русской духовнойжизни: Троянова почва — Русская почва, Трояновы века -русская старина, Троянова тропа — исторический путь русскойжизни, другими словами старая русская история. Заглавия Троя и родные к нему по звучанию очень распространены в украинской топонимике и русской. Фактически Троя имеется на Полтавщине, но уже Трояновка видится и под Полтавой, и на Волыни, и в Калужской области, а Трояново — в Орловской и Херсонскойобластях, Троян — в Бессарабии и Крыму и т.д.
Но возвратимся, но, к Соловью Будимировичу. Само имя Соловей, как и наименование одноименной птицы, кроме этого тотемно-космического происхождения: в нем закодировано наименование дневного светила — Солнца, и у всех слов общийкорень — сол. Русский былинный эпос знает двух Соловьев:один — таинственный Соловей Будимирович из таинственнойзаморской страны — храбрец хороший; второй — не менеетаинственный Соловей-Разбойник — храбрец с отрицательным знаком.
Нас тут, но, интересует не оценочный нюанс (что, кстати, может изменяться под действием изменяющихся исторических условий), а генетически-смысловой. Очевидно, что Соловей-Разбойник с его нечеловеческим свистом, преклоняющим черны лесушки к почва, — носитель буревого,буйного начала, что логически соотносит его с островом Буяном, источником всех буйных сил.
Имя Соловей наводит кроме этого на гипотетическое предположение о вероятном местонахождении острова и города Леденца Буян. Имеется в Белом море узнаваемый архипелаг, известный собственными культурно-историческими и духовно-символическими традициями. Это — Соловецкие острова. Наименование Соловки — исконно русское,оно содержит в себе все ту же базу сол, уходящую своимикорнями в гиперборейскую старину, в то время, когда границы междуиндоевропейскими и неиндоевропейскими языками были более чемразмыты. В случае, если топоним Соловецкие острова подвергнуть анализус точки зрения археологии смысла, то этимология наименованиясамих островов особенных сомнений не вызывает: оно образовано отслов соловей, солнце. Первоначально, возможно, так извучало — Соловейские острова и означало: Солнцем овеянныеили Солнцевеющие, в случае, если делать выводы по аналогии сосмыслообразованием таких слов, как суховей либо вьюговей. Вдревности солнечный суть распространялся на широкие северныетерритории. В одной из рукописных Космографий XVII векаприводится второе наименование Мурманского студеного моря (Северного Ледовитого океана) — Соловецкая пучина. Неприходится сомневаться, что и почвы среди и по берегам данной Пучины кроме этого именовались Соловецкими (Соловейскими). Вот и отыскано исконное (автохтонно-негреческое) имя Гипербореи, именовавшейся так в честь дневного светила — Солнца — исохраненной в коллективной памяти русского народа в виде фольклорного образа Подсолнечного царства — синонимаполунощных государств, где полгода — ночь, а полгода — сутки (царство же Подсолнечное по причине того, что оно к Солнцу ближе всех).