В пятый сутки месяца жатвы царские вестники прибыли в город Тейшебаини и вручили наместнику урартского царя Русы, сына Аргишти, глиняную табличку. На ней было написано, что сам царь пожалует в Тейшебаини, дабы освятить пуск оросительного канала.
Солдаты гарнизона крепости во главе с наместником в тот же миг же оседлали коней и помчались навстречу Русе. А тем временем жрецы готовили щедрую жертву всевышнему Халду, виночерпии наполняли кувшины душистым вином, хранящимся в подвалах крепости за царскими печатями, слуги и повара засуетились около кладовых, где хранились запасы для царского стола.
Весть о прибытии царя мигом облетела всю округу и дошла до тех безвестных тружеников, руками которых был выстроен превосходный оросительный канал. Тысячи пленников царя Русы, сына Аргишти, пара лет долбили базальтовое ложе канала.
И настал сутки, в то время, когда воды реки Ильдаруни побежали по каналу, давая жизнь новым садам, полям и виноградникам.
Но, прибыв в равнину реки Ильдаруни, царь Урарту не торопился с пиршеством а также отложил жертвоприношение. В первую очередь он призвал к себе грамотного резчика по камню и приказал ему высечь на базальтовом камне памятную надпись:
«… Руса, сын Аргишти, говорит: в равнине страны Кутурлини обработанной почвы не существовало. По приказу всевышнего Халда я данный виноградник развел, поля с посевами, плодовые сады кругом устроил я в том месте, города я ими окружил, канал из реки Ильдаруни я совершил…»
Кладовая для вина в городе Тейшебаини (VII—VI вв. до н. ».).
Резчик по камню привык к хвастливым словам заносчивого владыки. Все, что создавалось трудом, позже и кровью рабов, Руса, сын Аргишти, постоянно приписывал себе. Но, так поступали все его предки — цари Урарту. Но по какой причине царь призывает проклятье на головы тех, кто присвоит себе честь создания канала? По какой причине так необычно звучат последние строчки, продиктованные царем?
«… Руса, сын Аргишти, говорит: кто эту стенке уничтожит, кто осквернит, кто с места удалит, кто в почву зароет, кто в воду кинет, кто второй сообщит — я создал, кто мое имя уничтожит и собственный имя поставит… Пускай Халд, Тейшеба, всевышний солнца, все всевышние, ни его имя… ни его потомство на земле не покинут…»
Высекая эти строки, резчик по камню, возможно, видел перед собой тысячи изможденных, исхудавших от голода людей, каковые соорудили данный канал, имея в руках лишь молот и железную кирку. Эти труженики должны были падать ниц перед царем и лежать в пыли, не смея поднять головы. Их руками воздвигнуты крепости и дворцы, выстроены каналы, посажены яблони и виноградники, а потомки, каковые прочтут эту надпись, не определят их имен, а лишь запомнят имя Русы…
Возможно, так думал безвестный резчик по камню, что сделал памятную надпись в VII в. до и. э., в то время, когда страной Урарту правил Руса, сын Аргишти.
Эта надпись сохранилась. Но мы, прочтя ее, понимаем, что канал создан безвестными строителями, каковые трудом своим увековечили память о себе. Такая надпись нашлась археологами среди развалин старого храма, недалеко от Еревана. Она напомнила нам о далеком прошлом населений украины, в то время, когда страна эта была частью широкого рабовладельческого страны Урарту, а племена, населявшие почвы нынешней Армении, были подвластны урартским царям. Крестьяне-общинники наравне с рабами создавали роскошь и благополучие царского двора.
Около двух столетий, В первую очередь VIII в. до н. э., южная часть Закавказья входила в состав Урартского царства. То была пора расцвета страны. Тогда Урарту соперничало с наибольшей всемирный державой Ассирией и занимало позицию лидера среди стран Передней Азии.
Слева—изображение священных божеств и деревьев на шлеме царя Аргишти I (VIII в. до н. в.). Справа — урартские солдаты, изображенные
на том же шлеме.
До наших дней отлично сохранились следы деятельности урартов. Руками рабов были воздвигнуты города, храмы и великолепные крепости. Строения строили из больших каменных глыб, а время от времени их высекали прямо в горах. По распоряжениям царей рабов гнали на войну, и они должны были завоевывать для собственных господ новые новых и земли рабов. Нескончаемые войны разорили некогда цветущую страну, а усиливавшаяся борьба рабов с рабовладельцами расшатывала царство Урарту изнутри. Все это стало причиной тому, что в VI в. до и. э. государство Урарту прекратило существовать. О нем скоро забыли, а также историки не стали упоминать о могущественных царях старого царства. Но вот случайно отысканный камень с несколькими строчками клинообразной надписи, где упоминалось имя Русы, привлек интерес археологов. Было высказано предположение, что вблизи Еревана на бугре Кармир-Блур сохранились развалины старой крепости. Предположение ученых оправдалось. Археологи раскопали руины старой крепости. Вблизи были остатки урартского города Тейшебаини, где когда-то, практически три тысячи лет назад, жили ремесленники, слуги и воины, трудившиеся на наместника и его приближенных.
Возможно прогуляться по старой улице Тейшебаини на протяжении фундаментов домов, сложенных из отличных базальтовых плит. Громадные каменные дома предназначались для нескольких семей урартов: сохранились следы калиток, каковые вели в жилище каждой семьи. Вот основание высокой калитки, рядом с которой показывается разбитая кормушка. На высоком камне отверстие для привязи. По всей видимости, тут была привязана собака. Отлично сохранился каменный пол просторной помещения, а на нем — следы очага, обломки глиняных сосудов, кости домашних животных. За высокими стенками крепости Тейшебы был дворец наместника урартского царя. В нем было 120 помещений. Его крепкие стенки и поныне удивляют строителей. Тут покинули память о себе и штукатуры, и каменотесы, обработавшие базальтовые плиты, и живописцы, сделавшие роспись на стенах.
У же пара лет ведутся раскопки старой крепости. Довольно много отыскано тут монументов культуры Урарту. И любая находка есть необычной страницей истории, которая не была написана современниками и дошла до нас лишь в виде вещей, сделанных умелыми руками древних мастеров.
Везде видны следы деятельности этих гениальных людей. Строители оставили нам память о старой архитектуре, гончары сделали прекрасные и очень крепкие сосуды для вина, масла, зерна и фруктов. Часть данной посуды сохранилась кроме того в огне пожара и целехонькая лежала среди обломков упавших стен. Винные подвалы хранили десятки огромных сосудов для вина — карасов. Очевидно, что в них археологи не нашли вина, но нашли что-то более полезное — изделия урартских чеканщиков и литейщиков. В одном из карасов были отысканы прекрасные медные чаши, сверкающие, как будто бы золотые. Любая чаша издает собственный особый серебристый звон, как словно бы имеет собственный голос: суеверные урарты верили в злых духов и считали, что мелодичный звон чаши может отогнать злого духа, угрожающего царю на протяжении пиршества. О том, что пиршественные чаши принадлежали царям, мы определили из надписей, сделанных мастером.
При раскопках отысканы оружие, шлемы и щиты из латуни, украшенные изысканной чеканкой, остатки прекрасных тканей и очень много обломков керамики. Сохранились ячменя и зерна пшеницы, кости животных. Эти находки позволили ученым определить очень многое о хозяйственной деятельности урартов. Обо всем этом исследователями написаны целые тома.
Но лучшим монументом урартов остается канал, что на 20 км протянулся на протяжении плодородной равнины реки Занги (Ильдаруни). Для собственного времени канал был чудесным образом техники. Часть его проходит под почвой в базальтовой горе. Данный тоннель позволяет оросить почвы соседней равнины. По обе стороны канала и по сей день созревает лучший виноград Советской Армении. Хвастливая надпись, сделанная царем Русой, сыном Аргишти, помогла отечественным современникам определить о времени, в то время, когда был совершён данный канал. Она же помогла вернуть кое-какие события из судьбы урартов. История одного из старейших стран у нас была воссоздана трудами советских ученых, в особенности проф. Б. Б. Пиотровского. Наследниками высокой культуры урартов стали армяне, грузины и азербайджанцы.