Во-первых, они снабжают энергии и передачу вещества от одного организма к второму. Совместно, так, уживаются виды, каковые поддерживают жизнь друг друга.
Во-вторых, пищевые связи являются механизмом регуляции численности популяций. Хищники, паразиты, собиратели являются замечательной преградой на пути чрезмерного размножения отдельных видов, что делает природу более стабильной.
Любой живой организм занимает определённую экологическую нишу. Экологическая ниша – это совокупность территориальных и функциональных черт среды обитания, соответствующих требованиям данного вида. Никакие два вида не имеют в экологическом фазовом пространстве однообразных ниш. В соответствии с принципу конкурентного исключения Гаузе, два вида с родными экологическими требованиями долгое время не смогут занимать одну экологическую нишу. Эти виды соперничают, и один из них вытесняет второй. На базе сетей питания возможно выстроить граф борьбы. Живые организмы в графе борьбы отображаются в виде вершин графа, между вершинами проводится ребро (сообщение без направления) в том случае, если существует живой организм, что является пищей для организмов, отображаемых указанными выше вершинами.
Разработка графа борьбы разрешает выделить соперничающие виды организмов и проанализировать функционирование экосистемы и её уязвимость.
Обширно распространён принцип соответствия увеличения сложности и роста экосистемы её устойчивости. В случае, если экосистема представлена сетью питания, возможно применять различные методы измерения сложности:
— выяснить число дуг;
— отыскать отношение числа дуг к числу вершин;
— вычислить количество исходящих и входящих из вершины дуг
и т. д.
Для разнообразия сети и измерения сложности питания употребляется кроме этого трофический уровень, т. е. место организма в цепи питания. Трофический уровень возможно определять как по самая короткой, как и по самая длинной цепи питания от разглядываемой вершины, имеющей трофический уровень, равный «1».
Практическая часть
Порядок исполнения задачи
1. Составьте сеть для семь дней в соответствии с вашему варианту. Пример трофической сети с размещением организмов по трофическим уровням представлен на рис. 2.
Спектр питания некоторых видов живых организмов приведен в прил. 2.
2. Для всего видового состава биоценоза установить цепи питания и трофический уровень по самоё короткому и самый длинному пути сети питания из задания (табл. 6).
Рис. 2. Трофическая сеть
Таблица 6
Таблица трофических уровней
Вершина сети питания | пищевая цепь и Трофический уровень | |||
по малейшему пути | по самый длинному пути | |||
цепь | уровень | цепь | уровень | |
Примечание – пастбищная пищевая цепь начинается с продуцентов. Организм, указанный в колонке 1, есть верхним трофическим уровнем. Для консументов I-ого порядка долгий и маленький пути трофической цепи совпадают.
ЗАДАЧА 3
ЗАДАНИЕ: выяснить потребление СО2 и Н2О и выделение О2 в древостоях при формировании годового прироста древесины для различных классов бонитета. Варианты к задаче указаны в табл. 7. Величины годового прироста приведены в табл. 8, 9.
Таблица 7
Варианты к задаче 3
Последняя цифра шифра | Порода древесины | Возраст, лет | Бонитет | Количество поглощенного СО2, D, т | Количество выделившегося О2, G, т |
Ель | I, II, III, IV | 2,5 | 3,3 | ||
Ель | I, II, III, IV | 3,3 | 1,6 | ||
Ель | I, II, III, IV | 1,8 | 3,4 | ||
Сосна | I, II, III, IV | 1,1 | 3,2 | ||
Сосна | I, II, III, IV | 3,6 | 2,5 | ||
Сосна | I, II, III, IV | 0,6 | 4,5 | ||
Береза | I, II, III, IV | 3,3 | 1,85 | ||
Береза | I, II, III, IV | 4,2 | 5,5 | ||
Лиственница | II, III, IV, V | 2,9 | 3,1 | ||
Лиственница | II, III, IV, V | 3,0 | 2,5 |
Таблица 8
Текущий годовой прирост в древостоях главных лесообразующих пород, м3/га
Порода | Текущий годовой прирост в возрасте, лет | |||||
I класс бонитета | ||||||
Ель | 9,5 | 16,4 | 14,3 | 11,1 | 5,9 | 4,7 |
Сосна | 11,7 | 13,0 | 10,4 | 7,8 | 4,1 | 3,2 |
Лиственница | 11,5 | 10,1 | 7,3 | 5,0 | 2,5 | 1,4 |
II класс бонитета | ||||||
Ель | 6,9 | 13,2 | 12,1 | 9,6 | 5,2 | 4,3 |
Сосна | 8,7 | 9,5 | 7,6 | 5,9 | 3,7 | 2,9 |
Лиственница | 8,9 | 8,0 | 6,0 | 4,3 | 2,2 | 1,6 |
III класс бонитета | ||||||
Ель | 4,6 | 10,1 | 9,7 | 7,8 | 4,4 | 3,6 |
Сосна | 6,5 | 7,4 | 6,2 | 4,9 | 3,1 | 2,5 |
Лиственница | 6,5 | 5,9 | 4,5 | 3,6 | 1,6 | 1,2 |
IV класс бонитета | ||||||
Ель | 3,0 | 7,1 | 7,3 | 6,0 | 3,6 | 3,0 |
Сосна | 4,7 | 5,7 | 5,3 | 3,8 | 2,5 | 2,1 |
Лиственница | 4,5 | 4,3 | 3,6 | 2,7 | 1,8 | 1,0 |
Окончание табл. 8
Порода | Текущий годовой прирост в возрасте, лет | |||||
V класс бонитета | ||||||
Ель | – | 4,5 | 4,9 | 4,2 | 2,6 | 2,1 |
Сосна | 2,1 | 4,1 | 3,6 | 3,0 | 2,0 | 1,6 |
Лиственница | 2,7 | 2,8 | 2,4 | 2,1 | 1,1 | 1,0 |
Примечание – бонитет леса – показатель хозяйственной производительности участка леса. Он зависит от воздействия человека и природных условий на лес и характеризуется размером прироста древесины (часто высотой насаждений) в сравниваемом возрасте. Выделяется пять классов бонитета. самый производительный – I.
Таблица 9
Текущий годовой прирост в древостоях березы, м3/га
Класс бонитета | Возраст, лет | ||||
I | 8,0 | 8,2 | 6,4 | 4,4 | 2,9 |
II | 4,8 | 6,6 | 5,3 | 3,8 | 2,5 |
III | 3,8 | 4,9 | 4,2 | 3,1 | 2,1 |
IV | 2,4 | 3,5 | 3,2 | 2,4 | 1,6 |
V | 1,4 | 2,3 | 2,2 | 1,7 | 1,2 |
Неспециализированные сведения
Процесс накопления органического вещества продуцентами (хемосинтетиками и фотосинтетиками) является синтезом из минеральных веществ с применением энергии. Исторически первыми продуцентами были хемосинтетики, осуществлявшие синтез с применением энергии окисления веществ. К хемосинтезирующим организмам относятся нитрификаторы, карбоксидобактерии, серобактерии, тионовые железобактерии, водородные бактерии. Они именуются так по субстратам окисления, которыми смогут быть NH3, NO2-, CO, H2S, S, Fe2+, H2. Хемосинтез характерен для глубоководных гидротермальных источников.
Наиболее значимый естественный материально-энергетический процесс в лесных экосистемах – фотосинтез, каждый год вовлекающий в круговорот огромные веса вещества биосферы и обусловливающий ее кислородный потенциал. Он выступает регулятором главных химических процессов в биосфере и причиной, определяющим наличие свободной энергии верхних оболочек земного шара. Фотосинтез представляет собой окислительно-восстановительную реакцию создания органических веществ из углекислого газа и воды, которая протекает за счет солнечной энергии при участии хлорофилла зеленых растений. В следствии образуются органические вещества из минеральных компонент, и в этих веществах фиксируется энергия солнца. В ходе фотосинтеза тесно взаимодействуют разные составные части экосистемы: воздух, земля и фактически растения. Все эти части связаны потоками веществ, каковые наглядно представлены в суммарном уравнении фотосинтеза:
6СО2 + 6Н2О + энергия® С6Н12О6 + 6О2
либо
6СО2 + 12Н2О + 2821,9 кДж® С6Н12О6 + 6О2+6 Н2О
Углекислый газ поступает в растения из воздуха, вода – из земли, органическое вещество накапливается в самих растениях, и вольный кислород выделяется в воздух. Прямыми продуктами фотосинтеза являются разные органические соединения, несложным из которых есть глюкоза. В целом процесс фотосинтеза носит сверхсложный темперамент (рис. 3).
Фотосинтез – процесс эндоэргический, идет против термодинамического градиента и сопровождается превращением энергии Солнца в энергию химических связей. Происходит за немногим исключением на всей поверхности Почвы, формирует громадный химический эффект и возможно выражен через количество всей массы углерода, вовлекаемой каждый год в построение органического вещества – живого вещества всей биосферы. В неспециализированный круговорот материи, которая связана с построением методом фотосинтеза органического вещества, вовлекаются и такие химические элементы как N , P, S, и металлы – K, Ca, Mg, Na, Al.
Рис. 3. Схемы: а – функций отдельных частей дерева; б – процессов превращений
углерода в органические соединения и их последующих химических превращений
на протяжении метаболизма (по Браунингу, 1967)
Через процесс фотосинтеза осуществляется одна из наиболее значимых экологических функций лесов – газовая функция, в следствии действия которой из воздуха выводится углекислый газ и в воздух поступает кислород. Каждый год на протяжении фотосинтеза усваивается около 200 млрд. т СО2 и выделяется ориентировочно 145–320 млрд. т кислорода. Наряду с этим образуется более 1841·109 т органического вещества. Эти изотопных анализов говорят о том, что главное количество кислорода выделяется за счет разложения воды, а кислород углекислого газа идет на образование органических соединений.
Фотосинтез есть одним из самых грандиозных процессов, происходящих на Земле. Лишь за 9 млн. лет «через растения» проходит масса воды, равная всей гидросфере, а за 6–7 лет вся углекислота воздуха. В пределах биосферы фотосинтез идет непрерывно. Органические вещества, образующиеся при фотосинтезе, становятся химическим аккумулятором солнечной энергии. Они являются не только сложные химические соединения, но и являются «живым веществом», имеющим собственные своеобразные изюминки и включающим в маленьких количествах все элементы земной коры, участвующие в биологическом круговороте.
При смерти организмов происходит обратный процесс – разложение органического вещества методом окисления, гниения и т. д. с образованием конечных продуктов разложения. Следовательно, неспециализированную реакцию фотосинтеза возможно выразить в глобальном масштабе следующим образом:
жизнь
mСО2 + nН2О Сm·n(Н2O) + mО2
смерть
В биосфере Почвы данный процесс ведет к тому, что количество биомассы живого вещества получает тенденцию к определенному постоянству. Биомасса экосферы образовывает 2·1012 т (на семь порядков меньше массы земной коры – 2·1019 т). Растения Почвы каждый год продуцируют 1,6·1011 т органического вещества (8 % биомассы экосферы).
В экосистемах наровне с фотосинтезом имеет место дыхание, т.е. идет обратимый химический процесс
Принципиально важно мочь количественно оценивать действие лесов на внешнюю среду. Расчеты количеств потребляемых и выделяемых при фотосинтезе веществ возможно выполнить по его суммарному уравнению, обрисовывающему процесс создания вещества древесины и, исходя из этого, отличающемуся от вышеприведенного, где обрисован процесс синтеза сахаров. Так как состав вещества древесины различных пород разен, то с целью получения формул, пригодных в любых ситуациях, разглядим уравнение фотосинтеза в следующем неспециализированном виде:
хСО2 + у/2Н2О®СХНУОZ + uО2, (8)
где коэффициенты уравнения х, у, z определяются химическим составом вещества древесины соответствующей породы, а коэффициент u определяется через х, у, z из уравнения баланса числа атомов кислорода:
2х + у/2 = z + 2u, (9)
откуда
u = x + y/4 – z/2. (10)
Элементный состав древесины четырех главных лесообразующих пород приведен в табл. 10. Состав ветвей, древесной зелени и стволовой древесины пара разен. В табл. 8 приведен состав стволовой древесины как самая представительной составляющей.
Таблица 10
Элементный состав древесины главных лесообразующих пород, %
от полностью сухой массы
Порода | С | Н | О | N + зольность |
Ель | 50,5 | 6,2 | 43,1 | 0,2 |
Сосна | 49,6 | 6,4 | 43,8 | 0,2 |
Береза | 50,6 | 6,2 | 42,1 | 1,1 |
Лиственница | 46,9 | 7,24 | 45,27 | 0,59 |
Зная состав древесины, коэффициенты уравнения фотосинтеза х, у, z возможно вычислить по следующей формуле:
Коэффициент уравнения = | Процентное содержание элемента, при котором стоит коэффициент | . (11) |
Ядерная масса элемента |
Коэффициент u рассчитывается на базе х, у, z по формуле (10).
Потом, в случае, если известно количество вещества древесины, созданного в лесу, количества поглощенных наряду с этим углекислого газа и воды, и выделившегося кислорода рассчитываются по следующим формулам:
(12)
где МД – масса вещества древесины, созданного в лесу, кг; – молекулярная масса СО2, x – коэффициент.
, (13)
где МД – масса вещества древесины, созданного в лесу, кг; – молекулярная масса H2O, y – коэффициент.
. (14)
где МД – масса вещества древесины, созданного в лесу, кг; – молекулярная масса О2, u – коэффициент.
В справочниках информацию о запасах древесины различных пород даются в кубических метрах (м3), а при расчетах по уравнению фотосинтеза нужно знать массу создаваемой древесины. Пересчет количеств древесины на полностью сухую массу производится по формуле
МД = Р·V, (15)
где V – количество древесины, м3 (при исполнении задания 1 – прирост на одном гектаре за год); Р – базовая плотность древесины, кг/м3 (для ели – 360, сосны – 400, березы – 500, лиственницы – 560).
Практическая часть
Порядок исполнения задачи
1. Для породы, упомянутой в варианте задания (табл. 7), вычислите коэффициенты х, у, z, u, учитывая, что в табл. 10 приведен состав синтезированного органического вещества (см. уравнение фотосинтеза в общем виде).
2. Вычислите по формулам (12),(13),(14) потребление СО2 и Н2О и выделение О2 в древостоях для каждого класса бонитета в соответствии с варианту задания. Результаты расчетов сведите в табл. 11.
3. Выстройте график зависимости потребления СО2 и Н2О и выделения О2 от класса бонитета.
4. Сделайте выводы об трансформации потребления СО2 и Н2О и выделения О2 в зависимости от класса и возраста бонитета.
5. Выясните количество древесины на 1 га в лесу, т и м3 (в соответствии с вариантом задания), которое должно быть создано, дабы наряду с этим было выделено G т кислорода.
6. Выясните количество древесины на 1 га в лесу, т и м3 (в соответствии с вариантом задания), которое должно быть создано, дабы наряду с этим было поглощено D т углекислого газа.
Таблица 11
Результаты расчетов потребления СО2 и Н2О и выделения О2 в древостоях ___________________, т
(порода древесины)
Возраст___________ лет
Компоненты | Класс бонитета | ||||
I | II | III | IV | V | |
СО2 | |||||
Н2О | |||||
О2 |
ЗАДАЧА 4
ЗАДАНИЕ: Ответить на вопросы «Неспециализированные законы зависимости организмов от факторов среды».
Неспециализированные сведения
Среда обитания – это живое и неживое окружение, определяемое совокупностью экологических факторов; та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он конкретно взаимодействует.
Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном, изменяющемся мире, неизменно приспосабливаясь к нему и регулируя собственную жизнедеятельность в соответствии с его трансформациями.
Отдельные особенности либо элементы среды, влияющие на организмы, именуются экологическими факторами.
Экологические факторы – любое условие либо параметр среды, оказывающий влияние на живые организмы хотя бы на одной стадии развития.
Факторы среды многообразны. Они смогут быть нужны либо, напротив, вредны для живых существ, содействовать либо мешать размножению и выживанию. Экологические факторы имеют специфику и разную природу.
По происхождению и природе экологические факторы дробят на:
— абиотические – факторы неживой природной среды, каковые прямо либо косвенно воздействуют на живые организм (температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности). Большая часть из них имеют количественные оценки.
— биотические – формы действий живых организмов друг на друга, бывают внутривидовые и межвидовые. Любой организм всегда испытывает на себе прямое либо косвенное влияние вторых существ, вступает в сообщение с представителями своего и других вида – растениями, животными, микробами, зависит от них и сам оказывает на них действие. Окружающий органический мир – составная часть среды каждого живого существа. Обоюдные связи организмов – база популяций и существования биоценозов; рассмотрение их относится к области синэкологии.
— антропогенные – это формы деятельности людской общества, каковые приводят к трансформации природы как среды обитания вторых видов либо конкретно сказываются на их жизни. На протяжении истории развитие сперва охоты, а после этого сельского хозяйства, индустрии, транспорта очень сильно поменяло природу отечественной планеты. Значение антропогенных действий на целый живой мир Почвы продолжает быстро возрастать.
Законы действия экологических факторов на живые организмы
Не обращая внимания на многообразие экологических факторов и разную природу их происхождения, существуют кое-какие закономерности и общие правила их действия на живые организмы.
Для жизни организмов нужно определенное сочетание условий. В случае, если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие делается решающим для жизни разглядываемого организма. Оно ограничивает (лимитирует) развитие организма, исходя из этого именуется лимитирующим причиной.
Лимитирующий фактор – фактор, приближающийся к пределам устойчивости либо превосходящий их (избыток, недочёт, отсутствие).
Свойство организма выносить отклонения факторов среды от оптимального для них значения, именуется толерантность.
Первоначально было обнаружено, что развитие живых организмов ограничивает недочёт какого-либо компонента, к примеру, минеральных солей, жидкости, света и т.п. В середине XIX века германский химик органик Юстас Либих первым экспериментально доказал, что рост растения зависит от того элемента питания, что присутствует в довольно минимальном количестве. Он назвал это явление законом минимума; в честь автора его еще именуют законом Либиха.
В современной формулировке закон минимума звучит так: выносливость организма определяется самым не сильный звеном в цепи его экологических потребностей.
Ограничения закона Либиха:
1) закон применим для стационарного состояния совокупностей;
2) недостающие элементы организмы смогут частично заменять другие.
Но, как выяснилось позднее, лимитирующим возможно не только недочёт, но и избыток фактора, к примеру, смерть урожая из-за дождей, перенасыщение земли удобрениями и т. п. Понятие о том, что наравне с минимумом лимитирующим причиной возможно и максимум, ввел спустя 70 лет по окончании Либиха американский зоолог В. Шелфорд, сформулировавший закон толерантности. В соответствии с закону толерантности (закон В. Шелфорда): лимитирующим причиной процветания популяции (организма) возможно как минимум, так и максимум экологического действия, а диапазон между ними определяет величину выносливости (предел толерантности) либо экологическую валентность организма к данному фактору (рис. 4).
Рис. 4. Зависимость результата действия экологического фактора
от его интенсивности
Благоприятный диапазон действия экологического фактора именуется территорией оптимума (обычной жизнедеятельности). Чем больше отклонение действия фактора от оптимума, тем больше этот фактор угнетает жизнедеятельность популяции. Данный диапазон именуется территорией угнетения. Максимально и минимально переносимые значения фактора – это критические точки, за пределами которых существование организма либо популяции уже нереально.
Принцип лимитирующих факторов честен для всех типов живых организмов – растений, животных, микроорганизмов и относится как к абиотическим, так и к биотическим факторам. К примеру, лимитирующим причиной для развития организмов данного вида может стать борьба со стороны другого вида. В земледелии лимитирующим причиной довольно часто становятся вредители, сорняки, а для некоторых растений лимитирующим причиной развития делается недочёт (либо отсутствие) представителей другого вида. К примеру, в Калифорнию из средиземноморья завезли новый вид инжира, но он не плодоносил, пока оттуда же не завезли единственный для него вид пчел-опылителей. В соответствии с законом толерантности любой избыток вещества либо энергии оказывается загрязняющим среду началом. Так, избыток воды кроме того в засушливых районах вреден и вода может рассматриваться как простой загрязнитель, не смотря на то, что в оптимальных количествах она просто нужна. В частности, избыток воды мешает обычному почвообразованию в черноземной территории.
Свойство организма существовать в определенном промежутке трансформации фактора среды, именуется экологическая валентность.
Широкую экологическую валентность вида по отношению к абиотическим факторам среды обозначают добавлением к заглавию фактора приставки «эври», к примеру, животные, талантливые выносить большие колебания температуры, именуются эвритермными. Неспособность переносить большие колебания факторов либо низкая экологическая валентность характеризуется приставкой «стено», к примеру, стенотермные животные. Маленькие трансформации температуры мало сказываются на эвритермных организмах и могут быть гибельными для стенотермных.
Закон лимитирующего фактора: любой фактор среды вне территории собственного оптимума приводит живые организмы сперва к стрессу, а в пределе к смерти.
Фактор, отклоняющийся от оптимума, в громаднейшей степени будет первым делом ограничивать существование организма.
До сих пор обращение шла о пределе толерантности живого организма по отношению к одному фактору, но в природе все экологические факторы действуют совместно.
В экосистемах возможно пара лимитирующих факторов, неспециализированное действие которых определяется их сотрудничеством.
В случае, если один фактор приближается к пределам устойчивости, то предел толерантности по вторым факторам будет понижаться.
Так, рамки трансформации фактора смогут изменяться в зависимости от:
— возраста организма и стадии развития;
— сотрудничество факторов.
Предел толерантности организма изменяется при переходе из одной стадии развития в другую. Довольно часто юные организмы выясняются более уязвимыми и более требовательными к условиям среды, чем взрослые особи. самый критическим с позиций действия различных факторов есть период размножения: в это время многие факторы становятся лимитирующими. Экологическая валентность для размножающихся особей, семян, эмбрионов, личинок, яиц в большинстве случаев уже, чем для взрослых не размножающихся растений либо животных того же вида. К примеру, многие морские животные смогут переносить солоноватую либо питьевую воду с высоким содержанием хлоридов, исходя из этого они довольно часто входят в реки вверх по течению. Но их личинки не смогут жить в таких водах, так что вид не имеет возможности размножаться в реке и не обосновывается тут на постоянное местообитание. Многие птицы летят выводить птенцов в места с более теплым климатом и т.п.
Правило равнозначности условий судьбы: все факторы среды, нужны для жизни, равнозначны и любой из них может сократить существование организма.
При совместном действии факторов допустимо:
— усиление неспециализированного результата действия – потенцирование либо синергизм;
— понижение неспециализированного действия – антагонизм;
— независимость действия факторов.
пределы выносливости и Оптимальная зона организма по отношению к какому-либо фактору среды смогут смещаться в зависимости от того, в каком сочетании действуют в один момент другие факторы. Для роста растений нужен, например, таковой элемент, как цинк, именно он довольно часто оказывается лимитирующим причиной. Но для растений, растущих в тени, потребность в нем меньше, чем для находящихся на солнце. Происходит так называемая компенсация действия факторов.
Но обоюдная компенсация имеет определенные пределы и абсолютно заменить один из факторов вторым запрещено. Полное отсутствие воды либо хотя бы одного из нужных элементов минерального питания делает жизнь растений неосуществимой, не обращая внимания на самые благоприятные сочетания вторых условий.
Как мы знаем, что любой фактор неодинаково воздействует на различные функции организма. Условия, оптимальные для одних процессов, к примеру для роста организма, могут быть территорией угнетения для других, к примеру для размножения, и выходить за пределы толерантности, другими словами приводить к смерти, для третьих. Исходя из этого жизненный цикл, в соответствии с которым организм в определенные периоды осуществляет в основном те либо иные функции (питание, рост, размножение, расселение) в любой момент согласован с сезонными трансформациями факторов среды, как к примеру с сезонностью в мире растений, обусловленной сменой времен года.
Практическая часть
1. Назовите конкретные факторы среды, каковые возможно отнести к абиотическим, биотическим либо антропогенным. Заполните табл. 12.
Таблица 12
Экологические факторы
Природные | Антропогенные | |
Абиотические | Биотические | |
2. На рис. 5 продемонстрирован график зависимости численности жука семиточечной божьей коровки от температуры воздуха.
Рис. 5. Зависимость численности жука семиточечной божьей коровки
от температуры воздуха
Укажите в соответствии с графику:
а) температуру, оптимальную для этого насекомого;
б) диапазон температуры территории оптимума;
в) диапазон температуры территории пессимума (угнетения);
г) две критические точки;
д) пределы выносливости вида.
3. Среди перечисленных факторов укажите ограничивающий, значение, которого не разрешает существовать:
3.1) растениям в океане на глубине 6000 м:
а) вода;
б) температура;
в) углекислый газ;
г) соленость воды;
д) свет.
3.2) практически всем растений в пустыне летом:
а) свет;
б) температура;
в) вода;
г) ветер;
д) кислород.
3.3) скворцам зимний период в средней полосе России:
а) температура;
б) пища;
в) кислород;
г) влажность воздуха;
д) свет.
3.4) обычной речной щуке в Черном море:
а) влажность;
б) температура;
в) свет;
г) пища;
д) соленость воды;
е) кислород.
3.5) кабану зимний период в северной тайге:
а) температура;
б) свет;
в) кислород;
г) влажность воздуха;
д) высота снежного покрова.
4. Какое вещество с громаднейшей возможностью будет лимитировать рост пшеницы на поле:
а) углекислый газ;
б) кислород;
в) гелий;
г) ионы K;
д) газообразный азот.
5. На рис. 6 продемонстрирован график зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки сходу от двух температуры: и факторов влажности, выясните, какой фактор будет ограничивающим в точке с координатами:
а) влажность 18 %, температура 30 ºС;
б) влажность75 %, температура 2 ºС;
в) влажность70%, температура 37 ºС.
Рис. 6. Зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки
от температуры и влажности
Назовите диапазон оптимальной для вида:
— температуры;
— влажности.
Назовите предел толерантности вида:
— по температуре;
— по влажности.
Установите, где опасность размножения яблоневой плодожорки выше: в районе со средними летними температурами от 20 до 30 ºС и относительной влажностью 60-80 % либо в районе со средними летними температурами от 30 до 35 ºС и относительной влажностью 40-50 %
Выстройте два графика зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки от действия температуры при относительной влажности 70 % и 40 % (рис. 7). Запишите координаты точек выстроенных графиков в табл. 13-14. Объясните, по какой причине эти графики отличаются друг от друга.
Таблица 13
Относительная влажность 70 %
Температура | |||||||||
Смертность |
Таблица 14
Относительная влажность 40 %
Температура | |||||||||
Смертность |
Рис. 7. Зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки
от действия температуры при относительной влажности 70 % и 40 %
6. Подберите верную чёрта живых организмов и заполните соответствующую таблицу (табл. 15).
Таблица 15