Цель: Развитие творческого мышления, воображения, фантазии, формирование наглядно — практических конструктивных умений; наглядно — действенное мыслительное конструирование плоскостных и объёмных изображений.
Упражнения: «Мозаичное панно», «Сочиним (нарисуем)?», «Картина из ваты», плоскостная и объёмная аппликации и т.д.
Упражнения изотерапии осуществлялись участниками лично, что разрешило им трудиться и делать задания в приемлемом, лично для них, темпе, и делать самая интересную лично для них деятельность.
Тренинговая программа была составлена так, что в ходе одного занятия употреблялись упражнения фактически их всех пяти обрисованных блоков.
Программа тренинга для детей 8-12 лет ЗАНЯТИЕ № 1
Цель: Знакомство, создание благоприятных условий для тренин-говой группы, осознание креативности, развитие воображения и творческого мышления, обогащение словарного запаса.
Упражнение № 1. «Хобби».
Участники, сидя в круге, по часовой стрелке, именуют одно из собственных настоящих, имеющихся увлечений (хобби), и одно из желаемых, которых до тех пор пока нет, но хотелось бы, дабы оно осуществилось. Тот, кто будет сказать следующим, перед тем как сообщить о себе, повторяет то, что сообщил первый, и без того любой, предварительно повторив все, что говорили перед ним.
Ведущий разбирает, что испытывали участники в ходе исполнения задания, отмечает вместе с группой уникальные, нестандартные увлечения, подчеркивая разность, необычность, многообразие самих участников и увлечений как личностей.
Упражнение № 2. «Что было бы, в случае, если… »
Каждому попеременно предлагается сказать вслух самую немыслимую обстановку, к примеру, «Представим себе, что все люди стали ходить вверх ногами…». По окончании предложенной ситуации все, среди них и сам создатель ее думают над тем, что было бы, если бы это вправду случилось, в чем минусы и плюсы этого события. От-
мечаются самые уникальные идеи и самые увлекательные находки в их применении.
Упражнение № 3. «Дорисуй предмет (по геометрическим фигу-
Заблаговременно ведущим заготавливаются образцы фигур каковые возможно отыскать в разных пособиях по занимательной математике. Применяя фигуры, нужно дорисовать рисунок. От-мечаются самые необыкновенные, уникальные предметы и находки.
Упражнение № 4. RPG «Продолжи сказку» (работа в малых группах).
Употребляется сюжет «ожившего предмета» либо ветхой игрушки, от имени которой, держа ее в руках (либо в мыслях воображая), пер-вый участник начинает сказку, говорит одно предложение, а второй повторяет его и додаёт собственный, третий, повторив первые два, развивает сюжет потом. Сказка заканчивается, в то время, когда сюжет исчерпан.
ЗАНЯТИЕ № 2
Цель: Продолжение знакомства, развитие интеллектуальной креа-тивности, фантазии и творческого воображения, развитие устной речи.
Упражнение № 1. «Я- сказочный персонаж». Любой из участников попеременно, пользуясь лишь невербаль-ными средствами, обязан изобразить выбранного им сказочного пер-сонажа (возможно любимого, а возможно и того, что больше всех не нравится, тогда другие участники смогут угадывать не только, кого изображают, но и отношение «актера» к персонажу). В случае, если участникам не удалось отгадать, то нужно повторить демонстрацию, применяя более ясные средства. (Сказочный персонаж должен быть известен всем либо практически всем участников).
Упражнение № 2. «Неспециализированный рассказ».
Любой попеременно в круге участвует в составлении неспециализированного рассказа по аналогии с упражнением «Поведай сказку». Возрастает объём информации и количество участников для каждого последующего участника. Отмечаются уникальные сюжеты, переходы, пред-
ложения. Анализируются переживания участников и собственные ощущения, в особенности в последней части рассказа.
Упражнение Жя 3. «Воздушное пространство — почва — вода».
Один из з’частников держит в руках мяч и произносит: «Почва», кидая мяч второму участнику. Тот, поймав мяч, обязан назвать животное, живущее на земле, и кинуть мяч следующему, сказав, к примеру, «Воздушное пространство». Третий участник ловит мяч, именует птицу и бросая следующему, говорит: «Вода». Четвертый, поймав мяч, обязан назвать рыбу либо животное, живущее в воде, и т.д. в любой последовательности.
Упражнение Жя 4. Творческое задание: «Поделка из ниток».
Надувается воздушный шарик, обмазывается клеем, обматывается нитками, оставляется для просушки. В последствии, в зависимости от формы шара, он бывает перевоплощён в любое животное, сказочный персонаж либо уникальную вещицу. Шарик прокалывают и удаляют. Употребляется цветная бумага и все, что посоветует фантазия.
ЗАНЯТИЕ №3
Цель: Раскрытие творческого потенциала детей, обогащение словарного запаса, развитие интеллектуальной креативности.
Упражнение Ж» 1. Окончание задания «Поделка из ниток».
Упражнение Жг 2. «Необыкновенный цветок».
Придумать необыкновенный, малоизвестный цветок и поведать о нем: как он выглядит, где растет, как за ним нужно заботиться, в каких случаях и кому его возможно было бы подарить.
Упражнение Жг 3. «Живописец».
Все участники, не считая одного либо двоих, выходят из помещения. Один из оставшихся — живописец, применяя другого и находящиеся в помещении предметы, он «рисует живую картину». Когда карти-на готова, приглашается следующий участник, что делается живописцем и вносит поправки и свои идеи в картину, задействуя и прошлого «живописца». И без того до последнего участника. Анализи-
руются увлекательные, уникальные и радостные находки, и впечатления и ощущения самих участников.
Упражнение № 4. «Сними фильм».
Группе дается задание «снять» фильм (видеоролик, музыкальный видеоклип) по известной песне (детской, молодежной, к ближайшему празднику). И радостно, и уникально, проходит занятие, в то время, когда одинаковый текст исполняется на разный мотив либо одинаковый сю-жет инсценируется в стиле русской народной сказки, американского мультика, комедии, боевика, ужастика.
ЗАНЯТИЕ № 4
Цель: Углубление процессов самовыражения, развитие коммуникативных навыков, развитие интеллектуальной креативности, речи, Iосвоение невербальных способов общения.
Упражнение № 1. «Мне нравится».
Ведущий предлагает участникам поразмыслить пара мин. и решить для себя, что уникального, необыкновенного каждому нравится в себе самом и в соседе слева. А позже попеременно сообщить это в общем круге.
Упражнение № 2.«Придумай фразу».
Каждому участнику на карточках раздается задание, где при помощи картинок предметов либо и иного обозначения действий записана какая-то информация. Каждому нужно, применяя эти материалы, придумать собственную фразу. Отмечаются самые находчивые, храбрые и идеи и оригинальные ассоциации.
Упражнение Же 3. «Не редкость — не бывает».
Упражнение похоже по собственному принципу на игру в «съедобное -несъедобное». Водящий именует его признак и предмет либо воздействие и бросает кому-то из участников мяч. Тот, кому кинули, обязан выяснить, не редкость такое либо нет и в зависимости от этого либо ловит мяч, либо нет.
Упражнение возможно усложнено и выстроено по аналогии с рассказом Н.Носова «Фантазеры», где парни говорят приятель дру-
гу различные истории, фантазируя и запутывая друг друга различными небылицами. Тот, кого «поймали», обязан придумать уникальный выход из обстановки.
Упражнение М 4. «Растолкуй без слов».
Участники садятся в два последовательности приятель наоборот приятеля. Первый ряд приобретает задание растолковать без слов собственному партнеру фразу (к примеру, «на следующий день мы отправимся на Новогодний бал» либо «Я поднимаюсь в 7.30 и делаю зарядку»). Участники из второго последовательности должны осознать, что им желали сообщить. По окончании исполнения первого задания, последовательности изменяются и приобретают новую фразу. Анализируются уникальные и понятные методы передачи информации, переживания и собственные ощущения, в то время, когда не пребывали необходимые жесты для объяснения.
ЗАНЯТИЕ № 5
Цель: Раскрытие творческого потенциала, развитие креативности, устной речи, фантазии и воображение.
Упражнение № 1. «Брейн -ринг».
Проводится по аналогии с телепередачей «Брейн-ринг», но с учетом кругозора и возраста детей.
Упражнение № 2. «Поиск аналогов».
Выполняется по схеме психодиагностического теста «простые и сложные аналогии».
Упражнение М 3.«Изменяемся местами».
Ведущий начинает это упражнение, поднявшись в центр круга и предложив участникам поменяться местами по какому-либо показателю. Сперва это смогут быть простые, самые заметные показатели: кто в штанах, у кого имеется часы, у кого маленькая стрижка, а потом возможно усложнять. К примеру, кто появился весной, кто обожает кататься на лыжах, кто обожает просматривать сказки либо что-то второе, кто ценит юмор, у кого имеется настоящие приятели и т.д. Смена места, в случае, если показатель сходится с названным, необходима. Кто остался без стула, именует следующий показатель, стараясь занять место, пока другие изменяются.
Упражнение № 4.«Что было бы, в случае, если…»
Задание подобное, обрисованному в занятии №1, но с установкой повторяться либо возможно задавать контекст обстановок в зависимости от развития группы.
Упражнение № 5. «Осознай и дорисуй».
Каждому участнику дается на листе бумаги контур рисунка, изображающего какой-либо предмет. Кое-какие линии смогут быть пунктиром, кое-какие смогут отсутствовать. Задание по заглавию упражнения. Отмечаются самые оригинальные картинки.
ЗАНЯТИЕ № 6
Цель: Углубление процессов самораскрытия, развитие интеллектуальной рефлексии, коммуникативных навыков, креативности, творческого мышления, наглядно — действенное конструирование плоскостных изображений с применением нетрадиционных материалов.
Упражнение № 1. «Преимущество».
Любой попеременно в круге обязан назвать то, что в нем самом достойно уважения и растолковать, по какой причине. Участники группы высказывают собственный согласие аплодисментами либо пожатием руки. По завершении круга составляется перечень преимуществ всей группы, составленный из преимуществ каждого.
Упражнение № 2. «Животные в очереди» (RPG).
Каждому участнику на карточке дается наименование животного, которое он не произносит вслух. После этого разыгрывается сюжет: животные в очереди в магазине, в поликлинике, в столовой, в автобусе, в раздевалке и т.д. Участники должны предугадать, кто кого изображал, как это ему удалось. Ведущий отмечает вместе с участниками, по каким показателям выясняли животное, кому удалось уникально и изобретательно это продемонстрировать. В каждом сюжете роли изменяются.
Упражнение № 3. «Предугадай предмет».
В мешочке ведущего имеется предметы, каковые нужно предугадать на ощупь. Вероятен вариант, в то время, когда по возможности применения либо по ассоциациям угадывается тот либо другой предмет.
Упражнение № 4. «Арифмометр».
Детям говорят о том, что это за предмет, где его применяют. Затем дается задание изобразить данный предмет.
Упражнение № 5. Творческое задание «Картина из ваты».
Смогут быть различные сюжеты, каковые дети изображают объемными картинками из ваты, наклеенной на бумагу (снеговик, облака и т.д.).
ЗАНЯТИЕ № 7
Цель: Создание работоспособности, развитие интеллектуальной креативности, фантазии и творческого воображения, устной речи.
Упражнение № 1. «Необычная кошка».
Участники по кругу передают мягкую игрушку (кошку) и, подражая ее интонациям, манерам, говорят необычные истории из ее жизни.
Упражнение № 2.«Зеркало».
Участники сидят приятель наоборот приятеля по парам; между ними как бы прозрачное стекло, не проводящее звуков. мимикой и Жестами любой изображает какое-то воздействие либо чувство, второй обязан отобразить то же самое и сказать, как он его осознал.
Упражнение № 3.«Рассказ на одну букву».
Участникам дается задание составить рассказ из 15 либо более слов, начинающихся на одну букву. Возможно усложнить задание и заблаговременно задать направление либо сюжет рассказа.
Упражнение № 4.Творческое задание: аппликация. Любой делает самостоятельно, в последствии оформляется выставка .
ЗАНЯТИЕ № 8
Цель: Развитие речи, самоопределение участников через предметы окружающего мира, развитие креативности.
Упражнение № 1. «Я— цветок …».
Любой участник от имени цветка, что он выбирает сам, произносит монолог. Анализируется, как совершенно верно и уникально удалось отразить в монологе изюминки цветка.
Упражнение № 2. «Встреча с чужестранцем» (RPG).
Участники (по два человека) любой в отдельности приобретают следующее задание: один, попав в незнакомый город, ночью, требует у случайного прохожего оказать помощь позвонить привычным. Случайный прохожий выясняется чужестранцем, совсем не осознающим, что от пего желают. Употребляются все достижения цели установления и возможные способы контакта ночным гостем. Анализируются уникальные методы, и переживания и чувства на протяжении игры.
Упражнение № 3. «Смешалости».
Упражнение может выполняться в различных вариантах. К примеру, что смогут быть розыгрыши по типу первоапрельских шуток либо сюжетов из рубрики «Приколы отечественного города» из передачи «Город». А возможно самим придумывать перепутаницы, как к примеру, «ехала деревня мимо мужика, внезапно из-под собаки лают ворота», либо по известному мультику, как живописец рисовал картину, глядя из окна, либо же по стихотворению про Ивана Торопыжкина.
Упражнение № 4. «Продолжи сказку».
Выбирается общеизвестная сказка, вспоминают ее финал и придумывают его продолжение. Любая микрогруппа показывает собственный вариант продолжения сказки. Занятие заканчивается творческими работами детей по материалу упражнения «Продолжи сказку».
ЗАНЯТИЕ № 9
Цель: Развитие мыслительных ассоциативных связей, фантазии, творчества, обогащение словарного запаса.
Упражнение № 1. «Растолкуй пословицу».
Выполняется по принципу толкования пословиц из психодиагностических материалов.
Упражнение № 2. «Буквенные превращения».
Употребляются ребусы и разбираются варианты «шифровки» букв. Любой приобретает задание придумать собственный ребус. Анализируется, что испытывали участники в ходе исполнения задания, что помогло преодолеть ужас либо раздражительность от того, что не получалось.
Упражнение № 3. «Предугадай предмет».
Употребляется второй комплект предметов в мешочке либо по функциональному применению угадываются предметы.
Упражнение № 4. Творческое задание: «Объёмная аппликация».
По окончании личного исполнения каждым собственной аппликации оформляется выставка . Возможно каждому предложить на выбор какой-либо фрагмент неспециализированной картины либо предложить сделать не просто выставку, а из оказавшихся работ создать неспециализированную, единую картину.
ЗАНЯТИЕ № 10
Цель: Продолжение главных целей тренинга.
Упражнение № 1. «Растолкуй суть слова».
Употребляются забавные, необыкновенные слова (к примеру, тяни-толкай, нелепость и т.п.), суть которых необходимо растолковать. Участникам дается затем задание самим придумать новые слова и растолковать их суть.
Упражнение № 2. «Поиск неспециализированного».
Шутливое упражнение, что неспециализированного между:
— птицей и самолётом,
— подводной лодкой и рыбой,
— обезьяной и человеком и т.д.
Упражнение № 3. «Отыщи несколько».
Участникам раздаются заблаговременно заготовленные разрезанные открытки, сложив каковые возможно отыскать себе в «броуновском перемещении» несколько. Модификации — отыщи группу по карточкам, разрезанным на пара частей; отыскать группу персонажей сказки по карточке с
заглавием одного из них; отыскать группу по звукам, издаваемым животными, указанными на карточках.
Упражнение Же 4. Неспециализированный рисунок.
Участники на громадном странице ватмана рисуют неспециализированный рисунок, отражающий состояние их группы.
Упражнение № 5. Неспециализированная дискуссия на тему: «Что запомнилось за время работы в тренинге».
Программа тренинга для детей 12- 14 лет
ЗАНЯТИЕ№ 1
Цель: Знакомство, развитие мышление, осознание, что такое креативность и каковы её преграды.
Упражнение № 1. «Мне весьма нравится… ».
Проводится подобно упражнению №1 из 4 занятия для детей 8 — 12 лет. При необходимости вероятны модификации с учетом возраста.
Упражнение № 2. «Поиски пум — пума».
Один из участников по желанию задумывает какой-либо показатель, что имеется у участников (сережки, пуговицы, часы, принадлежность к полу, буква, с которой начинается имя и т.п.), но не именует его. Поднявшись в круг, он подходит к каждому, а любой участник задаёт вопросы его «Саша, у меня имеется пум-пум?» (пум-пум — это и имеется тот самый показатель*). В зависимости от ответов водящего, несколько обязана предугадать, что такое пум-пум. Кто предугадал, делается водящим и загадывает показатель.
Упражнение № 3. «Что было бы, в случае, если… ».
Проводится по аналогии с упражнением из занятия №1 для детей 8-12 лет с поправкой на возраст.
Упражнение № 4. «Коллекция».
Участники делятся на две команды, любая из которых обязана за 180 секунд собрать коллекцию из имеющихся предметов и вещей.
Это смогут быть тетради, ручки, часы, свитера, ботинки — все, что посоветует фантазия. Оценивается оригинальность, количество и быстрота.
Упражнение № 5. «Дорисуй предмет».
Проводится подобно упражнению из тренинга для младшей группы детей, но с учетом возраста ребят.
ЗАНЯТИЕ № 2
Цель: Создание работоспособности, развитие интеллектуальной креативности, творческого воображения, обогащение словарного запаса, ознакомление с одноплоскостными поверхностями.
Упражнение № 1. «Нестандартный случай».
Участники обрисовывают нестандартные случаи, каковые происходили с ними, делятся собственными переживаниями, уникальными и действенными методами разрешения обстановок.
Упражнение № 2. «Неспециализированный рассказ».
Выбирается сюжет рассказа, и любой последующий участник, повторяя все, что сообщили до него, развивает главную линию сюжета. Анализируются занимательные переживания и находки в ходе составления рассказа, в особенности последних участников.
Упражнение Ms 3. «Задача о монетах».
Ведущий предлагает решить задачу, в которой нужно показать находчивость и смекалку. Каждого, кто отыщет ответ, дают предупреждение о бесшумном сигнале (поднять руку), дабы не мешать вторым. Ведущий подойдет и сообщит, верен ли ответ. В случае, если нет, то поиски ответа необходимо продолжать.
Задача: «Поменяв расположение одной монеты, необходимо добиться того, дабы на каждой оси лежало по четыре монеты».
Потом анализируются состояния участников на протяжении реше-ния задачи, что они испытывали, в то время, когда первый из них отыскал ответ, а они сами еще не сообразили, что испытали, в то время, когда также додумались и убедились, что ответ верный. (Верный ответ: одну из монет, рас-положенных на горизонтальной оси, нужно положить на монету, нахо-дящуюся на пересечении осей).
Упражнение № 4. «Лента Мёбиуса».
Изготовление ленты Мёбиуса (как ответ задачи на создание фигуры с одной поверхностью!), изучение её свойства и обмен впечатлениями.
Анализ проводится подобно прошлому упражнению. Участников понемногу знакомят с понятием инсайт, стадиями развития креативного процесса (см. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — СПб., 1999).
Упражнение № 5.«Растолкуй без слов».
Проводится подобно обрисованному в тренинге для младшей группы детей упражнению с поправкой на возраст при выборе фраз.
ЗАНЯТИЕ № 3 Цель: Продолжение осознания этапов креативного процесса.
Упражнение № 1 «Отправься в том направлении».
Участникам дается задание «Отправься в том направлении, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что». Делая его, участники должны на неспециализированном круге представить уникальный рассказ о собственном его результатах и путешествии.
Упражнение № 2 «Задача про магазин».
«Придя в магазин, клиент попросил реализовать ему товар, назвав следующие числа: 32, 60, 90. Что он брал?» (Верный ответ: железные цифры для номера квартиры).
Упражнение № 3 RPG «Контакты». Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу по кругу, образуя практически два круга — внешний и внутренний.
Участникам последовательно предлагаются пара обстановок (по количеству пар), в которых один из партнеров есть активной стороной и ему нужно вступить во сотрудничество, добиться определенного результата и завершить общение. Ситуации возможно подбирать в зависимости от состава и задач участников. К примеру, « Вы едете в метро и случайно заметили собственного кумира (знаменитый певец, киноартист, спортсмен и т.д.). У Вас неповторимая возможность пообщаться, забрать автограф и поведать привычным о собственной удаче. Вы решаетесь и начинаете функционировать…» Либо «Вы идете по улице и видите плачущего малыша. Ваша естественная реакция — успокоить и оказать помощь». Второй вариант « Вам безотлагательно нужна некая сумма денег. Вы поразмыслили и выбрали того, кто точно не откажет. Готовились и начали обработку». Возможно и таковой вариант « Вы выяснили, что Ваша знакомая сказала о Вас на вечеринке не весьма деликатно. Дабы не надумывать и не таить зло, Вы решаете об этом поболтать с ней».
Ситуации возможно выбирать в зависимости от интересов и особенностей группы.
Упражнение № 4. Творческое задание «Чудесная нить». Применяя нитки и каждые другие подручные материалы сделать уникальную творческую работу.
ЗАНЯТИЕ № 4
Цель: Углубление процессов самовыражения, развитие интеллектуальной креативности, творческого мышления, устной речи.
Упражнение № 1. «Хобби».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
Упражнение № 2. «Исключение лишнего».
, Выполняется по методу психодиагностического теста «Исключение четвертого предмета». Стимульный материал возможно заготовлен самим ведущим либо возможно применять в этом качестве имеющиеся в помещении предметы и участников.
Упражнение № 3. «Не редкость — не бывает».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
Упражнение № 4. «Осознай и дорисуй».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
Упражнение № 5. Творческое задание: аппликация на тему. Проводится подобно упражнению, обрисованному в занятии №9 для младшей возрастной группы.
ЗАНЯТИЕ № 5
Цель: Развитие коммуникативных навыков, устной речи, невербальных способов общения, творческого мышления.
Упражнение № 1. «Воздушное пространство — почва — вода».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
Упражнение № 2. «Встреча с инопланетянином» (RPG). Проводится подобно игре «Встреча с чужестранцем», обрисованной выше.
Упражнение № 3. «Состояние партнёра».
Участники угадывают эмоции и мысли партнёра при условии, что тот сидит без звучно в течение 3-5 мин..
Упражнение № 4. «Осознай и дорисуй».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
ЗАНЯТИЕ № 6
Цель: развитие интеллектуальной креативности, углубление опыта невербального общения.
Упражнение № 1. «Растолкуй без слов».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
Упражнение № 2. «Задача со спичками».
Употребляются задачи на смекалку из занимательных пособий по математике.
Упражнение № 3.«Изменяемся местами».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
Упражнение № 4.«Необыкновенный цветок».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
Упражнение № 5.«Сочиним — нарисуем».
Проводится подобно упражнению «Продолжи сказку», в то время, когда парни сами придумывают продолжение и рисуют неспециализированный рисунок.
ЗАНЯТИЕ № 7
Цель: Углубление процессов самовыражения, развитие интеллектуальной креативности, памяти, воображения, наглядно — действенное конструирование.
Упражнение № 1. «Я— цветок, я — животное». Участники по ассоциациям выбирают себе подходящий цветок, подходящее животное и произносят от их имени монолог.
Упражнение № 2.«Вопрос — ответ».
Один из участников бросает мяч второму, задавая ему любой вопрос, тот, кому кинули мяч, обязан его поймать и ответить. Он бросает следующему и т.д.
Упражнение № 3.«Поиск аналогов».
Выполняется по схеме психодиагностического теста «простые и сложные аналогии».
Упражнение № 4. Творческое задание: «Объёмная аппликация».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для младшей возрастной группы.
ЗАНЯТИЕ № 8
Цель: Развитие интеллектуальной рефлексии, устной речи, творческого мышления, коммуникативных навыков.
Упражнение № 1. «Цвет — объект».
Один из участников бросает второму мяч и именует цвет, тот, кто ловит мяч, обязан назвать объект для чтобы цвета.
Упражнение № 2. RPG: «Немыслимый случай». Участники сперва придумывают нестандартный случай, что имел возможность бы случиться с их группой, а позже разыгрывают его.
Упражнение № 3. «Смешалости».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
Упражнение № 4. «Стремительнее рисуй».
Упражнение № 5. «Неспециализированный фильм».
Проводится подобно упражнению «Сними фильм», но со всей группой.
ЗАНЯТИЕ № 9
Цель: Развитие интеллектуальной креативности, наглядно — действенное конструирование плоскостных изображений с применением нетрадиционных материалов, раскрытие творческого потенциала.
Упражнение № 1. «Буквенные превращения». Проводится подобно упражнению, обрисованному для младшей возрастной группы.
Упражнение № 2. «Поменяй состояние партнёра».
есть продолжением упражнения «Состояние партнера» (см. тренинг для младшей возрастной группы), второй участник, смотрящий на первого, пробует обратиться к нему либо что-то сделать, дабы у того состояние изменилось. Затем первый участник информирует, удалось ли это.
Упражнение № 3. «Предугадай предмет».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для младшей возрастной группы.
Упражнение № 4.«Портрет».
В группе участники выбирают того человека, портрет которого они будут «писать» словами, применяя психотерапевтические характеристики, необыкновенные ассоциации. Любой вносит собственный неповторимый мазок попеременно и любой имеет возможность познакомиться со своим портретом.
Упражнение № 5. Творческое задание «Картина из ваты».
ЗАНЯТИЕ № 10
Цель: Развитие интеллектуальной креативности, коммуникационных навыков, творческого воображения.
Упражнение № 1.«Преимущество».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для младшей возрастной группы.
Упражнение № 2. «Три качества».
Любой выбирает для себя три качества, свойственные людям, Самое ответственное, самое полезное — «золотое», следующее, чуть менее значимое -«серебряное», следующее по значимости — «медное». В общем круге все делятся собственными мыслями, а позже выбирают подобно три качества для собственной группы.
Упражнение № 3. «Неспециализированный рассказ».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для младшей возрастной группы.
Упражнение № 4.«Неспециализированный рисунок».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для младшей возрастной группы.
Программа тренинга для подростков 14-18 лет
ЗАНЯТИЕ № 1
Цель: Знакомство, осознание что такое креативность и её барьеров, развитие интеллектуальной креативности, развитие мышления, обогащение словарного запаса, ознакомление с одноплоскостными поверхностями.
Упражнение № 1. «Три качества». Упражнение № 2.«Поиск пум — пума». Упражнение№ 3.Лента Мёбиуса. Упражнение № 4.«Коллекция».
Все упражнения проводятся подобно упражнениям, использованным в прошлом тренинге.
ЗАНЯТИЕ № 2
Цель: Создание эмоционального комфорта и работоспособности, развитие интеллектуальной креативности, развитие фантазии и творческого воображения.
Упражнение № 1. «Мне весьма нравится». Упражнение№ 2.«Нестандартный метод». Упражнение№ 3.«Исключение лишнего».
Упражнение № 4. «Дорисуй предмет» (по фигуре ).
Все упражнения проводятся подобно упражнениям, использованным в прошлом тренинге.
ЗАНЯТИЕ № 3
Цель: Ознакомление с этапами креативного процесса, развитие интеллектуальной креативности, развитие фантазии и творческого воображения.
Упражнение № 1.«Воздушное пространство — почва — вода».
Упразкнение № 2.«Задача о монетах».
Упразкнение №» 3. «Задача со спичками».
Упражнение № 4. «Дорисуй предмет» (по абстрактной фигуре).
Все упражнения проводятся подобно упражнениям, использованным в прошлом тренинге.
ЗАНЯТИЕ № 4
Цель: развитие интеллектуальной креативности, наглядно-действенное конструирование плоскостных изображений с применением нетрадиционных материалов, развитие творческого мышления, развитие интеллектуальной рефлексии, формирование коммуникативных умений.
Упразкнение № 1.«Отправься в том направлении.
Упражнение № 2.« Задача про магазин».
Упражнение № 3.RPG «Необычайное знакомство».
Упражнение № 4. Творческое задание «Мозаичное панно».
Все упражнения проводятся подобно упражнениям, использованным в прошлом тренинге.
ЗАНЯТИЕ № 5
Цель: Углубление процессов самораскрытия, развитие коммуникативных навыков, развитие интеллектуальной креативности, развитие творческого мышления.
Упражнение № 1. «Хобби».
Проводится подобно упражнению из прошлого тренинга.
Упражнение № 2. «Отгадай слово». Употребляются шарады и всевозможные ребусы.
Упражнение № 3. «Стремительнее рисуй».
Каждому раздаются цветные карандаши либо фломастеры, краски и лист бумаги. По сигналу ведущего любой начинает рисовать что-либо на своем странице, по сигналу передает соседу справа и т.д., до тех пор пока рисунок, начатый одним человеком не придет к нему. Анализируются ощущения, переживаемые в ходе исполнения упражнения, сравнивается, как реальность и замысел соответствуют друг другу, высказывается признательность всем, кто улучшил собственными идеями начатый рисунок.
Упражнение № 4. «Сочиним (нарисуем)?».
Проводится подобно упражнению из прошлого тренинга.
ЗАНЯТИЕ № 6
Цель: раскрытие этапов креативного процесса, развитие интеллектуальной креативности и творчества, развитие рефлексии.
Упражнение № 1. «Нестандартный случай».
Проводится подобно упражнению из прошлого тренинга.
Упражнение № 2. «Изменяемся местами».
Проводится подобно упражнению, обрисованному для детей младшей группы, с нужными модификациями.
Упражнение № 3. «Два моих любимых недочёта».
Любой по кругу именует два собственных «любимых» недочёта: те привычки либо особенности, каковые как бы мешают нам, приводят к недовольству окружающих либо родных, но нам с ними тяжело расстаться. В чем минусы и в чем плюсы этих «любимых» недочётов.
Упражнение № 4. Творческое задание: «Поделка из ниток».
ЗАНЯТИЕ № 7
Цель: Углубление процессов самовыражения, развития интеллектуальной креативности, развитие фантазии и творческого воображения.
Упражнение № 1. «Преимущество».
Передавая предмет (любой знак группы) соседу слева, именуем его непременное преимущество.
Упражнение № 2. «Коллекция».
Проводится подобно упражнению из прошлого тренинга.
Упражнение № 3.«На каждую букву — слово». Любой участник именует собственный имя и на каждую букву имени придумывает слова. Нужно не повторяться.
Упражнение № 4.Окончание творческого задания «Поделка из ниток».
ЗАНЯТИЕ № 8
Цель: Содействовать самовыражению и самоопределению участников тренинга, развитие творческого воображения, фантазии.
Упражнение № 1. «Я— цветок, я — животное».
Упражнение № 2.«Поиск неспециализированного».
Упражнение № 3.RPG «Встреча с чужестранцем».
Все три упражнения проводятся подобно упражнениям из прошлых тренингов.
Упражнение № 4. «Что мешает, что оказывает помощь».
Участники по парам, а после этого и в общем круге разбирают, что им мешает выживать в тяжёлых обстановках, а что оказывает помощь. самые эффективные и схожие варианты поддерживаются аплодисментами и голосованием.
ЗАНЯТИЕ № 9
Цель: Развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие интеллектуальной креативности и коллективного воображения.
Упражнение № 1. «Что было бы, в случае, если…».
Упражнение № 2. «Вопрос — ответ».
Упражнение №3. «Осознай и дорисуй».
Упражнение № 4. «Пословицы».
Все упражнения проводятся подобно упражнениям из прошлых тренингов.
ЗАНЯТИЕ № 10
Цель: Развитие интеллектуальной креативности, коммуникативных навыков, творческого мышления.
Упражнение № 1. RPG «Немыслимые обстановки».
Упражнение № 2. «Аукцион достоинств и недостатков».
Участники составляют перечень собственных недостатков и достоинств (приблизительно по 5), оценивают их и начинают реализовывать друг другу, как на аукционе. Подводится результат, кому что удалось реализовать и приобрести. Анализируются впечатления и продажи и оригинальные способы рекламы.
Упражнение № 3. «Пожелания».
У каждого на пояснице приколот лист бумаги, на что любой из участников записывает собственные пожелания. Потом происходит обмен впечатлениями, отмечаются нестандартные, искренние, хорошие пожелания.
Упражнение № 4.«Что я взял за эти дни работы в тренинге». Остальные упражнения проводятся подобно прошлым тренингам.
Раздел 6.
«ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ»: