Знание темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной совокупности и воздействующего на протекание психологической деятельности человека, нужно преподавателю в учебной и воспитательной работе. Наряду с этим нужно иметь в виду следующее: прилюбом типе нервной совокупности, т. е. при наличии любого темперамента, возможно выработать, воспитать все публично нужные, поведения и положительные черты личности; темперамент будет только придавать известное своеобразие этим чертам. И. Я. Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными особенностями нервной совокупности, но и теми влияниями, каковые испытывает человек на протяжении собственного личного существования, т. е. зависит от постоянного воспитания либо обучения.
В ходе воспитания не нужно ставить задачу поменять темперамент, к примеру, переделать холерический либо меланхолический темперамент в сангвинический либо флегматический. Во-первых, это фактически невыполнимая задача, поскольку процесс преобразования типологических особенностей нервной совокупности протекает весьма медлительно, да и пути его еще слишком мало изучены, а во-вторых, в этом ненужно. Так как, как уже говорилось, нет «хороших» и «нехороших» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Любой тип, темперамент имеет и хорошие, и отрицательные стороны. К примеру, в том месте, где нужна громадная выносливость, громадная работоспособность, лучше покажет себя сильный тип нервной совокупности; в случае, если в ходе деятельности необходимо показать узкую чувствительность, с таковой деятельностью лучше справится не сильный тип.
Задача содержится в том, дабы обнаружить наилучшие дороги, формы и способы воспитания хороших черт личности применительно к изюминкам типа нервной совокупности (темперамента) воспитанника. воспитание и Обучение должны не поменять темперамент, а преодолевать недочёты того либо иного темперамента, развивать его хорошие стороны, имея целью создавать на базе данного темперамента полезные черты личности. Зная темпераменты обучающихся, преподаватель обязан так организовать деятельность каждого школьника, дабы понемногу все менее и менее быстро проявлялись отрицательные особенности темперамента, каковые мешают ребенку в поведении и учебной работе.
Сообщённое имеет прямое отношение и к самому преподавателю, к управлению им собственным темпераментом. Преподавателем возможно представитель любого темперамента, любого типа нервной совокупности, если он сумеет применять хорошие стороны собственного темперамента и преодолеть отрицательные. К примеру, представитель холерического темперамента обязан применять такие собственные хорошие качества, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, эффективность, резкость, раздражительность. Представитель меланхолического тина обязан применять такие собственные хорошие черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.
Какова же должна быть стратегия воспитателя в отношении школьников разного темперамента?
У школьников-холериков нужно стараться методом тренировки развивать отстающий тормозной процесс, производить умение тормозить себя, собственные нежелательные реакции. От этих обучающихся нужно неизменно, мягко, но упорно потребовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких перемещений, систематически воспитывать у ребят сдержанность в отношениях и поведении с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких обучающихся нужно воспитывать последовательность, порядок и аккуратность в работе, от них нужно потребовать хорошего исполнения всех заданий, не забывая о том, что холерик не обожает однообразной и усердной работы. Страстность же в работе, активность и энергию, разумную инициативность холерика направляться поощрять. Потому, что холерик часто пребывает в аффективном состоянии, сказать с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это лишь усилит его возбуждение. На холерика лучше действует выделенный спокойный, негромкий голос. Что касается обучающихся-меланхоликов, то, влияя на таких обучающихся, проводя с ними воспитательную работу, постоянно следует не забывать, что в базе меланхолического темперамента лежит не сильный тип нервной деятельности и сильных действий люди с таковой нервной совокупностью не переносят. Мягкость, тактичность, доброжелательность и чуткость в отношениях с детьми-меланхоликами особенно нужны: резкое повышение и чрезмерная строгость требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.
Обучающихся-меланхоликов нужно понемногу отучать от застенчивости и излишней робости, давать им возможность больше функционировать и проявлять активность. Но направляться выполнять постепенность в тренировке работоспособности, не забывая о том, что эти парни скоро утомляются. На уроке обучающихся нужно чаще задавать вопросы, создавая на протяжении их ответа спокойную обстановку; громадную роль наряду с этим играются одобрение, похвала, подбадривание.
У детей меланхолического темперамента нужно развивать общительность, через публичную деятельность понемногу вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать коллективистские эмоции, товарищества и чувства дружбы.
Люди меланхолического темперамента, как указывалось, еле привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к новой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства не сильный типа нервной совокупности преподавателю направляться особенно не забывать при работе с обучающимися I класса.
Вот, к примеру, первоклассник Алеша Д. с самого начала занятий в школе привлекал внимание сильно выраженным меланхолическим темпераментом. Уже на первом уроке он звучно плакал: «Мне себя и маму жалко». Пара раз пробовал бежать из школы и в последующие дни еле привыкал к новой обстановке, избегал товарищей, держался замкнуто, ни с кем не говорил. Мальчик с трудом выдерживал учебную работу в течение урока, скоро утомлялся. Учительница упорно развивала у Алеши активность, понемногу приучала его преодолевать трудности, внушала веру в собственные силы. Скоро мальчик обучился делать учебную работу самостоятельно. Понемногу у него появились и приятели в классе. Внимание преподавателя должны завлекать и ученики флегматического темперамента, которым в большинстве случаев, к сожалению, не уделяется достаточного внимания — они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и исходя из этого, как словно бы, нет оснований делать их объектом особой работы. Но у флегматика направляться развивать недостающие ему качества — громадную подвижность, активность, не допускать, дабы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Преподавателю нужно больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может появиться у них, чаще заставлять таких обучающихся не только трудиться на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.
И наконец, у обучающихся-сангвиников нужно воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более важное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.
Очевидно, громадную роль в овладении своим темпераментом играется самовоспитание — сознательная установка школьника па искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление хороших особенностей.
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте типы и основные свойства нервной совокупности человека.
2. Объясните, что такое темперамент.
3. Охарактеризуйте типы темперамента обучающихся.
4. Как учитывать темпераменты получающих образование учебно-воспитательной работе?
Практическое задание
Понаблюдайте за 2—3 школьниками либо дошкольниками (в датском саду) и обрисуйте проявления их темперамента на уроках и в перерывах между занятиями, в общении и игре между собой.
Глава XV. Темперамент
Понятие о характере
Слово «темперамент» общеупотребительно. В то время, когда мы его используем? Во-первых, в то время, когда желаем оценить поведение человека. Во-вторых, в то время, когда речь заходит не о случайных для данного человека изюминках его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. Трусливый человек может в один раз совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сообщить неотёсанное слово, но решительным либо неотёсанным мы назовем лишь того, для кого соответствующая форма поведения простая и постоянная, а не случайная и неожиданная. В-третьих, слово «темперамент» мы используем, в то время, когда речь заходит о таких формах поведения, каковые высказывают личность человека, его отношение к миру (так как никому не придет в голову назвать характером привычку каждый день чистить зубы либо заниматься утренней гимнастикой, не смотря на то, что это привычная форма поведения человека).
Итак, речь заходит о поведении, притом поведении и привычном поведении, в котором выражается личность человека. Сейчас возможно перейти к раскрытию понятия темперамент.
Люди по-различному относятся к окружающему миру: к вторым людям, коллективу, труду, к самим себе — и этим отличаются друг от друга. Это отношение выражается в поведении, в поступках человека. В случае, если определенные отношения к действительности и соответствующие им формы поведения не случайны для данного человека, а более либо менее устойчивы и постоянны, то, значит, они стали особенностями его личности.
Свойства личности, высказывающие отношение человека к действительности, постоянно образуют некое необычное сочетание, воображающее не сумму отдельных изюминок данного человека, а единое целое, которое именуют характером человека. Слово «темперамент» греческого происхождения и в переводе значит «черта», «примета», «показатель», «особенность».
Темперамент — это личное сочетание значительных особенностей личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.
Темперамент — это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Отмечая, что у человека такой-то темперамент, мы тем самым раскрываем совокупность его взаимоотношений к действительности и в один момент закрепленный, привычный образ его поведения в определенной обстановке как метод осуществления этих взаимоотношений. К примеру, в случае, если мы отмечаем, что чуткость — особенность характера данного человека, то тем самым мы показываем, каково его отношение к людям и в один момент каково его поведение в определенной обстановке и, следовательно, каких поступков возможно ожидать от него в соответствующих условиях.
Темперамент взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с способностями и темпераментом. Темперамент воздействует на форму проявления характера, необычно окрашивая те либо иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Также и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не торопясь. Иначе, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить кое-какие отрицательные стороны собственного темперамента, осуществлять контроль его проявления.
С характером неразрывно связаны и способности. Большой уровень свойств сочетается с этими чертами характера, как коллективизм — чувство единения с коллективом и желание трудиться для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относиться к собственному делу. Уровень свойств связан с умением упорно преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, трудиться организованно, проявлять инициативу.
Физиологические базы характера. В соответствии с учению И. П. Павлова привычное поведение человека — это совокупность прочно закрепившихся ответных реакций человека на многократно повторяющиеся действия окружающей социальной среды. Совокупность закрепившихся ответных реакций, либо привычный образ поведения человека, как показывал И. П. Павлов, обусловлена как особенностями нервной совокупности, так и множеством сложных, устойчивых совокупностей временных связей, каковые формируются в коре громадных полушарий под влиянием разных внешних действий.
Так, физиологическая база характера — сплав линия типа нервной совокупности и сложных устойчивых совокупностей временных связей, выработанных в следствии личного жизненного опыта, воспитания.
В этом сплаве совокупности временных связей играются более ключевую роль, чем тип нервной совокупности, поскольку тип не предопределяет ни характера в целом, ни отдельных его линия. На базе любого типа нервной совокупности возможно организовать все публично полезные качества личности. Влияние же типа отражается в том, что формирование указанных совокупностей связей происходит различно у представителей различных типов нервной совокупности, да и проявляются эти совокупности связей по-различному, в зависимости от типа (к примеру, решительность будет выражена по-различному у безудержного и спокойного типов).
направляться выделить, что, потому, что вторая сигнальная совокупность есть, как отмечал Павлов, высшим регулятором поведения человека, указанные совокупности связей формируются под действием не только ярких сигналов, но и под действием второсигнальных, т. е. словесных, раздражителей (указаний, требований вторых людей и необычных «самоприказов»).
Типическое и личное в характере. Из сообщённого ясно, что темперамент не наследуется и не есть прирожденным, и постоянным и неизменным свойством личности. Темперамент формируется и начинается под влиянием экологии, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти являются, во-первых, публично-историческими (любой человек живет в условиях определенного публично-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, лично-необычными (деятельности и условия жизни каждого отдельного человека, его жизненный путь необычны и неповторимы). Исходя из этого темперамент каждого человека определяется как его публичным положением, так и его личной судьбой.
Отмечается нескончаемое разнообразие личных характеров. Но в деятельности и жизни людей, живущих и развивающихся в однообразных публичных условиях, имеется довольно много неспециализированного. Следовательно, и в характере их имеется кое-какие черты и общие стороны, отражающие неспециализированные, типические события их жизни. Исходя из этого темперамент каждого человека является единством личного и типического.
Любая публично-историческая эра формирует черты характера, обычные для данной эры.
Обычные классовые черты характера представителей капиталистической вершины — эгоизм: энергия в преследовании корыстных заинтересованностей, жадность, лицемерие, стяжательство, бессердечие.
Социалистические формы труда, социалистические публичные отношения создают неограниченные возможностиформирования лучших, коммунистических черт характера. Темперамент советского человека формируется в ходе активного строительства коммунизма, в ходе коммунистического воспитания. Задача коммунистического воспитания содержится в формировании таких линия, каковые должны отличать советского человека как активного и сознательного строителя коммунистического общества. В Программе Компартии СССР указаны эти черты: преданность делу коммунизма, любовь к странам социализма и социалистической Родине; добросовестный труд на благо общества, высокое сознание публичного долга, нетерпимость к нарушениям публичных заинтересованностей; товарищеская взаимопомощь и коллективизм; взаимное уважение и гуманные отношения между людьми; правдивость и честность, скромность и простота в публичной и личной судьбе; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму; непримиримость к национальной и расовой вражды; непримиримость ж неприятелям коммунизма, дела свободы и мира народов; братская солидарность с трудящимися всех государств, со всеми народами.
В Отчетном докладе ЦК XXV съезду КПСС подчеркивалась важность формирования у советских людей активной жизненной позиции, единства слова и дела, коммунистического отношения к труду, сознательного отношения к публичному долгу.
У каждого человека на протяжении жизпи и деятельности формируются и развиваются кроме этого личные черты характера. Отечественные идейные соперники утверждают, что к социалистическом обществе личное подавляется публичным, личные различия стираются, а следовательно, исчезают и личные черты характера. В действительности, лишь в социалистическом обществе созданы все условия для развития личных черт характера.
Личные черты характера выражаются, в первую очередь, в своеобразии обычных черт характера. К примеру, такая черта характера, как товарищества и чувство дружбы,— обычная черта характера советского человека, но у каждого отдельного человека эта черта проявляется весьма необычно, лично. У одного товарищества и чувство дружбы выражается в том, что человек предъявляет громадные требования к приятелю, жёсток и взыскателен к нему, непримирим к его недочётам; второй проявляет эту черту характера по-иному: он чуток, тактичен, заботлив, внимателен, предупредителен.
В следствии деятельности и неправильной организации жизни, отрицательного влияния некоторых людей, неточностей воспитания у советского человека время от времени смогут формироваться и отрицательные личные черты характера, каковые выправляются под влиянием публичного действия, труда в коллективе и для коллектива.
Черты характера
Темперамент представляет собой неразрывное целое. Но изучить и осознать такое сложное целое, как темперамент, запрещено, не выделив в нем отдельных сторон либо обычных проявлений (черт характера) . Под чертами характера знают личные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черты характера нужно разглядывать и оценивать во связи между собой. Любая черта характера получает собственный значение, довольно часто совсем разное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. К примеру, смелость как черта характера получает как следует разное значение в зависимости от того, сочетается ли она с осторожностью либо с импульсивностью, с высокими моральными эмоциями либо с эмоцией небольшого тщеславия. Настойчивость имеет хорошее значение лишь в сочетании с критичностью и высокой идейностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторожность без сочетания с решительностью может сделать человека ленивым.
Перед тем как перейти к рассмотрению отдельных черт характера, разглядим характеры как целостное образование. Характеры возможно разглядывать с позиций цельности, выделяя, с одной стороны, цельные характеры, а с другой — противоречивые. Цельные характеры — это характеры, в которых отсутствуют какие-либо несоответствия. Для того чтобы человека отличает единство мыслей, поведения и чувств. Человек с противоречивым характером отличается наличием противоречий, несовместимых Между собой мотивов и жизненных целей, разладом поведения и убеждений, что довольно часто ведет к внутреннему конфликту.
Черты характера принято дробить на две главные группы.
Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. совокупность взаимоотношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, вторым людям как участникам коллектива; отношение к результатам и труду, продуктам труда; отношение к самому себе, собственной личности).
Направленность определяет цели и устремления человека, но так как крайне важно да и то, осуществляются ли в жизни устремления и эти цели, может ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера — волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном либо не сильный характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом кроме того при наличии хорошей направленности. Не имеет сокровище постановка высоких, добропорядочных целей, если они не реализуются в жизни. Одновременно с этим и сильный характер при фальшивой направленности не будет цепным качеством личности.
Черты характера, высказывающие отношение к обществу, коллективу, вторым людям. К этим чертам в первую очередь относится коллективизм — черта характера, высказывающая рвение быть в коллективе, принимать участие в его жизни, бороться за цели, каковые он ставит, оказывать товарищескую помощь всем участникам коллектива. Коллективист разглядывает себя как неотделимую часть коллектива, его индивидуальные интересы, стремления и личные цели подчинены заинтересованностям, стремлениям и целям коллектива. Ученик, у которого отлично развита эта черта характера, привязан к коллективу, к своим товарищам. Он с радостью оказывает помощь отстающим, радуется успеху товарищей, готов в любую секунду поддержать их. Такому ученику легко отказаться от поступков, каковые приносят пользу либо наслаждение лишь ему одному в ущерб товарищам.
Отрицательная черта характера, противоположная коллективизму,— эгоизм. Действия эгоиста направляются корыстными заинтересованностями, рвением первым делом заботиться о личном благополучии, о собственной пользе.
Обучающиеся с зачатками эгоизма видятся время от времени в отечественной школе. Вот Катя С. Она отличается полным равнодушием к людям. Открыто радуется нехорошим отметкам одноклассников, удачи же их переживает болезненно. Пренебрегает заинтересованностями класса. В большинстве случаев, эгоизм детей — следствие неправильного поведения своих родителей, безмерно балующих ребенка, не отказывающих ему ни в чем, не приучающих его к труду. Преподаватель обязан одновременно с обратить особое внимание на таких обучающихся и наметить в отношении их особую воспитательную работу.
С коллективизмом связана такая черта, как чуткость — внимательное, участливое, бережное отношение к людям, их эмоциям, заботам, постоянная готовность оказать помощь человеку, умение сообразить, какая конкретно помощь нужна в том либо другом случае.
Чуткость не имеет ничего общего с мягкотелостью, со снисходительностью к людским слабостям. Внимательное и заботливое отношение к человеку, уважение к нему выражается в рвении оказать помощь ему исправить собственные неточности, недочёты, отрицательные черты. Исходя из этого прямая, честная и честная товарищеская критика выступает как особенная форма чуткого отношения к человеку, как средство взаимопомощи.
Отрицательная черта характера, высказывающая недостойное, нечуткое отношение к людям, — грубость — распространенный недочёт поведения в школьном возрасте. Обстоятельства происхождения данной черты различные. Сказываются неточности воспитания: отсутствие такта в отношении взрослых к школьнику, в особенности ребёнку, недостаточное уважение его личного преимущества, рвение в той либо другой форме подавить его самостоятельность, мелочная опека и назойливый контроль. Грубостью часто реагируют дети на несправедливое отношение взрослых. Преподаватель обязан знать, что наровне с вправду несправедливым отношением видятся и такие случаи, в то время, когда школьник ошибочно уверенный в несправедливом кнему отношении.
Время от времени грубость школьников разъясняется наличием у них неправильных моральных суждений. Кое-какие парни вычисляют резкость и грубость показателем взрослости, мужественности, прямоты характера. Грубость школьников возможно следствием подражания некоторым взрослым либо товарищам. Грубость возможно кроме этого следствием слабости воли: довольно часто ребёнок еще не может сдерживать собственных эмоций, порывов, не редкость склонен к импульсивности а также к аффектам.
Одна из наиболее значимых черт характера, высказывающих отношение человека к другим людям и обществу,— честность. Для честного человека характерна безукоризненная чистота поступков. Честность выражается не только в уважении к чужой и особенно социалистической собственности, которую коммунистический человек оберегает от порчи и расхищения. Честный человек добросовестно делает собственные обязанности, не мирится с формальным и безответственным отношением к делу со стороны вторых. Правдивость, прямота и добросовестность отличают все поступки для того чтобы человека. Оп ни при каких обстоятельствах не лжет, не хитрит, не обманывает, не лицемерит, прочно держит слово, не может на низость, ни при каких обстоятельствах не вступает в сделку с собственной совестью, не кривит душой.
Хорошая черта характера, высказывающая отношение к людям,— общительность, в случае, если, очевидно, она основана на эмоции коллективизма, а не исходит из корыстных мотивов. Общительные люди находят удовлетворение и радость в совместной деятельности и общении с другими людьми и испытывают тягостное чувство, пребывав вне коллектива.
Видятся люди и с противоположными чертами характера, такими, как замкнутость, скрытность. скрытность и Замкнутость у школьника имеют разные корни. Довольно часто это проявление меланхолического темперамента, время от времени стойкое проявление обиды на незаслуженное наказание либо отрицательную оценку со стороны взрослых, иногда реакция на неудачу.
Черты характера, высказывающие отношение к труду. Трудолюбием именуют черту характера, высказывающую желание трудиться, это желание связано с эмоцией удовлетворения, эйфории, наслаждения от его результатов и процесса труда. Настоящая любовь к труду сочетается с аккуратностью и добросовестностью, потребностью не просто выполнять работу, а делать ее в любой момент наилучшим образом.
Коммунистическое общество будет основано на внутренней потребности всех его участников добровольно трудиться для публичного блага. Исходя из этого в центре воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех участников общества. Передовой коммунистический человек трудится с настоящим энтузиазмом, ненавидит лентяев, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду. Чуждые отечественным людям черты характера, как лень, неосторожность, выражаются в отрицательном либо равнодушном, нерадивом отношении к труду, формальном исполнении заданий.
Особенную сокровище трудолюбие получает в сочетании с таковой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек — человек с развитым эмоцией нового. Он творчески относится ктруду, публичной деятельности, пытается отыскать более идеальные, более производительные способы работы, что и лежит в базе широкого новаторского перемещения среди отечественных рабочих, работников колхоза.
Противоположные инициативности черты характера — косностъ, консерватизм — выражаются в отрицательном отношении новому, передовому, в склонности к рутине, слепом отношении традициям.
В ходе труда начинается и такая полезная черта характера, как бережливость, которая высказывает отношение человека к итогам собственной деятельности и работы вторых людей. Уважая труд, человек начинает осторожно относиться к тому, что создано руками и умом человека, пытается избежать излишнего, нерационального расходования материалов, орудий и продуктов труда. Бережливость одинаково далека как от мотовства либо хищнического отношения к материальным сокровищам, так и от скаредности и скупости.
Черты характера, высказывающие отношение к самому себе. Скромность как черта характера проявляется в том, что человек ни при каких обстоятельствах не подчеркивает и не преувеличивает собственных заслуг, личных качеств и достижений. Он уверен, что и окружающие его люди наделены преимуществами, возможно, кроме того в основном, чем он сам. Скромность — это естественность и простота в обращении с людьми, в поведении, костюме, манерах, в речи.
Скромность тесно связана с самокритичностью, т. е. требовательностью к себе, умением трезво оценивать собственную работу, видеть собственные неточности, выявлять собственные недочёты и, признавая их честно и открыто, принимать меры к их устранению. Самокритичный человек больше думает не о том, чего он уже достиг, а о том, чего он еще не достиг.
Скромность в любой момент обязана сочетаться с эмоцией собственного преимущества, самоуважением, основанным на осознании собственных удач в публично нужном труде, в борьбе за неспециализированные цели. Это рождает уверенность в собственных силах, дает человеку право уважать себя, не ощущать себя никчемным, ненужным. Самоуважение не имеет, но, ничего общего с зазнайством, заносчивостью, гордостью — неправомерно высокой оценкой собственной личности, преувеличенным самомнением.
Зазнайство, хвастовство детей в большинстве случаев следствие переоценки взрослыми удач детей, их достижений, свойств, постоянного подчеркивания превосходства одних детей над вторыми, захваливания их.
Волевые черты характера. Волевые черты характера выражаются в привычке и умении сознательно регулировать собственный поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.
Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. настойчивость и Целеустремлённость карьериста, смелость хулигана никак не являются хорошими чертами. Волевые черты характера полезны только при условии морально вежливой воли.
К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость и мужество, дисциплинированность (см. гл. XIII).