609 (1269). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, в то время, когда ‘Абдуллах бин Убайй[929] погиб, его сын пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил: «О посланник Аллаха, дай мне собственную рубаху, дабы я завернул в неё его (тело), соверши над ним заупокойную молитву и попроси Аллаха забыть обиду его». И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал ему собственную рубаху, сообщив (наряду с этим): «Дай мне знать,[930] дабы я имел возможность совершить молитву». (Через некое время) тот сказал ему, (что всё готово,) но, в то время, когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) желал приступить к заупокойной молитве, ‘Умар, да будет доволен им Аллах, потянул его (за одежду) и задал вопрос: «Разве Аллах не запретил тебе молиться за лицемеров?» (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Я имею право выбора, потому что сообщил Он: “Будешь ты просить для них прощения либо нет(, не имеет значения, потому что), в случае, если (кроме того) ты попросишь для них прощения семьдесят раз, Аллах ни при каких обстоятельствах не забудет обиду им…”[931]» И он (однако) совершил над ним молитву, по окончании чего был ниспослан айат(, в котором говорится): «Ни при каких обстоятельствах не молись ни по кому из них (при его смерти)…»[932]
610 (1270). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к (могиле) ‘Абдуллаха бин Убаййа уже по окончании того, как (тело) было опущено в могилу. Его извлекли оттуда, по окончании чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) поплевал[933] на него и одел на его тело собственную рубаху».
ГЛАВА 11. В случае, если савана хватает лишь на то, дабы покрыть им или (тело и) голову, или (ноги и) тело покойного, направляться покрыть им голову.
611 (1276). Сообщается, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сообщил:
«Мы переселились (из Мекки в Медину) вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, стремясь к лику Аллаха, а исходя из этого Аллах и наградит нас. Кое-какие из нас погибли, не взяв никакой награды (в мире этом), и среди них был Мус‘аб бин ‘Умайр, вторым же (часть данной приза) досталась (уже тут). Что касается (Мус‘аба), то он был убит в сутки битвы при Ухуде, и у нас не нашлось в качестве савана ничего, не считая его плаща, но, в то время, когда мы покрывали им голову, неприкрытыми оставались ноги, в то время, когда же мы покрывали им ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал нам прикрыть его голову, а на ноги набросать душистого тростника».аль-Бухари 1276, Муслим 2/649.
ГЛАВА 12. О том, кто при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заблаговременно приготовил себе саван, за что ему не было высказано никакого порицания.
612 (1277). Сообщается, что Сахль, да будет доволен им Аллах, сообщил:
«(Как-то раз) одна дама принесла (в качестве подарка) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, окантованный тканый плащ /бурда/».
(Говоривший об этом Сахль задал вопрос слушавших его людей): «Понимаете ли вы, что такое плащ?» Они сообщили: «Это накидка /шамля/». (Сахль) cказал: «Да».
(Потом Сахль сообщил): «(Эта дама сообщила): “Я соткала (данный плащ) собственными руками и пришла ко мне, дабы надеть его на тебя”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, забрал (данный плащ), потому, что нуждался в нём, а позже он вышел к нам, одев его на себя, как надевают изар.[934] Один человек принялся хвалить плащ и сообщил: “Как он красив! Надень его на меня”.[935] (Услышав это,) люди сообщили: “Плохо ты поступил, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надел его, поскольку нуждался в плаще, а позже ты обратился к нему с данной просьбой, зная о том, что он никому не отказывает!” (Данный человек сообщил): “Клянусь Аллахом, я попросил его (дать мне данный плащ) не чтобы носить его, а лишь чтобы он послужил мне саваном!”»
Сахль сообщил: «И (потом данный плащ вправду) послужил ему саваном».
ГЛАВА 13. (Разрешается ли дамам) провожать погребальные носилки?
613 (1278). Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «Нам запрещалось провожать погребальные носилки, но не строго-настрого».[936]
ГЛАВА 14. Траур, что дама выполняет не по супругу.
614 (1281). Сообщается, что супруга пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Хабиба, да будет доволен ею Аллах, сообщила:
«Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Непозволительно даме, верующей в Аллаха и в Последний сутки, носить траур по покойному более трёх (дней), в случае, если лишь дело не касается её мужа, (по которому траур направляться выполнять) четыре месяца и десять дней”».[937]
ГЛАВА 15. Посещение могил.
615 (1283). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил: «в один раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо какой-то дамы, которая плакала у могилы, (остановился) и сообщил (ей): “Опасайся Аллаха и храни терпение”. Дама, не знавшая его (в лицо), вскрикнула: “Покинь меня, поскольку тебя не постигло такое горе!” Позже ей сообщили: “Это же был пророк, да благословит его Аллах и приветствует !” ? и тогда она пришла к дверям (дома) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не нашла в том месте привратников.[938] Она сообщила ему: “Я не знала, что это ты!” ? он же сообщил ей: “Воистину, терпение (больше всего нужно) проявлять при первом потрясении”». Данный хадис передали Ахмад 3/130, 143, 217, аль-Бухари 1283, Муслим 926, Абу Дауд 3124, ат-Тирмизи 987, 988, ан-Насаи 4/22 и Ибн Маджах 1596 со слов Анаса ибн Малика. Шейх аль-Албани назвал хадис точным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1661, «Ахкамуль-джанаиз» 22.
ГЛАВА 16. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Покойный подвергается мучениям из-за причитаний по нему некоторых его родных, в случае, если и сам он имел обыкновение причитать по покойным».
616 (1284). Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:
«(В своё время) дочь[939] пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отправила к нему (человека, дабы пригласить его к себе, поскольку) её сын стоял одной ногой в гробу. Но (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отослал (этого человека обратно, приказав ему) приветствовать их и сообщить: “Воистину, Аллаху в собственности то, что Он забрал, да и то, что Он даровал, и для всего выяснил Он собственный срок, так пускай же она проявляет терпение и сохраняет надежду на приз Аллаха”. Но (через некое время) она опять отправила за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отправился (к ней), и вместе с ним пошли Са’д бин ‘Убада, Му‘аз бин Джабаль, Убайй бин Ка‘б, Зайд бин Сабит и другие люди. (В доме дочери) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали мальчика, что уже начал хрипеть[940], и тогда глаза (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) наполнились слезами. (Заметив это,) Са’д задал вопрос: “О посланник Аллаха, что это?” Он ответил: “Это ? милосердие, положенное Аллахом в сердца Его рабов, и Аллах помилует лишь милосердных из рабов Собственных”».
617 (1285). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил: «В то время, когда мы находились на похоронах дочери[941] посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сидел у края её могилы, и я видел, как из глаз его льются слёзы. (Позже) он задал вопрос: “Имеется ли среди вас такие, кто не приближался к даме данной ночью?” Абу Тальха ответил: “Я”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Тогда спускайся”, и он спустился в её могилу».
618 (1287, 1288). Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Воистину, время от времени покойного подвергают мучениям по причине того, что родные начинают причитать по нему”».[942] Данный хадис передали аль-Бухари 1287 и Муслим 927.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:
? А в то время, когда погиб сам ‘Умар, да будет доволен им Аллах, я передал это ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, и она сообщила: «Да помилует Аллах ‘Умара! Клянусь Аллахом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал, что Аллах начнёт подвергать мучениям верующего, в случае, если родные будут оплакивать его, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Воистину, Аллах усугубляет мучения неверного за то, что родные оплакивают его”»[943]. Она кроме этого сообщила: «Достаточно вам Корана(, где сообщено): “Не понесёт несущая бремя[944] бремени второй…[945]”[946]» Данный хадис передали Ахмад 1/41-42, аль-Бухари 1288, Муслим 929, ан-Насаи 4/18 и Ибн Хиббан 3136 со слов ‘Аиши. Шейх аль-Албани назвал хадис точным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1817, «Мишкат аль-масабих» 1742, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3511.
619 (1289). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «(в один раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо (могилы) одной иудейки, которую оплакивали её родные, сообщил: “Воистину, они звучно оплакивают её, а ведь она (и без того) подвергается мучениям в собственной могиле!”»Данный хадис передали аль-Бухари 1289 и Муслим 932.
ГЛАВА 17. Какие конкретно причитания по покойному нежелательны.
620 (1291). Сообщается, что аль-Мугира, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Воистину, возводить неправда на меня совсем не то, что возводить неправда на любого другого, (а исходя из этого) пускай тот, кто делал это намеренно, займёт собственное место в аду!”»
(Аль-Мугира кроме этого сообщил): «И я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Тот, по ком звучно причитают, подвергается вследствие этого мучениям”». Данный хадис передали аль-Бухари 1291 и Муслим 4 и 933.
ГЛАВА 18. Не относится к нам тот, кто разрывает на себе одежду.
621 (1294). Сообщается, что ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Не относится к нам[947] тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи!”»[948]
ГЛАВА 19. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жалеет Са’да бин Хауля.
622 (1295). Сообщается, что Са’д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сообщил:
«В год прощального паломничества я заболел и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, довольно часто навещал меня. (в один раз) я сообщил: “Воистину, заболевание уже довела меня до крайности! Я богат, а наследников, не считая дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети собственных денег (бедным)?” Он сообщил: “Нет”. Я задал вопрос: “А половину?” Он сообщил: “Нет”, а позже добавил: “Треть, но и трети будет довольно много, поскольку тебе лучше покинуть собственных наследников богатыми, чем лишёнными средств и (вынужденными) просить у людей! И, воистину, ты непременно возьмёшь приз за всё то, что израсходуешь для лика Аллаха, а также за то, что положишь в рот собственной жене”.[949] Тогда я задал вопрос: “О посланник Аллаха, покинут ли меня тут по окончании (того, как уедут) мои товарищи?”[950] Он сообщил: “Тебя ни за что не покинут, и какое бы праведное дело ты ни совершил, оно обязательно возвысит тебя. Помимо этого, быть может, что ты проживёшь ещё долго[951], дабы благодаря тебе одни люди взяли пользу, а вторым был нанесён вред.[952] О Аллах, заверши переселение для моих сподвижников и не вынуждай их отступать! О бедный Са’д бин Хауля!”[953] ? и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал выражать сожаление в связи с тем, что данный человек погиб в Мекке».
ГЛАВА 20. Запретность обривания головы при какого-нибудь несчастья.
623 (1296). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что в один раз он заболел, лишился эмоций и ничего не смог сообщить одной из собственных жён[954], прижимавшей к собственной груди его голову, а в то время, когда пришёл в себя, сообщил: «Я не имею отношения к тем, от кого отстраняется посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а он отстраняется от кричащей, обривающей и разрывающей[955]!»
ГЛАВА 21. О том, кто, (определив о произошедшем) несчастье, сел, и по нему было видно, что он опечален.
624 (1299). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила:
«Определив о смерти Ибн Харисы, Джа‘фара и Ибн Равахи[956], пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел, и по нему было заметно, что он глубоко опечален, а я сейчас наблюдала на него через щель в двери. (Через некое время) к нему пришёл какой-то человек и сообщил: “Воистину, дамы Джа‘фара…”, (по окончании чего) упомянул о том, что они звучно плачут. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) приказал ему запретить им делать это, и тот ушёл, но позже опять возвратился к нему и заявил, что они его не послушались. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опять) сообщил: “Запрети им!” ? но (данный человек) в третий раз возвратился к нему и сообщил: “Клянусь Аллахом, они одолели нас, о посланник Аллаха!”»[957]
И ‘Аиша утверждала, что на это (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Тогда набей им рты почвой!»
ГЛАВА 22. О том, кто не продемонстрировал, что он опечален, в то время, когда его постигло несчастье.
625 (1301). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(В своё время) у Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, заболел сын, погибший, в то время, когда Абу Тальхи не было дома. Заметив, что он погиб, супруга (Абу Тальхи) сделала нужные приготовления[958] и запрятала тело где-то в пределах дома. Возвратившись, Абу Тальха задал вопрос: “Как мальчик?” Она ответила: “Он успокоился, и я надеюсь, что он отдохнул”. Абу Тальха сделал вывод, что всё так и есть[959], и лёг дремать (с женой). Утром он совершил полное омовение, а в то время, когда уже планировал выйти из дома, она сказала ему о том, что (их сын) погиб. Затем Абу Тальха совершил (утреннюю) молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а после этого сказал ему о том, что у них случилось, на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Надеюсь, что Аллах благословил вас данной ночью”».
Сообщается, что один человек из ансаров сообщил: «И я видел девятерых (их) сыновей, любой из которых стал чтецом Корана[960]».
ГЛАВА 23. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, мы опечалены (разлукой) с тобой!»
626 (1303). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Как-то раз мы с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашли к кузнецу Абу Сайфу, что был мужем кормилицы Ибрахима[961], мир ему, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, забрал Ибрахима на руки, поцеловал его и начал вдыхать его запах. А позже мы пришли к (Абу Сайфу ещё раз), в то время, когда Ибрахим был уже при смерти, и тогда из глаз посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, полились слёзы, а ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сообщил: “И ты (плачешь), о посланник Аллаха?” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “О Ибн ‘Ауф, воистину, это ? (проявление) сострадания!” ? а после этого он, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Воистину, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим только то, что угодно отечественному Господу! Воистину, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!”»Данный хадис передали аль-Бухари 1303(3/172-173), Муслим 2315.
ГЛАВА 24. Плач у (постели) больного.
627 (1304). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:
«В то время, когда Са’д бин ‘Убада (серьёзно) заболел, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл посетить его вместе с ‘Абд ар-Рахманом бин ‘Ауфом, Са’дом бин Абу Ваккасом и ‘Абдуллахом бин Мас’удом, да будет доволен ими Аллах. Зайдя к (больному) и встретившись с ним в окружении родных, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “Он уже погиб?” Они ответили: “Нет, о посланник Аллаха”, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал плакать, заметив же, что он плачет, начали плакать и другие. После этого он сообщил: “Разве вы не слышите? Воистину, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы(, текущие из) глаз, ни за скорбь сердца, но Он подвергает мучениям либо милует за это!” — и он указал на собственный язык(, а позже добавил): “И, воистину, покойный подвергается мучениям по причине того, что родные оплакивают его!”»[962]
ГЛАВА 25. Запретность громких плача и причитаний и (необходимость) удерживать людей от этого.
628 (1306). Сообщается, что Умм ‘Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «Принимая от нас клятву (на верность исламу), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, забрал с нас обещание не причитать по покойным, но никто из нас не выполнил его, не считая пяти (дам, то есть): Умм Суляйм, Умм аль-‘Аля, дочери Абу Сабры, которая была женой Му‘аза, и ещё двоих дам (либо: дочери Абу Сабры, жены Му‘аза, и ещё одной дамы)».Данный хадис передали аль-Бухари 1306 и Муслим 936.
ГЛАВА 26. О том, в то время, когда конкретно направляться подниматься при виде похоронной процессии.
629 (1308). ‘Амир бин Раби’a, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:
«В случае, если кто-нибудь из вас заметит похоронную процессию и не присоединится к ней, пускай поднимется (и не садится) до тех пор, пока не окажется сзади неё[963] (либо: до тех пор пока она не пройдёт мимо него) либо до тех пор пока носилки не опустят (на землю) до этого». Данный хадис передали аль-Бухари 1308, Муслим 958, ан-Насаи 4/44. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 553.
ГЛАВА 27. В то время, когда направляться садиться тому, кто поднялся при виде похоронной процессии?
630 (1309). Са’ид аль-Макбури передал, что его папа, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил:
«(в один раз, в то время, когда) мы учавствовали в похоронной процессии, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, забрал Марвана за руку и они сели, перед тем как носилки были опущены на землю. Тогда (к ним) подошёл Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, что (также) забрал Марвана за руку и сообщил: “Поднимись, потому что клянусь Аллахом, данный (человек)[964] знает, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (поступать так)!” И Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил: “Он говорит правду”».
ГЛАВА 28. О том, кто поднялся со собственного места, заметив, что хоронят иудея.
631 (1311). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:
«(в один раз, в то время, когда) перед нами проносили покойного, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся (со собственного места) и мы также поднялись, а (позже) мы сообщили ему: “О посланник Аллаха, это же несут иудея!” (На это) он сообщил: “В случае, если заметите похоронную процессию, поднимайтесь”».
ГЛАВА 29. Погребальные носилки должны нести приятели без участия дам.
632 (1314). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:
«В случае, если покойный, лежащий на носилках, каковые приятели несут на собственных плечах, был праведным, он[965] говорит: “(Несите) меня вперёд (поскорее)!” В случае, если же (покойный) праведным не был, то он говорит: “О горе (мне)! Куда вы несёте меня?!” ? и его голос слышен всем, не считая человека, а если бы услышал его (человек), он лишился бы эмоций».См. кроме этого хадисы №№ 1316 и 1380. Данный хадис передали Ахмад 3/41, аль-Бухари 1314, 1316, 1380 и ан-Насаи 4/41. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 830.
ГЛАВА 30. Нести погребальные носилки направляться скоро.
633 (1315). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:
«Несите покойного поскорее, потому что если он был праведным, то вы приближаете его к благу, в неприятном же случае вы (сможете поскорее) убрать зло с шей собственных».Данный хадис передали аль-Бухари 1315 и Муслим 944.
ГЛАВА 31. Преимущество участия в похоронах.
634 (1323, 1324). Сообщается, что Нафи‘, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил:
«(В своё время) Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими, сказали, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорит: “Тот, кто присоединится к похоронной процессии, возьмёт (приз в один) карат[966]”, и (Ибн ‘Умар) сообщил: “Абу Хурайра преувеличивает!”[967] Но ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, подтвердила правоту Абу Хурайры[968] и сообщила: “Я слышала, как то же самое сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. Тогда Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, вскрикнул: “(Значит,) потеряли мы множество каратов (приза)!”»
ГЛАВА 32. О запретности избрания могил в качестве мест поклонения.
635 (1330). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже болевший той заболеванием, от которой он погиб, сказал[969]: «Аллах проклял христиан и иудеев за то, что они избрали могилы собственных пророков местами для поклонения».
(‘Аиша кроме этого) сообщила: «И если бы не это, то могилу его непременно сделали бы заметной[970], но я опасаюсь, что и её смогут сделать местом поклонения».
ГЛАВА 33. О том, где обязан находиться имам на протяжении молитвы по даме, скончавшейся на протяжении родов.
636 (1331, 1332). Сообщается, что Самура бин Джундаб, да будет доволен им Аллах, сообщил:
«(в один раз) я участвовал в молитве по погибшей от родов даме и на протяжении (данной молитвы) я был сзади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что поднялся наоборот середины её (тела)[971]».
ГЛАВА 34. Чтение “Аль-Фатихи” на протяжении заупокойной молитвы.
637 (1335). Сообщается, что в один раз Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, совершавший заупокойную молитву, прочёл “Аль-Фатиху”, а позже сообщил: «Пускай (люди) знают, что это — сунна[972]».
ГЛАВА 35. Покойный слышит стук сандалий.
638 (1338). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:
«По окончании того как раба Аллаха положат в его могилу, а его товариши повернутся и уйдут, и он кроме того услышит стук их сандалий, к нему явятся два ангела, усадят его и спросят его: “Что сказал ты об этом человеке, Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует ?” Он ответит: “Я свидетельствую, что он ? Его посланник и раб Аллаха”, по окончании чего ему сообщат: “взглянуть на место собственное в огне: Аллах заменил его для тебя на место в раю”».
(После этого) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «И он заметит оба этих места. Что же касается неверного (либо: лицемера), то он ответит (ангелам): “Не знаю, я только повторял то, что говорили люди”. Тогда ему сообщат: “Ты не знал и не просматривал!”[973] ? а позже ему нанесут удар металлическим молотком между ушей, и он издаст таковой крик, что услышат все те, кто окажется поблизости от него, не считая джиннов и людей». Данный хадис передали Ахмад 3/126, аль-Бухари 1338, 1374, Муслим 2870, Абу Дауд 4751 и ан-Насаи 4/97 со слов Абу Хурайры.
Шейх аль-Албани назвал хадис точным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1675, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1344.
ГЛАВА 36. О том, кто желал быть похороненным на святой почва либо в другом подобном месте.
639 (1339). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил:[974] «(В своё время) Азраиль был отправлен к Мусе, мир им обоим, но в то время, когда он явился к нему, (Муса) ударил его (и выбил ему глаз).[975] Тогда (ангел) возвратился к собственному Господу и сообщил: “Ты отправил меня к рабу, что не хочет смерти!” Аллах вернул ему глаз и приказал: “Возвращайся и сообщи ему, дабы он положил руку на пояснице быку, потому что он проживёт ещё столько лет, сколько волосков накроет его рука”. (В то время, когда ангел выполнил всё, что ему было велено, Муса) сообщил: “О Господь мой, а что позже?” Он ответил: “Позже ? смерть”. (Муса) сообщил: “Тогда (пускай это произойдёт) на данный момент”, и попросил Аллаха приблизить его к святой почва на расстояние броска камня».
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “И если бы я был в том месте, то непременно продемонстрировал бы вам его могилу(, которая находится) у дороги рядом с красным бугром”». Данный хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и ан-Насаи. Шейх аль-Албани назвал хадис точным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 898.
ГЛАВА 37. О молитве по павшему в сражении за веру.
640 (1343). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (повелевал) заворачивать павших в сражении при Ухуде в один кусок ткани по двое[976], а позже задавал вопросы: “Кто из них знал Коран лучше?” ? в то время, когда же ему показывали на одного из них, он (распоряжался) укладывать его в могилу первым и сказал: “Я буду свидетельствовать за них в Сутки воскресения!” И он приказал хоронить их, не смывая с них кровь, и исходя из этого их не обмывали и не совершали по ним молитвы».
641 (1344). Передают со слов ‘Укбы бин ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что в один раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил заупокойную молитву по павшим при Ухуде, по окончании чего поднялся на минбар и сообщил: «Воистину, я опережу вас[977] и буду свидетельствовать о вас, и, воистину, клянусь Аллахом, на данный момент я вижу собственный водоём, и, воистину, были дарованы мне ключи от сокровищниц почвы (либо: ключи почвы), и, воистину, клянусь Аллахом, я не опасаюсь того, что по окончании моей смерти вы станете многобожниками, но опасаюсь, что станете вы соперничать между собой (из-за мирских благ)!»Данный хадис передали аль-Бухари 1344 и Муслим 2296.
ГЛАВА 38. направляться ли выполнять заупокойную молитву по мальчику[978], что принял ислам, а позже погиб? И направляться ли растолковывать мальчику, в чём состоит сущность ислама?
642 (1354). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в один раз ‘Умар, да будет доволен им Аллах, вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и несколькими вторыми людьми отправился к Ибн Саййаду[979], что (в то время) был близок к совершеннолетию и которого они нашли играющим с другими мальчиками около упрочнения племени бану магаля. Ибн Саййад не подмечал (пришедших) , пока пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ударил его рукой, сообщив ему: «Засвидетельствуешь ли ты, что я ? посланник Аллаха?» Ибн Саййад взглянуть на него и сообщил: «Я свидетельствую, что ты отправлен к неграмотным[980]», по окончании чего задал вопрос пророка, да благословит его Аллах и приветствует : «А засвидетельствуешь ли ты, что я ? посланник Аллаха?» Но (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отказался (подтверждать это) и сообщил: «Я уверовал в посланников и Аллаха Его!» ? а позже задал вопрос его: «Что ты думаешь?» Ибн Саййад ответил: «Приходит ко мне и правдивый, и лжец». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Всё это у тебя спутано!»[981] После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему: «Воистину, я приберёг для тебя что-то».[982] Ибн Саййад сообщил: «Это ? “ад-дух…»[983] Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Отправился прочь! Тебе ни при каких обстоятельствах не преодолеть собственного предела!»[984] (Услышав это,) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сообщил: «О посланник Аллаха, разреши мне отрубить ему голову!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «В случае, если это он и есть[985], тебе ни за что с ним не совладать, а вдруг это не он, то убийство его не принесёт тебе блага».Данный хадис передали Ахмад 2/148, 148-149, аль-Бухари 1354, 3055, 6173, Муслим 2930, Абу Дауд 4329, ат-Тирмизи 2249 со слов Ибн ‘Умара.