У кого есть срочные дела, покидает её и молится в одиночку. 18 глава

ГЛАВА 2. Долг покойного разрешено переводить на кого-либо (другого).

1009 (2289). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(в один раз, в то время, когда) мы сидели у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (люди) принесли к нему носилки с покойником и попросили: “Помолись за него”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “Остались ли у него долги?” (Люди) ответили: “Нет”. Он задал вопрос: “А покинул ли он что-нибудь?”[1548] Они ответили: “Нет”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил по нему молитву. Позже (люди) принесли другого покойника и сообщили: “О посланник Аллаха, помолись за него”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “Остались ли у него долги?” (Люди) ответили: “Да”. Он задал вопрос: “А покинул ли он что-нибудь?” (Люди) ответили: “Три динара”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил молитву по (покойному. Через некое время) принесли третьи (люди и носилки опять) обратились (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прося): “Помолись за него”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “Покинул ли он что-нибудь?” Люди ответили: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “А имеется ли у него долги?” Они ответили: “(Он остался обязан) три динара”, (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Помолитесь вы за собственного товарища”. (Услышав это,) Абу Катада сообщил: “Помолись за него ты, о посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил за него заупокойную молитву».

36. Книга ручательства

ГЛАВА 1. Слова Аллаха: «…и те, с кем вы связаны клятвами[1549], ? выделяйте же им их долю…»(“Дамы”, 33).

1010 (2294). Сообщается, что (в один раз) Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, задали вопрос:

«Приходилось ли тебе слышать, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Нет альянсов в исламе”?»[1550] ? (на что) он ответил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил союз[1551] между курайшитами[1552] и ансарами в моём доме».

ГЛАВА 2. (Человек,) поручившийся за то, что он оплатит долги покойного, не должен отступаться (от этого).

1011 (2296). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«(в один раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил (мне): “Если бы доставили деньги из Бахрейна, я дал бы тебе то-то, то-то и то-то”, (но) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, денег из Бахрейна больше не привозили, а в то время, когда их доставили, по велению Абу Бакра (было заявлено): “Пускай придёт к нам тот, кому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал слово что-нибудь (либо: тот, кому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остался обязан)”. Тогда я пришёл к (Абу Бакру) и сообщил: “Воистину, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал слово (дать) мне то-то и то-то”, и он отсыпал мне пригоршню (монет). Я пересчитал (эти монеты), и оказалось, что их было пятьсот (штук, по окончании чего) он сообщил (мне): “Забери ещё два раза по столько”».

37. Книга предоставления полномочий

ГЛАВА 1. О предоставлении полномочий совладельцу.

1012 (2300). Передают со слов ‘Укбы бин ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что в один раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал ему (стадо) овец, дабы он поделил их между его сподвижниками. По окончании (того как ‘Укба сделал это,) остался один ягнёнок, и он сказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что сообщил: «Принеси его в жертву от себя».

ГЛАВА 2. В случае, если пастух либо человек, которому поручено что-либо, заметит, что какая-нибудь овца умирает либо же что что-нибудь может прийти в негодность, (ему разрешается) зарезать её либо спасти то, что может испортиться.

1013 (2304). Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил: «У нас были овцы, каковые паслись на (горе) Саль‘. (Как-то раз одна) отечественная рабыня заметила умирающую овцу, отломала кусок камня и перерезала ей горло (его острым краем). Он[1553] сообщил им[1554]: “Не ешьте (её), до тех пор пока я не спрошу об этом пророка, да благословит его Аллах и приветствует (либо: до тех пор пока я не отправлю кого-нибудь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, задать вопрос об этом)”. И он задал вопрос об этом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сам (либо: отправил кого-то), а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) приказал (им) съесть (эту овцу)».

ГЛАВА 3. Поручение относительно уплаты долгов.

1014 (2306). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(Как-то раз) один человек пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и начал требовать с него (возвращения) долга[1555], говоря с ним грубо. Сподвижники (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) решили (проучить его, но) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Покиньте его, потому что, воистину, у имеющего право[1556] (имеется право и) сказать”, по окончании чего он сообщил: “Дайте ему верблюда для того чтобы же возраста, как и его верблюд”. (Люди) сообщили: “О посланник Аллаха, у нас имеется лишь верблюд постарше”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Так дайте ему (этого верблюда), потому что, воистину, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдаёт (должное вторым)”».

ГЛАВА 4. О том, что разрешается делать подарки представителю каких-нибудь людей либо ходатаю за них.

1015 (2307, 2308). Сообщается, что аль-Мисвар бин Махрама, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«В то время, когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла делегация (племени) хавазин(, люди которого) приняли ислам, он встал со собственного места. Они попросили его вернуть им их имущество и их пленных[1557](, на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Больше всего я обожаю самые правдивые речи, выбирайте же одно из двух: или пленных, или имущество, поскольку я (и без того) отложил их (раздел)[1558]”, а (нужно заявить, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ожидал их более десяти дней по окончании собственного возвращения из Таифа[1559]. В то время, когда им стало ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернёт лишь одно из двух, они сообщили: “Мы выбираем отечественных пленных”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся среди (собравшихся) мусульман, подобающим образом воздал хвалу Аллаху Всевышнему, а позже сообщил: “А после этого, воистину, эти ваши братья пришли к нам с покаянием, и я посчитал нужным вернуть им их пленных, так пускай же тот из вас, кто захочет сделать хорошее дело, так и поступит[1560], а кто желает подождать (получения) собственной доли , пока мы не выделим её ему из первой же военной добычи, которую дарует нам Аллах, пускай сделает (так)”. Люди сообщили: “Мы (по собственной воле) дадим им (пленных) для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Воистину, мы не знаем, кто из вас согласен на это, а кто нет, возвращайтесь же, и пускай ваши старшины скажут нам (о вашем ответе)”. Затем (все) люди возвратились к себе и их старшины поболтали с ними, а после этого они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщили ему, что они[1561] по собственной воле согласны (отпустить пленных)».Данный хадис передали Ахмад 4/326 и аль-Бухари 2307 со слов аль-Мисвара ибн Махрамы и Марвана.См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 169.

ГЛАВА 5. В случае, если человек даёт кому-либо поручение, а уполномоченный (им) с разрешения поручителя оставляет себе что-то, это есть разрешённым, и в случае, если (поручитель) одолжит ему (что-либо) на определённое время, это (кроме этого) есть разрешённым.

1016 (2311). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил:

? (в один раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил мне хранить собранный в рамадане закят[1562], а (через некое время) ко мне пришёл (какой-то человек), что принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сообщил: «Клянусь Аллахом, я обязательно отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует !» Он сообщил: «Воистину, я нуждаюсь, у меня (довольно много) детей, и я ? в крайней потребности!» Тогда я отпустил его, а утром пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задал вопрос меня: «О Абу Хурайра, что делал день назад твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю потребность и на то, что (у него довольно много) детей, а я пожалел его и отпустил». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Воистину, он солгал тебе, и он ещё возвратится». Так, я (заблаговременно) выяснил, что он возвратится, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Воистину, он возвратится», и я начал поджидать его. (Через некое время) он (и в действительности опять) пришёл и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сообщил: «Воистину, я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует !» Он сообщил: «Отпусти меня, поскольку я нуждаюсь, и у меня (довольно много) детей, и я больше не возвращусь!» Тогда я пожалел его и отпустил, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задал вопрос меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю потребность и на то, что (у него довольно много) детей, а я пожалел его и отпустил». (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Воистину, он солгал тебе и он ещё возвратится». И я начал поджидать его третьего (прихода, а в то время, когда он вправду пришёл и опять) принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сообщил: “Воистину, (теперь-то) я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в силу того, что ты в третий раз говоришь, что не возвратишься, а позже возвращаешься!” (Тогда данный человек) сообщил: “Отпусти меня, (а за это) я научу тебя (таким) словам, каковые Аллах сделает нужными для тебя!” Я задал вопрос: “Что (это за слова)?” Он сообщил: «В то время, когда будешь ложиться дремать, просматривай айат трона: “Аллах ? нет всевышнего, не считая Него, Живого, Вечносущего…”[1563], (от начала и) до конца, (и, если ты начнёшь делать это,) с тобой постоянно будет пребывать хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!» ? и я отпустил его, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задал вопрос меня: «Что делал день назад твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он заявил, что научит меня таким словам, каковые Аллах сделает нужными для меня, и я отпустил его». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: «Что же (это за слова)?» Я ответил: «Он сообщил мне: “В то время, когда будешь ложиться дремать, прочти от начала и до конца айат трона: “Аллах ? нет всевышнего, не считая Него, Живого, Вечносущего…”, и ещё он сообщил мне: “C тобой постоянно будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!”»

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, либо второй передатчик этого хадиса сообщил): «А они[1564] больше всего стремились к благу».

(Потом Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил): «(Выслушав меня,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Он вправду сообщил тебе правду(, несмотря) на то, что он ? отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты говорил этими тремя ночами, о Абу Хурайра?” Я сообщил: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Это ? шайтан”».

ГЛАВА 6. В случае, если уполномоченный что-нибудь реализовывает неправильно[1565], подобная сделка есть неприемлемой.

1017 (2312). Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(в один раз) Билял привёз пророку, да благословит его Аллах и приветствует, финики (сорта) барни, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задал вопрос его: “Откуда это?” Билял ответил: “У меня были нехорошие финики, и я обменял их (на хорошие, дав) по два са‘ (нехороших) за один, дабы их ел пророк, да благословит его Аллах и приветствует ”. (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вскрикнул: “Ах, ах, это же и имеется ростовщичество, это же и имеется ростовщичество! Не делай (этого больше), а вдруг захочешь приобрести (финики получше), то реализуй (нехорошие) финики (за деньги либо за что-нибудь второе) и приобрети на них (хорошие)”».

ГЛАВА 7. Поручение относительно исполнения наказаний.

1018 (2316). Сообщается, что ‘Укба бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(в один раз, в то время, когда) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привели пьяного ан-Ну‘мана (либо: сына ан-Ну‘мана), он приказал пребывавшим (у него) дома (людям) побить его, и я был одним из тех, кто бил его, и мы били его сандалиями и обнажёнными пальмовыми ветвями».

38. Книга об издольщине[1566]

ГЛАВА 1. О преимуществе посадки и сеяния (деревьев).

Аллах Всевышний сообщил: «Видели ли вы, что вы сеете? # Вы (заставляете) расти это либо Мы? # Если бы Мы захотели, то обратили бы (ниву) в стерню, а вы были бы поражены…»(“Воскресение”, 63 ? 65).

1019 (2320). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«(В случае, если) какой-нибудь мусульманин посадит дерево либо посеет что-нибудь, а после этого птица, человек либо животное съест (что-то из посеянного либо посаженного им), это обязательно (зачтётся) ему как садака».

ГЛАВА 2. О том, каких последствий занятости орудиями обработки почвы либо нарушения границ, которых велено было (придерживаться), направляться остерегаться.

1020 (2321). Сообщается, что в один раз Абу Умама аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, заметивший плуг и какие-то другие орудия, предназначенные для вспахивания почвы, сообщил: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “(По окончании того как) это появляется в доме (кого-нибудь из) людей, Аллах непременно приводит (в унижение и этот) дом”».[1567] Шейх аль-Албани назвал хадис точным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 10, «Мишкат аль-масабих» 2978.

ГЛАВА 3. (О том, кто) держит собаку для охраны посевов.

1021 (2322). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Воистину, (приз за) дела того, кто держит собаку, каждый день значительно уменьшается на карат, в случае, если лишь собаку (держат) не для (охраны) посевов либо скота».

В второй версии (этого хадиса, кроме этого передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил): «…в случае, если лишь собаку не держат или для (охраны) овец либо посевов, или для охоты».

В третьей версии (этого хадиса, кроме этого передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил): «…в случае, если лишь собаку не (держат) для охоты либо (охраны) скота».

ГЛАВА 4. Применение коров для пахоты.

1022 (2324). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«(Как-то раз,) в то время, когда (один) человек ехал верхом на корове, она развернула к нему (собственную голову) и сообщила (людской голосом): “Я была создана не для этого, а для пахоты”».

(После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Я, Абу Бакр и ‘Умар поверили этому».

(После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «(в один раз) волк схватил овцу, а в то время, когда за ним погнался пастух, волк сообщил: “А кто начнёт охранять их в (тот) сутки(, в то время, когда покажутся) дикие животные, и не будет для них иного пастуха, не считая меня?”»

(После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Я, Абу Бакр и ‘Умар поверили этому».

Передатчик этого хадиса сказал, что Абу Хурайра сообщил: «А в тот сутки их[1568] не было среди (собравшихся у пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) людей».

ГЛАВА 5. О том, что (один человек может) сообщить (второму): «Заботься за моими пальмами либо вторыми деревьями, а урожай мы будем дробить (поровну)».

1023 (2325). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(В своё время) ансары сообщили пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Подели (отечественные) пальмы между нами и отечественными братьями[1569]”, (на что) он сообщил: “Нет”. Тогда они сообщили (мухаджирам): “Заботьтесь (за отечественными пальмами), а мы будем отдавать вам половину урожая”, и (мухаджиры) сообщили: “Слушаем и повинуемся”».Данный хадис передал аль-Бухари 2325 и в «аль-Адабуль-муфрад» 561, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 8321.

1024 (2327). Сообщается, что Рафи‘ бин Хадидж, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«Мы занимались земледелием больше, чем кто-либо второй в Медине, и брали почву в аренду, отдавая её хозяину определённую часть (урожая). Время от времени одна часть урожая появилась подпорченной, вторая же оставалась целой, а время от времени получалось напротив, и (в итоге пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) запретил нам (делать) это. Что же касается серебра и золота, то в то время они не употреблялись».[1570]

ГЛАВА 6. Издольщина за половину урожая.

1025 (2328). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил (иудеям, населявшим) Хайбар, обрабатывать (его почвы) за половину урожая фиников либо посевов, и он отдавал каждой из собственных жён по сто васков, восемьдесят из которых составляли собой финики, а двадцать ? ячмень. Что же касается ‘Умара, то он поделил Хайбар[1571] и внес предложение жёнам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или выделить им (земли) доли и соответствующие воды, или снабжать их (продуктами). Кое-какие из них выбрали почву, другие ? продукты, а ‘Аиша выбрала почву».

1026 (2330). Сообщается, что ‘Амр, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил: «(в один раз) я сообщил Таусу, да помилует его Аллах: “Если ты откажешься от издольщины[1572], (люди) начнут утверждать, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил заниматься этим”».

‘Амр сообщил: «Воистину, я даю им[1573] и избавляю их от потребности, и самый опытный из них[1574] сказал мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не запрещал этого, а (лишь) сообщил: “Любому из вас предоставлять собственному брату (почву) безвозмездно лучше, чем отдавать её в аренду за определённую долю (урожая)”».Данный хадис передали Ахмад 1/313, аль-Бухари 2330, Муслим 1550, ан-Насаи 7/36, Ибн Маджах 2457 со слов Ибн ‘Аббаса.

Шейх аль-Албани назвал хадис точным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1445, «Гъаятуль-марам» 362.

ГЛАВА 7. Имущество, завещанное сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на благотворительные цели, почва, за которую выплачивался налог, и их соглашения об издольщине и другие соглашения.

1027 (2334). Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Если бы не (будущие поколения) мусульман, я бы обязательно дробил между (солдатами почвы каждого) завоёванного мною селения подобно тому, как (раньше) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поделил (почвы) Хайбара[1575]».

ГЛАВА 8. О том, кто занялся обработкой закинутых земель.

1028 (2335). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Тот, кто занимается обработкой ничейной почвы, имеет преимущественное право (на владение ею)».

ГЛАВА 9. В случае, если хозяин почвы сообщит: «Я оставляю тебя, пока оставляет тебя Аллах», не назвав определённого срока, стороны должны функционировать по обоюдному соглашению.

1029 (2338). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «‘Умар изгнал христиан и иудеев с почвы Хиджаза[1576]. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то по окончании завоевания Хайбара он желал выселить оттуда иудеев, поскольку, в то время, когда он завоевал (Хайбар, эта почва) начала принадлежать Аллаху, Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульманам. И он захотел выселить оттуда иудеев, но они попросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (разрешить им) остаться в том месте при условии, что они будут (обрабатывать почву) за половину урожая фиников, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил им: “Мы покинем вас тут (на этих условиях), как захотим”. И они оставались (в том месте) , пока ‘Умар не выселил их в Тайму и Ариху[1577]».

ГЛАВА 10. О том, как сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делились (между собой) урожаем (зерна) и фиников.

1030 (2339). Передают со слов Рафи‘а бин Хадиджа бин Рафи‘а, да будет доволен им Аллах, что (в один раз) его дядя Зухайр бин Рафи‘, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил нам делать то, что приносило нам пользу».

(Рафи‘ бин Хадидж, да будет доволен им Аллах, сообщил):

? (На это) я сообщил: «Всё, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было верно». (Тогда Зухайр бин бин Рафи‘, да будет доволен им Аллах, сообщил: «в один раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позвал меня к себе и задал вопрос: “Что вы делаете со собственными полями?” Я ответил: “Мы отдаём их в аренду за (урожай с того, что растёт около) потоков, либо за (определённое количество) васков фиников и ячменя”. (Выслушав меня пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Не делайте этого, а обрабатывайте (почву) сами, либо позволяйте обрабатывать её (вторым безвозмездно), либо оставляйте её (необработанной)”».

Рафи‘ сообщил: «И я сообщил: “Слушаю и повинуюсь”».

1031 (2343, 2344). Сообщается, что Нафи‘, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил: «Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сдавал собственные сельскохозяйственные угодья в аренду при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на протяжении (правления) Абу Бакра, ‘Усмана и ‘Умара и в начале (периода правления) Му‘авийи, а позже ему передали, что Рафи‘ бин Хадидж говорит, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал сдавать в аренду почву. (Услышав об этом,) Ибн ‘Умар отправился к Рафи‘у, а я отправился вместе с ним. И он задал вопрос его (об этом, на что Рафи‘ дал таковой ответ): “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил сдавать почву в аренду”. Тогда Ибн ‘Умар сообщил: “Ты же знаешь, что мы постоянно сдавали в аренду отечественную почву при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за (урожай с того, что вырастало около) потоков и за (определённое количество) соломы!”»

(2345). Сообщается кроме этого, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Я знал, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, почва постоянно сдавалась в аренду». (Но) позже ‘Абдуллах начал опасаться, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (однако сообщил) об этом что-то такое, чего он не знал, и прекратил сдавать почву в аренду.

ГЛАВА 11.

1032 (2348). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил:

? в один раз, в то время, когда у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был какой-то бедуин, он поведал (следующее): «Один из тех, кто окажется в раю, попросит собственного Господа дать ему возделывать почву. (Господь) спросит его: “Разве не (имеешь) ты всё, чего желаешь?” Он сообщит: “Да, но я обожаю возделывать почву!”» (После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «(Ему будет разрешено делать это,) и он посеет семена, каковые начнут вырастать во мгновение ока, созревать и давать урожай, (плоды же его) окажутся подобными горам, а позже Аллах сообщит: “Бери их, о сын Адама, воистину, нет ничего, что может удовлетворить тебя!”» Тут данный бедуин сообщил: «Клянусь Аллахом(, данный человек) непременно будет или курайшитом[1578], или ансаром, потому что они возделывают почву, а мы ? нет!» ? и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся.

39. Книга о снабжении водой и питье

ГЛАВА 1. О том, кто вычислял позволительным предоставление воды (людям) в качестве садаки, либо дара, либо по завещанию независимо от того, поделена она (между ними) либо нет.

1033 (2351). Сообщается, что Сахль бин Са’д, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(в один раз) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли чашу, и он отпил из неё. (Сейчас) справа от него сидел отрок[1579], что был самым младшим (из присутствующих), а слева от него (сидели) старцы, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил (этому отроку): “Разрешишь ли ты мне передать это старцам?”[1580] (В ответ ему отрок) сообщил: “Я никому не уступлю того, что досталось мне от тебя!” ? и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) передал (чашу) ему».

1034 (2352). Сообщается, что аз-Зухри, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил:

«Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, поведал мне, что (в один раз, в то время, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был у него[1581] дома, для него надоили молока от домашней овцы[1582] и это молоко разбавили колодезной водой , имевшегося во дворе (дома) Анаса. Позже посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подали кубок, и он отпил из него, а после этого отвёл (руку, в которой был) данный кубок, ото рта. (Сейчас) слева от него (сидел) Абу Бакр, а справа — какой-то бедуин. ‘Умар, побоявшийся, что он передаст кубок этому бедуину, сообщил: “О посланник Аллаха, передай (это) Абу Бакру(, сидящему) рядом с тобой!” ? (но пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) передал (кубок сидевшему) справа от него бедуину и сообщил: “(направляться передавать сидящим) справа”».

ГЛАВА 2. О том, кто заявил, что хозяин воды в праве выпивать, пока не напьётся досыта.

1035 (2353). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Не нужно отказывать в излишках воды, дабы (так) помешать (людям) пасти (скот)».[1583]

(2354). В второй версии (этого хадиса, кроме этого передаваемой) со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Не отказывайте (вторым) в излишках воды, дабы отказать в излишках травы».

ГЛАВА 3. Спор из-за колодца и его ответ.

1036 (2356, 2357). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(в один раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Давший фальшивую клятву (чтобы) посредством этого присвоить имущество другого человека, встретит Аллаха гневающимся на него”, а позже Аллах Всевышний ниспослал (направляться, в котором говорится): “Воистину, для тех, каковые реализовывают свои клятвы и завет Аллаха за ничтожную цену, нет удела в мире другом: Аллах не заговорит с ними, и не взглянуть на них в Сутки воскресения, и не очистит их, и (уготовано) им мучительное наказание”[1584]».

О молитве по соглашению (прот. Владимир Головин, г. Болгар) 29.09.2013


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: