У кого есть срочные дела, покидает её и молится в одиночку. 17 глава

“Музабана” ? это продажа несобранных фиников за сухие(, каковые отмеряются) мерами, и продажа (отмеряющегося) мерами изюма за несобранный виноград[1496].

ГЛАВА 39. Продажа ячменя за ячмень.

977 (2174). Передают со слов Малика бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что (в один раз) он желал разменять сто динаров.[1497]

(Малик бин Аус, да будет доволен им Аллах,) сообщил:

? Меня позвал к себе Тальха бин ‘Убайдуллах, мы поторговались, и он (дал согласие) обменять мои (деньги). Он забрал золото, повертел его в руках, а позже сообщил: «(Подожди,) до тех пор пока мой управляющий не возвратится из аль-Габы[1498]», что же касается ‘Умара, что слышал (его слова), то он сообщил: «Клянусь Аллахом, ты не (обязан) расставаться с ним[1499], пока не заберёшь у него (деньги, поскольку) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “(Обмен) золота на золото есть ростовщичеством, в случае, если лишь (золото не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу есть ростовщичеством, в случае, если лишь (пшеница не передаётся из рук в руки в равных количествах)[1500], и (обмен) ячменя на ячмень есть ростовщичеством, в случае, если лишь (ячмень не передаётся из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на финики есть ростовщичеством, в случае, если лишь (финики не передаются из рук в руки в равных количествах)”».[1501]

ГЛАВА 40. Продажа золота за золото.

978 (2175). Абу Бакра (Нуфай‘ бин Калядa), да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Не реализовывайте ни золота за золото, в случае, если лишь равное (количество не обменивается) на равное, ни серебра за серебро, в случае, если лишь равное (количество не обменивается) на равное, что же касается (продажи) золота за серебро и серебра за золото, то (имеете возможность) реализовывать (одно за второе) как хотите[1502]».

ГЛАВА 41. Продажа серебра за серебро.

979 (2177). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Не реализовывайте золота за золото, в случае, если лишь подобное (количество не обменивается) на подобное, и не (реализовывайте) меньшего его количества за большее и напротив, и не реализовывайте серебра за серебро, в случае, если лишь подобное (количество не обменивается) на подобное, и не (реализовывайте) меньшего его количества за большее и напротив, и не реализовывайте (ни золота, ни серебра), не имеющегося в наличии, за то, что в наличии имеется».

ГЛАВА 42. Продажа динаров за динары взаймы.

980 (2178, 2179). Передают со слов Абу Салиха аз-Заййата, да помилует его Аллах Всевышний, что он слышал, как Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(Разрешено реализовывать) динар за дирхем и динар за дирхем».[1503]

(Абу Салих) сообщил: «Я сообщил ему: “А Ибн ‘Аббас говорит второе”».

Абу Са’ид сообщил: «Я задал вопрос его[1504]: “Ты слышал это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо отыскал в Книге Аллаха?” (Ибн ‘Аббас) сообщил: “Я ничего аналогичного не утверждаю, а (помимо этого), вы понимаете о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем я, но Усама сказал мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “(Сущность) ростовщичества лишь в отсрочке и состоит[1505]”».

ГЛАВА 43. Продажа серебра за золото взаймы.

981 (2180, 2181). Сообщается, что Абу-ль-Минхаль, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил: «(В своё время) я задал аль-Бара бин ‘Азибу и Зайду бин Аркаму, да будет доволен ими Аллах, вопрос об обмене денег, и любой из них сообщил: “Он (знает) лучше меня ”, и оба они говорили: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил реализовывать золото за серебро взаймы”».

ГЛАВА 44. Продажа(, именуемая) “музабана”[1506].

982 (2183). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Не реализовывайте несобранные финики, пока не будет ясно, что они пригодны (для еды),[1507] и не реализовывайте несобранные финики за сухие».

(Помимо этого,) ‘Умар и ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, передавал со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал продавать ещё несобранные финики за свежие собранные либо сушёные финики,[1508] не дав делать это в иных случаях.

ГЛАВА 45. Продажа несобранных фиников за серебро и золото.

983 (2189). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал реализовывать финики, пока они не созреют, и никакие из них не (должны были) продаваться в противном случае как за дирхемы и динары, не считая несобранных фиников, каковые нуждающимся разрешалось брать за сушёные».

984 (2190). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал (нуждающимся) покупать несобранные финики за сушёные, в случае, если обращение шла о количествах, (по весу) не превышающих пяти васков[1509].

ГЛАВА 46. О продаже плодов ещё перед тем как выяснится, пригодны ли они (к потреблению).

985 (2193). Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сообщил: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многие люди занимались торговлей финиками, и, в то время, когда они срывали их и за ними (приходили те, кто приобрел их заблаговременно), клиент (довольно часто) сказал: “Финики гниют, болеют различными вторыми заболеваниями и не поспевают”, выдвигая это в качестве аргумента (против продавца)[1510]; в то время, когда же количество (связанных с этим) тяжб увеличилось, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “При таких условиях не реализовывайте финики, пока не станет ясно, что они пригодны (к потреблению)!” ? что (должно было) послужить указанием на то, что они (через чур) довольно много спорили».

986 (2196). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал реализовывать финики, пока они не краснели либо не желтели, в то время, когда их уже возможно было имеется».

ГЛАВА 47. В случае, если кто-нибудь реализует финики перед тем как выяснится, пригодны ли они (к потреблению), а позже их поразит заболевание, всю ответственность обязан нести продавец.

987 (2198). Соообщается, что (в один раз) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил реализовывать финики, пока они не поспеют /тузхийа/». Его задали вопрос: «Что означает “поспеют”?» Он сообщил: «(Это значит), до тех пор пока они не покраснеют». (Помимо этого,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Сообщи мне, в случае, если по воле Аллаха плоды испортятся, то за что же любой из вас будет брать деньги собственного брата[1511]?»

ГЛАВА 48. О том случае, в то время, когда кто-нибудь хочет реализовать финики за финики лучшего (сорта).

988 (2201, 2202). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил руководить Хайбаром одного человека. В то время, когда тот доставил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, финики (сорта) джаниб,[1512] он задал вопрос: «Все ли финики Хайбара таковы?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, нет, о посланник Аллаха. Мы берём один са‘ таких (фиников) за два са‘ (вторых), а за два са‘ (таких) мы отдаём три са‘ (вторых)». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Не делай так, (но) реализовывай (финики различных сортов) за дирхемы, а позже бери за дирхемы джаниб».

ГЛАВА 49. О продаже урожая перед тем как пригодность фиников либо зерна делается очевидной /бай‘ аль-мухадара/.

989 (2207). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (такие виды торговли, как) “мухакаля”[1513], “мухадара”[1514], “мулямаса”, “мунабаза”[1515] и “музабана”»[1516].

ГЛАВА 50. О том, кто в различных почвах вёл дела в соответствии с общепринятыми среди местных жителей методами заключения торговых сделок, аренды, взвешивания и отмеривания.

990 (2211). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «(в один раз) Хинд, мать Му‘авийи, сообщила посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Воистину, Абу Суфйан[1517] ? человек скупой, так будет ли грехом, в случае, если я стану брать (что-то) из его денег тайно?” Он сообщил: “Бери сама и (пускай берут) твои сыновья то, чего для тебя хватит, сообразно обычаю”». аль-Бухари в «Китаб аль-манакыб», «Баб зикр Хинд бинт ‘Утба» (3/1390), аль-Байхакы в «Ас-сунан аль-кубра» (10/270). См. кроме этого «Фатх аль-Бари» (9/508) и «Таглик ат-та‘лик» ибн Хаджара (4/81).

ГЛАВА 51. Продажа (собственной доли) одним совладельцем имущества второму.

991 (2213). Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предоставлял преимущественное право приобретения любого неделимого имущества (совладельцу), но в случае, если границы и дороги были размечены, то преимущественным правом приобретения (совладелец имущества воспользоваться не имел возможности). См. кроме этого хадисы №№ 2214, 2257, 2495, 2496 и 6976. Данный хадис передали Ахмад 3/296, аль-Бухари 2213, Абу Дауд 3514, ат-Тирмизи 1370, Ибн Маджах 2499, Ибн аль-Джаруд и аль-Байхакъи 6/102. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 838, «Ирвауль-гъалиль» 1537.

ГЛАВА 52. Приобретение невольника у солдата, его освобождение и дарение.

992 (2217). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«(В то время, когда) Ибрахим, мир ему, переселялся вместе с Сарой, он вошёл с ней в (какое-то) селение(, где был) один из царей (либо: один из тиранов). (Ему) сообщили: “(Ко мне) пришёл Ибрахим с одной из красивейших дам”, и он отправил к нему (человека, дабы задать вопрос): “О Ибрахим, кто эта (дама), которая (пришла) с тобой?” Он ответил: “(Это) моя сестра[1518]”, а позже возвратился к ней и сообщил: “Не опровергай мои слова(, потому что), воистину, я сообщил им, что ты ? моя сестра, и клянусь Аллахом, нет (на данный момент) на земле (ни одного) верующего, не считая меня и тебя!” ? по окончании чего он отослал её к нему. В то время, когда (данный царь) подошёл к ней, она встала (со собственного места), совершила омовение и молитву и сообщила: “О Аллах, в случае, если я верила в Тебя и Твоего посланника и берегла себя лишь для собственного супруга, не давай нужно мной власти этому неверному!” ? и тогда он захрипел и ноги его стали дёргаться[1519]».

Абу Салама бин ‘Абд ар-Рахман, передавший данный хадис, сказал, что Абу Хурайра(, передававший слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Она вскрикнула: “О Аллах, если он погибнет, (люди) сообщат, что это я убила его!” ? и тогда он пришёл в сознание. А позже он (опять) подошёл к ней, она же встала (со собственного места), совершила омовение и молитву и сообщила: “О Аллах, в случае, если я верила в Тебя и Твоего посланника и берегла себя лишь для собственного супруга, не давай нужно мной власти этому неверному!” ? и он захрипел, а ноги его стали дёргаться».

Абу Салама, да помилует его Аллах Всевышний, сказал, что Абу Хурайра сообщил: «Она (снова) вскрикнула: “О Аллах, если он погибнет, (люди) сообщат, что это я убила его!” ? и тогда он пришёл в сознание во второй (либо: в третий раз) и сообщил: “Клянусь Аллахом, вы отправили ко мне не в противном случае как шайтана! Отдайте её Ибрахиму и подарите ей Аджар[1520]”, по окончании чего она возвратилась к Ибрахиму и сообщила: “Знаешь ли ты, что Аллах (посрамил) неверного и даровал нам служанку?”»

ГЛАВА 53. Уничтожение свиней.

993 (2222). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, воистину, не так долго осталось ждать уже придёт к вам сын Марйам[1521], (и будет делать выводы вас) как честный судья[1522], и сломает крест, и сотрёт с лица земли свиней[1523], и отменит джизью[1524], по окончании чего денег будет (так) довольно много, что никто не станет их принимать[1525]».Аль-Бухари (2222), Муслим (155).

ГЛАВА 54. О продаже изображений неодушевлённых предметов и о том, что из этого есть нежелательным.

994 (2225). Сообщается, что (как-то раз) к ‘Абдуллаху бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, пришёл один человек и сообщил: «О Абу ‘Аббас, воистину, я ? человек, и я получаю на судьбу собственными руками, делая эти изображения». Ибн ‘Аббас сообщил: «Я сообщу тебе только то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я слышал, как он сообщил: “Того, кто создаст (какое-либо) изображение,[1526] Аллах начнёт подвергать мучениям , пока он не вдохнёт в него дух, а он не (сможет сделать этого) ни при каких обстоятельствах!”» (Услышав его слова,) данный человек глубоко набрался воздуха, и его лицо пожелтело (от страха. Тогда Ибн ‘Аббас) сообщил (ему): «Горе тебе, в случае, если уж ты обязательно желаешь и дальше заниматься этим, то тебе направляться (изображать) деревья и всё то, в чём нет духа».

ГЛАВА 55. Грех того, кто реализовал свободного (человека).

995 (2227). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Аллах сообщил: “В Сутки воскресения Я буду соперником троим: человеку, (давшему обещание)[1527] Моим (именем), а позже поступившему вероломно, и человеку, реализовавшему (в рабство) свободного и проевшему (полученные) за него деньги, и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него исполнения всего сполна, но не заплатившему ему того, что он получил”».

ГЛАВА 56. Продажа идолов и падали.

996 (2236). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как (в один раз) в год овладения (Меккой) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пребывавший в Мекке, сообщил: «Воистину, посланник и Аллах Его запретили реализовывать вино, и падаль, и свинину, и идолов». (Его) задали вопрос: «О посланник Аллаха, а что ты сообщишь о жире мёртвых животных, которым покрываются (днища и борта) судов и смазываются кожи и что употребляется для освещения?» Он сообщил: «Нет, это запретно», а позже посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Да поразит Аллах иудеев! Воистину, в то время, когда Аллах запретил им (применять) жир (животных), они стали перетапливать его и реализовывать, проедая (полученные) за него деньги». Данный хадис передали Ахмад 2/213, 3/324, аль-Бухари 2236, Муслим 1581, Абу Дауд 3486, ат-Тирмизи 1297, ан-Насаи 7/177, Ибн Маджах 2167 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис точным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1832, «Ирвауль-гъалиль» 1290, «Мишкат аль-масабих» 2766, «Мухтасар Муслим» 931.

ГЛАВА 57. Цена собаки.

997 (2237). Передают со слов Абу Мас’уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (брать) деньги за собаку, и деньги, заработанные блудом, и деньги, приобретаемые прорицателем.Данный хадис передали аль-Бухари 2237, Муслим 1567, Абу Дауд 3481, ат-Тирмизи 1133, ан-Насаи 7/189, Ибн Маджах 2159.Шейх аль-Албани назвал хадис точным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6951, «Мишкат аль-Масабих» 2764.

32. Книга предварительной оплаты

ГЛАВА 1. Предварительная оплата за известный вес и известную меру.

998 (2239). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«В то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину[1528], среди людей было принято за финики расплачиваться за год (либо: за два) вперёд, и он сообщил: “Пускай тот, кто начнёт платить за финики заблаговременно, платит за известный вес и известную меру”».

(2240). В второй версии (этого хадиса, кроме этого) передающейся со слов (Ибн ‘Аббаса, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил): «…(договариваясь) на определённый срок».

999 (2242, 2243). Сообщается, что Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и при Абу Бакре и ‘Умаре мы в большинстве случаев заблаговременно расплачивались за пшеницу, ячмень, сушёные финики и изюм».

ГЛАВА 2. Предварительная оплата (с вручением денег) за то, базы чего у человека не имеется.[1529в один раз

(2244, 2245).В второй версии (прошлого хадиса сообщается, что Ибн Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах,) сообщил:

«В большинстве случаев мы заблаговременно расплачивались с крестьянами Шама за узнаваемые меры пшеницы, оливкового масла (и) ячменя(, договариваясь с ними о поставках) на определённый срок». Его задали вопрос: «(Вы платили) тем, у кого была база?» Он ответил: «Мы их об этом не спрашивали».

33. Книга о преимущественном праве покупки[1530]

ГЛАВА 1. Предложение, касающееся преимущественного права приобретения, которое (один совладелец делает второму).

1000 (2258). Передают со слов вольноотпущенника пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Рафи’а, да будет доволен им Аллах, что в один раз он пришёл к Са’ду бин Абу Ваккасу, да будет доволен им Аллах, и сообщил: «О Са’д, приобрети у меня два моих дома(, каковые находятся) на твоём участке». Са’д сообщил: «Клянусь Аллахом, я не куплю их!» Тогда аль-Мисвар[1531] сообщил: «Клянусь Аллахом, ты непременно (обязан) приобрести их!» Са’д сообщил: «Клянусь Аллахом, я дам тебе не более четырёх тысяч (дирхемов) частями!» (На это) Абу Рафи‘ сообщил: «Мне уже дают за них пятьсот динаров, и если бы я не слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Сосед имеет больше прав на то, что прилегает к его участку”, то не дал бы тебе их за четыре тысячи, в то время, когда мне дают за них пятьсот динаров[1532]!» ? по окончании чего реализовал (эти дома) Са’ду.

ГЛАВА 2. Чьё соседство ближе?

1001 (2259). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «(в один раз) я задала вопрос: “О посланник Аллаха, у меня имеется два соседа, так кому же из них сделать презент?”[1533], (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Тому, чья дверь к тебе ближе”».

34. аренды и Книга найма

ГЛАВА 1. О том, что касается найма.

1002 (2261). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(в один раз) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с двумя людьми из аш‘аритов и сообщил (ему): “Я не знал, что они ищут работу”. (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Мы ни за что не назначим (либо: Мы не назначаем) тех, кто сам получает этого[1534]”».

ГЛАВА 2. Пастьба овец за караты.[1535]

1003 (2262). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в один раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Какого именно бы пророка Аллах ни направлял (к людям), он непременно пас овец». Его сподвижники задали вопрос: «А ты?» ? и он сообщил: «Да, и я пас их для мекканцев за пара каратов».

ГЛАВА 3. О найме (работников) с послеполуденного времени до ночи.

1004 (2271). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«(Продемонстрировать положение) мусульман, христиан и иудеев (возможно) на примере человека, что нанял людей, дабы они за определённую плату делали для него какую-то работу в течение дня до наступления ночи. И они трудились на него до середины дня, а позже сообщили: “Мы не нуждаемся в том вознаграждении, которое ты договорился (выплатить) нам, и (пускай) пропадёт (плата за) то, что мы уже сделали!” (На это) он сообщил им: “Не делайте этого, а доведите вашу работу до конца и получите заработанное вами абсолютно!” ? но они отказались (сделать это) и покинули (его.) По окончании них он нанял двух вторых, сообщив им: “(Трудитесь) до конца этого дня, и вы получите то вознаграждение, которое я договорился (выплатить) им”. И (эти люди начали) трудиться, а в то время, когда настало время послеполуденной молитвы, они сообщили: “(Пускай остаётся) тебе да и то, что мы сделали, и та плата, которую ты нам назначил за это”. Он сообщил этим двоим: “Доведите вашу работу до конца, потому что сутки уже не так долго осталось ждать закончится”, но они отказались, и тогда он нанял (вторых) людей, дабы они поработали для него остаток (этого) дня. И они трудились остаток (этого) дня, пока не зашло солнце, абсолютно взяв (за это) плату (и первых, и вторых. Вот с чем возможно сравнить их[1536] положение да и то, что им досталось из этого света[1537]”».[1538]

ГЛАВА 4. О том, кто нанял работника, покинувшего (ему) собственную плату, по окончании чего наниматель применял (заработанное им) и увеличил (то, что у него было покинуто).

1005 (2272). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

? (Некогда) трое людей из живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но, в то время, когда они вошли в том направлении, с горы сорвался громадный камень и (наглухо) закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сообщили (друг другу): «Воистину, от этого камня вас может спасти лишь обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, дабы Он избавил вас от него) за ваши благие дела[1539]!» (Затем) один из них сообщил: «О Аллах, у меня были ветхие родители, и по вечерам я ни при каких обстоятельствах не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. в один раз я на большом растоянии ушёл (от дома) по одному делу, а в то время, когда я возвратился к ним, они уже дремали. Я надоил для них молока; определив же о том, что они заснули, не захотел (ни будить их), ни поить молоком рабов и домочадцев до них, а до самого восхода солнца ожидал с кубком в руке их пробуждения. А позже (мои родители) проснулись и выпили собственное вечернее питьё. О Аллах, в случае, если я сделал это, стремясь к лику Твоему[1540], то избавь нас от того положения, в котором мы были вследствие этого камня!» И затем (камень сдвинулся с места, открыв) проход(, но не так, дабы) они имели возможность выбраться оттуда.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

? Второй сообщил: «О Аллах, воистину, у моего дяди была дочь, которую я обожал больше (кого бы то ни было из) людей и хотел её, но она противилась мне. (Так длилось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. (Появлявшись в тяжёлом положении,) она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, дабы она разрешила мне распоряжаться собой, и она отправилась на это, в то время, когда же я взял возможность (овладеть) ею, она сообщила: “Непозволительно тебе разламывать эту печать в противном случае как по праву!” И тогда я посчитал, что совершу грех, в случае, если овладею ею, и покинул её, (не обращая внимания на то что) обожал её больше всех, покинув то золото, которое я ей дал. О Аллах, в случае, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы были!» И затем камень (снова сдвинулся с места, но проход был всё ещё слишком мало широк, дабы) они имели возможность выбраться оттуда.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

? Третий сообщил: «О Аллах, воистину, (в один раз) я нанял работников и заплатил (всем) им, не считая одного человека, что покинул то, что ему причиталось1, и ушёл, я же применял его деньги и приумножил их. А через некое время он явился ко мне и сообщил: “О раб Аллаха, дай мне мою плату”. Тогда я сообщил ему: “Платой твоей являются все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь”. Он сообщил: “О раб Аллаха, не насмехайся нужно мной!” Я сообщил: “Воистину, я не насмехаюсь над тобой!” ? и он забрал всё это и угнал, ничего не покинув. О Аллах, в случае, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы были!» ? и затем камень (сдвинулся так, что они смогли) выбраться наружу и уйти.Данный хадис передали аль-Бухари 2215, 2272, Муслим 2743 и Абу Дауд 3387.

Шейх аль-Албани назвал хадис точным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1504.

ГЛАВА 5. О том, что отдаётся (в качестве платы) за заговор /рукйа/.

1006 (2276). Сообщается, что Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(в один раз) несколько сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отправилась в путь(, и они ехали), пока не остановились (на ночь) на стоянке одного из племён (бедуинов). Они попросили их оказать им гостеприимство, но те отказали (им в этом, а через некое время) вождя этого племени ужалила (змея либо скорпион), и (люди) стали стараться оказать помощь ему, чем имели возможность, но всё было зря. (Тогда) один из них сообщил: “Обратились бы вы к тем людям, каковые остановились (рядом с нами), возможно, что-то найдётся у них”.[1541] И (пара человек из этого племени) пришли (к этим сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) и сообщили: “О (люди), отечественный вождь был ужален, и мы применяли всё(, дабы оказать помощь ему), но безтолку, так, возможно, (противоядие) найдётся у кого-нибудь из вас?” Один из них сообщил: “Да, клянусь Аллахом, я (могу) заговаривать (от укусов), но, клянусь Аллахом, мы попросили вас оказать нам гостеприимство, а вы отказали нам, и исходя из этого я не стану просматривать для вас заговор, пока вы не заплатите нам что-нибудь”, и они сошлись с ними (на том, что те дадут им за это) стадо овец. И затем он начал читать над ним: “Хвала Аллаху, Господу миров…”[1542], сплёвывая на него[1543], а (через некое время вождь) как словно бы бы освободился от пут и начал ходить, (абсолютно) избавившись от боли. И (люди из этого племени отдали) им то, довольно чего договаривались с ними, а позже один из них[1544] сообщил: “Поделите (овец)”, но тот, кто просматривал заговор(, возразил): “Не делайте (этого), до тех пор пока мы не (возвратимся) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не поведаем ему (обо всём, что было), и не посмотрим, что он велит нам”. И (в то время, когда) они (возвратились) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поведали ему (обо всём), он задал вопрос: “Откуда ты выяснил, что она[1545] (может служить в качестве) заговора?” А позже он сообщил: “Вы всё сделали верно. Поделите (то, что вам досталось,) и выделите одну долю мне”, и (, сообщив это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся». Данный хадис передали аль-Бухари 2276 и Муслим 2201.

ГЛАВА 6. (Плата за) семя самца (животного).[1546]

1007 (2284). Сообщается, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (брать деньги) за применение самцов животных для спаривания».

35. Книга о переводе долгов

ГЛАВА 1. В случае, если долг переводится на богатого (человека), против этого не нужно возражать.

1008 (2287). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Затягивание богатым (выплаты долга) есть (проявлением) несправедливости, и (исходя из этого) в случае, если долг, что причитается кому-либо из вас, будет предложено перевести на богатого человека, пускай он согласится».[1547]

В чем опасность молитв за другого человека? Могут ли молитвы за других тебе навредить?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: