Троп — использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа.

Создатель методической подборки – литературы русского и учитель языка МОУ СОШ № 9 города Дмитрова Столичной области

Русак Инна Николаевна.

Подготовка к ЕГЭ. Задание В 8. Справочные материалы.

Изобразительно-ясные средства.

Задания тестов требуют выяснить, какие конкретно средства художественной ясности употребляются в разбираемом тексте. Перечислим самые популярные средства языковой ясности, каковые именуют фигурами и тропами.

Троп — применение выражений и слов в переносном значении в целях создания художественного образа.

К тропам относятся:

Эпитет— образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от несложного определения художественной ясностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, формирует живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то прекрасным и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо (С. Есенин); Случайно на ноже карманном Отыскать пылинку дальних государств — И мир снова предстанет необычным, Закутанным в цветной туман (А. Блок). Эпитеты, выраженные в большинстве случаев прилагательными в переносном значении, смогут иметь общеязыковой темперамент, включаться, к примеру, в словарь эпитетов (железная воля, золотой темперамент, тёплая кровь). Общеязыковым противопоставлены лично-авторские эпитеты, видящиеся в художественных текстах. В базе появления аналогичных эпитетов лежат неожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А. Чехов), заднекрылечное знакомство (М. Салтыков-Щедрин), цветастая эйфория (В. Шукшин).

Одними из самых ясных эпитетов являются оксюмороны: «Тёплый снег» (Ю. Бондарев), «Живой труп» (Л. Толстой), грустная эйфория (С. Есенин). Оксюморон— художественный прием соединения слов, обозначающих в большинстве случаев несовместимые понятия: Но красотыих безобразнойЯ не так долго осталось ждать таинство постиг (М. Лермонтов); Имеется тоска веселаяв алостях зари (С. Есенин); Ты, меня обожавший фальшью Истиныи правдой лжи(М.Цветаева).

Сравнение— уподобление изображаемого явления второму по какому-либо неспециализированному для них показателю с целью распознать в объекте сравнения новые серьёзные особенности: Небо как колокол, месяц — язык… (С. Есенин); На глаза осмотрительной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций разных типов. Самая популярная из них — сравнительный оборот из слова либо словосочетания, присоединяемый посредством альянсов как, как будто бы, словно бы, совершенно верно, как словно бы, что: Я отправил тебе тёмную розу в бокале Золотого, как небо, аи (А. Блок). Те же альянсы смогут присоединять сравнение, оформленное в виде придаточного предложения: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Как будто бы бабочек легкая свора С замираньем летит на звезду (С. Есенин). Сравнение может передаваться кроме этого посредством существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция именуется «творительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в светло синий траве (С. Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может кроме этого передаваться прилагательным в сравнительной степени с зависимым существительным: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов).

Метафора— слово либо выражение, употребленное в переносном значении. В базе переноса наименования лежит сходство предметов либо явлений по какому-либо показателю: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней… (М. Неприятный); Барка судьбы поднялась На большой мели (А. Блок); пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо (А. Блок). В базе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено посредством сравнительных альянсов, по этому метафору именуют время от времени скрытым сравнением. Время от времени целый текст либо большой текстовый фрагмент представляет собой развернутую метафору. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Телега судьбы» развертывается метафора «путь человека от рождения до смерти — это поездка в телеге по ухабам и рытвинам жизненных передряг».

Олицетворение— разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы либо отвлеченным понятиям особенностей живых существ: К ней прилеглав опочивальне ее сиделка — тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух Мылилистьями рамы фрамуг (Б. Пастернак); Над скудной глиной желтого обрыва В степи печалятся стога(А.Блок).

Метонимия— перенос наименования, в базе которого лежит смежность предметов, понятий, разная связь между ними. Такая сообщение может появиться 1) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов); 2) между его произведением и автором: Просматривал с радостью Апулея, а Цицерона не просматривал (А. Пушкин); Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов); 3) между действием либо его орудием и результатом этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он пожарам и мечам (А. Пушкин); 4) между материалом и предметом, из которого предмет сделан: Янтарь в устах его дымился (А. Пушкин); бронза и Фарфор на столе (А. Пушкин); 5) между людьми и местом действия, находящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; кресла и партер — все кипит (А. Пушкин); Ликует буйный Рим (М. Лермонтов); 6) часть вместо целого, к примеру, деталь наружности либо одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: Находись! (В. Маяковский); Все знамёна к себе домой будут к нам (А. Пушкин).

Синекдоха — разновидность метонимии, троп, пребывающий в потреблении части вместо целого либо целого вместо части. В большинстве случаев в синекдохе употребляется 1) единственное число вместо множественного: И слышно было до восхода солнца, как ликовал француз (М. Лермонтов); 2) множественное число вместо единственного: Мы все смотрим в Наполеоны (А. Пушкин); 3) родовое наименование вместо видового: Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце) (В. Маяковский); 4) видовое наименование вместо родового: Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.Гоголь).

Преувеличение— художественный прием, основанный на преувеличении тех либо иных особенностей изображаемого предмета либо явления: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский); Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский). В русском языке представлены не только лично-авторские, но и общеязыковые преувеличения: ожидать целую вечность, обожать до сумасшествия, испугаться до смерти, всю жизнь грезить, задушить в объятиях.

Литота— художественный прием, основанный на чрезмерном преуменьшении особенностей изображаемого предмета либо явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). В языке видятся кроме этого общеязыковые литоты: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой подать, ни гроша, ни капли.

Каламбур — игра слов, применение многозначности, омонимии либо звукового сходства слов для достижения комического результата: Чуть пробуждается народ, на данный момент дают ему уставы, Кричат: «Закройте-ка уста вы!» И вмиг кладут печать на рот (К. Фофанов).

Ирония— художественный прием, в то время, когда слово либо высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному либо подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова (при обращении к ослу) (И. Крылов).

Сарказм— суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, верховная степень иронии: Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ожидающей смерти твоей с нетерпением) (Н. Некрасов).

Перифраза (перифраз)— описательный оборот речи, используемый для замены слова либо группы слов для того, чтобы избежать повторения, придать повествованию громадную ясность. В большинстве случаев таковой оборот содержит описание значительных показателей лица, предмета либо явления: царь зверей (‘вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япония), певец Жуана и Гяура (вместо Байрон), отечественные меньшие братья (животные).

Для определенного художественного результата активно используются фигуры— особенные стилистико-синтаксические конструкции, придающие ясность речи.

К фигурам относятся:

Инверсия— размещение участников предложения в особенном порядке, нарушающем простой, прямой порядок, с целью усилить ясность речи: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, для чего ты мне дана? (А. Пушкин.)

Анафора— повторение слов либо фраз в начале смежных высказываний: Ожидай меня, и я возвращусь. Лишь весьма ожидай… Ожидай,в то время, когда наводят грусть Желтые дожди, Ожидай,в то время, когда снега метут, Ожидай,в то время, когда жара, Ожидай,в то время, когда вторых не ожидают, Позабыв день назад (К. Симонов).

Эпифора— повторение слов либо фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница Между югом и Севером, Я не знаю, где граница Меж товарищем и втором (М. Светлов).

Композиционный стык— повтор, в то время, когда новое высказывание начинается с того же, чем оканчивается предыдущее: Дети ни при каких обстоятельствах не бывают виноваты — виноваты в любой момент взрослые.

Параллелизм— параллельное размещение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, основанная на однообразном синтаксическом построении предложений: Ах, кабы на цветы не морозы, И зимний период бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила (народн. песня). Художественный эффект параллелизма довольно часто улучшается лексическим повтором:Смотрю на будущность с боязнью, Смотрю на прошлое с тоской (М. Лермонтов).

Антитеза— резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, тёмный — гнилью моченый. Белую работу делает белый, тёмную работу — тёмный (В. Маяковский). В большинстве случаев антитеза основывается на потреблении антонимов: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)

Градация— последовательное размещение слов либо частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота судьбы слагается из света и тени (Л.Н. Толстой); Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не утомлюсь, Ни крупицы не забуду обиду неприятелям (О. Берггольц).

Риторический вопрос— вопрос, не требующий ответа, утверждение либо отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения: Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М. Ломоносов); Достаток отлично иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков.)

Риторическое восклицание— восклицательное предложение, делающее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро отечественных лет — О счастие! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! (А. Толстой.) Значительно чаще риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, каковые направлены не к настоящему собеседнику, а к предмету художественного изображения: Тёмная, позже пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не обожать? (С. Есенин.)

Бессоюзие— построение предложения, при котором однородные члены либо части сложного предложения связываются без помощи альянсов, фигура, придающая речи динамичность, насыщенность. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А. Пушкин). Противоположно многосоюзию.

Многосоюзие— повтор альянса, чувствуемый как избыточный и употребляемый как ясное средство, в большинстве случаев — в положении анафоры. И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин).

Период— долгое, многочленное сложное предложение либо очень сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, интонационным распадением и единством темы на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (либо участников предложения) идет с нарастающим увеличением интонации, после этого — разделяющая большая пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует собственного рода круг: В то время, когда бы жизнь домашним кругом я сократить захотел, В то время, когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, В то время, когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, правильно б, не считая вас одной невесты не искал другой (А. Пушкин).

Парцелляция— художественный прием, пребывающий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, каковые являются неполные предложения. Такое расчленение графически отображается посредством точек. Парцелляция имитирует разговорную обращение. К примеру: Прошедший раз на пути из Луги на какой-то станции, не обращая внимания на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не ветхий еще. С усиками. Достаточно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко).

Помимо этого, авторы тестов разглядывают в качестве ясных средств такие синтаксические конструкции, как последовательности однородных участников, обособленные члены предложения (обособленные определения, события, приложения), вводные конструкции.

К ясным средствам фонетики относятся:

Ассонанс— повторение в художественном тексте однообразных либо похожих гласных, которое помогает для звукового образа: Скоро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу собственную (Н. Некрасов).

Аллитерация— повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ: Довольный торжественным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).

Звукоподражание — передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений либо звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, тихо шуршат камыши (К. Бальмонт).

При анализе художественного текста понадобится знание и этих терминов:

Афоризм— краткое, меткое и в большинстве случаев образное изречение, близкое к пословице. Идея изреченная имеется неправда (Ф. Тютчев).

Аллегория— иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи художественных образов. (В то время, когда говорится об одном, а подразумевается второе.) Насмешки все над львами, над орлами. Кто что ни скажи, хоть и животные — а все-таки цари (А. Грибоедов).

Притча— бытовая история, рассказ об простых событиях из судьбы людей, имеющий иносказательный нравоучительный темперамент (евангельская притча).

Эпиграф— цитата, пословица, помещаемая автором по окончании заглавия произведения перед текстом, которая оказывает помощь верно осознать главную идея текста.

Упражнение 1. Выясните, какие конкретно тропы использованы как средства художественной ясности в следующих предложениях.

1. Шутила зрелость, пела молодость (А. Твардовский). 2. Литейный кепки и залили блузы (В. Маяковский). 3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский). 5. Дивно устроен отечественный свет… Тот имеет хорошего повара, но таковой мелкий рот, что больше двух кусочков никак не имеет возможности пропустить; второй имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, обязан ограничиваться каким-нибудь германским обедом из картофеля (Н. Гоголь). 6. Утешится безмолвная скорбь, и резвая задумается радость (А. Пушкин). 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играются облака (Н. Некрасов). 8. Его (сонета) игру обожал творец Макбета (А. Пушкин). 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (Н. Гоголь). 10. Как выжженная палами степь, темна стала жизнь Григория (М. Шолохов). 11. Через волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет безрадосно свет она (А. Пушкин). 12. Золотою лягушкой луна Распласталась на негромкой воде (С. Есенин). 13. Я сейчас скупее стал в жаждах. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Как будто бы я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне (С. Есенин). 14. Нарядней актуального паркета блистает речка, льдом одета (А. Пушкин). 15. Природой тут нам суждено в Европу прорубить окно (А. Пушкин). 16. Мы открывали Маркса любой том, Как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский). 17. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы древесные Прохрипят мой двенадцатый час (С. Есенин). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья собственные (Н. Некрасов). 19. «Это правильно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (А. Чехов). 20. Земля такая хорошая, что в случае, если посадить в почву оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов). 21. …И жаль зимы-старая женщина, И, проводив ее вином и блинами, Поминки ей творим льдом и мороженым (А. Пушкин). 22. Зеленая прическа, Девическая грудь, О узкая березка, Что загляделась в пруд? (С. Есенин). 23. У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них возможно бы поместить целый двор с строением и амбарами (Н. Гоголь). 24. На восток, через копоть и дым, Из одной колонии глухой По зданиям идет Европа, Пух перин над ней пургой (А. Твардовский). 25. Телеграф охрип от траурного гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (В. Маяковский). 26. Довольно много за судьбу повымел Вилли — одних пылинок целый лес (В. Маяковский). 27. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Русским лечат молотком Изделье легкое Европы, Благословляя колеи и рвы отеческой почвы (А. Пушкин). 28. При одном предположении аналогичного случая вы бы должны были оторвать с корнем волосы из головы собственной и испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез! 29. В случае, если Ваня разойдется, ему море по колено. 30. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (А. Пушкин). 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (Ю. Олеша). 32. Кому сообщить, с кем поделиться той грустной эйфорией, что я остался жив (С. Есенин). 33. Прощай, немытая Российская Федерация, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ (М. Лермонтов). 34. Настоящий мужик складывается из чина и мужа (А. Чехов). 35. В первоначальный раз я от месяца греюсь, В первоначальный раз от прохлады согрет (С. Есенин). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна…

Упражнение 2. Выясните, какие конкретно фигуры использованы как средства художественной ясности в следующих предложениях.

1. Дорогой приятель, и в этом негромком доме Лихорадка бьет меня. Не отыскать мне места в негромком доме Около мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не кличу, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О замечательный властелин судьбы! Не так ли ты над самой пропастью, На высоте уздой металлической Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В несложном углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я хотел быть всегда зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь вольно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, красивого далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе… (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и сейчас его жалко до слез. какое количество тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Дорогая, хорошая, ветхая, ласковая, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

Упражнение 3. Выясните, какие конкретно ясные средства фонетики использованы как средства художественной ясности в следующих предложениях.

1. Отыщем в памяти с нами отступавших, вести войну год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, снова встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (А. Твардовский). 2. Золото холодное луны, Запах левкоя и олеандра, Отлично бродить среди спокойствия светло синий и нежной страны (С. Есенин). 3. Шипенье пенистых пунша и бокалов пламень светло синий (А. Пушкин). 4. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (С. Есенин). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам тёмный челн (К. Бальмонт). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Санкт-Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден (А. Пушкин). 8. Я недаром содрогнулся. Не загробный бред. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 9. Глаз ли померкнет орлий? В старое ль начнём пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! (В. Маяковский).

Ключи к упражнениям.

Упражнение 1.

1. Шутила зрелость, пелаюность (олицетворение). 2. Литейный кепки и залили блузы (метонимия). 3. Редкая птица (эпитет) долетит до середины Днепра (преувеличение). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (метонимия). 5. Дивно устроен отечественный свет… Тот имеет хорошего повара, но таковой мелкий рот, что больше двух кусочков никак не имеет возможности пропустить (литота); второй имеет рот величиною в арку главного штаба(преувеличение), но, увы, обязан ограничиваться каким-нибудь германским обедом из картофеля. 6. Утешится безмолвная скорбь (эпитет), и резвая(эпитет) задумается радость. Утешится безмолвная скорбь, и резвая задумается радость (олицетворение). 7. Весной, что внуки малые (сравнение), С румяным (эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет.) Играются облака (олицетворение). 8. Его (сонета) игру обожал творец Макбета (т.е. Шекспир) (перифраза), 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Как выжженная палами степь (сравнение), темна стала жизньГригория (метафора). 11. Через волнистые (эпитет) туманы пробирается луна (олицетворение). На печальные (эпитет) поляны льет безрадосно(эпитет)свет (метафора) она. 12. Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение)луна Распласталась (олицетворение) на негромкой (эпитет) воде. 13. Я сейчас скупее стал в жаждах. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Как будто бы я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал на розовом (эпитет) коне (метафора). 14. Нарядней актуального (эпитет) паркета (сравнение) блистает речка, льдом одета (олицетворение). 15. Природой тут нам суждено в Европу прорубить окно (метафора). 16. Мы открывали Маркса любой том, Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение). 17. Догорит золотистым (эпитет) пламенем Из телесного (эпитет) воска свеча, И луны часы древесные(эпитет) Прохрипят(олицетворение) мой двенадцатый час(все предложение —развернутая метафора). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи(отрицательное сравнение), Мороз-воевода(эпитет) дозором Обходит владенья собственные(олицетворение). 19.«Это правильно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны(метонимия). 20. Земля такая хорошая, что в случае, если посадить в почву оглоблю, то через год вырастет тарантас(преувеличение). 21. …И жаль зимы-старая женщина (эпитет), И, проводив ее вином и блинами, Поминки ей творим льдом и мороженым(развернутая метафора). 22. Зеленая прическа, Девическая грудь, О узкая березка, Что загляделась в пруд?(Метафора, олицетворение.) 23. У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них возможно бы поместить целый двор с строением и амбарами(преувеличение). 24. Навосток, через копоть и дым, Изодной колонии глухой(метафора, эпитет) Подомам идет Европа(синекдоха), Пух перин над ней пургой(сравнение). 25. Телеграф охрип(олицетворение) от траурного(эпитет) гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век(метафора). 26. Довольно много за судьбу повымел Вилли — одних пылинок целый лес(преувеличение). 27. Меж тем как сельские циклопы(перифраза=кузнецы) Перед медлительным(эпитет) огнем Русским лечат молотком(метафора) Изделье легкое Европы(перифраза=коляска), Благословляя колеи и рвы отеческой почвы (вся фраза — ирония). 28. При одном предположении аналогичного случая вы бы должны были оторвать с корнем волосы из головы собственной и испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, моря, океаныслез (градация, преувеличение). 29. В случае, если Ваня разойдется, ему море по колено(литота). 30. Унылая пора! Очей очарованье!(т.е. осень) (перифраза) Приятна мне твоя прощальная(эпитет) краса. 31. Свет фонаря разбивалсяо прутья клеток и слеталнеровными кусками (метафора). 32. Кому сообщить, с кем поделиться той грустной эйфорией(оксюморон), что яостался жив. 33. Прощай, немытая (эпитет) Российская Федерация, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые(метонимия), И ты, им преданный (эпитет) народ. 34. Настоящий мужик складывается из чина и мужа(каламбур). 35. В первоначальный раз я от месяца греюсь,В первоначальный раз от прохлады согрет(оксюморон). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готовакопна (преувеличение).

Упражнение 2.

1. Дорогой приятель, и в этом тихомдоме Лихорадка бьет меня. Не отыскать мне места в негромком доме Около мирного огня! (Эпифора.) 2. Не жалею, не кличу, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (антитеза). 5. О замечательный властелин судьбы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой пропастью, На высоте уздой металлической Россию поднял на дыбы (риторический вопрос)? 6. В несложном углу моем (инверсия), средь медленных трудов, Одной картины я хотел быть всегда зритель (инверсия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как легко! Как грудь вольно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, красивого далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое восклицание, градация)… 12. Плакала Саша (инверсия), как лес вырубали, Ей и сейчас его жалко до слез. какое количество тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Дорогая, хорошая, ветхая, ласковая (градация), С думами грустными (инверсия) ты не дружись.

Упражнение 3.

1. Отыщем в памяти с нами отступавших, вести войну год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, снова встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах левкоя и олеандра, Отлично бродить среди спокойствия светло синий и нежной страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых пунша и бокалов пламень светло синий (звукоподражание). 4. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитерация). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам тёмный челн (аллитерация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподражание). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Санкт-Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром содрогнулся. Не загробный бред. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (аллитерация).

Применяемая литература:

1. Б.Г.Меркин, Л.Г.Смирнова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. Москва. «Русское слово». 2008.

2. С.А.Павлова. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Методы рассуждения при выборе верного ответа. Москва. «Просвещение». 2009.

3. Т.А.Царенкова. Т.Ю.Балашова. Готовимся к экзамену по русскому языку. Учебное пособие для поступающих в университет. Дубна. 2008.

4. Википедия.

Цикл фильмов \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: