Толковый словарь имён и терминов.. 523 17 глава

62. Тот, пребывая в небе, бесконечности достигает.
Пять индрий образуют склон, по нему многоводным
(потоком) пытается манас;

63. Данный поток впадает в море заблуждения, похоти, бешенства;
побороть их обязан
Вольный ото всех пороков; тогда запредельное он заметит;

64. В манасе манас замкнув, на Атмана в себе взирая,
Всё познав во всех существах, он Атмана в себе находит.

65. То в том месте, то тут в единичного либо во множественного
преобразовываясь,
Точно он прозревает образы, как светильник его сто
светильников зажигает.

66. Он и Вишну, и Митра-Варуна, и Существ Владыка,
Он Творец, Устроитель, Владыка вселикий.

67. В сердцах всех существ проявляется Махан-Атма,
Его постоянно восхваляют сонмы певцов, суры, асуры,
пишачи, предки,
Птицы, толпы ракшасов, толпы бхутов и все великие риши.

Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 42 глава —

БЕСЕДА Преподавателя С УЧЕНИКОМ

Глава 43

Брама сообщил:

1. Из людей раджи, кшатрии принадлежат к средней гуне;
Из упряжных животных — клыкастый (слон), лев —
из жителей леса.

2. Из всего рогатого скота — овен, из подземных
обитателей — змеи*,
Среди коров — бык, среди дам — мужик;

3. Из деревьев ньягродха, джамбу, пиппала, шалмали,
Шиншапа, мешашринга, камыш-тростник* кроме этого;

4. В местном мире это раджи деревьев, в чём нет сомненья.
Химават, Парьятра, Сахья, Трикутаван, Виндхья,

5. Швета, Нила, Бхаса и гора Коштхаван,
Гурускандха, Махендра и гора Мальяван —

6. Это цари гор; из сонмов небожителей — Маруты;
Царь планет — Солнце, среди созвездий ночи — Месяц;

7. Царь озёр — океан, Яма — предков;
Над обитателями вод царь — Варуна, царём Марутов
считается Индра.

8. Тёплого главный властитель Солнце, а светил —
считается Месяц.
Агни постоянный царь сутей, Брихаспати — браминов.

9. Сома — лечебных корней владыка; из могучих —
наилучший Вишну.
Верховный царь образов — Тваштар, владыка рогатого
скота — Шива.

10. Высшее из священнодействий — жертва, из всевышних —
их владыка (Индра);
Наивысшая из сторон — север*, (наивысший) из
певцов — могучий Сома.

11. Кувера имеется (царь) всех сокровищ, (царь) всевышних —
Пурандара*.
Это творчество имеется владыка сутей; Праджапати —
владыка тварей.

12. (Владыка) существ это Я, Великий, складывающийся из Брахмо;
Из существ высшего, чем я не видно, не считая Вишну*.

13. Великий Вишну имеется царь царей, складывающийся из Брахмо.
Царственность творца познайте, несотворённого Хари;

14. Людей, киннаров, якшей, ракшасов, змиев,
Всевышних, данавов, нагов — он владыка.

15. Прекрасная владычица всех поклонников женского
начала —
Прекрасноокая Махадэви, именуемая Парвати*.

16. Высочайшую из дам красивую Уму познайте.
Апсары* обогащают сокровищами дам.

17. Исполнители закона — раджи, брамины же — мост
к закону,
Исходя из этого раджи должны усердствовать в охранении
дваждырождённых*.

18. Раджи, в чьих странах бедствуют праведники
(брамины),
Портят собственные заслуги и ниспадают в преисподнюю по финале.

19. Таково достижение великодушных, знайте, быки-брамины.
Сейчас вам открою показатели вечной дхармы.

21. Верховный закон — неврежденье; бесправие — показатель
врежденья;
Озарённость — показатель дэва; деятельность — показатель
человека;

22. Звук — показатель акаши; прикосновение — показатель ветра;
Показатель света — образ; вкус — воды показатель;

23. Показатель почвы, носительницы всех существ — запах.
Слово, образующееся из гласных и согласных, —
показатель речи.

24. Показатель манаса — идея*, изречённая идея —
показатель буддхи;
Манасом мыслимые предметы буддхи определяет.

25. Показатель буддхи — умозаключение, чтобы не оставалось
сомненья*,
Показатель манаса — глубокое размышленье (дхьяна)*;
показатель праведника — скрытость.

26. Деятельность* — показатель йоги, знание — показатель
отреченья;
Исходя из этого сперва знание необходимо умному, позже —
отреченье.

27. Санньясин, обладающий знаньем, высшего пути достигает;
Преодолев двойственность, он отходит от мрака,
старости, смерти.

28. То, что касается показателей дхармы, изложено вам
по Писанью.
О восприятии гун абсолютно возвещу вам в будущем.

29. К почва относящийся запах воспринимается носом,
Носовой Ветер* восприятие запахов доставляет.

30. База воды имеется вкус; язык неизменно его принимает.
Язычный Сома знание вкуса доставляет.

31. Свойство света — образ, он воспринимается глазом;
Глазное Солнце познание образа постоянно доставляет.

32. (Свойство) ветра — осязанье, оно постоянно воспринимается
кожей;
Кожный ветер в любой момент ощущенье касания доставляет.

33. Свойство пространства постоянно воспринимает ухо;
Ушные все Стороны Света доставляют восприятие звука.

34. Манаса свойство — идея, её принимает познанье;
В сердце пребывающее Главное Свойство знание манаса
доставляет;

35. (Свойство) буддхи — разумная воля*, Махан её постигает;
Его ответом распознаётся ясное и неясное, чтобы
не было сомненья.

36. Без показателей воспринимается вечный, бескачественный
в себе, Познавший поле*;
Единственный показатель бескачественного Познавшего
поле имеется знанье.

37. Непроявленная природа имеется область показателей,
прихода-ухода особенностей — поле;
В ней растворяясь, в любой момент я познаю, вижу, слышу.

38. Пуруша познаёт это поле и потому именуется
«Познающим поле»:
Происходящее тут вращение особенностей он прозревает
полностью.

39. Проистекающему бессознательному — начало, середина
упадок, финиш свойственны.
Проистекая опять и опять, Атмана не знают гуны;

40. Никто его не находит, но Познающий поле находит.
Великое Высшее превыше гун и того, что из гун появляется;

41. Исходя из этого гуны, кроме того саттву, тут обязан покинуть
опытный дхарму,
Стёрши с лица земли пороки, превзошедший гуны в Познавшего
поле* вступает.

42. Без двойственности, не совершая поклонения,
не произнося «Свадха»,
Недвижный, бесприютный, он делается Познавшим поле,
Владыкой.

Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 43 глава —

БЕСЕДА Преподавателя С УЧЕНИКОМ

Глава 44

Брама сообщил:

1. О том, чему свойственны начало, средина, финиш, о том, что
восприятия средством (вычисляют),
Чему свойственны признак и имя, я возвещу досконально.

2. Вначале сутки, после этого ночь* считается; в месяце — его
яркая добрая половина* сперва.
Начало созвездий — Шравана (Орёл); времена года
начинаются с Шишира.

3. Почва — начало запахов; вода — вкусов;
Образов — свет, солнце; касаний — ветер;

4. Акаша — начало звука; таковы свойства сутей.
О высшем накале существ я сообщу сейчас дальше.

5. Солнце имеется начало светил; Агни именуется началом сутей;
Савитри — всех наук (начало); всевышних — Праджапати.

6 Слог АУМ — (начало) всех Вед; (всех) слов (начало) —
прана.
Савитри именуется (началом) всех предписаний;

7. Творчество началом существ зовётся; Гаятри —
размеров начало.
Дваждырождённые — начало людей; четвероногих — корова.

8. Орёл — начало летучих; возлияние масла — высшее
из жертвоприношений.
Наилучшее из пресмыкающихся — змеи, (знайте),
наилучшие брамины.

9. Крита — начало всех юг, в этом нет сомненья.
Золото всех сокровищ начало; ячмень* — злаков.

10. Из приготовлений и всех яств лучшей именуется
рисовая каша;
Вода лучше напитков и всех жидкостей,

11. А из произрастающих существ, всех без исключенья,
Первой считается смоковница (плакша), всегда чистая
обитель Брамы.

12. Я* — из всех существ владыка, в этом нет сомненья;
А нужно мною Вишну, именуемый непредставимым
Атманом, Самосущим.

13. Перворождённая из гор — великий Меру,
Из сторон света, (главных) и промежуточных,
восточная считается начальной.

14. Из рек считается первородной проходящая через три
мира* Ганга.
Море имеется первородное из озёр, водоёмов.

15. Всевышних, данавов, бхутов, пишачей, ракшасов, змиев,
Людей, киннаров, якшей всех их владыка —
Ишвара-Шива.

16. Начало всего преходящего мира — великий Вишну,
складывающийся из Брахмо;
Среди существ в трёх мирах отличнее его не видно.

17. Лучшее из всех ступеней судьбы — состояние
домовладельца, в этом нет сомненья.
Начало миров, их финиш — непроявленная природа.

18. Финиш дня — закат, а восход — (финиш) ночи.
Финиш эйфории в любой момент страданье, страдания — радость.

19. Финиш всех намерений — уничтоженье; возвышений
(финиш) — нисхожденье;
Всех соединений (финиш) — разъединенье; смерть —
финиш судьбы,

20. Всего сотворённого — смерть; рождённого — смерть, вестимо.
Конечно и устойчивое и подвижное в нашем мире.

21. Жертва, подарки, умерщвление плоти, изученье Писаний,
воздержанье, обеты
Всё это погибнет, а знанью финиша не видно*.

22. Исходя из этого очищением через знание, умиротворённый,
победивший эмоции,
Без собственности, без базы личности, ото всех грехов
достигает свободы.

Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 44 глава —

БЕСЕДА Преподавателя С УЧЕНИКОМ

Глава 45

Брама сообщил:

1. Буддхи — втулка, манас — спицы, множество индрий —
обод,
Великие сути — обтяжка, обитель* (домовладельца) —
(того колеса) закрепы*.

2. Отягчено оно старостью, горем, существует в болезни,
страданьи,
Двигаясь в этом пространстве и времени, в холоде, зное,

3. Оно неустойчиво, скрипит от усталости, запылено
днём и ночью,
Гонимо счастьем, страданьем, гвоздимо голодом, жаждой,

4. Потрескавшееся от тени* и жара, закрыванием
и открыванием глаз приводимое в трепет,
Забрызганное страшной водой заблужденья, вращается (оно)
без смысла.

5. В счёте полумесячий, месяцев бродит оно по ухабам мира,
В грязи мрака грузнет, подстёгиваемое напором страсти,

6. Освещено великим личным началом, порождено
вращением качеств;
Недовольство ему мешает, а горе подхлёстывает, крутит.

7. Вяжет его следствие и причина, область страстей
окружает,
Сотрясает жадность, желанье, поддерживает разное
незнанье.

8. Окутанное страхом заблужденья, оно существа
в заблужденье вводит;
В восхищении наслаждений бродит, охваченное вожделеньем,
бешенством.

9. Оно простирается от Махана до разных показателей,
неудержимое в нескончаемом происхождении.
Как манас стремительное, для манаса желанное — таково
колесо времени в собственном вращеньи.

10. Колесо времени сопряжено с двойственностью, лишено смысла;
Его уничтожив, отбросив, возможно бессмертный мир постигнуть.

11. Вращающееся колесо времени остановить вправду возможно;
Живя среди существ, не заблуждается человек, что, что это знает.

12. Отрешась ото всякой двойственности, ото всех
отпечатков прошлого вольный,
Ото всех грехов вольный, на верховный путь он вступает.

13. Состояние домовладельца, послушника, отшельника и санньясина
Коренятся в состоянии домовладельца; так возвещены
четыре ступени судьбы.

14. Из всех учений, провозглашённых в мире,
Это наилучшее, оно ведёт к конечной цели; его веление всегда.

15. Вначале подготовленный посвящениями, как должно
делающий обеты,
В прирождённом состоянии, определяемом хорошими особенностями,
да пребудет опытный правду.

16. В любой момент довольный своей женой, хорошего поведенья
сдержанный в эмоциях,
Пять* великих жертв тут да приносит благочестиво.

17. Радуясь выполнению Вед, вкушая от гостей и богов остатки,
Творя жертвы, подарки посильно, счастливо.

18. Пускай не спешит муни двигать ногами, руками, глазами,
Не спешит телом и словом: таково хорошее поведенье.

19. Пускай постоянно носит белую одежду, священный шнур*
(и выполняет) благие обеты.
Занятый самообузданьем, дарами, с лучшими в любой момент общаясь,

20. Покорив живот и детородный член, занятый общением
с лучшими, дружелюбный,
Пускай носит бамбуковую трость, а для воды — кружку.

21. Пускай изучает и проповедует (Закон), за себя и других
творит жертвы,
Пускай даёт и приобретает подарки; да направляться такому шестеричному
поведенью.

22. Знайте, три занятия поддерживают жизнь браминов:
Преподаванье, совершение жертв за вторых — это два,
(третье) — от чистого даров полученье.

23. Три другие занятия: даров раздача,
Изученье писаний, принесение жертв (за себя),
относятся к обязанностям (браминов).

24. Не должен быть нерадивым в исполнении этих трёх занятий,
знаток закона;
Щедр, терпелив, ко всем существам дружелюбен муни.

25. Всё это пускай выполняет чистый певец посильно.
Так, подвизаясь, берегущий обеты домовладелец победит небо.

Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 45 глава —

БЕСЕДА Преподавателя С УЧЕНИКОМ

Глава 46

Брама сообщил:

1. Следуя этим путём, указанным раньше, сообразно Писанью,
Пускай брахмачарья* изучает (Закон) какое количество сил хватает,

2. Радуясь собственному долгу, опытный, укротивший эмоции молчальник
Преданно (заботясь) о приятном и нужном гуру, чистый,
вычисляющий высшим долгом правду.

3. С дозволения преподавателя беспрекословно вкушая пищу,
Питаясь от возлияния хавис и подаянья, он стоит, сидит, ходит
(по указанию гуру).

4. Будучи собранным, чистым, пускай два раза в сутки он Агни
приносит жертву.
Из дерева била либо палаша пускай постоянно держит посох,

5. (Пускай носит) льняную, бумажную одежду либо шкуру лани.
Пускай будет жёлтый, либо красный, либо второй, свойственный
дваждырождённым цвет одежды.

6. Да будет перепоясан (травой) мунджа, пускай заплетает косы,
в любой момент при себе (хранит) воду.
(Пускай носит) жертвенный шнур, изучает писанье, нежадный,
пускай бережёт обеты.

7. Очистителями, изреченьями в любой момент божество ублажая,
Пускай прилежно подвизается (всем своим) существом:
таковой послушник похвалы хорош.

8. Так, подвизаясь, да победит он миры, пустынник победивший
эмоции;
Отыскав убежище в высшей обители, он не подвержен рожденьям.

9. Посвящённый во все таинства, целомудрие берегущий,
Пускай покинет деревню муни, бесприютный, пускай в лесу обитает.

10. Наряжаясь в шкуру либо рогожу; утром и вечером пускай творит
омовенье.
Неизменно питаясь в лесу, он обязан входить в деревню.

11. В час еды почитая гостя, он помогать ему обязан.
Пускай существует плодами, страницами, нужными корнями,
хлебного дерева плодами.

12. Родниковой водой, воздухом и всем, что в лесу он встретит.
Пускай одним за вторым насладится, закон в любой момент выполняя.

13. Пускай корнями, собранным подаяньем (и) плодами
почтит пришедшего гостя;
Что имеется у него испрошенное съестное, пускай то и даёт,
без конца, усердно.

14. Сдержанный в речи, вначале накормив божество и гостя,
пускай в любой момент сам вкушает,
Не стремясь сердцем (к пище), на божество возлагая надежды,

15. Самообузданный, дружелюбный, терпеливый, преданный, пускай
бороду, волосы отпускает.
Пускай приносит жертвы, усердствует в изучении Писаний,
Поставив себе высшей целью закон и правду.

16. Собранный, чистый телом, в любой момент бодрый, неизменно в лесу
пребывая,
Так преданный, победивший эмоции отшельник всё побеждает.

17. Домовладелец, брахмачарья*, кроме этого отшельник,
Хотя достигнуть свободы должны придерживаться высшего
поведенья.

18. Никакому существу не внушая страха, он обязан
странствовать, не совершая обрядов*;
Хотя блага всем существам, дружелюбный, да сдержит
эмоции муни.

19. Неиспрошенным*, неприготовленным, случайно попавшим
(он обязан питаться).
В послеобеденное время, в то время, когда уже нет дыма (над жилищем),
в то время, когда люди отобедали — за подаяньем пускай ходит*.

20. В то время, когда уже убрана посуда, обязан идти за подаяньем
опытный освобожденье;
Взяв, пускай не радуется; не взяв, пускай не ропщет.

21. В подходящее время пускай (не прося) ожидает, пускай сосредоточась
за подаяньем ходит;
Пускай не ходит собирать с другими совместно, пускай не ест,
в то время, когда ему оказывают почтенье (как гостю);

22. Как нищенствующий он обязан чуждаться выражения почтенья.
В случае, если вкушаемая пища жгуча, горька иль кисла,

23. Либо сладка, он не должен разбирать вкуса;
В меру он обязан имеется, лишь для поддержания судьбы.

24. Опытный освобожденье своим поведеньем не должен
наносить существам ущерба;
Собирая подаяние, он не должен потребовать ничего больше.

25. Пускай не выставляет праведность на показ:
высвобожденный обязан странствовать бесстрастно.
Около реки, в корнях дерева, в лесу либо в пустке

26. Пускай он находит приют, в том месте и живёт, либо в горной пещере;
В деревне летом он может совершить только одну ночь,
а на протяжении дождей пускай остаётся на одном месте.

27. Солнце ему путь показывает; как насекомое по земле он
обязан бегать;
Из жалости к существам пускай ходит смотря под ноги*,

28. Он не должен собирать запасов, для жилья не должен
облюбовывать место.
Опытный освобожденье неизменно чистой водой обязан
выполнять обряд (омовенья):

29. Свежепочерпнутой водой, человек должен в любой момент омываться.
Невреждение, целомудрие, прямота, правдивость,

30. Безгневность, бесхитростность, кротость, самообузданье, —
Восемь обетов, их обязан беречь сдержанный в эмоциях.

31. Пускай его поведенье постоянно будет наивным, бесстрашным.
Беспрекословно, да удовлетворится он случайным глотком пищи.

32. Имеется он обязан в меру, лишь для поддержания судьбы.
Он не должен искать пищи, обязан вкушать только
полученное законно.

33. Лишнего он принимать не должен, лишь для прикрытия
и пропитания (тела);
какое количество нужно пищи, пускай столько и примет, не больше.

34. Никоим образом он не должен принимать для другого*,
иль подавать второму,
Но для помощи существ он обязан дать, поделиться*
в любой момент обязан умный.

35. Он обязан принимать только неиспрошенное, не должен
брать чужого,
Насладясь какой-нибудь вещью, он не должен хотеть её опять.

36. Почву, воду, листья, цветы, плоды, пищу
Он может применять, если они не огорожены: вольно
произрастающее использовать возможно.

37. Он не должен жить ремеслом, кроме этого хотеть золота
не должен.
Он не должен ненавидеть и поучать, он должен быть скромным.

38. Очищенное благочестием пускай вкушает, он не должен
выполнять приметы.
Ему нельзя выдвигаться, привязываться к кому-либо,
он обязан изучать писанье.

39. (Он обязан отвергнуть) всё, которое связано с надеждой,
с врежденьем.
Публичных обязанностей ему выполнять не нужно,
не нужно к этому принуждать (и другого),

40. Пускай легкомысленно странствует, превзойдя все условия судьбы,
Однообразный ко всем существам: неподвижным, подвижным,

41. Никого он не должен приводить в трепет, ни перед кем
трепетать не должен.
Да успокоит он все существа, тогда лучшим знатоком
освобождения он назовётся.

42. О будущем пускай не думает, к прошлому да не стремиться мыслью.
Собранный, на настоящее пускай не взирает, о времени не заботясь.

43. Ни глазом*, ни мыслью, ни словом он не должен причинять
кому-либо нехорошего.
Ни на глазах, ни за глаза он не должен вредить второму.

44. Оттянув отовсюду эмоции, как черепаха члены,
Уничтожив* индрии, манас, буддхи, опытный всё
досконально да пребудет недвижным.

45. Без двойственности, не совершая поклоненья,
не произнося «Свадха».
Без собственности, без личного начала, без забот, Атману
причастный,

46. Без надежд, без качеств, без склонности,
без покровительства*, спокойный;
Преданный Атману, опытный реальность — освобождается,
в этом нет сомненья.

47. Без ног и рук, без поясницы, без чрева.
Без действий и качеств, отделённый, незапятнанный, стойкий,

48. Без запаха, вкуса, не осязаемый, безoбразный, безмолвный,
Неисследимый, непривязанный, бесплотный,

49. Непредставимый, непреходящий, небесный, но везде дома,
Во всех существах пребывает Атман: не умирает тот, кто его видит.

50. В том направлении не восходят индрии, ни разум, ни всевышние,
Ни Веды, ни жертвы, ни миры, ни манас, ни обеты.

51. Считается, что (только) постигшие лишённую показателей
в том направлении приходят;
Исходя из этого опытный лишённую показателей дхарму,
да делает сущность дхармы.

52. Опытный, сохраняя обязанности домовладельца, опытных поведение
пускай делает;
Незаблуждающийся в образе заблуждающегося пускай странствует,
не пренебрегая Законом;

53. Неизменно, даже в том случае, если высказывают пренебреженье другие,
Устава благих не осуждая, да соблюдёт он в жизни дхарму.

54. Муни, выполняющий таковой образ судьбы, именуется
отличным.
Индрии, их предметы, пять великих сутей,

55. Манас, буддхи, личное начало, непроявленную (природу),
Пурушу
Он перечисляет всё это и досконально определяет;

56. Зная реальность, он их в смертный (собственный) час
перечисляет.
Освободясь ото всех уз, он тогда достигает неба;

57. Пускай думает, утвердясь в одной цели, тогда и без
покровительства он станет свободным.
Высвобожденный ото всех привязанностей, летящий как (птица)
в пространстве,

58. Стёрши с лица земли кошолки (тел), он свободно
Запредельное То приобретает.

Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 46 глава —

БЕСЕДА Преподавателя С УЧЕНИКОМ

Глава 47

Брама сообщил:

1. Саньяса имеется умерщвление плоти, так говорили старцы,
произносившие решенье.
Брамины утвердившиеся в йоге Брахмо, знают, что
верховная цель познания — Брахмо.

2. Покоющееся на знании Вед, запредельно в себе Брахмо.
Запредельное бездвойственно, бескачественно, всегда
непредставимо по свойству.

3. Знанием, умерщвлением плоти То Запредельное
прозревает умный,
Незапятнанный, вначале очистив манас, преодолев страсти.

4. Умерщвляя плоть, покойной дорогой идут к Высшему Владыке
Люди, опытные Брахмо, радуясь неизменно санньясе.

5. Умерщвление плоти — светильник поведения чтущих Закон,
так говорили;
Но направляться ведать, что познанье имеется воистину высшее
высочайшее отреченье и умерщвление плоти.

6. Кто постигает сущность абсолютным, точным знаньем,
Во всех существах (видит) Атмана, тот вездесущности достигает.

7. Кто знает остальное и сосуществование Бытие постигает,
И разнообразие и единство, тот освобождается от бедствий.

8. Кто ничего не хочет и ничего не ненавидит —
Тот (уже) тут в мире способен быть в Брахмо.

9. Кто знает сущность и основу гун, и существ базу,
Кто без собственности, без личного начала, тот освобождается,
в этом нет сомненья.

10. Кто без двойственности, не совершая поклоненья, не произнося
«Свадха»,
Тот к бескачественному, непротиворечивому, всегда покойному
приходит.

11. Человек, покинувший всё качественное (всякую)
деятельность, хорошее и плохое,
Праведное и неправедное покинувший, освобождается,
в этом нет сомненья.

12. Из лона непроявленной (природы) появляется великая буддхи —
это подножие.
Великая база личности — ствол, индрии дупла и сучья.

13. Великие сути — ветви; это (дерево) превосходит остальные
деревья,
В любой момент в страницах, плодах и цветах, плохих и хороших;

14. Всем существам даёт жизнь вечное дерево Брамы.
Срезав*, его раскалывает клинком знания сути умный.

15. Покинувший складывающиеся из привязанности сети — смерть,
рождение, старость,
Без собственности, без базы личности освобождается,
в этом нет сомненья.

16. Имеется две лишённые сознания птицы*, два постоянных приятеля,
Выше этих двух имеется вторая, его сознательной вычисляют.

17. Бессознательный в существах, освободясь от их множества,
сознательным делается внутренний Атман*.
Он, Опытный поле, всё множество существ постигнув,
освобождается ото всех грехов, превзойдя гуны.

Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 47 глава —

БЕСЕДА Преподавателя С УЧЕНИКОМ

Глава 48

Брама сообщил:

1. Кое-какие (вычисляют), что (одно) дерево складывается из Брахмо;
другие ж — что имеется великий лес Брахмо;
Иные — что имеется высшее, нетленное; иные — что имеется Брахмо
и непроявленная (природа).

2. Уверены в том, что всё это исходит из непроявленной (природы)
и в неё уходит.
Кто в час смерти, хотя бы в течение вздоха, возможно
спокойным,

3. И в Атмана войти, тот способен к бессмертью,
Собрав себя в Атмане, не смотря на то, что б на мгновенье.

4. Милостью Атмана он идёт к непреходящей цели умных.
Кто ж пранаямой опять и опять собирает праны

5. Десять либо двенадцать раз, тот превосходит двадцать четыре
(сути).
Так, сперва успокоив себя, он возьмёт всё, что хочет.

6. Из непроявленной (природы), извлекая саттву, он подготовляет
себя к бессмертью.
Нет ничего выше саттвы (в природе), умные так возвещают.

7. Понемногу мы постигаем, что Пуруша обитает в саттве;
Запрещено в противном случае достигнуть Пуруши, лучшие брамины.

8. Терпенье, стойкость, неврежденье, уравновешенность, прямодушие,
правдивость,
Знание, отречение, отрешённость* относятся к саттвическому
поведенью.

9. Так как следуя этому, разумные постигают
И саттву, и Пурушу, в чём нет сомненья.

10. Кое-какие сведущие (люди), в полной мере утвердившиеся в познаньи,
Говорят о единстве саттвы и Познающего поле, но это
несправедливо;

11. без сомнений саттва существует раздельно;
Нужно признать: их существованье раздельно, но в сущности
они совместно.

12. Тогда опытный человек утверждает единство и разнообразие;
Так в сидящей на смоковнице мошке* и разделённость видна,
и единство;

13. Так вода и рыба разны, но связаны очертанием*,
Так связаны капли воды и красного лотоса листья.

Преподаватель сообщил:

14. Так сказал Предок мира тем витязям (духа)
И опять впав в сомненье, вопросили лучшие муни.

Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 48 глава —

БЕСЕДА Преподавателя С УЧЕНИКОМ

Глава 49

Риши сообщили:

1. Которую из обязанностей тут особенно выполнять подобает?
Как бы расходятся пути законов, так мы видим.

2. Кое-какие говорят, что (всё) происходит от тела, другие
отрицают это;
Иные во всём сомневаются, другие ж всё точным вычисляют;

3. Имеется непостоянные и постоянные (обязанности), так кое-какие
вычисляют, они существуют и не существуют (вычисляют) другие;
Они однообразны, двойственны, разнообразны — так (утверждают).

4. Опытные сущность Брахмо полагают о Брахманах:
Одни, что они несложны; другие, что сложны,

5. Иные (считаются) со местом и временем*, не считаются другие;
Кое-какие носят шкуры и косы; бреются и не покрываются другие.

6. Кое-какие утверждают, что не необходимы омовения, другие — что
необходимо свершать омовенья;
Так вычисляют брамины, зрящие истину, познавшие Брахмо.

7. Кое-какие заботятся о питании, другие постом довольны;
Кое-какие люди восхваляют деятельность, другие — предаются
покою.

8. Иные считаются со пространством и временем, не считаются
другие*.
Кое-какие прославляют освобожденье, другие предаются
удовольствию*.

9. Иные ищут достатков, другие же покидают богатства;
Кое-какие вычисляют средством* богопочитание, другие отрицают
это.

10. Невреждению радуются иные, другие вредительству* предаются.
славу* и Чистоту кое-какие (ценят), другие отрицают это.

11. Кое-какие радуются подлинному Бытию, другие же находятся
в сомненьи.
Иные размышление (йоги)* выводят из страданья, другие же —
из счастья.

12. «Необходимо выполнять жертвы», — говорят кое-какие певцы;
«Необходимо творить подарки», — другие.
Иные прославляют умерщвление плоти, другие же люди —
изученье Писаний.

13. Иные отреченье вычисляют знанием, иные — (природы) и
познание стихий.
Иные всё восхваляют, не всё — другие.

14. Так как разным образом певцы толкуют законы,
То мы не приходим к ответу, и заблуждаемся, лучший сура.

15. «Это благо», «то благо», — так вот утверждают люди.
Любой тот закон ценит, что ему по нраву.

16. Исходя из этого, не достигнув познанья, разбрасываясь мыслью,
Мы выслушать хотим, что имеется благо, лучший!

17. Благоволи, Владыка, открыть эту великую тайну:
По какой причине связана саттва с Познающим поле?

18. Так говорили певцы Владыке, поддерживающему жизнь мира,
И он им, праведный, всё известил досконально, премудрый.

ТАЙНА КЛЮЧА ИМЕНИ / в чем смысл имянаречения


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: