АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Учебное пособие
По английскому для студентов 1 курса БГУФК
Авторы: Г.В.Жулкевская, С.Р. Сенько, Т.А. Ревуцкая, А.Н.Борисевич
Критики: Т.Г.Шелягова, кандидат филологических наук, доцент,
зав. кафедрой зарубежных языков Белорусского государст-
венного университета информатики м радиоэлектроники;
Т.П.Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент,
зав. кафедрой методики преподавания зарубежных языков
Минского национального лингвистического университета
Предисловие
Предлагаемое пособие предназначено для студентов I курса всех профессий Белорусского национального университета физической культуры, изучающих английский язык на базе взятых знаний, купленных в количестве школьной программы.
Оно выстроен0 на принципе взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на профессионально-ориентированном материале и написано в соответствии с требованиями программы по зарубежному языку для неязыковых институтов. Пособие должно оказать обучающимся помощь в развитии коммуникативной компетенции: в умении приобретать, перерабатывать и передавать данные, что есть главной задачей при подготовке высококвалифицированных экспертов в области физической спорта и культуры.
Трудясь с ним, студент последовательно проходит разделы особой лексики и грамматики и получает навыки работы с литературой по профессии и в речевой практике.
Лексика по спорту и физической культуре вводится тематически, закрепляется в разнообразных упражнениях и применяется в чтении общеспортивных текстов, умении общаться, заданиях для самоконтроля и итоговых тестах.
Главной структурной единицей учебного пособия есть лингвометодический цикл – тематически-завершённый Unit. Их шесть и любой запланирован на 18-20 часов независимой работы. Цикл имеет определённую структуру: содержит подробное разъяснение грамматических явлений и особенностей: употребления и структур образования изучаемого грамматического явления, практических упражнений на активизацию и закрепление усвоенного изучения.
Любой раздел содержит 4 текста:A, B, C, D, имеющих собственные задачи и методические цели. Текст А цикла завершает серию упражнений, направленных на отработку и раскрытие главной грамматической темы и выработку умений, изучающего чтения. Работа над языковым материалом включает закрепление и введение лексики, которая относится к самый частoтной общеспортивнойлексике. Особенное внимание уделяется расширению потенциального словаря обучаемого, исходя из этого любой цикл содержит задания, направленные на овладение словообразовательными элементами.
Текст В рекомендован для ознакомительного чтения – главной задачей работы с которым есть выработка умения извлекать из текста нужную информацию.
Текст С рекомендуется для беглого просмотра и употребляется для развития навыков стремительного чтения.
Текст D нацелен на выработку умений и навыков поискового чтения.
К каждому тексту даётся много упражнений и заданий на обучение вышеизложенным видам чтения. Большая часть упражнений имеют коммуникативную направленность, стимулирующую устные связные, последовательные и логически стройные высказывания. Завершаются циклы заданиями для составления обобщённых устных изложений по теме цикла.
Любой цикл заканчивается ключами и тестом к нему и самые сложным упражнениям, разрешающими осуществлять постепенный самоконтроль за усвоением изучаемого материала.
Методические правила учебного пособия, его построение циклов и общая структура созданы доцентом Жулкевской Г.В. и ст. преп. Сенько С.Р.
Цикл 1. «спорт и Физическое воспитание в современном обществе» написан доц. Жулкевской Г.В., цикл 2. «Физическое воспитание» — ст. преп. Борисевичем А.Н., цикл 3. «Спорт в республике Беларусь» — ст. преп. Сенько С.Р., цикл 4. «Спорт в Англии и США» — ст. преп. Ревуцкой Т.А., цикл 5. «Спортивные соревнования» — ст. преп. Сенько С.Р., цикл 6. «Олимпийские игры» — доц. Жулкевской Г.В.
UNIT 1. PHYSICAL ACTIVITY AND Спорт IN THE SOCIETY
Grammar targets: The Tense Forms of English Verbs in Active Voice.
(Видо-временные формы британских глаголов в настоящем залоге).
Texts for reading: 1A. Physical Activity and Спорт in the Society.
1B. Physical Activity and Спорт in the Human Life.
1C. Human Body.
1D. Спорт in my life.
Lesson 1. Focus on language.
Grammar analysis:
Look at how the verbs have changed in the examples:
1. She works as a fitness instructor.
2. She is working at the “Atlant” fitness club now.
3. She has never worked at such a big fitness club before.
4. She has been working at “Atlant” since 2010.
5. Two years ago she worked as a PE teacher at school.
6. She was working in the gym when I saw her.
7. She had graduated from the University of physical culture and startedworking as a PE teacher at school.
8. She had been working as a PE teacher for two years before she changed her occupation.
9. She likes спорт.Shewilldefinitely work in спорт or recreation.
10. She will be working with a group of children this time tomorrow.
11. She will have gathered her group of children by 10 o’clock.
12. She will have been working with her group of children for 2 years before theystart taking part in the competitions.
13. I said she would definitely work in спорт or recreation.
14. I said she would be working with a group of children.
15. I said she would have gathered her group of children by 10 o’clock.
16. I said she would have been working with her group of children for 2 years before they startedtaking part in the competitions.
Grammar notes
Глагол в английском имеет те же категории времени, что ив русском: Present (настоящее), Past (прошедшее), Future (будущее), но кроме трех времен, имеющихся в русском языке, у него имеется четвертое, которого нет в русском, но эквивалент которого мы все же находим: FutureinthePast(будущее в прошедшем).
Кроме категории временианглийский глагол имеет категорию вида: Simple (простой), Continuous (долгий), Perfect (идеальный) и PerfectContinuous(совершеннo-долгий), воображающие собой качественныехарактеристики.
Форма, принимаемаяглаголомдля того, дабы выразить собственную сущность, объединяет в себе вид и время и именуется видовременной. Всегоанглийский глагол имеет 16 видовременных форм, каковые,исходя из категории вида,подразделяются на 4 группы времен.Это отлично прослеживается в таблице1, в которой представлены русские эквиваленты британских видовременных форм.
Table 1
Tenses | Simple | Continuous | Perfect | Perfect Continuous |
Present | я тренируюсь (в большинстве случаев) | я тренируюсь (на данный момент) | я потренировался (уже) | я тренируюсь (с самого утра) |
Past | я тренировался (день назад) | я тренировался (день назад в 2 часа) | я потренировался (к 2 часам) | я тренировался (в течение часа до начала матча) |
Future | я буду тренироваться (на следующий день) | я буду тренироваться (на следующий день в 10 часов) | я потренируюсь (к 2 часам) | я буду тренироваться (в течение часа до начала матча) |
Future in the Past | я заявил, что буду тренироваться | я заявил, что буду тренироваться (в 10 часов) | я заявил, что потренируюсь (к 2 часам) | я заявил, что буду тренироваться (в течение часа до начала матча) |
Видо-временные формы группы Simple (Present Simple, Past Simple, Future Simple, Future Simple in the Past) высказывают воздействие либо состояние безотносительно к характеру его протекания, т.е. воздействие либо состояние и употребляются для константации факта. Утвердительная форма несложного настоящего времени(PresentSimple) высказывает простые, регулярные, повторяющиеся либо постоянные действия либо состояния. Present Simple сходится с формой инфинитива (без частицы to) во всех лицах, не считая 3-го лица единственного числа, принимающего окончание -s либо -es (по окончании ss, ch, sh, x и o):
I practise (every day). Я тренируюсь (ежедневно).
He practises (every day). Он тренируется (ежедневно).
Утвердительная форма несложного прошедшего времени (PastSimple) употребляется для выражения действий, которыеимели место в прошлом, и время совершения которых истекло (yesterday–день назад, lastyear–впрошлом году, twodaysago – два дня тому назад, in 2000 – в 2000 году и т.п.). PastSimpleправильных глаголов образуется методом прибавления во всех лицах окончания –ed,а неправильных – извлечения формы из второй колонки таблицы неправильных глаголов.
I practised football last year.В прошедшем сезоне я занимался футболом.
We ran a 3,000m cross-country yesterday. Вчерамыбежали кросс на 3000
метров.
Форма несложного будущего времени (Future Simple)употребляется для выражения действий, каковые будут совершаться в будущем (tomorrow – на следующий день, next week (summer, etc.)– наследующей семь дней (следующим летом и т.д.), in two years (days, months, etc) – через два года (дня, месяца и т.д.), in 2010 – в 2010 году и т.д.). Future Simpleобразуется при помощи запасных глаголов shall (с 1-м лицом единственного и множественного числа) и will (для остальных лиц) и инфинитива без частицы to.
I shall practise this element tomorrow.I am too tired today.
Я буду отрабатывать данный элемент на следующий день.Я через чур устал сейчас.
He will practise this element tomorrow. He is too tired today.
Он будет отрабатывать данный элемент на следующий день. Он через чур устал сейчас.
В разговорном английском принято применять сокращенную форму ’ll от запасных глаголов shallи will, а will использовать во всех лицах.
I’ll go to the swimming pool on Sunday. – Япойдувбассейнввоскресенье.
Форма несложного будущего времени в прошедшем (FutureinthePastSimple)высказывает воздействие, которое рассматривается как будущее относительно момента либо действия в прошлом и употребляется в сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными, в которых глагол главного предложения стоит в прошедшем времени, а придаточного – вбудущем.Future in the Past Simple образуется по аналогии с Future Simple, лишь вместо shall употребляется глагол should, а вместо will – would.
I said I should practise this element tomorrow.
Я сообщил, чтобуду отрабатывать данный элемент на следующий день.
He said he would practise this element tomorrow.
Он заявил, что будет отрабатывать данный элемент на следующий день.
В разговорном британском принято применять сокращенную форму ’d от запасных глаголов should и would.
IsaidI’ddoittomorrow. – Я заявил, что буду делать это на следующий день.
Видо-временные формы группы Continuous (PresentContinuous, PastContinuous, FutureContinuous, FutureinthePastContinuous) высказывают воздействие в развитии, в ходе его протекания в совершенно верно указанный момент настоящего прошедшего либо будущего времени.
I am practising now.Я тренируюсь на данный момент.
I was practising at 10 o’clock.Я тренировался в 10 часов.
I shall be practising at 10 o’clock.Я буду тренироваться в 10 часов.
I said I should be practising at 10 o’clock.Я заявил, что буду тренироваться в 10 часов.
Утвердительная форма времен группы Continuous складывается из запасного глагола tobe и причастия настоящего времени смыслового глагола, которое имеет суффикс -ing. Делая вспомогательные функции, глагол tobe изменяется по временам кроме этого, как в функциях смыслового глагола либо глагола-связки (Present – am, is, are;Past – was, were; Future – shallbe, willbe;FutureinthePast – shouldbe, wouldbe). PresentContinuous,в первую очередь,высказывает воздействие, которое происходитнепосредственно сейчас либо во время времени, включающий этот момент (now – на данный момент, сейчас, atthemoment – на данный момент). Момент совершения действия в Past Continuous возможно выражен или правильным указанием времени (at 6 p.m. yesterday – день назад в 6 часов вечера, at this time 2 days ago – одвременно с этим два дня назад, from 5 till 7 last Friday – с 5 до 7 в эту пятницу), или другимдействием в Past Simple (when something else happened – в то время, когда произошло что-то еще). Момент совершения действия видо-временной формы Future Continuous кроме этого возможно выражен или правильным указанием времени (at 6 p.m. tomorrow – на следующий день в 6 часов вечера, at this time in 2 days – одвременно с этим через два дня, from 5 till 7 next Friday – с 5 до 7 в следующую пятницу), или вторым действием в Present Simple (when something else happens – в то время, когда произойдёт что-то еще).
направляться иметь в виду, что кое-какие глаголы не смогут высказывать воздействие как процесс, совершающийся в определенный момент и, следовательно, не смогут употреблятся ввидо-временных формах Continuous.К ним относятся:
а) глаголы, высказывающие принадлежность и обладание:
have(иметь, обладать), own (обладать), possess (владеть), belong (принадлежать) и др.
б) глаголы, высказывающие чувственное восприятие:
see (видеть), hear (слышать), smell (вонять), taste (быть на вкус) и др.
в) глаголы, высказывающие умственную деятельность:
know (знать), understand (осознавать), remember (не забывать), forget (забывать) и др.
г) глаголы, высказывающие отношение говорящего к чему-то:
want (желать), like (нравиться), love (обожать), hate (ненавидеть), dislike (не нравиться) и др.
Видо-временныеформыгруппыPerfect (PresentPerfect, PastPerfect, FuturePerfect, FutureinthePastPerfect) выражаютдействие, совершенноекопределенномумоментувнастоящем, прошедшемилибудущем.
I have already practised this element.Я уже отработал данный элемент.
I had practised this element by the previous championship.Я отработал данный элемент к прошлым соревнованиям.
I shall have practised this element by the coming tournament.Я отработаю данный элемент к грядущему турниру.
I said I should have practised this element by the comingtournament.
Я заявил, что отработаю данный элемент к грядущему турниру.
Утвердительная форма времен группы Perfect складывается из запасного глагола tohave и причастия прошедшего времени смыслового глагола, имеющего у верных глаголов окончание –ed, а неправильных глаголов III форму в таблице неправильных глаголов. Вспомогательныйглаголtohaveизменяетсяповременамтакже, каксмысловой (Present – have, has;Past – had;Future – shallhave, willhave;FutureinthePast – shouldhave, wouldhave).
Главной изюминкой PresentPerfectявляется сообщение действия, выраженного временной формой, с настоящим моментом, исходя из этого PresentPerfectупотребляется:
1. Для выражения действия, которое закончилось до настоящего момента, но связано с ним результатом действия, взятым опытом.
I have translated this instruction. Я перевел эти правила.
Примечание: PresentPerfectчасто употребляется со следующими наречиями, каковые подчеркивают сообщение действия, выраженного данной формой, с настоящим моментом:
already уже
justтолько что
еverкогда-либо
neverникогда
yetуже (в неспециализированных вопросах)
not … yetнет еще
latelyза последнее время
I have just seen my coach. Я только что видел моего тренера.
I have not met my friend lately. Я не встречал моего другав последнее время.
Наречия just, ever, neverстоят перед главным глаголом.
Наречие yetв значении «еще» употребляется в отрицательных предложениях и может находиться перед смысловым глаголом либо в конце предложения.
Наречие yetв значении «уже» стоит в конце неспециализированных вопросов.
Наречие latelyстоит в большинстве случаев в конце предложения.
2. Для выражения законченного действия в указанный период времени, что еще не закончился. Данный период в большинстве случаев выражается следующими событиями времени:
Thismorning (evening) – этим утром (вечером), thisweek – на этой неделе, thismonth – в этом месяце, thisyear – в текущем году и др.
I have translated six articles this week. Я перевел 6 статей на этой неделе.
3. Для выражения не законченного к настоящему моменту действия, которое выражается глаголами, не употребляющимися во временах группы Continuous (tobe, toknow, toseeи др.). В этих обстоятельствах довольно часто употребляются:
а) события времени с предлогом for«в течение» и since«с».
We have been team mates for many years.
Мы приятели по команде в течениемногихлет.
I have known my coach for a long time.
Я в далеком прошлом знаю моего тренера.
б) придаточные предложения времени, вводимые альянсом since«с того времени как».
We have not met since I left school.
Мы не виделись с того времени, как я закончил школу.
4. PresentPerfectчасто употребляется дляначала беседы:
Have you heard the news?
Выслышалиновость?
PastPerfectобозначает законченное воздействие, предшествовавшее определенному моменту либо действию в прошлом.
Утвердительная форма его образуется при помощи запасного глагола tohaveв прошедшем времени (had)и причастия прошедшего времени смыслового глагола.
had + Participle II |
She had graduated from the University of physical culture and started workingas PE teacher at school. | Онаокончилауниверситет физической культурыи начала работать преподавателем физического воспитания в школе. |
PastPerfectупотребляется:
1. Для выражения действия, которое уже совершилось до определенного момента в прошлом. Данный момент возможно выражен:
а) правильным указанием времени (года, числа, часа и т.д.) с предлогом времени by.
We had received the entry form by the 1st of October. I had practised this element by the previous championship. | Мы взяли заявочную форму к 1 октября. Я отработал данный элемент к прошлым соревнованиям. |
б) вторым прошедшим действием
The coach had finished the conversation when I came up to him. | Тренер закончил разговор, в то время, когда я подошел к нему. |
FuturePerfectобозначает воздействие, которое совершится к определенному моменту либо действию в будущем.
Утвердительная форма его образуется при помощи запасного глагола tohaveв будущем времени и причастия прошедшего времени смыслового глагола
shall (will) have + Participle II |
She will have gathered her group of children by 10 o’clock. | Она соберет собственную детскую группу к 10 часам. |
Future Perfect употребляется:
1. Для выражения действия, которое совершится к определенному моменту в будущем. Данный момент возможно обозначен:
а) Правильным указанием времени с предлогом by
He will have sent the entry form by the 1st of October. | Он отошлет заявочную форму к 1-му октября. |
2. Вторым будущим действием
Thesportsmanwillhavepractised thiselementbeforethecoachcomes. | Спортсмен отработает данный элемент перед тем, как придет тренер. |
Видо-временныеформыгруппыPerfectContinuous (PresentPerfectContinuous, PastPerfectContinuous, FuturePerfectContinuous, FutureinthePastPerfectContinuous) употребляютсядлявыражениядлительногодействия, начавшегосядоопределенногомоментавнастоящем, прошедшемилибудущемидлившегосяизвестныйпериодвремени, включаяэтотмомент. Помимо этого видо-временные формы данной группы смогут кроме этого высказывать долгое воздействие, длившееся узнаваемый период времени и закончившееся перед указанным моментом в настоящем, прошедшем либо будущем.
УтвердительнаяформавременгруппыPerfectContinuousобразуетсяприпомощивспомогательногоглаголаtobeвформеPerfect (Present – havebeen, hasbeen, Past – hadbeen, Future – shallhavebeen, willhavebeen, FutureinthePastshould (would) havebeen) ипричастиянастоящеговременисмысловогоглагола, имеющегосуффикс-ing.
I have been practising since morning. When the coach came I had been practising for an hour. By the time the coach comes I shall have been practising for an hour. I said that by the time the coach came I should have been practising for an hour. | Я тренируюсь с утра. В то время, когда тренер пришел, я тренировал- ся уже час. Ко времени прихода тренера, я буду тренироваться час. Я заявил, что ко времени прихода тренера я буду тренироваться час. |
Видо-временные формыPerfectContinuous равно как и PresentPerfect довольно часто употребляются с предлогами since – с (определенного момента) и for – в течение (определенного периода времени). Но, в отличие от Present Perfect, Present Perfect Continuous передает действия, каковые начались в прошлом и продолжаются до настоящего момента. С этим значением связано кроме этого потребление событий времени, отражающих долгие периоды (all the morning – все утро, all day long – целый сутки, all year through – целый год).
В отличие от PastPerfect и FuturePerfect, в которых акцентируется внимание на результате действия, PastPerfectContinuous и FuturePerfectContinuous употребляются чтобы выделить продолжительность действия.К событиям с предлогами since и for добавляется правильное указание времени в прошлом (by 6 p.m. yesterday – день назад к 6 часам вечера) или второе воздействие в Past Simple (before/when/by the time something else happened – перед тем, как/в то время, когда/к тому моменту, как произошло что-то еще) при Past Perfect Continuous, и правильное указание времени в будущем (by 6 p.m. tomorrow – на следующий день к 6 часам вечера) либо второе воздействие в Present Simple (before/when/by the time something else happens – перед тем, как/в то время, когда/к тому моменту, как произойдёт что-то еще) при Future Perfect Continuous.
Вопросительные формы всех видо-временных форм за исключением PresentSimple, PastSimpleи всех FutureinthePast, каковые по большому счету отсутствуют, образуются методом перемещениявспомогательного глагола на первое место.В PresentSimple иPastSimple для образования вопросительной формы в предложение вводится вспомогательный глагол do, которыев PresentSimple имеютформы doи does (he, she, it),а в PastSimpleII-уюформу от do (did),и занимают ведущую плозицию в предложении.
Отрицательные формы всех видо-временных форм образуются при помощи частицы not, которую ставят по окончании первого запасного глагола, передподлежащим.В разговорной речи do not и does not уменьшаются до don’t,doesn’t, а did not – доdidn’t, форма shall not получает вид shan’t,a will not – won’t, have not – haven’t, has not – hasn’t, had not – hadn’t. Вспомогательный глагол to be в отрицательной форме уменьшается по тем же правилам, что и смысловой: is not – isn’t, are not – aren’t, was not – wasn’t, were not – weren’t, а в 1-м л.ед.ч. I am not уменьшается до I’m not.
Порядок слов в повествовательном предложении
Британское повествовательное предложение строится в строгой последовательности слов.
Порядок слов в утвердительном предложении
Событие | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение | Событие |
I | study | English | at the university. |
Единственный член предложения – событие, возможно передвигать в начало предложения.