Тест «подростки о родителях»

Опросник «отношение и Поведение родителей подростков к ним» (ADOR — сокращенно дети о родителях) изучает установки, методы и поведение воспитания своих родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Базой помогает опросник, что создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное действие своих родителей (так, как это обрисовывают дети) возможно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие — эмоциональное отвержение, психотерапевтический контроль — психотерапевтическая автономия, скрытый контроль — открытый контроль. Наряду с этим принятие тут подразумевает непременно хорошее отношение к ребенку, независимо от исходных ожиданий своих родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему уважения и любви, а порою и просто враждебность. Понятие психотерапевтического контроля обозначает как преднамеренное руководство и определённое давление детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных правил.

Применение опросника в ЧССР на выборке молодежи продемонстрировало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен 3. Матейчи- ком и П. Ржичаном в первой половине 80-ых годов XX века.

На протяжении международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Университета им. В. М. Бехтерева с Университетом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на детях 1-3— 18 лет в РФ, как это предусмотрено авторами модификации. Она была очень нужной для отражения факторов домашнего воспитания, скрытых как от психологов и врачей (педагогов), так и от самих своих родителей.

Проведения изучения

Перед началом опыта ребёнка вводят в курс дела относительно целей и задач изучения.

И нструкция. Просим вас оценить исходя из собственного опыта, какие конкретно из указанных положений более всего свойственны для ваших своих родителей. Для этого пристально прочтите каждое утверждение, не пропуская никого из них. Если вы вычисляете, что утверждение абсолютно соответствует воспитательным правилам вашего отца (либо матери), обведите кружком цифру «2». В случае, если высчитаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (либо матери), обведите цифру «1». В случае, если же, по вашему точке зрения, утверждение не относится к вашему отцу (либо матери), то обведите цифру «О».

После этого ребёнку выдают регистрационный бланк для заполнения раздельно на каждого из своих родителей. Принципиальной отличия между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки заполняются раздельно, сначала, к примеру, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные правила матери, после этого данный бланк сдается экспериментатору и лишь затем выдается подобный бланк, где указанные положения должны быть оценены ребёнком уже в применении к отцу.

ADOR (опросник для подростков)

Фамилия_________________ Имя __________ Отчество

Номер Мой папа (моя мать) Да Частично Нет
Часто радуется мне 1 0
Категорически требует, дабы я усвоил, что я могу делать, что нет 1 0
Владеет недостаточной терпеливостью в отношении меня 1 0
В то время, когда я ухожу, сам решает, в то время, когда я обязан возвратиться 1 0
В любой момент скоро забывает то, что сам говорит либо приказывает 1 0
В то время, когда у меня нехорошее настроение, рекомендует мне успокоиться либо 1 0
развеселиться
Думает, что у меня должно существовать довольно много правил, каковые 1 0
я обязан делать
Неизменно жалуется кому-то на меня 1 0
Предоставляет мне столько свободы, сколько мне нужно 1 0
За одно да и то же один раз наказывает, а второй — прощает 1 0
Весьма обожает делать что-нибудь совместно 1 0
В случае, если назначает какую-нибудь работу, то думает, что я обязан 1 0
делать лишь ее, пока не закончу
Начинает злиться и возмущаться по поводу любого пустяка, 1 0
что я сделал
Не требует, дабы я задавал вопросы у него разрешения, дабы идти 1 0
в том направлении, куда захочу
Отказывается от многих собственных дел в зависимости от собственного 1 0
настроения
Номер Мой папа (моя мать) Да Частично Нет
Пробует развеселить и вдохновить меня, в то время, когда мне безрадостно 2
В любой момент настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть 2
наказан
Мало интересуется тем, что меня тревожит и чего я желаю 2
Допускает, дабы я имел возможность бы идти куда желаю любой вечер 2
Имеет определенные правила, но время от времени выполняет их, время от времени нет
В любой момент с пониманием выслушивает мнения и мои взгляды
Смотрит за тем, дабы я постоянно делал то, что мне сообщено
Время от времени вызывает у меня чувство, что я ему неприятен
Фактически разрешает мне делать все, что мне нравится
Меняет собственные решения так, как ему комфортно
Довольно часто хвалит меня за что-либо
В любой момент совершенно верно желает знать, что я делаю и где нахожусь
Желал бы, дабы я стал вторым, изменился
Разрешает мне самому выбирать себе дело по душе
Время от времени весьма легко меня прощает, а время от времени — нет
Старается открыто продемонстрировать, что обожает меня
В любой момент смотрит за тем, что я делаю на улице либо в школе
В случае, если я сделаю что-нибудь не так, неизменно и везде говорит об
этом
Предоставляет мне довольно много свободы. Редко говорит «обязан» либо
«запрещено
Непредсказуем в собственных поступках, в случае, если я сделаю что-нибудь
нехорошее либо хорошее
Думает, что я должен иметь собственное мнение по каждому
вопросу
В любой момент шепетильно смотрит за тем, каких друзей я имею
Не будет со мной сказать, пока я сам не начну, в случае, если до этого я
его чем-то задену либо обижу
В любой момент легко меня прощает
Хвалит и наказывает весьма непоследовательно: время от времени через чур
довольно много, а время от времени через чур мало
В любой момент находит время для меня, в то время, когда это мне нужно
Неизменно показывает мне, как себя вести
В полной мере быть может, что, в сущности, меня ненавидит
Проведение каникул я планирую самостоятельно
Время от времени может обидеть, а время от времени не редкость хорошим и признательным
В любой момент открыто ответит на любой вопрос, о чем бы я ни
задал вопрос
Довольно часто контролирует, все ли я убрал, как он приказал
Пренебрегает мною, как мне думается
Не вмешивается в то, убираю я либо нет мою помещение (либо
уголок) — это моя крепость
Весьма неконкретен в собственных указаниях и желаниях

интерпретация и Обработка результатов

По окончании того как ребёнок заполнил оба бланка (на отца и на маму), все полученные эти сводятся в «оценочный страницу» раздельно на маму и на отца.

После этого по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ— хороший интерес, DIR— директивность, HOS — враждебность, A UT— автономность и NED — непоследовательность). Потом «сырые» баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные эти находятся от 1 до 5, нормой есть среднее значение, т. е. 3.

В случае, если по параметру вышло 1—2 балла, то возможно сказать, что он слабо выражен, в случае, если же 4-5, то измеряемое уровень качества выражено в полной мере четко. После этого на особом бланке строятся оценочные профили взаимоотношений как к матери, так и к отцу.

Ключи к опроснику АДОР
Номера утверждений Начисл. баллы Номера утверждений Начисл. баллы Номера утверждений Начисл. баллы Номера утверждений Начисл. баллы Номера утверждений Начисл. баллы
Сырых баллов
Стандар тн. баллы
POZ DIR HOS AUT NED

Оценка матери сыном

Шкала хорошего интереса

В первую очередь психотерапевтическое принятие матери мальчики-дети видят в довольно критическом подходе к ним. Дети довольно часто испытывают необходимость в поддержке и помощи матери, как правило принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. Одновременно с этим сыновья не ожидают от матери чрезмерного конформизма, впредь до тенденции «идти на предлогу». Однако легко компетентное поведение, дружеский метод общения и обычные эмоциональные контакты выясняются недостаточными чтобы ребёнок имел возможность утверждать, что мать испытывает по отношению к нему хороший интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и независимого человека.

Шкала директивности

Директивность матери по отношению к сыну дети видят в навязывании им эмоции вины по отношению к ней, ее постоянным напоминаниям и декларациям о том, что «мать жертвует всем для сына», абсолютно берет на себя ответственность за все, что делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее оценки и статуса окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», кроме наряду с этим возможность вторых вариантов самовыражения. Так, мать пытается любым методом исключить неправильное поведение сына, дабы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие хорошие эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой подростка и взаимодействия матери.

Шкала враждебности

Враждебность матери в отношениях с сыном-ребёнком характеризуется ее чрезмерной строгостью и агрессивностью в межличностных отношениях. Ориентировка матери только на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, в большинстве случаев, исключают принятие ребенка. Он воспринимается в первую очередь как соперник, которого нужно подавить, чтобы утвердить собственную значимость. Так, эмоциональная холодность к ребёнку маскируется и обычно выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» а также подчиненность ему. Одновременно с этим может наблюдаться четко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына, целью которой есть рвение унизить его в глазах окружающих. Наровне с этим неизменно (в большинстве случаев на вербальном уровне) демонстрируется хорошая активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала автономности

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, кроме того некая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать наряду с этим не принимает ребенка как личность, со собственными эмоциями, мыслями, побуждениями и представлениями, она являет собой слепую силу амбиций и власти, которой все, несмотря ни на что, обязаны подчиняться. Наряду с этим адаптивная форма авторитета матери, основанная на уважении и доверии, и резкости и приемлемые формы жестокости (в то время, когда они учитывают обстановку), выясняются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-детьми. Кроме этого, согласно точки зрения сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не смогут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности

Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается ребёнком как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психотерапевтических тенденций, как господство амбиций и силы и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность.

Причем нужно подчернуть, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний велика).

Оценка отца сыном

Шкала хорошего интереса

Хороший интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие неотёсанной силы, рвения к нераздельной власти в общении с ним.

Дети говорят о хорошем интересе в случаях, в то время, когда отцы стремятся достигнуть их почитания и расположения отцовского авторитета, не прибегая к объявлениям догм. Психотерапевтическое принятие сына отцом основано в первую очередь на доверии. При аналогичных отношениях характерно обнаружить истину в споре, прислушиваясь к разным доводам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Тут абсолютно отрицается какого-либо рода конформизм.

Шкала директивности

Директивность в отношениях с сыном папа проявляет в форме тенденции к лидерству методом завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается в большинстве случаев в своевременной коррекции и управлении поведения ребенка, кроме амбициозную деспотичность. Наряду с этим он весьма четко показывает ребенку, что для его благополучия жертвует некоей имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а рвение решать все мирно, несмотря на степень раздражения.

Шкала враждебности

Ожесточённые отцы постоянно соглашаются с общепринятым мнением, через чур придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования вторых быть «хорошим» отцом и поддерживать хорошие отношения. Воспитывая, они пробуют вымуштровать собственного сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре понятием о том, каким должен быть совершенный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать разные свойства, что обычно ведет к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наровне с этим проявляется полная зависимость от мнения окружающих, беспомощность и боязнь, невозможность противостоять им. Одновременно с этим по отношению к сыну папа жёсток и педантичен. Ребёнок постоянно будет в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его наказания и деятельности родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ожидают от тебя, поскольку я жертвую всем, дабы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в избыточной беспристрастности в ходе общения. Сотрудничество основывается на деспотичности и позициях силы. Папа «подмечает» сына лишь в случаях, в то время, когда тот что-нибудь натворил, причем кроме того на разбор произошедшего, в большинстве случаев, «не достаточно времени». Папа через чур занят собой, дабы вникать в проблемы и жизнь сына. О них он определит лишь из его просьб оказать помощь либо посоветоваться в том либо другом вопросе, не особенно затрудняя себя пояснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он лишь делает вид, что это его тревожит. Довольно часто его , в то время, когда сын обращается к нему. Согласно его точке зрения, сын «сам обязан всё знать».

Шкала непоследовательности

Непоследовательность используемых отцом воспитательных мер по отношению к их сыновьям-детям последние видят в непредсказуемости, неосуществимости предвидеть, как их папа отреагирует на ту либо иную обстановку, событие, — подвергнет ли сына жёсткому наказанию за небольшие проступки либо легко пожурит за что-нибудь значительное, легко приняв обещание последнего, что это больше не повторится; таковой папа или продолжительно и педантично будет «промывать косточки», или примет без подтверждения заверения сына о невиновности и т. п.

При сравнении практики матерей и отцов мальчиками-детьми выявляются следующие характерные различия. При психотерапевтическом принятии родителями сына у отцов если сравнивать с матерями господствует отсутствие тенденции к лидерству, потому, что они стремятся достигнуть почитания и расположения их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, каковые крайне редко разрешают себе авторитаризм в межличностных отношениях «для блага» ребенка. Одновременно с этим у матерей в качестве хорошего интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, в то время как у отцов более выражена твёрдость и независимость позиций. По шкале директивности у матерей, если сравнивать с отцами, на первый замысел выступает тенденция к покровительству, потому, что матери более склонны влиять на детей индуктивной техникой. Кроме этого матери готовы пойти на компромисс для успехи собственной цели, в то время как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от подобной чёрта отцов тем, что у матерей она проявляется в следствии борьбы за собственную независимость, а у отцов это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, но у матерей увиден выговор на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов — отгороженность. И у тех и у других отсутствует кроме того тенденция к покровительству, не смотря на то, что отцы смогут в виде исключения оторваться отдел и внять просьбам ребёнка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих своих родителей одинаково оценивается детьми как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления с большой амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию есть уступчивость и гиперпроективность, а у отцов — конформизм и доверчивость.

Оценка матери дочерью

Шкала хорошего интереса

Хорошее отношение к дочери со стороны матери, основанное на психотерапевтическом принятии, описывается детьми-девочками как отношение к мелкому ребенку, что всегда требует внимания, заботы, помощи, что сам по себе мало что может.

Такие матери довольно часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор либо каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности — с другой. Наровне с этим девочки отмечают фактор потворствования, в то время, когда мать находится как бы «на побегушках» и пытается удовлетворить л юбое желан ие дочери.

Шкала директивности

Обрисовывая директивность собственных матерей, девочки-дети отмечали твёрдый контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению собственной власти, основанной на амбициях. Наряду с этим выражение собственного мнения дочери не приветствуется. Такие матери больше надеются на строгость наказания, упрямо полагая, что они «в любой момент правы, а дети еще через чур мелки, дабы делать выводы об этом».

Шкала враждебности

Враждебность матерей их дочерьми-детьми описывается как странное отношение к домашней среде и расстояние по отношению к ее участникам (в частности, к детям). отказ и Подозрительное поведение от социальных норм приводят, в большинстве случаев, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности

Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются кроме этого какие-либо опеки и формы заботы по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются детьми как снисходительные, нетребовательные. Они фактически не поощряют детей, довольно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности

Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки знают резкую смену стиля, примеров, воображающих собой переход от весьма строгого к либеральному и, напротив, переход от психотерапевтического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению. ^

Оценка отца дочерью

Шкала хорошего интереса

Дочери обрисовывают хороший интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к ребёнку, открытость и теплота взаимоотношений между дочерью подростком и- отцом являются проявлением искреннего интереса. Психотерапевтическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к жёстким наказаниям, т. е. господствуют утепленные дружеские отношения с четким осознанием границ того, что возможно и чего запрещено.

Отцовские запреты же в этом случае действуют лишь на фоне отцовской любви.

Шкала директивное™

Девочки-дети воображают директивность отца в качестве образа «жёсткой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, например, в семье. Директивный папа как бы направляет растущую девушку на путь подлинный, заставляя ее подчиняться правилам и нормам поведения, принятым в определённой культуре и обществе, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности

В этом случае речь заходит о таком негативном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «совершенного ребенка» и соответствующей через чур твёрдой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодного, отвергающего отношения — с другой. Все это приводит к нарушениям взаимоотношений между дочерью подростком и-отцом, что, со своей стороны, обусловливает повышенный уровень напряженности, нестабильности и нервозности ребёнка.

Шкала автономности

Девочки-дети обрисовывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для сотрудничества с ним. Он представляется человеком отгороженным от неприятностей семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными участниками семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит около, его действия обычно не согласуются с запросами и потребностями родных, интересы которых абсолютно игнорируются.

Шкала непоследовательности

Тут папа представляется человеком совсем непредсказуемым. С высокой степенью возможности в его поведении смогут проявляться совсем противоречащие друг другу психотерапевтические тенденции, причем амплитуда колебаний велика.

Так, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-детьми выглядят следующим образом. При психологическом принятии и позитивном интересе у матерей, в отличие от отцов, на первый замысел выступает доверие и подчиняемость. У отцов же господствует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание при помощи силового давления. Директивность матерей основана только на амбициозных претензиях к жёсткому контролю и власти за поведением дочери, а директивность отцов наровне с этим выражается еще и в зависимости от самовлюблённости и мнения окружающих. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется слабовольная зависимость и упрямый конформизм от мнения окружающих, что определяется из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-ребёнку на первый замысел выступает самоутверждение и жестокость властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием хороших людских взаимоотношений и отгороженностью от интересов и проблем дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений чёрта отцов и матерей представляются однообразными.

Различие имеется только в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и недоверием и подчинённостью — у матерей.

Дети-подростки: как не потерять отношения с детьми. Советы от мамы 4 подростков | Family is…


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: