От чего зависит конкурентоспособность страны? Какие конкретно факторы лежат в ее основе? Что, фактически говоря, такое конкурентоспособность национальной экономики? По какой причине одни государства добились больших удач в собственном развитии, а другие — нет? По какой причине определенные компании, воображающие достаточно маленькую группу государств, стабильно лидируют в мире? Многих настоящего и экономистов прошлого тревожили и волнуют эти вопросы. Достаточно конкурентоспособность одной раздельно забранной компании, принимая к сведенью приобретаемую ею прибыль, уровень разработок, лидерство на рынке и т. п. Но как выяснить конкурентоспособность целой страны? Какие конкретно экономические показатели наряду с этим направляться разглядывать? Стабильный курс национальной валюты, хорошее сальдо платежного баланса, обеспеченность природными ресурсами?
Современное развитие многих ведущих государств задает много тайных. страны и япония ЕС в свое время взяли преимущества из-за понижения курса национальных валют по отношению к американскому доллару. Экономика США не имеет себе равных в мире по потенциалу, не обращая внимания на недостаток платежного
баланса. История послевоенного развития таких государств, как Германия, Италия, южная Корея и япония, — это история успеха стран, большая часть из которых потерпели поражение во Второй мировой и изначально были обделены природными ресурсами. Так что же такое конкурентные преимущества и откуда они появляются?
Ответ на бессчётные вышеприведенные вопросы дает теория известного американского экономиста Майкла Портера из Гарвардской школы бизнеса. Трудясь в созданной президентом Рональдом Рейганом Рабочей группы по конкурентоспособности американской индустрии, М. Портер задался целью выяснить термин «конкурентоспособность» применительно к стране. В следствии его изучений в свет вышла известная книга «Конкурентные преимущества наций»10, в которой подробно рассмотрены неприятности современной интернациональной борьбе.
Новизна подхода Портера заключалась в том, что он внес предложение разглядывать конкурентоспособность государств через призму конкурентоспособности компаний, воображающих эти страны в мире. По Портеру, конкурентоспособность одного раздельно забранного страны связана с производительностью нации, т.е. с действенным применением всех имеющихся ресурсов (сырья, рабочей силы, капитала). Разглядывать степень благосостояния страны направляться с микроэкономического уровня — уровня ОДНОЙ раздельно забранной компании, потому, что в конечном итоге ВВП и ВВП страны создаются компаниями-производителями. Портер отмечал, что кроме того в самых успешных государствах не все отрасли и не все компании смогут в один момент процветать. Удачи развития национальной экономики зависят от деятельности определенного ядра компаний, ведущих интернациональную активность. Причем эти компании, в большинстве случаев, в каждой стране воображают небольшой спектр индустрии.
Потому, что, по Портеру, изначально конкурентоспособны не страны, а национальные компании данных государств, то для успеха в конкурентной борьбе компании должны владеть одним из двух преимуществ: иметь низкие издержки производства или дифференцировать уровень качества продукта в расчете на большой уровень стоимостей. Борьба в мире заставляет компании всегда равняться друг на друга, сравнивая собственную деятельность с удачами соперников. Интернациональная специализация страны наряду с этим связана с темп сферами экономики, в которых ее национальные производители самый конкурентоспособны.
Интернациональная торговля по сути дела перераспределяет продукцию самые конкурентоспособных отраслей разных государств, наряду с этим экспортируются услуги и такие товары, в производстве которых имеют преимущества отечественные компании, а импортируется то, в чем были более действенными зарубежные соперники. Портер заявляет, что ни одна страна мира не может быть конкурентоспособной полностью по всем позициям, потому, что отражается ограниченность ее ресурсов. Ответственной задачей делается применение имеющихся у страны ресурсов самый рациональным методом. Наряду с этим кроме того в государствах с самым большим уровнем развития непременно найдутся такие отрасли экономики, национальные производители которых неконкурентоспособны. Ответственной задачей делается специализация страны на самые эффективных и конкурентоспо-
собных сегментах экономики, а менее производительные отрасли национального хозяйства наряду с этим смогут быть или перемещены за предел, или от них стоит по большому счету отказаться. Все это будет содействовать здоровому процессу национального экономического процветания.
Конкурентоспособность отечественной индустрии, сферы одолжений, сельского хозяйства свидетельствует кроме этого то, что они развиваются по законам свободного рынка. Каждая политика протекционизма, национальные субсидии местным компаниям и ограничение доступа на внутренний рынок зарубежных соперников, причиняет непоправимый ущерб конкурентоспособности отечественных производителей.
Потом Портер предлагает собственную легендарную модель «конкурентного ромба», отражающего совокупность детерминант национального конкурентного преимущества (рис. 6.3). Ответом на вопрос, по какой причине страны получают удач в той либо другой области, помогают четыре свойства страны, имеющие характер и формирующих среду, в которой соперничают местные компании. Среда может содействовать созданию конкурентных преимуществ, быть может и мешать их появлению. Четырьмя особенностями — в противном случае, детерминантами модели — являются:
1. Факторные условия.
2. Условия внутреннего спроса.
3. Наличие смежных и обслуживающих отраслей.
4. стратегия и Структура компаний, внутриотраслевая борьба.
Четыре свойства дружно, и каждое из них в отдельности создают среду, в которой функционируют компании данной страны. Разглядим любой из детерминантов-особенностей подробнее.
Рис. 6.3. Совокупность детерминант национального конкурентного преимущества — «конкурентный ромб- М. Портера
Факторные условия являются конкретные факторы производства (труд, капитал, почва, инфраструктура и т. п.), нужные для успешной борьбы в данной отрасли. К числу таких условий относятся:
• человеческие ресурсы: количество, квалификация, цена рабочей силы, наличие специалистов и учёных высшей категории, длительность рабочей недели, система управления и трудовая этика персоналом;
• физические, либо природные, ресурсы: почва, вода, нужные ископаемые, лесные достатки, энергетические ресурсы, климатические условия, географическое местоположение и размер страны, ее внешнее окружение;
• научно-информационный потенциал: целый накопленный страной ресурс знаний, а также относительно производства, распределения и услуг и потребления товаров (научные, технические и рыночные знания);
• капитал: финансовые ресурсы страны, стоимость и количество капитала, что возможно направлен на инвестиции, структура и уровень сбережений национальных рынков капитала;
• инфраструктура: тип, уровень качества имеющейся инфраструктуры, плата за ее применение (транспорт, сообщение, финучреждения, жилой фонд, учреждения культуры).
Главные для конкурентоспособности страны факторы, в большинстве случаев, не наследуются ею машинально от предшествующих поколений, а создаются в ходе трудовой деятельности. В данной связи факторы подразделяются на главные, каковые достаются бесплатно от природы (природные и климатические ресурсы, расположение страны и неквалифицированное население), и развитые, каковые, что именуются, зарабатываются позже и кровью (современная инфраструктура, высококвалифицированный персонал, банки научно-технической информации и т. п.). Лишь развитые факторы дают стране конкурентные преимущества, каковые достаточно тяжело скопировать государствам-соперникам. Тут содержится ответ на вопрос о том, по какой причине Российская Федерация при ее несметных природных достатках, хорошем образовательном уровне и высоком (по крайней мере в недалёком прошлом) научно-техническом потенциале неконкурентоспособна в мире. Все дело в том, что у нашей страны в основном имеются в наличии главные факторы, а обеспеченность развитыми факторами (инфраструктура, капитал) заметно отстает от уровня ведущих стран планеты.
Не считая названного выше деления факторные условия подразделяются кроме этого на неспециализированные, каковые смогут использоваться во всех сферах деятельности (к примеру, автомобильные и ЖД дороги, университеты, публичные библиотеки и коммерческие банки), и специальные, используемые лишь в конкретных видах деятельности (гоночные автострады для «Формулы-1», скоростные ЖД магистрали, технологические университеты, медицинские библиотеки и ипотечные банки). В случае, если страна располагает специальными факторами, то это дает ей солидную и долгосрочную базу для конкурентных преимуществ.
Необходимо подчернуть, что в наукоемких отраслях национальной экономики главные факторы не дают никаких преимуществ. Такие факторы легко возможно взять и в каждый стране мира. Тяжелее всего продублировать специальные факторы, они труднодоступны для зарубежных соперников, требуют больших инвестиций. Примечательно, что недочёт отдельных главных факторов стимулирует технологическое развитие страны, порождает рациональность и бережливость хозяйствования.
Так, изначальная слабость обделенного населением государства и природными ресурсами преобразовывается в его силу в конкурентной борьбе, побуждает компании к совершенству и инновациям. Дефицит природных ресурсов инициирует изобретательство ученых, оптимальное применение ограниченного комплекта имеющихся естественных достатков. И напротив, в случае, если в стране имеется избыток главных факторов, если они достаются за просто так, без всякого труда местных жителей, то часто это ведет к разбазариванию ресурсов.
Главный вывод, что возможно сделать применительно к факторным условиям, содержится в том, что устойчивые конкурентные преимущества дает стране наличие одновременно и развитых и специальных факторов. Другие факторы смогут создать стране иллюзию в ее мнимой конкурентоспособности, которая достаточно скоро возможно перехвачена государствами-соперниками, располагающими подобным комплектом главных и неспециализированных факторов. Так, нужно с особенной осторожностью относиться к факторам, достающимся бесплатно, и усердно трудиться над неестественным созиданием факторов, дающих устойчивые конкурентные преимущества.
Условия внутреннего спроса. Громаднейшее значение имеет не количество внутреннего спроса, а его уровень качества. Национальный рынок возможно довольно маленьким, а спрос на нем — огромным благодаря большому уровню доходов населения, умело совершённой рекламной политике и т. п. Наоборот, вероятен и таковой вариант, что при узости национального спроса существует громадный рынок для создаваемой продукции как в стране, так и за границей. Значительно кроме этого соответствие внутреннего спроса тенденции спроса в мире. В качестве примеров возможно привести такие страны, как Китай либо Российская Федерация, внутренний рынок которых достаточно велик, но существующий на этом рынке спрос в большинстве собственном неплатежеспособен. Наоборот, узость внутреннего рынка с высоким платежеспособным спросом в Швейцарии заставляет компании Nestle и ABB трудиться в основном на зарубежных рынках сбыта.
В конкурентной борьбе побеждают такие страны, в которых формированию определённого рынка уделялось повышенное внимание в соответствии с особенными внутренними условиями спроса, тогда как в других государствах спрос был низок. К примеру лидерство европейской самолетостроительной компании Airbus Industry, воображающей Францию, Германию, Испанию и ряд других стран ЕС в производстве среднемагистральных самолетов громадной вместимости (типа Airbus серий 300 и 320), разъясняется игнорированием данного сегмента рынка американской корпорацией Boeing. Дело в том, что характер и пассажиропотоки их обслуживания на западе отличаются. В Европе популярностью пользуются маршруты довольно малый протяженности между столицами и крупными городами различных государств, обслуживаемые наряду с этим маленьким числом авиаперевозчиков. Наоборот, в Соединенных Штатах подобные маршруты обслуживают бессчётные соперничающие компании на самолетах меньшей вместимости (типа Boeing 727 и Boeing 737).
Важно уровень качества самих потребителей, их привередливость. Дело в том, что требовательные и отлично информированные потребители заставляют отечественных производителей всегда совершенствоваться, вводить новые разработки, изобретать как следует новые продукты. Наряду с этим принципиально важно, дабы внутренний спрос соответствовал тенденциям в мире. В таком случае, если товар хорошо продается в стране, его возможно предлагать везде, и напротив: товар, никому не необходимый в стране, нереально вывести на всемирный рынок. Искушенные и квалифицированные потребители, так, содействуют появлению высококлассных национальных компаний, каковые «упрочнениями» собственных потребителей выводятся в число мировых фаворитов. Первенство японских производителей аудио-и видеотехники в мире именно и разъясняется требовательностью японских клиентов к внешнему виду и качеству продукции.
Итак, среди условий внутреннего спроса громаднейшее значение имеют:
• структура спроса (природа и сегментация рынка покупательских потребностей, количество рынка, наличие платежеспособного спроса, информация о потребностях, уровень образованности потребителей, концентрация населения, национальные закупки, национальные стандарты качества);
• характер и объём роста внутреннего спроса;
• механизмы, благодаря которым предпочтения на внутреннем рынке передаются на рынки зарубежных государств.
Наличие смежных и обслуживающих отраслей. Тут принимается во внимание конкурентоспособность родственных и поддерживающих отраслей, потому, что развитие одной раздельно забранной отрасли практически содействует процветанию смежных отраслей. Так, производство компьютеров в Соединенных Штатах породило спрос на программное обеспечение и периферийные устройства. Компания IBM наряду с этим породила таких гигантов всемирный компьютерной индустрии, как Микрософт, Netscape, Intel. Обоюдное сотрудничество компаний-смежников разрешает реали-зовывать совместные проекты развития, содействует происхождению альянсов. Внедряются новые управления и методы производства, понижаются трапзакцион-ные издержки, улучшается обмен информацией между экспертами разных отраслей.
В соответствии с Портеру, конкурентоспособными становятся не только отдельные отрасли, но и целые «пучки» отраслей, кластеры, в которых компании интегрированы по вертикали или горизонтали. К примеру, в Швеции развиты все сферы деятельности, которые связаны с металлообработкой: производство отличной стали, подшипников, разных инструментов, производственного и электробытового оборудования, машин. Такие гиганты шведской индустрии металлообработки, как SKF, Sandvik, ABB, Saab, Scania, Volvo, Electrolux, известны во всем мире.
Громадное значение в развитии кластеров отводится средствам массовой информации, коммерческой рекламе. Это содействует увеличению узнаваемости их продукции и производителей в потребительской среде, налаживанию производственных связей между представителями смежных сфер деятельности, услуг и конкурентоспособности товаров.
стратегия и Структура компаний, внутриотраслевая борьба. Как мы знаем, что цели, стратегии и методы организации компаний в различных государствах отличаются друг от друга. От национальных изюминок зависят метод управления компанией, стиль управления, виды борьбы. Ни одна совокупность наряду с этим не есть универсальной, она обязана соответствовать источникам конкурентных преимуществ компаний. К примеру, в Германии самый конкурентоспособны большие компании в отраслях с большим уровнем разработок. Наоборот, в Италии лидирует средний бизнес и малый, в основном домашние фирмы.
Стратегия серьёзна по причине того, что в случае, если ее нет или она не верна, то компанию, а вместе с тем и всю страну не имеет возможности ожидать успех в развитии. При таких условиях компания не сама диктует условия внешней среде, а только плывет по течению в бурном потоке не всегда благоприятных для нее событий. Цели, ориентация на решение проблемы, мотивация, коммуникации в организации и с внешним миром, отношение к предпринимательству, риску и достатку, квалификация и трудоспособность персонала — все имеет значительное значение для разработки стратегии.
Значение имеет состав всех держателей и инвесторов заинтересованностей компании (stakeholders), от их политики сильно зависят реализация и разработка стратегии развития компании. Принципиально важно то, в каких сферах деятельности страна видит собственных храбрецов, что есть отраслями национальной гордости и престижа страны. К примеру, в Соединенных Штатах очень респектабельным делом считается занятие в таких областях, как медицина, юриспруденция, финансовые услуги и аудит, компьютерная индустрия, микробиология, космос, образование. Соответственно США смогут гордиться удачами данных отраслей. В РФ, наоборот, «респектабельно» иметь отношения со всесильными национальными организациями, соответственно «гордостью» страны эры «упрочнения вертикали власти» становятся коррупционные, неэффективные и непроизводственные по собственной сути «силовики», готовые подавить любой личный бизнес, не удовлетворяющий их амбициям.
Главным катализатором всей экономической совокупности помогает внутриотраслевая борьба. В случае, если в стране имеется пара национальных производителей одного типа товаров либо одолжений, то это есть огромным стимулом развития национальной экономики. Соперничая между собой, такие компании повышают уровень качества продукции, снижают издержки, содействуют научному прогрессу. Неизменно сравнивая себя с соперниками, компании стремятся идти в ногу между собой, в один момент двигая вперед прогресс в данной сфере бизнеса. К примеру, в Японии насчитывается практически дюжина производителей машин, двадцать пять компаний, производящих аудио- и видеотехнику, пятнадцать производителей фото- и киноаппаратуры, шестнадцать производителей компьютеров. Говоря о конкуренции, стоит обратить внимание на опасность создания ассоциаций, разных объединений производителей одной сферы деятельности. Картели содействуют монополии, ограничению борьбы, в конечном итоге оборачиваются против самих же производителей.
Тесное окружение соперников содействует ускорению процесса обмена информацией. Успех одной из компаний вдохновляет и стимулирует к поиску подобных а также лучших ответов вторых. Тут действует принцип Голливуда: в благоприятной среде процветающих, но соперничающих между собой за право принимать во внимание «звездой» соседей устанавливается особенная воздух, содействующая и появлению шедевров, и росту кинопродюсеров и доходов актёров, и наполнению налоговыми поступлениями госбюджета, и вхождению в узкий круг избранных новых «звезд». Подобным образом начинается и известная Силиконовая равнина в Калифорнии, где среди целого кластера отраслей высоких разработок новые идеи легко сами витают в воздухе.
Не считая детерминант в «конкурентном ромбе» имеется две переменные, каковые смогут или усилить, или ослабить четыре свойства государств. Национальные компании фактически не в состоянии осуществлять контроль эти неременные, каковые являются элементами окружающей среды бизнеса. К таким переменным относятся действия правительства и случайные события.
Случай. К случайным относятся события, каковые имеют мало неспециализированного с условиями развития данной страны. Ни компании, ни национальные кабинеты министров не смогут оказывать влияние на такие события. Со своей стороны, события меняют расстановку сил в национальном хозяйстве, воздействуют на позиции соперничающих компаний. Не считая очевидно отрицательных событий вероятны и события благоприятные, каковые правительству и компаниям принципиально важно одновременно с обратить в собственную пользу.
К случайным событиям относятся:
• изобретения (причем совсем непрогнозируемые);
• большие технологические сдвиги (к примеру, происхождение Интернета);
• резкие трансформации цен на ресурсы;
• большие потрясения на мировых валютных и денежных рынках;
• неожиданный подъем спроса на мировом либо местном рынке;
• политические ответы зарубежных кабинетов министров;
• войны, эпидемии, стихийные бедствия.
Политика страны. Действия правительства кроме этого способны усилить либо ослабить конкурентные преимущества страны. Наряду с этим нужно делать анализ влияния политики правительства на каждую из детерминант. В случае, если политика проводится без ее должной оценки с позиций влияния на совокупность детерминантов, то она в равной степени может подорвать конкурентные преимущества страны либо усилить их. Государство не имеет возможности и не должно создавать конкурентоспособные отрасли — это прерогатива частных компаний. Вместе с тем государство возможно катализатором развития бизнеса, проводя разумную экономическую политику. Стране направляться побуждать компании к борьбе между собой, а прямое вмешательство в дела бизнеса с целью увеличения конкурентоспособности отечественных производителей направляться сократить.
Государство может содействовать формированию бизнеса косвенными способами регулирования: проводить разумную налоговую политику, стимулировать НИОКР, смотреть за уровнем национальных стандартов качества. Стране нужно проводить антимонопольную политику, развивать публичную инфраструктуру, инвестируя в образование, здравоохранение, транспорт и культуру, при необходимости прибегая к национальным закупкам.|
Неприятность во взаимоотношениях частного и государства бизнеса, по Портеру, содержится в том, что задачи политики и задачи бизнеса имеют различную ориентацию во времени. Политика в основном обязана удовлетворять надежды избирателей, каковые не обожают продолжительно ожидать. Политики избираются на достаточно маленький срок и хотят попасть в течение него в большой степени понравиться избирателям, часто прибегая к популизму. Так, время политиков достаточно кратко, о долговременной стратегии тут сказать достаточно тяжело. Соответственно решения правительства в основном имеют кратковременный темперамент, чем решения предпринимателей.
Компании, наоборот, озабочены тем, дабы подготовить себе хорошую землю для зажиточного существования в будущем. Их стратегия направлена на долговременную возможность, потому, что для конкурентного преимущества в отрасли необходимы много лет усердной работы. Кратковременные ответы правительства, и кратковременные пожелания акционеров лишь злят бизнес, приводят к неточностям в сфере управления национальной экономикой. Но, самые крупные компании смогут иметь в правительстве собственный лобби, что не всегда конкретно не хорошо.
«Конкурентный ромб» М. Портера есть комплексной совокупностью, его детерминанты всегда воздействуют друг на друга. Преимущества в одном свойстве страны создают либо усиливают преимущества вторых особенностей. Конкурентными преимуществами считаются преимущества, каковые имеются во всех частях ромба. Конкурентные преимущества на базе лишь одной-двух детерминант вероятны лишь в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов либо в отраслях, где не используются навыки и сложные технологии. Такие преимущества нереально продолжительно удержать, они являются ускользающими, перетекают из одной страны в другую. К примеру, российские запасы сырья уже не делают нашу страну долгосрочно конкурентоспособной в сырьевом сегменте мирового рынка: новые месторождения раскрываются и в Африке, и в Латинской Америке, и в Австралии, а новейшие технологии разрешают обходиться синтетическими заменителями многих нужных ископаемых.
Для того чтобы получить и удержать конкурентные преимущества в передовых отраслях экономики, нужно иметь преимущества во всех составляющих «ромба». Преимущества по каждому детерминанту в отдельности не есть посылка для конкурентоспособности данной отрасли, потому, что соперникам из зарубежных государств существенно проще ликвидировать либо скопировать такое преимущество. И лишь комплекс особенностей страны определяет ее глобальное лидерство как конкурентоспособной державы мирового класса. Национальные конкурентные преимущества появляются лишь тогда, в то время, когда неповторимым есть целый «ромб», его при таких условиях нереально продублировать вторым государствам.
Портер думает, что в стране может идти или процесс роста конкурентоспособности, или процесс упадка. Упадок характерен утратой конкурентоспособности в одной из ответственных отраслей национального хозяйства, за чем направляться подрыв всего кластера. Наоборот, в случае, если поэтапно развивать самые перспективные отрасли экономики, то их, а за тем и всю страну, ожидает успех на мировой арене.
Контрольные вопросы
1. Назовите изюминке регулирования рынка труда в Соединенных Штатах.
2. Каково влияние аутсорсинга на экономическое развитие США в начале XXI в.?
3. В чем заключаются изюминке экономико-географического положения США в мировом хозяйстве? По каким позициям США лидируют во всемирной экономике?
4. Как именно природно-климатическое и расположение США, особенности развития общества, культуры, науки, бизнеса повлияли на развитие и становление совокупности американского менеджмента?
5. Какова роль страны в современной американской экономике? Как строятся государства и взаимоотношения бизнеса?
6. Назовите четыре стадии эволюции американского менеджмента.
7. Дайте чёрта научного его идеологов и менеджмента.
8. Дайте чёрта концепции людских ресурсов.
9. Каковы новые направления развития американской теории менеджмента во время 70-х, 80-х и 90-х гг. XX столетия?
10. Обрисуйте организацию совокупности образоватия по бизмесу и менеджменту в Соединенных Штатах.
11. Как именно Соединенным Штатам удалось совладать с Великой депрессией 1929-1933 гг.? Назовите главные составляющие «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта и поясните, по какой причине он был столь успешным?
12. Перечислите три главных этапа действия в Соединенных Штатах ксйнсианской теории регулирования совокупного спроса в послевоенный период. Чем примечателен любой из этих этапов? Какое значение это имело для развития бизнеса?
13. Охарактеризуйте главные изюминки «рейганомики» (1980-е гг.) и «клин-тономики» (1990-е гг.) в Соединенных Штатах. Как именно экономическая политика президентов Р. Рейгана и Б. Клинтона содействовала эффективности и повышению конкурентоспособности американской экономики?
14. Что такое «новая экономика» и как именно революция и глобализация бизнеса IT содействовали улучшению положения в экономике США на рубеже XX и XXI вв.?
15. Чем отличается американская модель менеджмента? Какова ее роль в поддержании конкурентоспособности американской экономики?
16. Какие конкретно характерные черты американской модели американского менеджмента и развития экономики, по вашему точке зрения, имели возможность бы быть нужными в РФ? Что из американского опыта управления для нашей страны неприемлемо и по какой причине?
17. В чем содержится сущность подхода М. Портера к определению конкурентоспособности страны?
18. Проанализируйте «конкурентный ромб» М. Портера. Каковы его детерминанты и переменные? Как именно они взаимодействуют?
19. Наличие каких условий в национальной экономике ведет к устойчивым конкурентным преимуществам? Какие конкретно конкурентные преимущества являются ускользающими и по какой причине?
20. Каковы, на ваш взор, недочёты модели конкурентоспособности государств М. Портера?
21. В чем конкурентоспособна и в чем имела возможность бы быть конкурентоспособна русский экономика? Каковы устойчивые и каковы ускользающие конкурентные преимущества РФ?
Литература
1. IBM Wins India Telecoms Outsourcing Deal // www.ft.com, 26.03.2004.
2. ICT Outsourcing Opportunities // E-commerce and Development Report 2003. New York; Geneva, 2003.
3. Le debat sur la delocalization d’emplois fait rage aux Etats-Unis // www.letemps.ch, 31.03.2004.
4. Locke R. R. The Collapse of the American management Mystque — New York, NY Oxford University Press. 1996. P. 29
5. Архангельский А. Ю. США: условия для бизнеса. — М., 1991.
6. БоддиД., Пэйтон Р. Базы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.
7. Градобитова Л. Д. Теория интернациональных конкурентных преимуществ стран М. Портера. — М.: 1996.
8. Зименков Р. И. США во всемирной экономике: перспективы и состояние. — М., 1998.
9. Классики менеджмента. — СПб.: Питер, 2001.
10. Льюис Р. Деловые культуры в интернациональном бизнесе. М., 1999.
11. Малькольм Уорнер. Классика менеджмента: Энциклопедия. — СПб.: Питер, 2001.
12. Погорлецкий А. И. Экономика зарубежных государств. — СПб.: Питер, 2000 (второе издание — СПб.: Питер, 2001).
13. Погорлецкий А. И., Шеров-Игнатьев В. Г., Пыцырева А. Ю. Мировая экономика. — СПб.: 2003.
14. Портер М. Интернациональная борьба. — М., 1993.
15. Дафт Р. Л.. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2000.
16. Супян В. Б. Экономика США. — СПб.: Питер, 2003.
17. Уткин А. Единственная сверхдержава. — М., 2003.
Примечания
1 В 1990-е гг. в стране — главном мировом загрязнителе экологическая ситуация была существенно улучшена. Частично это случилось за счет переноса экологически нечистых производств за предел, в страны третьего мира, но направляться признать и роль публичной пропаганды гармонии с окружающей средой, и ужесточения природоохранного законодательства (о том, каково будет денежное и уголовное ее компании-руководства и наказание нарушителя, возможно предполагать хотя бы по такому примеру, что любой, кто выбрасывает в неположенном месте мусор, подвергается штрафу в $500-1000). Сейчас уже сами компании являются инициаторами внедрения новых экологически чистых разработок, запретов курения на рабочем месте.
2 Подробнее эта обстановка в компании Chrysler обрисована в книге экспрезидента фирмы Ли Якокки «Карьера менеджера».
3 Эта инициатива стала одной из главных в предвыборной программе Дж. Буша-мл., потому, что считается, что во время 2001-2003 гг. до 500 тыс. рабочих мест было «де-локализовано» (перенесено американскими компаниями за предел в государства с низкими трудовыми издержками), включая 90 тыс. рабочих мест, созданных лишь за 2003 г. американскими ТНК в сфере информационного аутсорсинга.
К примеру, на территории КНР — третьей страны в мире но расходам на НИОКР ($60 млрд. в 2001 г.) — действуют аутсорсинговые подразделения корпораций Intel. IBM, Procter Gamble, DSM и др., что содействует понижению трудовых издержек при разработке новых информационных продуктов как минимум на 40%. Вместе с тем зарубежные подразделения американских ТНК с позиций статистики являются национальными компаниями принимающих государств, что и выводит КНР на ведущие позиции в мире IT. Помимо этого, конкретно в Китае, а не на территории США создаются соответствующие рабочие места. Gilbreth and Carey, 1949, с. 237 Дафт Р. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2000.
Открытая совокупность — взаимодействующая с внешней средой. Закрытая совокупность — этого не требует. Энтропия — универсальное свойство всех совокупностей, отражающее их тенденцию к смерти «и» постепенному истощению. Синергизм — свидетельствует, что совокупность как единое целое ласт больший выход, чем любой ее элемент в отдельности. Вступительная статья д. э. наук, проф. Л. И. Евенко к книжке: Мескон М., Альберт М. и Хедоури Ф. Базы менеджмента. — М.: Изд-во «ДЕЛО», 1997. В том месте же.
Porter М. The Competitive Advantage of Nations. — New York, 1990 (в русском переводе — Портер М. Интернациональная борьба. М., 1993).
Глава 7 Менеджмент в Европе