Тема и проблема

Темой художественного произведения именуется круг событий, явлений, предметов действительности (и культуры и человеческого сознания), что отразился в произведении и стал базой авторского повествования, средством конкретной реализации определенного идейно-эстетического плана писателя. В каждом громадном, большом художественном произведении выделяется, в большинстве случаев, не одна какая-нибудь, пускай и основная, тема, а совокупность взаимосвязанных тем — тематика.

Познание литературного произведения делается более ясным, в случае, если его содержание представить как последовательность острых жизненных противоречий (неприятностей), стоящих перед его персонажами и художником и настоятельно требующих собственного разрешения в сюжетном действии.

Так, неприятность Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «наказание и Преступление»: «Имею право (на пролитие крови) либо не имею?», либо, в противном случае: «Наполеон я либо тварь дрожащая?» — поворачивается различными гранями в разных фабульных обстановках, в отношениях храбреца с другими персонажами романа. Она множится, укрупняется с развитием всего сюжета произведения, отражаясь в судьбах и характерах вторых действующих лиц. Практически любой из них преступает какую-то линии нравственно разрешённого и совершает, так, некое правонарушение против человечества, совести, гуманизма, убивая что-то в окружающих и в самом себе. неизбежное «наказание» и Всеобщее «преступление», объединяющее всех персонажей и все события произведения в тугой неразрешимый узел, — так возможно прочтено проблемное наименование романа, заключающее в себе, по мысли автора, главную проблему русской публичной судьбе в переломные 1860-е гг.

Если сравнивать с тематикой, только именующей главные предметы художественного изображения, литературная проблематика показывает на главные несоответствия действительности, пережитые, осмысленные и поставленные живописцем в его произведении перед читателями. Часто самые острые, животрепещущие неприятности современности выносятся авторами в заглавие произведений. В одних случаях это прямой, категорически сформулированный вопрос, настраивающий читателя на поиск ответа на него в содержании произведения («Кто виноват?», «Что делать?», «Довольно много ли человеку почвы необходимо?»), либо косвенный вопрос («Кому в Киевской Руси жить отлично», «Как закалялась сталь»). В других — неприятность представлена в виде заглавной социально-философской антиномии («Горе от ума», «Мертвые души», «дети и Отцы», «Война и мир», «Прежнее и думы» и др.). В третьих — образно, подчас символически обозначена проблемная обстановка эры, обрисованная в произведении как стечение событий, чреватое жгучей социальной проблемой («Пир на протяжении чумы», «Незадолго до», «Гроза», «Обрыв», «В овраге», «На дне», «Разгром» и т. д.), причем формулировка самой неприятности еще должна быть домыслена читателем в ходе восприятия художественного произведения.

Неприятности литературного произведения, в принципе ни при каких обстоятельствах не разрешаемые авторами до конца, вычислены на соучастие читателей, возбуждают интерес к средствам и путям их решения, содействуют независимому поиску ответов на поставленные вопросы, уже за пределами художественного текста. Но автор не только побуждает собственных читателей решать неприятности, поднятые в его произведении, но и предлагает личные варианты их решения, дает прямые, подчас декларативные, публицистически открытые ответы на заданные им же вопросы. Такие авторские ответа литературных неприятностей в собственной совокупности составляют множество художественных идей произведения, образующих его идейно-эстетическую концепцию.

В случае, если проблематика выявляет структуру и организует тематическое содержание литературного произведения в соответствии с авторским планом — от художественных подробностей до его заглавия, то идеи писателя характеризуют авторское отношение к изображаемым им событиям, характерам, событиям и высказывают его оценку как тематики, так и проблематики произведения, как бы подытоживая художественное повествование обобщающими суждениями мировоззренческого, философского характера. В подлинно художественном произведении проблематика вычленяется из тематики.

Тема, неприятность, мысль являются элементарными составляющими трех разных, не смотря на то, что и взаимосвязанных, уровней художественного содержания литературного произведения. Первый — предметно-тематическое наполнение произведения — образовывает его стройматериал; второй — проблематика — упорядочивает данный во многом еще «сырой» материал в единую художественно-эстетическую конструкцию целого; третий — идейно-эстетическая концепция — завершает это художественно организованное единство совокупностью оценок и авторских выводов мировоззренческого характера.

Социальная реклама \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: