Область детской психологии, которая занимается изучением развития детей первого года судьбы – психология младенчества, еще весьма молода. До начала ХХ в. знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и очень не бессчётны.
Одна из обстоятельств этого положения содержится в отношении к младенцу как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психологическую судьбу. Исходя из этого, взрослые стремились обеспечить младенцу в большинстве случаев условия физического роста: питание, тепло, долгий сон. Исходя из этого во многих государствах взяли распространение приемы обездвиживания грудных детей свивальниками либо тугими пеленками, продления их сна в колыбели, кроме того посредством опаивания особыми растворами. Конечно, такое отношение не содействовало пробуждению научного и публичного интереса к психологической судьбе младенца.
Вторая обстоятельство относительного отставания психологии младенчества связана с методическими трудностями изучения психики детей первого года судьбы: они не знают речи, не смогут произвольно регулировать перемещения, репертуар их независимых действий очень ограничен.
Появление видеотехники и разных измерительных устройств содействовали получению новых и довольно часто неожиданных фактов психологической судьбе мелких детей и бурному росту психологии младенчества.
Но эти факты интерпретировались в рамках определенных научных подходов. Так в бихевиоризме младенец рассматривается как природное существо, которое приспосабливается к новым условиям собственной личной жизни.
Ж. Пиаже характеризовал первый год судьбы ребенка с позиций развития его интеллекта. Он утверждал, что ум, пока не тронутый социальными влияниями, живет по естественным личным законам. Младенец – максимально эгоцентрическое и аутичное существо, которое еще не имеет возможности дифференцировать себя от объектов внешнего мира.
В психоаналитической концепции главное значение придается отношениям младенца с родными взрослыми, каковые имеют по большей части инстинктивный темперамент.
Последователями психоаналитического направления было найдено явление «госпитализма», которое содержится в деформации и резком отстаивании психологического развития ребенка при недостатке общения со взрослыми.
Л.С. Выготский разглядывал младенца как максимально социальное существо, потому, что с момента рождения все его отношения с миром опосредованы родными взрослыми.
Взрослый человек – центр всех обстановок в младенческом возрасте. Исходя из этого удаление его сходу свидетельствует для ребенка резкое изменение обстановки, в которой он находится. Лишь в присутствии взрослого раскрывается самый простой и естественный путь для реализации его активности – через другого человека. Психологическое отделение от взрослого происходит в более поздние периоды. Это начальное переживание слитности себя и другого предшествует происхождению сознания собственной личности, т.е. осознанию собственного отдельного Я.
На данный момент существует представление о том, что младенческий возраст не есть однородным периодом. В него выделяют три как следует необычных периода психологического развития ребенка: новорожденность, первая и вторая половины первого года судьбы.
Новорожденность
Рождение есть для организма громадным потрясением, поскольку оно свидетельствует не только изменение условий судьбы, но и самого физического существования ребенка: контрасты света и темноты, тепла и холода, дыхание легкими, физическая утрата матери. Поэтому многие практики и исследователи уделяют громадное внимание физическому и психотерапевтическому договору ребёнка и матери в первые часы судьбы.
Ребенок появляется на свет с определенным комплектом рефлексов. Конкретно во время новорожденности возможно замечать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения. Абсолютные рефлексы – автоматические, непроизвольные ответы на определенные внешние раздражители. Одни из рефлексов снабжают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в будущем:
- защитные рефлексы;
- сосательные рефлексы;
- поисковые рефлексы;
- пищевой рефлекс и др.
Другие рефлексы имеют атавистический темперамент и являются наследством , полученное от животных предков. Большая часть из этих рефлексов угасают уже в первом полугодии судьбы:
- переступательный рефлекс;
- хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона);
- вскидывание рук (рефлекс Моро) и др.
Наряду с этим ребенок значительно меньше снабжен врожденными формами поведения, чем детеныши животных, и рефлексы не являются базой его психологического развития. Сейчас взяты интересные факты наличия сенсорных свойств младенцев, они стали называться «компетентность младенца». Активность младенца проявляется в первую очередь в избирательности чувствительности к разным стимулам: одни из них более, а другие менее предпочитаются и дифференцируются детьми.
В опытах Р.Фанца было найдено, что уже в первую семь дней судьбы младенцы предпочитают сложные, структурированные и броские изображения. Изогнутые, округлые изображения им нравятся больше, чем прямолинейные, а замкнутая, концентрическая форма больше, чем развернутая. Особенный интерес младенцев вызывают движущиеся предметы.
В области слухового восприятия взяты экспериментальные факты, обнаруживающие свойство младенцев к локализации источника звука (испытания Т. Бауэр). Самый серьёзный факт пребывает в том, что дети предпочитают звуки людской голоса всем вторым звукам и шумам (согласно данным Д.Б. Годиковой).
Главным выводом из данной серии опытов есть вывод о том, что сенсорные совокупности новорожденных настроены на восприятие тех стимулов, каковые связаны с образом человека (звуки голоса, движущиеся предметы, округлая замкнутая форма и т.д.), т.е. как бы настроены на то, дабы выделять в незнакомом еще внешнем мире конкретно человека.
Во время новорожденности младенец не только адаптируется к внешнему миру, но и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностной, личной обращенности взрослого к младенцу в конце 3-4 семь дней судьбы появляется зрительное сосредоточение ребенка на лице взрослого и обращенная к нему ухмылка. Первая коммуникативная ухмылка знаменует завершение этапа новорожденности.
Нужен ли массаж ребёнку с гипертонусом? — Доктор Комаровский
Интересные записи:
- Тема 9. основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины хiх – начала хх вв.
- Тема: арифметические действия над числами (урок повторения и обобщения изученного)
- Тема: беседа «мамин день» игра «в магазине игрушек»
- Тема: болезни желудочно-кишечного тракта.