На фирмах обязана функционировать определенная совокупность норм труда для того, чтобы обеспечить нормирование труда всех категорий работников, всех видов работ, и возможность расчета трудоемкости продукции (технологической, производственной и полной). Поэтому употребляются следующие виды норм: нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы времени обслуживания, нормы управляемости и нормы численности.
Нормы возможно классифицировать по уровню разделения производственных
Норма времени (Нвр)— это величина затрат рабочего времени, устанавливаемая для исполнения единицы работы работнику либо бригаде соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. Норму времени, установленную на операцию либо единицу изделия, именуют нормой штучного времени.
Норма обслуживания (Нобс)— это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), каковые работник либо бригада соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Такие нормы используются для нормирования труда главных рабочих-многостаночников, и вспомогательных рабочих. К примеру, для наладчика нормой обслуживания есть количество закрепленных за ним станков.
Норма времени обслуживания (Н0) — это время, нужное в определенных организационно-технических условиях для обслуживания в течение смены единицы оборудования, 1 м производственной площади и т.д.
Норма численности (Нч)— это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, нужная для исполнения конкретных производственных функций либо количества работ в определенных организационно-технических условиях.
Норма управляемости (Нупр) определяет количество работников, которое должно быть конкретно подчинено одному начальнику.
Норма выработки(Нвыр) — это установленный объем работы, что работник либо бригада соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Так, норма выработки есть величиной, обратно пропорциональной норме времени. Она устанавливается, в большинстве случаев, в массовом и крупносерийном производстве, где на каждом рабочем месте выполняется одна либо пара операций.
По собственному содержанию близка к норме выработки вторая норма результатов труда — нормированное задание. Под ним знают объём работ и установленный состав, что должен быть выполнен одним либо группой работников за определенный период времени (смену, месяц).
Использование конкретного вида норм зависит от условий производства, других факторов и характера труда. Но главным видом норм являются нормы времени, поскольку рабочее время есть общим измерителем количества затрачиваемого труда. Затраты рабочего времени положены в базу расчета норм выработки, численности и обслуживания.
Все виды норм классифицируются по разным показателям
1. По степени обоснования (способам установления).
— технически-обоснованные нормы (научно-обоснованные) — это нормы, каковые устанавливаются аналитическим способом, исходя из оптимальных режимов работы оборудования, рациональной организации труда, психофизиологических возможностей работников и снабжают действенное применение средств производства, рабочего времени и работоспособности работников и сохранение здоровья (нормы, установленные на базе типовых и единых норм; нормы, установленные на базе отраслевых, межотраслевых и местных нормативов, более прогрессивных, чем отраслевые и межотраслевые нормативы; нормы, установленные аналитически-исследовательским способом, т.е. на базе результатов изучения затрат рабочего времени в условиях рациональной организации труда с учетом технических данных о производительности оборудования).
— умело-статистические нормы, т.е. нормы, каковые устанавливаются умело-статистическим (суммарным) способом, на базе опыта лиц, устанавливающих нормы, и на базе статистических информации о действовавших ранее нормах на подобные работы. В лучшем случае такие нормы отражают достигнутый уровень организации труда и не учитывают имеющиеся резервы, не содействуют увеличению производительности труда. Они практически закрепляют имеющиеся недочёты в организации труда.
На стабильно трудящихся фирмах индустрии преобладают технически обоснованные нормы — 75-85%, остальные нормы — умело-статистические. Эти показатели колеблются по отраслям индустрии. Чем выше автоматизации и уровень механизации, тем выше удельный вес технически обоснованных норм.
2. По степени укрупнения различают нормы:
— операционные, т.е. нормы каковые устанавливаются на отдельные подробности-операции;
— комплексные нормы (укрупненные), т.е. нормы каковые устанавливаются на комплекс операций, закрепленный за бригадой и на измеритель конечного результата работы. В металлургии, угольной индустрии — 1 тонна; в строительных работах – 1м³, 1м? и т.д., в металлообработке и машиностроении в условиях бригадной организации труда – на бригадно (машино) набор, изделие.
3. По периоду (времени) действия различают нормы: постоянные, временные, разовые, сезонные.
Постоянные, а правильнее условно-постоянные — это нормы, каковые устанавливаются без указания срока действия, до трансформации условий, предусмотренных при их установлении. Они должны быть технически обоснованными.
Временные — это нормы, каковые устанавливаются на определенный срок, на период освоения нового оборудования, новой продукции, новой технологии. По мере освоения производства временные нормы должны заменяться постоянными.
Разовые — устанавливаются в разовом порядке на отдельные случайно показавшиеся работы.
Сезонные — используются в отраслях, где на результаты и затраты труда воздействуют сезонно-климатические условия (к примеру, в сельском хозяйстве).
4. По методу объекта и построения разработки:
— результатов труда и Нормы затрат на работы, делаемые в конкретных организационно – технических условиях;
— Типовые и единые нормы на типовые либо единые организационно-технические условия. Они относятся к нормативным материалам для нормирования труда (нормативам по труду).
Норма права — Все классификации. ТГП — ZNY100
Интересные записи:
- Тема 9. анализ процесса продажи товаров и торгового обслуживания покупателей
- Тема 8. создание первых русских консерваторий, их роль в развитии музыкального образования и просвещения
- Тема 9. период новорожденности и младенчества
- Тема 9. основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины хiх – начала хх вв.