Тема 7. основы финансового контроля и регулирования

Функции и сущность денежного контроля

Каждая совокупность функционирует без неполадок и значительных сбоёв лишь в том случае, если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Данный механизм разрешает одновременно с распознать нарушения и принять меры к выправлению обстановки. Денежная совокупность в этом случае не есть исключением: существует отлаженная совокупность денежного контроля, что возможно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на обнаружение, пресечение и анализ злоупотреблений и нарушений в сфере распределения и аккумулирования ресурсов.

Так, возможно выделить главные функции денежного контроля: (1) предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложен хороший суть: пресечь правонарушение, распознать самые корни его возможности и возникновения осуществления, проанализировать и устранить обстоятельства таковой возможности. В этом смысле возможно заявить, что денежный контроль оказывает благотворное влияние на воспитание и обучение людей, занятых в денежной сфере. Вторая функция карательная — ее цель наказать, т.е. вынудить лицо (будь то физическое либо юридическое, не смотря на то, что, в конечном счете, наказанным окажется человек) либо нести лишения и неблагоприятные последствия в связи с неправомерным поведением. В данной связи кроме этого принципиально важно то, что правонарушитель. Вероятнее, будет должен скомпенсировать обществу (значительно чаще, в лице национальных органов) утраты в связи с его неправомерным поведением. Так, возможно выделить еще одну функцию денежного контроля — (3) восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли обязана, по мысли законодателя, компенсировать утраты, каковые понес бюджет по причине того, что он не взял эти средства одновременно с (т.е. одновременно с не была выплачена заработная плат преподавателям, милиционерам, армейским, не хватило средств на постройку районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод не взял надеющейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧС из-за отсутствия средств на приобретение бензина для вездеходов и т.д.). Эту функцию законодательство закрепляет самый полно и подробно, что логично, потому, что государство (а также, его бюджет) есть инструментом общества, а инструмент нужно поддерживать в порядке.

методы и Виды денежного контроля.

методы и Виды денежного контроля многообразны и смогут быть классифицированы по разным основаниям. Так, по субъектному составу выделяют национальный и негосударственный контроль. Разглядим подробнее эту классификацию на следующем примере:

Национальный денежный контроль Негосударственный денежный контроль
Налоговый Вышестоящим органом Валютный Банковский Бюджетный Внешний Внутренний
Налоговой администрацией КРУ Министерства финансов ЦБ РФ ЦБ РФ Счетная палата Федерального собрания Аудит Внутренний аудит, контроль со стороны управления
Налоговой полицией Вышестоящими организациями — в отношении нижестоящих Агентами валютного контроля (в большинстве случаев, банками) Самими банками — в отношении вторых банков, собственных филиалов и т.д. Министерство финансов
Внебюджетными фондами Федслужба валютного и экспортного контроля
ГТК ГТК

В случае, если посмотреть на проблему денежного контроля по форме проведения, то возможно поделить его как необходимый и инициативный. Большинство мероприятий денежного контроля являются необходимыми, а среди инициативных возможно выделить аудит фирм, не являющихся субъектами необходимой аудиторской проверки, но проводящих ее самостоятельно.

По времени проведения контроль возможно разделен на предварительный и последующий. Непременно, эффективность предварительного контроля (особенно если он осуществляется на всем этапе хозяйственной операции либо деятельности) значительно выше: возможно не просто выявить нарушения, а отыскать их предпосылки и устранить их, не допустив самого нарушения.

Разглядим кое-какие виды контроля подробнее.

Бюджетный контроль

Так, в соответствии с федеральным законодательством, создана и действует Счетная палата РФ.

Счетная палата есть неизменно действующим органом национального денежного контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Ее задачами являются:

1) осуществление и организация контроля за своевременным выполнением прибыльных и расходных статей бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов по количествам, целевому назначению и структуре;

2) целесообразности расходов и определение эффективности национальных использования и средств федеральной собственности;

3) оценка обоснованности прибыльных и расходных статей проектов бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов;

4) денежная экспертиза проектов законов , и нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих затраты, покрываемые за счет средств

5) бюджета страны, либо воздействующих на исполнение и формирование бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов;

6) анализ распознанных отклонений от установленных показателей бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, и на совершенствование бюджетного процесса в целом;

7) контроль за своевременностью и законностью перемещения средств средств и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных денежно-кредитных учреждениях РФ;

8) регулярное представление Государственной Думе и Совету Федерации информации о ходе выполнения бюджета страны и итогах проводимых контрольных мероприятий.

Наряду с этим контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все национальные органы (а также их аппараты) и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, на муниципальные органы власти, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие денежно-кредитные учреждения, их альянсы, иные объединения и ассоциации независимо от форм и видов собственности, если они приобретают, перечисляют, применяют средства из бюджета либо применяют федеральную собственность или руководят ею, и имеют предоставленные федеральным законодательством либо федеральными органами власти налоговые, таможенные и преимущества и иные льготы. На деятельность публичных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, которая связана с получением, перечислением либо применением ими средств бюджета страны, применением федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством либо федеральными органами власти налоговых, таможенных и преимуществ и иных льгот.

В ходе реализации изложенных выше задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, аналитическую, информационную и иные виды деятельности, снабжает единую совокупность контроля за выполнением бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

(1) проведение и организацию своевременного контроля за выполнением бюджета страны в отчетном году; проведение комплексных тематических проверок и ревизий по статьям и отдельным разделам бюджета страны, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

(2) экспертизу проектов бюджета страны, законов и иных нормативных правовых актов, интернациональных соглашений РФ, иных документов и федеральных программ, затрагивающих вопросы бюджета страны и финансов РФ;

(3) исследование и анализ отклонений и нарушений в бюджетном ходе, внесение и подготовку в Государственную Думу и Совет Федерации предложений по их устранению, и по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

(4) представление и подготовку заключений в Государственную Думу и Совет Федерации по выполнению бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; представление и подготовку ответов и заключений на запросы органов власти РФ.

Счетная палата в ходе выполнения бюджета страны осуществляет контроль своевременность и полноту финансовых поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета страны, выявляет нарушения и отклонения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата каждый квартал по установленной форме воображает Федсобранию РФ своевременный отчет о ходе выполнения бюджета страны, в котором приводятся фактические информацию о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными законом о бюджете страны на этот год показателями за истекший период, квартал.

В целях обеспечения обработки информации и своевременного сбора, нужной для составления Счетной палатой отчета об выполнении бюджета страны, в РФ вводится необходимая для всех федеральных органов аккуратной власти, фирм, организаций и учреждений денежная отчетность. Эти своевременного контроля употребляются при планировании проверок и ревизий.

тематические проверки и Комплексные ревизии проводятся по месту размещения контролируемых объектов. Сроки, способы и объёмы их проведения устанавливаются Счетной палатой. На протяжении проверок и проведения ревизий на базе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности финансовой отчётности и бухгалтерского учёта определяется полнота и своевременность обоюдных платежей контролируемого федерального бюджета и объекта. По результатам проведения ревизии либо проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие чиновники Счетной палаты несут персональную ответственность. О итогах совершённых проверок и ревизий Счетная палата информирует Совет Федерации и гос Думу, доводит их до сведения начальников соответствующих федеральных органов аккуратной власти, фирм, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном стране, и о распознанных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и гос Думу, а при обнаружении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, сообщает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении проверок и ревизий чиновники Счетной палаты не должны вмешиваться в своевременную деятельность контролируемых объектов, и предавать гласности собственные выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Счетная палата кроме этого осуществляет контроль за:

1) обслуживанием и управлением национального внутреннего и внешнего долга РФ;

2) законностью, эффективностью и рациональностью применения зарубежных кредитов и займов, приобретаемых Правительством РФ от финансовых организаций и иностранных государств;

3) эффективностью размещения централизованных денежных

4) ресурсов, выдаваемых на возвратной базе;

5) предоставлением национальных кредитов, и предоставлением средств на безвозмездной базе международным организациям и иностранным государствам.

Счетная палата кроме этого осуществляет контроль:

1) эффективность и формирование применения средств федеральных внебюджетных валютных средств и фондов, находящихся в ведении Правительства РФ.

2) поступления в бюджет страны средств, взятых: от распоряжения госимуществом (а также его приватизации, продажи) и от управления объектами федеральной собственности.

3) деятельность Центробанка РФ, его структурных подразделений, вторых банков и кредитно-денежных учреждений в части обслуживания ими бюджета страны; деятельность Центробанка РФ по

4) обслуживанию госдолга РФ.

По итогам совершённых контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти РФ, начальникам контролируемых фирм, организаций и учреждений представления для принятия мер по устранению распознанных нарушений, возмещению причиненного привлечению и государству ущерба к ответственности чиновниковов, виновных в нарушении законодательства бесхозяйственности и Российской Федерации. Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок либо, в случае, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом в соответствии с представлением ответе и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется без промедлений. В случаях обнаружения при проведении проверки либо ревизии кражи национальных финансовых либо материальных средств, и иных злоупотреблений Счетная палата без промедлений передает материалы проверки либо ревизии в правоохранительные органы.

2. Налоговый контроль

Налоговый контроль осуществляется разными органами, наиболее значимым среди что есть Национальная налоговая работа РФ — единая совокупность контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующий бюджет налогов и других необходимых платежей.

Для исполнения ГНС собственных функций налогового контроля ей, равно как и всем структурным единицам ГНС предоставляется право:

1. Создавать в ведомствах и министерствах, на фирмах, в организациях и учреждениях, основанных на любых формах собственности, включая совместные фирмы, организации и объединения с участием советских и зарубежных юрлиц и граждан, у россиян, лиц и иностранных граждан без гражданства проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, замыслов, смет, иных документов и деклараций, которые связаны с уплатой и исчислением налогов и других необходимых платежей в бюджет; приобретать нужные объяснения, сведения и справки по вопросам, появляющимся при испытаниях, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

2. Осуществлять контроль соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать на основании ответов соответствующих органов гражданам, осуществляющим личную трудовую деятельность, регистрационные удостоверения и патенты.

3. Приобретать от фирм, учреждений, организаций (включая банки и иные денежно — кредитные учреждения), и от граждан с их согласия справки, копии и документы с них, касающиеся хозяйственной деятельности плательщика налогов и нужные для верного налогообложения. Чиновники налоговой работы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах организаций и граждан.

4. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении собственных полномочий каждые применяемые для извлечения доходов или связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения фирм, учреждений, граждан и организаций. В случаях отказа граждан допустить чиновниковов национальных налоговых администраций к обследованию указанных помещений национальные налоговые администрации вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся подобной деятельностью.

5. Потребовать от начальников и других чиновниковов контролируемых фирм, учреждений, организаций, и от граждан устранения распознанных нарушений законодательства о налогах и других необходимых платежах в законодательства и бюджет о предпринимательской деятельности и осуществлять контроль их исполнение.

6. Приостанавливать операции фирм, учреждений, граждан и организаций по расчетным и вторым квитанциям в банках и иных денежно — кредитных учреждениях в случаях непредставления (либо отказа представить) национальным налоговым администрациям и их чиновникам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, других документов и деклараций, которые связаны с уплатой и исчислением налогов и иных необходимых платежей в бюджет.

7. Изымать у фирм, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о сокрытии либо занижении прибыли (дохода) либо о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. состав и Объём изымаемых документов определяются инструкцией Главной налоговой администрации. Основанием для изъятия соответствующих документов есть письменное мотивированное распоряжение должностного лица налоговой администрации.

8. Использовать к фирмам, учреждениям, гражданам и организациям установленные денежные санкции.

9. Брать в бюджет недоимки по налогам и вторым необходимым платежам в бюджет, и иных санкций и суммы штрафов, предусмотренных законодательством.

10. Возбуждать ходатайства о запрещении в соответствии с правилами заниматься личной трудовой деятельностью.

11. Предъявлять в арбитражном суде и суде иски:

  • о ликвидации предприятия любой организационно — правовой формы по основаниям, установленным законодательством, о признании регистрации предприятия недействительной при нарушения установленного порядка создания предприятия либо несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, взятых в этих обстоятельствах;
  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход страны всего взятого по таким сделкам;
  • о взыскании неосновательно купленного не по сделке, а в следствии вторых незаконных действий.

12. Налагать административные штрафы:

  • на чиновниковов фирм, организаций и учреждений, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) либо сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухучета либо ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении либо представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, других документов и деклараций, которые связаны с уплатой и исчислением налогов и других платежей в бюджет, — в размере от двух до пяти минимальных размеров зарплаты на каждого виновного, а за те же действия, идеальные повторно в течение года по окончании наложения административного взыскания, — в размере от пяти до десяти минимальных размеров зарплаты ;
  • на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности либо занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется особое запрещение, и на граждан, виновных в отсутствии учета доходов либо в ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении либо несвоевременном представлении объявлений о доходах или во включении в декларации искаженных данных, — в размере от двух до пяти минимальных размеров зарплаты , а за те же действия, идеальные повторно в течение года по окончании наложения административного взыскания, — в размере от пяти до десяти минимальных размеров зарплаты ;
  • на начальников и других чиновниковов фирм, организаций и учреждений, и на граждан, не делающих перечисленные в пунктах 3-6 настоящей статьи требования национальных налоговых администраций и их чиновниковов, — в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров зарплаты .

13. В порядке, установленном законодательством РФ, Главному управлению налоговых расследований и соответствующим подразделениям при национальных налоговых администрациях по республикам в составе РФ, краям, областям, независимой области, независимым округам, районам, районам и городам в городах осуществлять оперативно — розыскную деятельность в целях обнаружения фирм, учреждений, граждан и организаций, уклоняющихся от уплаты налогов либо занижающих полученный доход (прибыль).

3. Валютный контроль

Валютный контроль, как и налоговый может осуществляться разными органами. К ним относятся банки (и первым делом ЦБ РФ), ГТК, Федслужба России по валютному и экспортному контролю. Последняя есть центральным органом федеральной аккуратной власти, что осуществляет функции органа валютного и экспортного контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций.

Федслужба России по валютному и экспортному контролю в рамках собственной компетенции снабжает:

1) координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;

2) организацию единой совокупности контроля за соблюдением нерезидентами и резидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, исполнения резидентами обязательств в зарубежной валюте перед страной, включая обязательства по продаже зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке, обоснованностью платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу, за осуществлением операций с ценными бумагами в зарубежной валюте, а

3) кроме этого за вторыми операциями, относящимися к сфере внешнеэкономической деятельности; объективности проверок учёта и организацию полноты и отчетности по валютным и иным внешнеэкономическим операциям, и по операциям нерезидентов в валюте РФ;

4) осуществление учёта и контроля за соблюдением порядка предоставления организациям и предприятиям права экспорта стратегически серьёзных сырьевых товаров, и их лицензирования и квотирования;

5) разработку предложений по совершенствованию валютного законодательства, нормативных и методических документов по вопросам развития совокупности валютного и экспортного контроля;

6) проведение и организацию с участием заинтересованных ведомств и министерств, и с привлечением зарубежных фирм и специалистов, аудиторских испытаний внешнеэкономической деятельности отдельных нерезидентов и резидентов;

7) сотрудничество с органами валютного и экспортного контроля вторых стран;

8) иные функции валютного и экспортного контроля во выполнение ответов Президента РФ и Правительства РФ.

4. Аудит

Выше рассматривались вопросы национальные контроля за денежной сферой. Но для многих фирм главной формой контроля остается все же аудит — внешний и свободный контроль денежного состояния предприятия. Аудит кроме этого, как и госконтроль, возможно в некоторых случаях необходимым, но может проводиться и по инициативе самого предприятия (его акционеров либо начальников). — Законодательство устанавливает четыре критерия обязательности аудита:

1) организационно-правовая форма;

2) вид деятельности;

3) структура капитала;

4) масштабы деятельности.

Необходимой ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

По виду деятельности необходимой ежегодной аудиторской проверке подлежат: банки и другие кредитные учреждения; общества и страховые организации обоюдного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные университеты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ необходимые отчисления, создаваемые юридическими и физическими лицами; благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются необязательные отчисления юридических и физических лиц; другие экономические субъекты, необходимая ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена законами , указами Президента РФ и распоряжениями Правительства РФ.

Экономические субъекты подлежат необходимой ежегодной аудиторской проверке, в случае, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется часть, находящеяся в собствености зарубежным инвесторам.

Экономические субъекты (за исключением находящихся абсолютно в национальной либо муниципальной собственности) подлежат необходимой ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих денежных показателей их деятельности: количества выручки от реализации продукции (работ, одолжений) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер зарплаты ; суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер зарплаты .

По большому счету в рыночной экономике аудит — одно из наиболее проверки деятельности и эффективных средств контроля хозяйствующего субъекта, потому, что представляет собой свободную и квалифицированную диагностику бухгалтерской (денежной) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых объявлений и других требований и финансовых обязательств экономических субъектов. Многие экономические ответы принимаются на базе аудиторских заключений, потому, что главной целью аудиторской деятельности именно есть установление достоверности бухгалтерской (денежной) отчетности экономических соответствия и субъектов идеальных ими денежных и хозяйственных операций нормативным актам.

Результатом аудиторской проверки есть заключение аудитора (аудиторской компании) — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти и управления, муниципальных органов власти и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской компании) по итогам проверки, совершённой по поручению национальных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Заключение аудитора (аудиторской компании) складывается из трех частей — вводной, аналитической и итоговой:

а) в вводной части указываются: для аудиторской компании: телефоны и юридический адрес; порядковый номер, наименование органа и дата выдачи, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, и срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, отчество и имя всех аудиторов, принимавших участие в проверке; для аудитора, трудящегося самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; наименование органа и дата выдачи, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, и срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета;

б) в аналитической части указываются: наименование экономического субъекта и период его деятельности, за что проводится проверка; результаты экспертизы организации бухгалтерского (денежного) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля; факты распознанных на протяжении аудиторской проверки значительных нарушений установленного порядка ведения составления и бухгалтерского учёта денежной отчетности, воздействующих на ее достоверность, и нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-денежных операций, каковые нанесли либо смогут повредить интересы собственников экономического субъекта, третьих и государства лиц;

в) в итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (денежной) отчетности экономического субъекта.

Если экономическим субъектом — клиентом на протяжении проведения проверки не были устранены значительные нарушения в ведении бухгалтерского (денежного) учета, составлении соблюдении законодательства и соответствующей отчётности РФ, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о неосуществимости подтверждения достоверности бухгалтерской (денежной) отчетности.

Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам лишь итоговую часть аудиторского заключения.

Обучающий вебинар на тему: «Рекомендации по организации внутреннего контроля и аудита в учреждениях»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: