Функции и сущность денежного контроля
Каждая совокупность функционирует без неполадок и значительных сбоёв лишь в том случае, если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Данный механизм разрешает одновременно с распознать нарушения и принять меры к выправлению обстановки. Денежная совокупность в этом случае не есть исключением: существует отлаженная совокупность денежного контроля, что возможно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на обнаружение, пресечение и анализ злоупотреблений и нарушений в сфере распределения и аккумулирования ресурсов.
Так, возможно выделить главные функции денежного контроля: (1) предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложен хороший суть: пресечь правонарушение, распознать самые корни его возможности и возникновения осуществления, проанализировать и устранить обстоятельства таковой возможности. В этом смысле возможно заявить, что денежный контроль оказывает благотворное влияние на воспитание и обучение людей, занятых в денежной сфере. Вторая функция карательная — ее цель наказать, т.е. вынудить лицо (будь то физическое либо юридическое, не смотря на то, что, в конечном счете, наказанным окажется человек) либо нести лишения и неблагоприятные последствия в связи с неправомерным поведением. В данной связи кроме этого принципиально важно то, что правонарушитель. Вероятнее, будет должен скомпенсировать обществу (значительно чаще, в лице национальных органов) утраты в связи с его неправомерным поведением. Так, возможно выделить еще одну функцию денежного контроля — (3) восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли обязана, по мысли законодателя, компенсировать утраты, каковые понес бюджет по причине того, что он не взял эти средства одновременно с (т.е. одновременно с не была выплачена заработная плат преподавателям, милиционерам, армейским, не хватило средств на постройку районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод не взял надеющейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧС из-за отсутствия средств на приобретение бензина для вездеходов и т.д.). Эту функцию законодательство закрепляет самый полно и подробно, что логично, потому, что государство (а также, его бюджет) есть инструментом общества, а инструмент нужно поддерживать в порядке.
методы и Виды денежного контроля.
методы и Виды денежного контроля многообразны и смогут быть классифицированы по разным основаниям. Так, по субъектному составу выделяют национальный и негосударственный контроль. Разглядим подробнее эту классификацию на следующем примере:
Национальный денежный контроль | Негосударственный денежный контроль | |||||
Налоговый | Вышестоящим органом | Валютный | Банковский | Бюджетный | Внешний | Внутренний |
Налоговой администрацией | КРУ Министерства финансов | ЦБ РФ | ЦБ РФ | Счетная палата Федерального собрания | Аудит | Внутренний аудит, контроль со стороны управления |
Налоговой полицией | Вышестоящими организациями — в отношении нижестоящих | Агентами валютного контроля (в большинстве случаев, банками) | Самими банками — в отношении вторых банков, собственных филиалов и т.д. | Министерство финансов | ||
Внебюджетными фондами | Федслужба валютного и экспортного контроля | |||||
ГТК | ГТК |
В случае, если посмотреть на проблему денежного контроля по форме проведения, то возможно поделить его как необходимый и инициативный. Большинство мероприятий денежного контроля являются необходимыми, а среди инициативных возможно выделить аудит фирм, не являющихся субъектами необходимой аудиторской проверки, но проводящих ее самостоятельно.
По времени проведения контроль возможно разделен на предварительный и последующий. Непременно, эффективность предварительного контроля (особенно если он осуществляется на всем этапе хозяйственной операции либо деятельности) значительно выше: возможно не просто выявить нарушения, а отыскать их предпосылки и устранить их, не допустив самого нарушения.
Разглядим кое-какие виды контроля подробнее.
Бюджетный контроль
Так, в соответствии с федеральным законодательством, создана и действует Счетная палата РФ.
Счетная палата есть неизменно действующим органом национального денежного контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Ее задачами являются:
1) осуществление и организация контроля за своевременным выполнением прибыльных и расходных статей бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов по количествам, целевому назначению и структуре;
2) целесообразности расходов и определение эффективности национальных использования и средств федеральной собственности;
3) оценка обоснованности прибыльных и расходных статей проектов бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов;
4) денежная экспертиза проектов законов , и нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих затраты, покрываемые за счет средств
5) бюджета страны, либо воздействующих на исполнение и формирование бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов;
6) анализ распознанных отклонений от установленных показателей бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, и на совершенствование бюджетного процесса в целом;
7) контроль за своевременностью и законностью перемещения средств средств и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных денежно-кредитных учреждениях РФ;
регулярное представление Государственной Думе и Совету Федерации информации о ходе выполнения бюджета страны и итогах проводимых контрольных мероприятий.
Наряду с этим контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все национальные органы (а также их аппараты) и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, на муниципальные органы власти, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие денежно-кредитные учреждения, их альянсы, иные объединения и ассоциации независимо от форм и видов собственности, если они приобретают, перечисляют, применяют средства из бюджета либо применяют федеральную собственность или руководят ею, и имеют предоставленные федеральным законодательством либо федеральными органами власти налоговые, таможенные и преимущества и иные льготы. На деятельность публичных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, которая связана с получением, перечислением либо применением ими средств бюджета страны, применением федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством либо федеральными органами власти налоговых, таможенных и преимуществ и иных льгот.
В ходе реализации изложенных выше задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, аналитическую, информационную и иные виды деятельности, снабжает единую совокупность контроля за выполнением бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
(1) проведение и организацию своевременного контроля за выполнением бюджета страны в отчетном году; проведение комплексных тематических проверок и ревизий по статьям и отдельным разделам бюджета страны, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
(2) экспертизу проектов бюджета страны, законов и иных нормативных правовых актов, интернациональных соглашений РФ, иных документов и федеральных программ, затрагивающих вопросы бюджета страны и финансов РФ;
(3) исследование и анализ отклонений и нарушений в бюджетном ходе, внесение и подготовку в Государственную Думу и Совет Федерации предложений по их устранению, и по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
(4) представление и подготовку заключений в Государственную Думу и Совет Федерации по выполнению бюджетов и федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; представление и подготовку ответов и заключений на запросы органов власти РФ.
Счетная палата в ходе выполнения бюджета страны осуществляет контроль своевременность и полноту финансовых поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета страны, выявляет нарушения и отклонения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата каждый квартал по установленной форме воображает Федсобранию РФ своевременный отчет о ходе выполнения бюджета страны, в котором приводятся фактические информацию о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными законом о бюджете страны на этот год показателями за истекший период, квартал.
В целях обеспечения обработки информации и своевременного сбора, нужной для составления Счетной палатой отчета об выполнении бюджета страны, в РФ вводится необходимая для всех федеральных органов аккуратной власти, фирм, организаций и учреждений денежная отчетность. Эти своевременного контроля употребляются при планировании проверок и ревизий.
тематические проверки и Комплексные ревизии проводятся по месту размещения контролируемых объектов. Сроки, способы и объёмы их проведения устанавливаются Счетной палатой. На протяжении проверок и проведения ревизий на базе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности финансовой отчётности и бухгалтерского учёта определяется полнота и своевременность обоюдных платежей контролируемого федерального бюджета и объекта. По результатам проведения ревизии либо проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие чиновники Счетной палаты несут персональную ответственность. О итогах совершённых проверок и ревизий Счетная палата информирует Совет Федерации и гос Думу, доводит их до сведения начальников соответствующих федеральных органов аккуратной власти, фирм, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном стране, и о распознанных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и гос Думу, а при обнаружении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, сообщает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении проверок и ревизий чиновники Счетной палаты не должны вмешиваться в своевременную деятельность контролируемых объектов, и предавать гласности собственные выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).
Счетная палата кроме этого осуществляет контроль за:
1) обслуживанием и управлением национального внутреннего и внешнего долга РФ;
2) законностью, эффективностью и рациональностью применения зарубежных кредитов и займов, приобретаемых Правительством РФ от финансовых организаций и иностранных государств;
3) эффективностью размещения централизованных денежных
4) ресурсов, выдаваемых на возвратной базе;
5) предоставлением национальных кредитов, и предоставлением средств на безвозмездной базе международным организациям и иностранным государствам.
Счетная палата кроме этого осуществляет контроль:
1) эффективность и формирование применения средств федеральных внебюджетных валютных средств и фондов, находящихся в ведении Правительства РФ.
2) поступления в бюджет страны средств, взятых: от распоряжения госимуществом (а также его приватизации, продажи) и от управления объектами федеральной собственности.
3) деятельность Центробанка РФ, его структурных подразделений, вторых банков и кредитно-денежных учреждений в части обслуживания ими бюджета страны; деятельность Центробанка РФ по
4) обслуживанию госдолга РФ.
По итогам совершённых контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти РФ, начальникам контролируемых фирм, организаций и учреждений представления для принятия мер по устранению распознанных нарушений, возмещению причиненного привлечению и государству ущерба к ответственности чиновниковов, виновных в нарушении законодательства бесхозяйственности и Российской Федерации. Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок либо, в случае, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом в соответствии с представлением ответе и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется без промедлений. В случаях обнаружения при проведении проверки либо ревизии кражи национальных финансовых либо материальных средств, и иных злоупотреблений Счетная палата без промедлений передает материалы проверки либо ревизии в правоохранительные органы.
2. Налоговый контроль
Налоговый контроль осуществляется разными органами, наиболее значимым среди что есть Национальная налоговая работа РФ — единая совокупность контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующий бюджет налогов и других необходимых платежей.
Для исполнения ГНС собственных функций налогового контроля ей, равно как и всем структурным единицам ГНС предоставляется право:
1. Создавать в ведомствах и министерствах, на фирмах, в организациях и учреждениях, основанных на любых формах собственности, включая совместные фирмы, организации и объединения с участием советских и зарубежных юрлиц и граждан, у россиян, лиц и иностранных граждан без гражданства проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, замыслов, смет, иных документов и деклараций, которые связаны с уплатой и исчислением налогов и других необходимых платежей в бюджет; приобретать нужные объяснения, сведения и справки по вопросам, появляющимся при испытаниях, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
2. Осуществлять контроль соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать на основании ответов соответствующих органов гражданам, осуществляющим личную трудовую деятельность, регистрационные удостоверения и патенты.
3. Приобретать от фирм, учреждений, организаций (включая банки и иные денежно — кредитные учреждения), и от граждан с их согласия справки, копии и документы с них, касающиеся хозяйственной деятельности плательщика налогов и нужные для верного налогообложения. Чиновники налоговой работы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах организаций и граждан.
4. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении собственных полномочий каждые применяемые для извлечения доходов или связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения фирм, учреждений, граждан и организаций. В случаях отказа граждан допустить чиновниковов национальных налоговых администраций к обследованию указанных помещений национальные налоговые администрации вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся подобной деятельностью.
5. Потребовать от начальников и других чиновниковов контролируемых фирм, учреждений, организаций, и от граждан устранения распознанных нарушений законодательства о налогах и других необходимых платежах в законодательства и бюджет о предпринимательской деятельности и осуществлять контроль их исполнение.
6. Приостанавливать операции фирм, учреждений, граждан и организаций по расчетным и вторым квитанциям в банках и иных денежно — кредитных учреждениях в случаях непредставления (либо отказа представить) национальным налоговым администрациям и их чиновникам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, других документов и деклараций, которые связаны с уплатой и исчислением налогов и иных необходимых платежей в бюджет.
7. Изымать у фирм, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о сокрытии либо занижении прибыли (дохода) либо о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. состав и Объём изымаемых документов определяются инструкцией Главной налоговой администрации. Основанием для изъятия соответствующих документов есть письменное мотивированное распоряжение должностного лица налоговой администрации.
8. Использовать к фирмам, учреждениям, гражданам и организациям установленные денежные санкции.
9. Брать в бюджет недоимки по налогам и вторым необходимым платежам в бюджет, и иных санкций и суммы штрафов, предусмотренных законодательством.
10. Возбуждать ходатайства о запрещении в соответствии с правилами заниматься личной трудовой деятельностью.
11. Предъявлять в арбитражном суде и суде иски:
- о ликвидации предприятия любой организационно — правовой формы по основаниям, установленным законодательством, о признании регистрации предприятия недействительной при нарушения установленного порядка создания предприятия либо несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, взятых в этих обстоятельствах;
- о признании сделок недействительными и взыскании в доход страны всего взятого по таким сделкам;
- о взыскании неосновательно купленного не по сделке, а в следствии вторых незаконных действий.
12. Налагать административные штрафы:
- на чиновниковов фирм, организаций и учреждений, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) либо сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухучета либо ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении либо представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, других документов и деклараций, которые связаны с уплатой и исчислением налогов и других платежей в бюджет, — в размере от двух до пяти минимальных размеров зарплаты на каждого виновного, а за те же действия, идеальные повторно в течение года по окончании наложения административного взыскания, — в размере от пяти до десяти минимальных размеров зарплаты ;
- на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности либо занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется особое запрещение, и на граждан, виновных в отсутствии учета доходов либо в ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении либо несвоевременном представлении объявлений о доходах или во включении в декларации искаженных данных, — в размере от двух до пяти минимальных размеров зарплаты , а за те же действия, идеальные повторно в течение года по окончании наложения административного взыскания, — в размере от пяти до десяти минимальных размеров зарплаты ;
- на начальников и других чиновниковов фирм, организаций и учреждений, и на граждан, не делающих перечисленные в пунктах 3-6 настоящей статьи требования национальных налоговых администраций и их чиновниковов, — в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров зарплаты .
13. В порядке, установленном законодательством РФ, Главному управлению налоговых расследований и соответствующим подразделениям при национальных налоговых администрациях по республикам в составе РФ, краям, областям, независимой области, независимым округам, районам, районам и городам в городах осуществлять оперативно — розыскную деятельность в целях обнаружения фирм, учреждений, граждан и организаций, уклоняющихся от уплаты налогов либо занижающих полученный доход (прибыль).
3. Валютный контроль
Валютный контроль, как и налоговый может осуществляться разными органами. К ним относятся банки (и первым делом ЦБ РФ), ГТК, Федслужба России по валютному и экспортному контролю. Последняя есть центральным органом федеральной аккуратной власти, что осуществляет функции органа валютного и экспортного контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций.
Федслужба России по валютному и экспортному контролю в рамках собственной компетенции снабжает:
1) координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
2) организацию единой совокупности контроля за соблюдением нерезидентами и резидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, исполнения резидентами обязательств в зарубежной валюте перед страной, включая обязательства по продаже зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке, обоснованностью платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу, за осуществлением операций с ценными бумагами в зарубежной валюте, а
3) кроме этого за вторыми операциями, относящимися к сфере внешнеэкономической деятельности; объективности проверок учёта и организацию полноты и отчетности по валютным и иным внешнеэкономическим операциям, и по операциям нерезидентов в валюте РФ;
4) осуществление учёта и контроля за соблюдением порядка предоставления организациям и предприятиям права экспорта стратегически серьёзных сырьевых товаров, и их лицензирования и квотирования;
5) разработку предложений по совершенствованию валютного законодательства, нормативных и методических документов по вопросам развития совокупности валютного и экспортного контроля;
6) проведение и организацию с участием заинтересованных ведомств и министерств, и с привлечением зарубежных фирм и специалистов, аудиторских испытаний внешнеэкономической деятельности отдельных нерезидентов и резидентов;
7) сотрудничество с органами валютного и экспортного контроля вторых стран;
иные функции валютного и экспортного контроля во выполнение ответов Президента РФ и Правительства РФ.
4. Аудит
Выше рассматривались вопросы национальные контроля за денежной сферой. Но для многих фирм главной формой контроля остается все же аудит — внешний и свободный контроль денежного состояния предприятия. Аудит кроме этого, как и госконтроль, возможно в некоторых случаях необходимым, но может проводиться и по инициативе самого предприятия (его акционеров либо начальников). — Законодательство устанавливает четыре критерия обязательности аудита:
1) организационно-правовая форма;
2) вид деятельности;
3) структура капитала;
4) масштабы деятельности.
Необходимой ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.
По виду деятельности необходимой ежегодной аудиторской проверке подлежат: банки и другие кредитные учреждения; общества и страховые организации обоюдного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные университеты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ необходимые отчисления, создаваемые юридическими и физическими лицами; благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются необязательные отчисления юридических и физических лиц; другие экономические субъекты, необходимая ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена законами , указами Президента РФ и распоряжениями Правительства РФ.
Экономические субъекты подлежат необходимой ежегодной аудиторской проверке, в случае, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется часть, находящеяся в собствености зарубежным инвесторам.
Экономические субъекты (за исключением находящихся абсолютно в национальной либо муниципальной собственности) подлежат необходимой ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих денежных показателей их деятельности: количества выручки от реализации продукции (работ, одолжений) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер зарплаты ; суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер зарплаты .
По большому счету в рыночной экономике аудит — одно из наиболее проверки деятельности и эффективных средств контроля хозяйствующего субъекта, потому, что представляет собой свободную и квалифицированную диагностику бухгалтерской (денежной) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых объявлений и других требований и финансовых обязательств экономических субъектов. Многие экономические ответы принимаются на базе аудиторских заключений, потому, что главной целью аудиторской деятельности именно есть установление достоверности бухгалтерской (денежной) отчетности экономических соответствия и субъектов идеальных ими денежных и хозяйственных операций нормативным актам.
Результатом аудиторской проверки есть заключение аудитора (аудиторской компании) — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти и управления, муниципальных органов власти и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской компании) по итогам проверки, совершённой по поручению национальных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Заключение аудитора (аудиторской компании) складывается из трех частей — вводной, аналитической и итоговой:
а) в вводной части указываются: для аудиторской компании: телефоны и юридический адрес; порядковый номер, наименование органа и дата выдачи, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, и срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, отчество и имя всех аудиторов, принимавших участие в проверке; для аудитора, трудящегося самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; наименование органа и дата выдачи, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, и срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета;
б) в аналитической части указываются: наименование экономического субъекта и период его деятельности, за что проводится проверка; результаты экспертизы организации бухгалтерского (денежного) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля; факты распознанных на протяжении аудиторской проверки значительных нарушений установленного порядка ведения составления и бухгалтерского учёта денежной отчетности, воздействующих на ее достоверность, и нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-денежных операций, каковые нанесли либо смогут повредить интересы собственников экономического субъекта, третьих и государства лиц;
в) в итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (денежной) отчетности экономического субъекта.
Если экономическим субъектом — клиентом на протяжении проведения проверки не были устранены значительные нарушения в ведении бухгалтерского (денежного) учета, составлении соблюдении законодательства и соответствующей отчётности РФ, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о неосуществимости подтверждения достоверности бухгалтерской (денежной) отчетности.
Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам лишь итоговую часть аудиторского заключения.