НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО Профобразования
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
(ЛГУ имени Тараса Шевченко)
Университет Истории, интернациональных взаимоотношений и социально-политических наук
Кафедра Социальной социальной педагогики и работы
Тезисы лекций
По дисциплине[3_1_5] «КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
По профессии Организация работы с молодежью
Курс 1
Луганск 2017
Тема 1. Культурная теория Л. С. Выготского как один из наиболее значимых подходов в психологии образования.
1. Главные идеи психотерапевтической теории Л. С. Выготского как направление деятельностного подхода.
2. Главные положения психотерапевтической теории Л. С. Выготского.
1. Разрабатывая проблему развития психики, проблему происхождения сознания, Л. С. Выготский показывал на ключевую роль для психологии анализа практической деятельности людей. 2. Сознание рассматривалось Л. С. Выготским в тесной связи с трудовой деятельностью. 3. Л. С. Выготским разрабатывалось теоретическое положение о детерминации психологических процессов (их структуры и генезиса) исторически развивающейся предметно-практической, орудийной деятельностью человечества (трудовой деятельностью). Мысль деятельностной детерминации психики пронизывает все творчество Л. С. Выготского.
4. Деятельностная структуры и детерминация генезиса людской психики носит опосредствованный темперамент. В структуре и генезисе психологических функций подобно структуре трудовой деятельности присутствует момент 60 орудийной опосредствованности. В роли проводников детерминации (психотерапевтических орудий) выступают продукты культурно- исторической деятельности человечества – знаковые, коммуникационные совокупности. В соответствии с взорам Л. С. Выготского психологическое развитие человека осуществляется при помощи его обучения и воспитания как одной из форм присвоения публично-исторических свойств. Для человека присвоение культуры выступает не как условие, а как источник развития. Л. С. Выготским был сформулирован фундаментальный закон развития высших психологических функций человека: «Любая верховная психологическая функция в развитии ребенка появляется на сцене два раза: вначале, как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность личная, как внутренний метод мышления ребенка, как функция интрапсихическая». Личная психологическая деятельность, так, первоначально задана в социальном общении, в коллективной деятельности.
5. Деятельностная детерминация психики предполагает наличие аналогии в структуре внешней (трудовой) деятельности и психологических функций (догадка психотерапевтических орудий), т. е. имеется, в соответствии с Л. С. Выготскому, принципиальное сходство в структуре трудовой деятельности и психологических процессов, существуют аналогии: «процесс труда – психологические процессы», «орудия труда – психотерапевтические орудия». Л. С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода, заострял внимание на первой методологической функции деятельности – деятельности как неспециализированном объяснительном принципе. структура и Генезис психологических функций разъяснялись им с применением категории предметно-практической деятельности (деятельности как надиндивидуальной категории).
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО Профобразования
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
(ЛГУ имени Тараса Шевченко)
Университет Истории, интернациональных взаимоотношений и социально-политических наук
Кафедра Социальной социальной педагогики и работы
Тезисы лекций
По дисциплине[3_1_5] «КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
По профессии Организация работы с молодежью
Курс 1
Луганск 2017
Тема 1. Культурная теория Л. С. Выготского как один из наиболее значимых подходов в психологии образования.
1. Главные идеи психотерапевтической теории Л. С. Выготского как направление деятельностного подхода.
2. Главные положения психотерапевтической теории Л. С. Выготского.
1. Разрабатывая проблему развития психики, проблему происхождения сознания, Л. С. Выготский показывал на ключевую роль для психологии анализа практической деятельности людей. 2. Сознание рассматривалось Л. С. Выготским в тесной связи с трудовой деятельностью. 3. Л. С. Выготским разрабатывалось теоретическое положение о детерминации психологических процессов (их структуры и генезиса) исторически развивающейся предметно-практической, орудийной деятельностью человечества (трудовой деятельностью). Мысль деятельностной детерминации психики пронизывает все творчество Л. С. Выготского.
4. Деятельностная структуры и детерминация генезиса людской психики носит опосредствованный темперамент. В структуре и генезисе психологических функций подобно структуре трудовой деятельности присутствует момент 60 орудийной опосредствованности. В роли проводников детерминации (психотерапевтических орудий) выступают продукты культурно- исторической деятельности человечества – знаковые, коммуникационные совокупности. В соответствии с взорам Л. С. Выготского психологическое развитие человека осуществляется при помощи его обучения и воспитания как одной из форм присвоения публично-исторических свойств. Для человека присвоение культуры выступает не как условие, а как источник развития. Л. С. Выготским был сформулирован фундаментальный закон развития высших психологических функций человека: «Любая верховная психологическая функция в развитии ребенка появляется на сцене два раза: вначале, как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность личная, как внутренний метод мышления ребенка, как функция интрапсихическая». Личная психологическая деятельность, так, первоначально задана в социальном общении, в коллективной деятельности.
5. Деятельностная детерминация психики предполагает наличие аналогии в структуре внешней (трудовой) деятельности и психологических функций (догадка психотерапевтических орудий), т. е. имеется, в соответствии с Л. С. Выготскому, принципиальное сходство в структуре трудовой деятельности и психологических процессов, существуют аналогии: «процесс труда – психологические процессы», «орудия труда – психотерапевтические орудия». Л. С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода, заострял внимание на первой методологической функции деятельности – деятельности как неспециализированном объяснительном принципе. структура и Генезис психологических функций разъяснялись им с применением категории предметно-практической деятельности (деятельности как надиндивидуальной категории).
Тема 2. Общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева.
1. Принцип предметности.
2. Принцип активности.
3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности.
4. Принцип интериоризации и экстериоризации.
5. Принцип опосредствования.
6. Психотерапевтическое строение деятельности.
7. Общность строения внешней и внутренней деятельности.
8. Принцип зависимости психологического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.
9. Психотерапевтическая структура деятельности.
Главными моментами теории деятельности А. Н. Леонтьева являются следующие положения (методологические правила): 1. Принцип предметности. Уже в самом зарождении психического отражения и деятельности, в соответствии с А. Н. Леонтьеву, обнаруживается их предметная природа. Предмет наряду с этим нужно осознавать не как стимул либо объект, существующий сам по себе и влияющий насубъекта, а как «…то, на что направлен акт, т.е. как что-то к чему относиться живое существо, как предмет его деятельности – безразлично, деятельности внешней ли внутренней». Фактически, в самом понятии деятельности уже имплицитно 61 содержится понятие ее предмета. Потом, А. Н. Леонтьев отмечает: «Наряду с этим предмет деятельности выступает двояко: первично – в собственном свободном существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психологического отражения его особенностей, которое осуществляется в следствии деятельности субъекта и в противном случае осуществляться не имеет возможности».
2. Принцип активности. Принцип активности раскрыт А. Н. Леонтьевым в положениях о пристрастности, активности психологического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. А. Н. Леонтьев подчеркивал зависимость психологического отражения от того, «что человеку необходимо», — от его потребностей, мотивов, установок, чувств. Принципиально важно наряду с этим подчернуть, что такая пристрастность психологического отражения сама объективно детерминирована и выражается не в неадекватности образа, а в том, что она разрешает деятельно попадать в действительность. В противном случае говоря, пристрастность, «субъективность на уровне чувственного отражения направляться осознавать не как его субъективизм, а скорее как его «субъектность», т. е. его принадлежность деятельному субъекту». Противопоставление принципа активности субъекта принципу реактивности разрешает преодолеть подход к человеку как только приспосабливающемуся к окружающим условиям. Принцип активности разрешает постулировать положение о творческом и преобразующем характере деятельности субъекта.
3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности. Положение о неадаптивной природе людской деятельности направляться из известной леонтьевской формулы активности: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет». На деятельный и неадаптивный темперамент людской деятельности показывает то, что «психологическое отражение предметного мира порождается не конкретно внешними действиями.., а теми процессами, благодаря которым субъект вступает в практические контакты с предметным миром и каковые исходя из этого нужно подчиняются его свободным особенностям, связям, отношениям».
4. Принцип интериоризации и экстериоризации. Внутренняя деятельность, в соответствии с А. Н. Леонтьеву, вторична: она формируется в ходе интериоризации внешней предметной деятельности. Интериоризация состоит не в несложном перемещении внешней деятельности в предсуществующий ей внутренний замысел сознания, а в формировании самого этого замысла. А. Н. Леонтьев, за Л. С. Выготским подчеркивал не только предметную, но и социальную природу интериоризации. Социальная природа интериоризации раскрыта и отражена Л. С. Выготским по большей части генетическом законе культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к личному, интрапсихическому, фактически психотерапевтическим формам его деятельности. Вторая грань интериоризации – экстериоризация – отражает переход от «я» к «мы» и представляет собой нужное условие происхождения новообразований. Благодаря ей внутренние формы действия становятся как бы видимыми субъекту, дешёвыми наблюдению, контролю и управлению.
5. Принцип опосредствования. Принцип опосредствования включает пара главных положений: а) опосредствование психологического отражения тем содержательным процессом, что связывает субъекта с предметным миром, т. е. процессом предметной деятельности; б) опосредствование межличностных взаимоотношений совместной предметной деятельностью. 6. Психотерапевтическое строение деятельности. Одной из центральных идей общепсихологической теории деятельности есть анализ структуры деятельности. А. Н. Леонтьевым раскрыта психотерапевтическая структура деятельности, выделены главные единицы деятельности, раскрыты закономерные связи этих единиц между собой и их сообщение с деятельностью как целым. Целостная деятельность, в соответствии с А. Н. Леонтьеву, имеет следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия успехи цели (единство условий и целей образовывает задачу) и соотносимые с ними деятельность, воздействие, операции, функциональные блоки. 7. Общность строения внешней и внутренней деятельности. Определяется тем, что они обе опосредствуют связи человека с миром. Общность строения усматривалась А. Н. Леонтьевым в возможности переходов от одной деятельности к второй (интериоризации и экстериоризации). Внутренняя деятельность в ходе собственного формирования получает такие средства, каковые разрешают субъекту решать задачи, невыполнимые в плане внешней деятельности и напротив.
8. Принцип зависимости психологического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Темперамент психологической деятельности изменяется в зависимости от того, с какими компонентами деятельности – мотивами, целями либо условиями исполнения действия – связан объект. Неспециализированная черта строения деятельности в изучениях А. Н. Леонтьева Рассмотрение деятельности в качестве предмета психологии, анализ и выделение механизмов и структуры деятельности являются центральными вопросами психотерапевтической теории деятельности А. Н. Леонтьева. В психологии под структурой принято осознавать единство элементов, целостности и их всесторонних связей. Системно-структурный анализ психотерапевтических явлений предполагает выделение единиц анализа, каковые отражают чёрта явления как целого, и раскрытие закономерных связей этих единиц между собой и со структурой в целом. В системно-структурном анализе возможно выделить, так, пара этапов. На первой стадии нужно установить, какое явление берется за целостность. В качестве последней может рассматриваться вся психотерапевтическая наука в целом, либо ее отдельные отрасли либо неприятности; как совокупность может рассматриваться личность в целом, либо ее определенной свойство; это возможно определенная деятельность либо лишь одно воздействие и т. п.
На втором этапе целесообразно узнать, что есть единицами анализа данной целостности. Под единицами анализа понимаются условно недробимые и довольно сопоставимые ее части. Так, к примеру, единицами анализа деятельности являются действия. На третьем этапе нужно раскрыть самые существенные связи единиц между собой и их связи с совокупностью в целом: причинные связи, взаимовлияния и взаимозависимости в развитии и проявлении и т. п.
На следующем этапе анализа принципиально важно распознать нужное и много систем либо подструктур, в каковые входят, либо на пересечении которых находятся все единицы разбираемой целостности. Подструктуры либо системы, как и элементы, объединяются понятием компоненты. При изучении компоненты должны быть упорядочены и классифицированы, что есть основной задачей структурного анализа в психологии. На завершающем этапе нужно сопоставить связи элементов между собой и совокупностью с обобщенными связями подструктур (систем) и совокупностью и установить генетическую иерархию компонентов, сложившуюся в ходе развития совокупности.
На базе анализа работ А. Н. Леонтьева создана схема анализа психотерапевтической структуры деятельности. В соответствии с теоретическим взора А. Н. Леонтьева, «тело» деятельности образуют кое-какие инвариантныеединицы: предметные и структурные компоненты. Психотерапевтическая структура деятельности (по А. Н. Леонтьеву) Предметное содержание деятельности (предметные компоненты) в деятельности субъекта образуют: 1) мотив – предмет, на что направлена деятельность, либо предмет потребности; 2) цель – представление о результате действия (что должно быть достигнуто); 3) условия осуществления деятельности, среди которых наиболее значимыми являются методы достижения цели; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – Воздействие – ОПЕРАЦИЯ – ЗАДАЧА – МОТИВ – ЦЕЛЬ — УСЛОВИЯ 4) цель, эта в определенных условиях, является задачей деятельности.
Структурные единицы деятельности составляют: 1) отдельная (особая) деятельность, которая возможно выделена по критерию побуждающих ее мотивов; 2) действия – процессы, подчиняющиеся сознательно поставленным целям; смогут быть довольно независимыми и входить в различные виды деятельности; 3) операции – методы осуществления действий, конкретно зависят от условий успехи конкретных целей; 4) исполнение задач осуществляется посредством операций и действий. В соответствии с А. Н. Леонтьеву, понятие деятельности нужно связано с понятием мотива. «Деятельности без мотива не бывает; «немотивировнная» деятельность – это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом». Любая деятельность отвечает определенной потребности субъекта и пытается к предмету данной потребности. Конкретно предмет деятельности придает ей определенную направленность, он и имеется ее настоящий мотив.
Основное, что отличает одну деятельность от второй, отмечает А. Н. Леонтьев, пребывает в различии их предметов. Мотив деятельности возможно как вещественным, так и совершенным, «основное, что за ним постоянно стоит потребность, что он постоянно отвечает той либо другой потребности». Главными «составляющими» деятельности являются осуществляющие ее действия. Воздействие – это процесс, подчиненный сознательной цели. А. Н. Леонтьев отмечает, что «подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия». Согласно точки зрения А. Н. Леонтьева, выделение целей и соответствующих этим целям действий ведет к расщеплению прежде слитых в мотиве функций. В случае, если за мотивом абсолютно сохраняется функция побуждения к деятельности, то действия, каковые реализовывают эту деятельность и побуждаются ее мотивом, реализуют функцию направления деятельности, другими словами являются направленными на цель.
В соответствии с А. Н. Леонтьеву, действия и деятельность являются настоящие и не совпадающие между собой действительности. Одно и также воздействие может осуществлять различные деятельности (иметь совсем различные мотивы), переходить из одной деятельности в другую, являясь, так, довольно независимым. Справедливо и обратное: мотив может конкретизироваться в различных целях и породить соответственно различные действия. Цели, согласно точки зрения А. Н. Леонтьева, не изобретаются и не ставятся субъектом произвольно, они даны в объективных событиях. Поэтому, осознание и выделение целей представляет собой не непроизвольный, одномоментный акт, а довольно долгий процесс «апробирования целей действием».
Второй серьёзной стороной процесса целеобразования есть выделение условий и конкретизация цели ее реализации. Воздействие в конкретных условиях его реализации имеет особенное уровень качества, особенную «образующую» — методы, которыми оно осуществляется. Так, кроме собственного интенционального нюанса (что должно быть достигнуто), воздействие имеет и операциональный нюанс (как, каким методом это возможно достигнуто). Методы осуществления действий А. Н. Леонтьев назвал операциями. операции и Действия, согласно точки зрения А. Н. Леонтьева, имеют различное происхождение, судьбу и разную динамику. Генезис действия лежит в отношениях обмена деятельностями, операция же имеется итог преобразования действия, происходящего в следствии его включения в второе воздействие и наступающей его «технизации».
Так, анализ психотерапевтического строения деятельности говорит о том, что категория целостной деятельности соотносима с понятием потребности и с понятием мотива, с определением их предметного содержания. Мотив побуждает человека к обнаружению цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует исполнения действия, направленного на создание либо получение предмета, удовлетворяющего потребность и мотив. В целом процесс, рассмотренный со стороны мотива, выступает в качестве особой деятельности, со стороны цели – в качестве действия, со стороны условий осуществления действий – в качестве операции. Изучение деятельности, в соответствии с А. Н. Леонтьеву, требует анализа конкретно ее внутренних отношений и системных связей. Таковой подход разрешает ответь на самые простые вопросы: имеем ли мы в этом случае деятельность, воздействие либо же операцию?
А. Н. Леонтьев много раз отмечает, что деятельность является процессом , что характеризуется неизменно происходящими изменениями. «Деятельность может потерять мотив, позвавший ее к судьбе, и тогда она превратится в воздействие, реализующее, возможно, совсем второе отношение к миру, другую деятельность; напротив, воздействие может купить независимую побудительную силу и стать особенной деятельностью; наконец, воздействие может трансформироваться в метод достижения цели, в операцию, талантливую реализовать разные действия». Обоюдные переходы типа «деятельность – воздействие – мотив» и «операция – цель – условия» происходят неизменно. Подвижность «образующих» совокупности деятельности выражается, так, в том, что любая из них может становиться более дробной либо, напротив, включать в себя единицы, прежде довольно независимые. Так, к примеру, в случаях, в то время, когда воздействие протекает в условиях, затрудняющих его исполнение посредством уже сформировавшихся операций, целостное воздействие может дробиться на последовательность отдельных последовательных действий, при соответствующем разделении неспециализированной цели на последовательность промежуточных подцелей.
Противоположный процесс имеет место тогда, в то время, когда достигаемые в ходе деятельности промежуточные результаты сливаются и перестают осознаваться субъектом. Уточняя разные стороны деятельности, А. Н. Леонтьев отмечает: «…воздействие как процесс, что направлен на осознаваемую в связи с определенным мотивом цель, это имеется сторона деятельности, внутренне связанная с той «единицей» сознания, которую мы обозначаем термином личностный суть… содержание либо стороны действия, каковые отвечают условиям действия, это операция. С этим содержанием деятельности также связана необычная «единица» сознания, то есть значение». сознание и Деятельность. Черта «образующих» сознания Сознание, в соответствии с А. Н. Леонтьеву, в собственной непосредственности имеется раскрывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его состояния и действия. И потом он отмечает: «сознание человека, как и сама его деятельность не аддитивно. Это не плоскость, кроме того не емкость, заполненная процессами и образами. Это и не связи отдельных его «единиц», а внутреннее перемещение его образующих, включенное в неспециализированное перемещение деятельности… Деятельность человека и образовывает субстанцию его сознания».
Отмечая психотерапевтическую многомерность сознания, А. Н. Леонтьев, в качестве его образующих выделил: личностный суть, значение и чувственную ткань. Чувственная ткань сознания. Чувственная ткань представляет собой стройматериал образа: чувственная ткань «образует чувственный состав конкретных образов действительности, актуально принимаемой либо всплывающей в памяти, относимой к будущему либо кроме того лишь мнимой». Образы различаются по собственной модальности, чувственному тону, степени ясности, большей либо меньшей устойчивости и т. д. На примере экспериментальных процедур А. Н. Леонтьев отмечает особенную функцию чувственных образов, которая пребывает в том, что они придают действительность сознательной картине мире. Иными словами, благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий вне его сознания – как объективное «поле», как объект его деятельности. Функция чувственного содержания сознания, так, выражается не прямо, а только косвенно – в безотчетном переживании «эмоции действительности». Чувственная ткань, иными словами, возможно представлена в сознании двояко: как то, в чем существует для субъекта предметное содержание (в обычных условиях предметное содержание и чувственная ткань слиты между собой); или сама по себе, что обнаруживается в условиях намерено направленной интроспекции, либо в особых экспериментальных условиях, к примеру, в опытах с адаптацией инвертированному зрению.
Значение. Значение, осознаваемое в психотерапевтической традиции как содержания публичного сознания, показывает на то событие, что сознание человека начинается в культурного целого, в котором фиксирован опыт деятельности, общения и мировосприятия, что индивиду нужно не только усвоить, но и выстроить на его базе личный опыт. Значение в психотерапевтической теории деятельности рассматривалось как форма сознания, т.е. как осознание человеком собственного – людской – бытия, и как настоящая психотерапевтическая «единица сознания», как факт личного сознания. Значения преломляют мир в сознании человека. Носителем значений есть язык. В языковых значениях фиксированы публично выработанные методы (операции) действия. Так, отмечал А. Н. Леонтьев, в значениях слов реализуется для сознания публичное значение предметов. Разглядывая проблему значения, А. Н. Леонтьев отмечал двойственность существования значений для субъекта. Значения выступают перед субъектом, с одной стороны, «в собственном свободном существовании – в качестве объектов его сознания.., т. е. функционируя в процессах, репрезентирующих объективную реальность». С другой, являются достоянием, «образующей» личного сознания: функционируя в «объективном собственном бытии» значения «нужно вступают во внутренние отношения, каковые связывают их с другими «образующими» личного сознания; в этих внутренних отношениях они единственно и обретают собственную психотерапевтическую чёрта». В этом собственном существовании значения индивидуализируются и «субъективируются», наряду с этим, отмечает А. Н. Леонтьев, не утрачивая собственной публично-исторической природы.
Разглядывая значение в совокупности личного сознания, А. Н. Леонтьев показывает на две стороны его существования (перемещения). Одна сторона «перемещения» значений пребывает в том, что их функционирование в осуществлении настоящих жизненных связей субъекта нужно предполагает их отнесенность к чувственным впечатлениям, «возвращение» их к чувственной предметности мира. «Тогда как в собственной «надындивидуальности» значения равнодушны к формам чувственности, в которых мир раскрывается субъекту». Вторая сторона пребывает в субъективности, пристрастности значений, получаемой ими в совокупности личного сознания. Эта сторона раскрывается при анализе взаимоотношений, связывающих значение с другой образующей сознания – личностным смыслом. Личностный суть. Понятие смысла показывает на то, что личное сознание несводимо к безличному знанию. Оно в силу принадлежности реальной включенности и живому субъекту в совокупность его деятельностей в любой момент пристрастно, т. е. сознание имеется не только знание, но и отношение. По определению ученого, личностный суть имеется оценка жизненного значения для субъекта объективных его действий и обстоятельств в этих событиях. Разрабатывая вопросы строения внутренней и внешней деятельности, А. Н. Леонтьев отмечает, что мало иметь в виду факт детерминации ее операций элементов – и структурных действий – объективными особенностями предмета (предметной обстановкой). То, как выступает предмет, зависит, в первую очередь, от отношения человека к нему. Личностный суть истолковывает обстановку для субъекта. «Человек отвечает не на среду, а на собственный «познание» = на окружение, как оно выступает для человека». В смысле предмета «кристаллизуется мое отношение к предмету».
Деятельность, целенаправленный темперамент действий, опосредованы, так, по А. Н. Леонтьеву, личностным смыслом, отношением человека. Изменение смысла ведет к трансформации мотивов деятельности, трансформации деятельности человека. В отличие от значений, отмечал А. Н. Леонтьев, личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания не имеют собственного «надындивидуального» существования. «В случае, если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с действительностью объективного мира, то личностный суть связывает их с действительностью самой его жизни в нашем мире, с ее мотивами». И, потом: «Публичное значение предмета (значение слова) определяется публично-исторически, оно имеется публично-историческое отображение, обобщение действительности. Оно имеется мой предмет». В случае, если «В значении кристаллизуется публично-историческое отношение», то личностный суть имеется «Мое отношение к значению (= к предмету, как значению)… Суть, следовательно, имеется «значение для меня значения». Суть, по словам А. Н. Леонтьева, в собственности не предмету, а деятельности и только в деятельности предмет выступает для субъекта как суть. Суть имеется, так, «само отношение, осуществляющееся в деятельности»