на данный момент стали привычными следующие виды образовательного портфолио:
- учебный портфолио ученика;
- опытный (методический) портфолио педагога;
- портфолио школы.
Мониторинг собственной деятельности при помощи портфолио оказывает помощь преподавателю реально представить результаты собственного труда, сравнить их с результатами труда вторых преподавателей, т. е. совершить адекватную самооценку собственной деятельности и иметь стимул к самосовершенствованию.
Назначение портфолио как формы оценки разрешает сместить выговоры с того, что педагог не может реализовать и не может, к тому, что он знает и может, с внешней оценки на самооценку. Соответственно в него возможно включено все, что является свидетельством упрочнений, прогресса и достижений в профессиональной деятельности данного педагога (начальника). Так главной суть портфолио – «продемонстрировать все, на что ты способен»
Портфолио есть многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Значительными чертями портфолио учителя есть то, что он представляет собой не только инструмент, облегчающий внешнюю экспертизу ее результатов и деятельности педагога, но и снабжает самооценки и возможность рефлексии,а основное, является средством, поддерживающим опытный рост, разрешает проектировать и осуществлять контроль его этапы, задачи, формы их реализации.
Другими словами, очень серьёзны конкретно проектный и рефлексивный нюансы портфолио учителя.
Главные функции портфолио:
- диагностическая — фиксирует трансформации и рост за определенный период времени;
- целеполагание — поддерживает методические цели;
- мотивационная — поощряет результаты учителей;
- содержательная — раскрывает целый спектр делаемых работ;
- развивающая — снабжает непрерывность процесса деятельности преподавателя от года к году;
- рейтинговая — показывает профессионализм педагогов.
Формирование портфолио есть творческой работой каждого учителя, исходя из этого единого примера либо полного списка материалов, входящих в него, быть не имеет возможности. Но при составлении портфолио преподавателю нужно не забывать, что он обязан продемонстрировать собственный умение в разработке:
- рабочих программ, программ для модульного, элективного курса, дополнительного образования и т. д. с учетом применения современных систем и технологий обучения;
- замыслов-конспектов уроков разных типов, внеклассных мероприятий;
- раздаточного дидактического материала для организации независимой исследовательской, проектной работы обучающихся с учетом дифференцированного подхода к обучению;
- заданий для групповой и личной работы школьников;
- содержания учебных проектов;
- тестовых материалов для текущего и итогового контроля;
• личных образовательных траекторий и т. д.
Так отобранные в портфолио материалы должны показывать умения преподавателя использовать методы работы и различные приёмы, характерные для внедряемой разработки; проводить и разбирать уроки разных типов; обучать школьников новым приемам учебной деятельности; оценивать результативность применения новой разработке средствами разных способов диагностики.
Анализ информационных источников разрешает выделить пять главных разделов в структуре портфолио:
- неспециализированные сведения об преподаватель;
- учебно-методическая работа;
- научно-методическая работа;
- внеурочная деятельность по предмету;
- результативность педагогической деятельность.
Раздел Неспециализированные сведения об преподаватель разрешает делать выводы о ходе личного развития педагога и включает в себя материалы, отражающие успехи педагога в разных областях:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• образование (что и в то время, когда окончил, полученная квалификация и специальность по диплому);трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
- копии документов, подтверждающих прохождение направлений увеличения квалификации; указание вторых форм увеличения квалификации (семинары, конференции и т. д.): проблематика, год, месяц, местопроведения;
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и степеней и почётных званий;
- важнейшие правительственные призы, грамоты, благодарственные письма;
- дипломы разных конкурсов;
- другие документы по усмотрению преподавателя.
Раздел Учебно-методическая работа содержит:
- рабочие программы;
- дидактические материалы;
- материалы об применяемых педагогических разработках;
- авторские разработки учебных занятий;
- паспорт учебного кабинета.
Раздел Научно-методическая работа включает в себя:
- самоанализ;
- проекты, рефераты;
- научно-методические разработки;
- записи уроков;
- электронные ресурсы;
- исследовательские работы;
- отчет об участии в опытных конкурсах;
- справки о работе в методических объединениях города и школы (прил. 1-2);
- статьи, тезисы.
Раздел Внеурочная деятельность по предмету складывается из:
- перечня творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных обучающимися по предмету;
- перечня победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценариев внеклассных мероприятий, видеокассет и фотографий с записями совершённых мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.);
§ программ кружков, факультативов и др.
Преподаватель воображает документально зафиксированные результаты собственной работы:
- Фактически учебные успехи учеников в динамике. самый существенным показателем есть конкретно прирост качества, учебный прогресс детей независимо от их свойств, возможностей, сложности предмета и т.д.
- Учебные продукты: проекты; исследовательские, художественные работы учеников; модели и т.п.
- Продукты опытной преподавательской деятельности самого педагога: авторские программы, проекты, методические материалы и др.
- Результаты его научно-исследовательской деятельности: доклады, статьи.