Технологии социально-культурного программирования

Технологии социально-культурного программирования с необходимостью предполагают выявление и чёткую локализацию проблемы ее динамики во времени и на данный момент являются ответственное звено ответа социально значимых культурных неприятностей.

Программирование представляет собой одну из форм конкретизации научного предвидения в социально-культурной сфере и находится во связи с прогнозными и проектными разработками, планированием, управлением, целеполаганием.

Неспециализированным у этих разработок есть то, что они занимаются разработкой возможностей будущей деятельности на определенный срок. Но имеется и значительные различия. Разглядим эти различия пара подробнее.

Технологии прогнозирования разрабатывают прогнозы возможных состояний какого-либо явления в будущем. Технологии проектирования разрабатывают прототип, прообраз предполагаемого либо вероятного состояния объекта.

Технологии планирования реализовывают разработку заблаговременно намечаемого порядка реализации какой-либо программы, последовательность действий, количество предполагаемой работы, намеченной на определенный период, с указанием целей, содержания, способов, сроков исполнения.

Планировать — значит разрабатывать неспециализированные цели, конкретизировать и детализировать их в заданиях, каковые нужно выполнить в относительно маленький период времени, определять средства и пути успехи их результативности. Технологии планирования предполагают установление форм контроля за исполнением промежуточных и основных целей методом сопоставления плановых показателей с фактическим исполнением.

Стратегическое планирование лежит в базе программирования и представляет собой детальный комплексный замысел чтобы обеспечить осуществление направленных действий по достижению задач.

Новейшие технологии программирования вбирают в себя элементы диагностических, экспертных, прогнозных, проектных, и организационно-управленческих разработок.

Мы будем осознавать под социально-культурным программированием научно обоснованный процесс создания либо перестройки имеющейся социокультурной среды. Социально-культурные программы являются совокупностью организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с горизонтальными связями и единым управлением, согласованные по времени, исполнителям и ресурсам.

Разработку работы над созданием конкретной культурно-досуговой программы как своеобразной формы социально-культурной деятельности мы детально разглядим в параграфе, посвященном рассмотрению изюминок социально-культурного проекта.

Социально-культурное программирование рассматривается сейчас как деятельный прорыв в те досуга и сферы культуры, где ярко выражены публичные потребности в социально значимых разработках, где наличествует множество других подходов к ответу конкретных задач.

внедрения и Первые попытки разработки программного подхода в социально-культурную сферу были предприняты у нас в 20-30-х годах прошлого века. Особенно броскими и впечатляющими стали программы А.С. Макаренко по перевоспитанию подростков, совершивших правонарушения, силами коллектива несовершеннолетних колонии им. Ф.Э. Дзержинского и А.А. Шацкого, предложившего социально-культурную программу по формированию и развитию личности ребенка, ребёнка, взрослого человека на уровне населенного пункта (территориальной общности).

Эти программы ставили собственной задачей подчинить досуговую среду целостному процессу формирования личности и доказать, что социализация, развитие и воспитание личности (ребенка,.ребёнка, взрослого человека) реально выполнимы и в рамках свободного времени. Страно, как актуальны и злободневны для нынешней обстановки неприятности обостренного внимания к человеку, большого развития разных видов социальной помощи населению, просвещения, досуга, каковые были подняты социально-культурными программами тех лет.

Исторически второй этап социально-культурного программирования приходится на период «оттепели» в 60-е годы прошлого века, в то время, когда возродился интерес к отечественной социологии, показались первые специа-

страницы — социологи, педагоги-организаторы внешкольной работы, начальники подростковых клубов, ориентированные на социально-педагогическую работу с населением и детьми.

Новый импульс социально-культурное программирование взяло на рубеже 70-80-х годов. В эти годы стала интенсивно создаваться сеть досуга центров и новых культуры: социально-культурные, социально-педагогические, культурно-спортивные, физкультурно-спортивные комплексы, а после этого и молодежные культурные центры, видеосалоны, аттракционы и т. п.

За это время в социально-культурном программировании был накоплен большой опыт разработки, реализации и развития программных инициатив. Но их осуществление сдерживалось из-за идеологических ограничений, денежно-ресурсной, кадровой, организационной необеспеченности, негативных последствий административно-командного управления, межведомственного управления, разобщенности разных социальных университетов (семьи, школы, досуга и учреждений культуры, публичных организаций и др.).

Сегодняшний период возможно характеризовать как период необходимости активизации социально-предложений и культурных инициатив, что обусловлено рядом наиболее значимых факторов. И основной среди них — глубочайший экономический и политический кризис, охвативший нашу страну с конца 80-х годов. Он быстро обострил и без того напряженную социальную обстановку, намного увеличив социальную обездоленность большой части русского общества. Эти неприятности требуют коренного трансформации социальной государства и политики общества, принятия радикальных мер по оказанию социальной помощи и соцзащиты через самодеятельное творчество и рекреацию, обращение к духовным сокровищам личности. И не обращая внимания на наметившуюся экономический рост и стабильность общества, социальные неприятности так же, как и прежде злободневны и очень ответственны.

Активное обращение к социально-культурному программированию обусловлено кроме этого усилением социальных функций культуры, оказывающей интенсивное влияние на формирование социально значимых совершенств (как со знаком «+», так и со знаком «-»), расширением социально-культурной сферы, включающей в себя широкую сеть социокультурных университетов, совокупность культурных коммуникаций, досуговую другие подсистемы и сферу. Но подобающего места социально-культурное программирование по окончании многих лет забвения до тех пор пока еще не заняло. Этому имеется объяснения.

Во-первых, достаточно хаотическое состояние отмечается во всех сферах судьбы страны по окончании смены социальных ориентиров, что закономерно и объяснимо. Программирование же -удел стабильного общества.

Во-вторых, демократизация публичной судьбе особенно ярко проявляется в сфере культуры: люди не хотят больше быть объектами манипулирования, а потому отвергают всякое программирование собственной жизни, в особенности в свободное время.

В-третьих, до сих пор ощущается дефицит специалистов, трудящихся в сфере досуга и социальной сфере, слабо привлекаются эксперты смежных научных отраслей (социологи, культурологи, педагоги, психологи).

В следствии социально-культурное программирование довольно часто остается оторванным от прочной социологической базы. анализ и Сбор первичной социологической информации, диагностика, поисковое программирование, социальный опыт — все это элементы информационной деятельности программиста.

Имея дело с сверхсложной совокупностью объектов и явлений (образом судьбы, быта, досуга людей, культурной средой, модой, стилем, поведением людей, формами и содержанием деятельности социально-культурных университетов), разработчики социально-культурных программ обширно применяют эти смежных наук, заимствуя у них подходы, способы, средства, создания и программы изучения социально-культурных объектов.

Ответственной технологической изюминкой социально-культурного программирования есть возможность проявления творческого начала не только со стороны разработчиков, организаторов-специалистов, социальных работников, педагогов, других специалистов и менеджеров, но и со стороны населения.

Перечислим процедуры, каковые нужно пройти группе экспертов разрабатывающих социально-культурную программу.

1. экспертиза и Диагностика проблемной социокультурной обстановке, обнаружение причин и источников ее происхождения, дорог разрешения, определение регионального потенциала в рамках того либо иного вида социально-культурной деятельности, имеющихся материальных, творческих и людских ресурсов.

2. Анализ социально-культурной ситуации на базе совершённой диагностики, формирование объективных представлений о ситуации, определение приоритетных направлений, каковые должны финансироваться из бюджетных средств, целевых фондов и т. д. В анализ входит кроме этого описание главных компонентов программы, определение временных и организационных границ, сопоставление настоящей и желаемой обстановке, определение социальных категорий и групп населения, вовлеченных в программу, их развернутая черта, обоснование выбора места реализации программы, нормативный и поисковый прогнозы.

3. формулирование и Уточнение неприятностей — для преодоления распознанных на протяжении исследования недочётов и реализация удобных возможностей, заложенных в ситуации.

4. На основании распознанного прогноза уточнение и определение задач и целей программы, разработка начальных идей.

5. Нахождение настоящих вариантов ответа поставленных задач и целей, дорог разрешения неприятности.

6. создание и Разработка проекта соответствующей модели по оптимальным примерам, проведение расчетов по определению средств успехи проектного состояния, социальных последствий проводимых преобразований.

7. Формирование целостной программы, координации действий и определение последовательности всех лиц, участвующих в ее осуществлении, условий, при которых программа возможно реализована, «стимулирующих механизмов», разработка подробного замысла деятельности, бизнес-замысла.

8. Осуществление программы с постоянным уточнением и поэтапным контролем обстановки, реализация организационно-других действий и технических мероприятий управленческого характера.

При реализации и разработке социально-культурной программы происходит постоянный анализ приобретаемых результатов, корректируются технологии и методы влияния, уточняются формы и содержание. Глубочайший анализ итогов работы может стать начальным этапом предстоящей разработки следующей программы, которая возможно продолжением либо развитием прошлой.

Как нужное звено в цепи «прогноз — проект — программа» социально-культурное программирование предполагает проблемный подход. Именно поэтому подходу проблемность выступает необычным принципом разработки программы. Конкретно из принципа проблемности мы исходим при построении концепции программы, ее структуры и логики.

Программирование, в большинстве случаев, начинается с диагностики и экспертизы социально-культурных и ситуаций и личностных проблем и осуществляется параллельно с изучением.

Социально-культурная программа, созданная на базе исследования, имеет целью прямо либо косвенно урегулировать вопросы социальной профилактики и оказать помощь отдельным категориям населения в реабилитации и социальной адаптации.

При определении цели программы технологу направляться руководствоваться некоторыми правилами. Цели должны:

— быть максимально достижимыми;

— быть весьма конкретными и ранжированными по времени;

— соответствовать характеру деятельности социально-культурного университета;

— быть настоящими.

Обоснованность выбора цели социально-культурной программы находится в прямой зависимости от приоритетов публичного развития. К таким приоритетам в большинстве случаев относят следующие постулаты: преобладание личного начала над групповым; ориентация управленческих процессов на высококачественное поддержание судьбы; развитие и поддержка главных видов социально-культурных одолжений для населения, гарантированных страной; включение муниципальных органов власти в реализацию и разработку региональных программ и др.

Обратимся к таблице классификации целей, предложенной авторским коллективом книжки «Разработки социальной работы» под ред. доктора наук Е.И. Холостовой, которой смогут руководствоваться разработчики социально-культурных программ.

Но при формулировании целей нередки обычные неточности, каковые допускают технологи и руководители социально-культурной сферы.

Трудясь над программными процедурами, технолог обязан учитывать то, что программы многоаспектны и любой нюанс имеет собственную модель, и все эти модели находятся в взаимодействиях и сложных взаимосвязях.

Классификация целей
Показатели классификации Виды целей
Содержание Социальные, культурные, эстетические, экономические, организационные, технические, научные, политические, комплексные
Приоритетность Главные (главные, главные, основопологающие), второстепенные (побочные, вспомогательные)
Продолжительность (период реализации) Стратегические, тактические, своевременные, текущие
Форма фиксации Официально предъявленные, подразумевающиеся
Потребность Желательные, нежелательные, надуманные
Степень обоснованности Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные
Реалистичность Настоящие, осуществимые, нереальные, неосуществимые
Уровни управления Общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреждения (организации), их структурных единиц
Политический суть Практически делаемые, декларируемые, провозглашенные
Количество Неспециализированные, частные, локальные
Темперамент Конечные, промежуточные
Степень исполнения Выполненные абсолютно, частично, невыполненные

Первая модель — экономическая — в собственной структуре содержит разделы: затраты, рентабельность, освоение капиталовложений, планирование, эффективность.

Вторая модель — гуманитарная — строится на множественности представлений о культуре, творчестве, истине, качестве мастерства, духовном развитии человека, взаимосвязях и закономерностях человека с окружающим миром.

Третья модель — управленческая — включает такие смыслообразующие структуры, как обеспеченность, контроль, централизация, отчётность и учёт.

В социально-культурном программировании используются все перечисленные модели в совокупности.

Обычные неточности при формулировании целей
Обычные неточности Верные действия
Целый количество задач не подразделяется на главные и второстепенные. Смещается возможность деятельности Задачи ранжируются на главные и второстепенные; ресурсы и внимание концепций концентрируются на основных задачах
Представленная задача не соответствует нужному ресурсному обеспечению Задача приводится в соответствие с требующимися материальными, организационными, кадровыми ресурсами
Витиеватость формулирования задач, не содействующая правильному пониманию исполнителями; неоправданное использование морально-эмоциональных оценок, политических объявлений Формулировка задач должна быть недвусмысленной, понятной для руководителей и исполнителей программы
Подробные рекомендации и детализированные указания относительно способов исполнения задач, каковые смогут изменяться в связи с изменившимися условиями действий Умелые исполнители не нуждаются в мелочных советах и подробных указаниях; в связи с изменяющимися условиями и исполнители должны иметь свободу
Игнорируется кадровый вопрос, в программе не выяснен круг конкретных руководителей и исполнителей, несущих персональную ответственность Назначаются начальники программы в целом и отдельных ее этапов, определяется правильный круг руководителей и исполнителей
Не указывается срок выполнения программы в целом и ее этапов Устанавливаются достижения выполнения и сроки задач поставленной цели

Разглядим этапы формирования региональных программ социального и культурного развития и их примерную структуру.

1. На первом, диагностическом этапе накапливается и анализируется информация о социально-политической, экономической и социально-культурной жизни региона.

Данные целесообразно накапливать по следующим разделам;

— социальные и проблемы региона и культурные особенности, динамика его развития, доступность социально-ценностей и культурных учреждений для людей, преобладание женского либо мужского населения и др.;

— черта региона по возможностям создания условий для социокультурного социальных групп и развития личности, т.е. обнаружение возможностей национальных общественных формирований и институтов с целью последующей координации материальных и людских ресурсов, социально-области и культурных программ региона, создания межведомственных программ по самые актуальным для региона проблемам;

— творческий потенциал региона, квалификация экспертов социально-культурной и смежных сферы деятельности, состав экспертов, талантливых как следует, организованно и содержательно осуществить программу;

— черта разных социально-демографических групп насе
ления региона, выделенных по параметрам сходства либо различия эконо
мического, культурного, политического положения, социальных ролей,
заинтересованностей, сокровищ, признаваемых этими группами как респектабельные и
значимые; обнаружение ведущей неприятности и нереализованных потребно
стей у каждой социальной группы. На базе данной информации составля
ется социально-демографический паспорт региона, в котором отражены
состав населения, потребности и проблемы приоритетных социальных
групп.

По результатам первого этапа проектирования составляются два главных документа: паспорт социально-культурного развития территории и матрица анализа социокультурной судьбе региона.

В паспорте находят отражение объективная информация как об инфраструктуре культуры в регионе, так и об применении материальной базы, кадров, публичных перемещениях, ЖД.е. о том потенциале, что возможно использован в ответе распознанных неприятностей региона.

В матрице отражается динамика социально-культурной жизни региона: культурные приоритеты, динамические характеристики групп населения; ранжируются задачи культурного обслуживания по степени их востребованности.

2. Второй этап формирования социально-культурной программы — это разработка приоритетных направлений и концепции развития территории, и осуществляется она на базе результатов, взятых на протяжении проведения информационно-аналитического этапа.

Базу разработки концепции составляют три вектора приоритетных направлений:

а) потребности и жизненные проблемы социальной группы либо же какой-либо категории населения;

^J^^^BHBHIi^^^HI

б) неприятности регионального характера в одной из сфер социокультур
ной деятельности (мастерства, истории, культуры, экологии и т.п.), каковые
являются неспециализированными для разных групп населения в целом;

в) осмысление как неспециализированных подходов к разрешению проблем и
преодолению противоречий, так и конкретных дорог, т.е. управленческих дейст
вий, каковые будут содействовать снятию распознанных противоречий и
устранению диспропорций.

Приоритетные направления социально-культурной деятельности должны отражать одновременно и методы ответа распознанных неприятностей определяемой социальной группы, и пути блокирования вероятных источников социальной напряженности, и сферы потенциальной деятельности населения.

Опыт разработки региональных программ социально-культурного развития разного уровня говорит о том, что на базе анализа исходной информации смогут быть распознаны такие неприятности:

— ухудшение экологической обстановки; нарушение гармонии в отношениях природы и человека;

— усиление социальной напряженности (в связи с проблемами занятости населения, неуверенности в завтрашнем дне и др.);

— диспропорции в отношении численности мигрантов и коренного населения, в следствии чего происходит размывание классических для региона видов культурной деятельности и теряется историко-культурная самобытность территории;

— культуры населения и низкий уровень образования как следствие сокращения контактов с примерами настоящей культуры;

— ухудшение материальных неприятностей культуры как следствие остаточного принципа финансирования;

— отсутствие у содержания выбора и населения форм досуговой деятельности, отвечающих интересам и реальным потребностям;

— потеря исторически сложившихся наименований населенных пунктов и ландшафтных объектов как знаков культурного своеобразия поселения;

— разрушение классической народной культуры (традиций, ремесел,
промыслов, обрядов и др.).

Распознанные неприятности нуждаются в анализе обстоятельств, обуславливающих низкую эффективность социально-культурной политики приведшей к этим проблемам. Среди таких обстоятельств смогут быть:

а) Обстоятельства организационно-управленческого характера:

— недостаточная помощь работников культуры со стороны органов местной власти;

— несоответствие сложившейся совокупности управления культурой снова появляющимся социально-культурным обстановкам;

ПО

— «размытость» социального заказа (как со стороны организаций власти и органов учреждений, так и со стороны населения) на формы социально-культурной деятельности;

— кооперации и отсутствие координации в деятельности учреждений культуры, спорта, образования;

— отсутствие концепций культурной политики региона и соответственно программ социокультурного развития.

б) Обстоятельства экономико-правового характера:

— отсутствие настоящих прав и самостоятельности отделов культуры, народного образования, социально-культурных университетов;

— не сильный техническая база социально-культурных учреждений;

— трудности хозяйственно-экономического замысла, обусловленные низким уровнем экономической и юридической компетентности кадров;

— низкая зарплата работников социально-культурной сферы;

— неготовность кадров трудиться в рыночных условиях, обнаружить дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры.

в) Обстоятельства содержательного характера:

— сохраняющаяся ориентация учреждений на деятельность по организации досуга как средства идеологического воспитания, действия «сверху» и т.п.;

— однообразие форм и содержания деятельности социально-культурных учреждений;

— неспособность работников действенно функционировать в условиях контрактно-договорной совокупности взаимоотношений, устанавливаемых в связи с реализацией конкретных социально-культурных программ;

— инертность и консерватизм коллективов социально-культурных учреждений, не успевающих оперативно реагировать на скоро изменяющиеся запросы и моду в сфере досуга;

— ориентация на массового посетителя и массовую культуру, неучет
потребностей и проблем настоящих людей, отдельных социальных групп;

— стандартизация деятельности социально-культурных учреждений,
ориентация на «вал», отрыв от возможностей и местных условий.

Распознанные обстоятельства низкой эффективности реализации культурной политики приводят к необходимости поиска и определения путей и способов решения проблем по блокам и разработки конкретных предложений.

Следующая операция, с которой сталкивается технолог в работе над социально-культурной программой, — это формирование приоритетных направлений культурной политики, обнаружение важнейших в социальном и личностном замысле форм и сфер деятельности, требующих право-

вой, денежной, организационной и других видов помощи со стороны страны.

На базе данных, взятых на протяжении совершённого анализа, вероятна разработка концепции социокультурного развития региона, которая строится по следующей примерной схеме:

1. Развернутое описание неприятности (неприятностей) региона (города, района…) и черта их носителей (разных социальных групп).

2. Обоснование приоритетных направлений социокультурного развития.

3. Задачи культурной политики (по каждому из приоритетов).
Громаднейшую личностную и публичную значимость в современной

культурной жизни имеют следующие направления социокультурной деятельности:

— мастерство (формирование художественной культуры населения);

— история (историческая культура);

— нравственность (нравственная культура);

— экология (экологическая культура);

— здоровье (физическая и психологическая культура);

— политика (политическая культура);

— труд (опытная культура).

Эти направления смогут быть рассмотрены в качестве приоритетов культурного развития. При разработке программы социально-культурного, развития экономики региона включаются направления по формированию разных форм социальной помощи отдельным группам населения, социальной профилактики, формированию сети социально-культурных университетов, упрочнению их материально-технической базы, закреплению кадров и др.

3. Третий этап технологического процесса разработки социально-культурной программы содержится в формировании заказа.

На этом этапе на базе неспециализированной концепции региональной культурной политики разрабатывается программа развития социокультурной судьбе территории. Происходит «привязка» концепции к настоящим возможностям территории — кадровым, экономическим, материально-техническим и т.п.

В структуру программы смогут входить такие разделы:

— приоритетные направления социально-культурной деятельности;

— проблемная обстановка региона;

— социальная база программы;

— задачи и цели социально-культурной деятельности;

— формы и виды социально-культурной деятельности;

— социально-культурная инфраструктура (перепрофилирование и совершенствование деятельности имеющихся, создание новых социально-культурных учреждений);

— кадровое обеспечение программы (совокупность подготовки, увеличения квалификации, переквалификация кадров);

— экономическое обоснование программы (расчет затрат, источники финансирования, организационное обеспечение).

На этом этапе с целью привлечения широкой общественности к участию в разработке программы возможно заявлен особый конкурс в соответствии с тематикой, отражающей приоритетные направления в концепции по формированию культурной политики региона.

Подведение итогов конкурса целесообразно поручить намерено созданной экспертной группы по созданным параметрам. (Детально о работе специалистов см. в особой главе учебного пособия.)

4. Четвертый этап работы над социально-культурной программой предполагает разработку видов деятельности по реализации территориальной программы социально-культурного развития.

На этом этапе определяются исполнители и заказчики: управления, отделы, комитеты по культуре, искусства развития и фонды культуры, конкретные исполнители и целевые фонды, реализующие заказ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, социальные центры и др.). Между ними содержится совокупность соглашений по исполнению социально-творческого заказа. Причем в соглашении принципиально важно предусмотреть формулировку конечных результатов работы, каковые должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры, совокупность мер, каковые содействуют успеху.

Технологический процесс разработки социально-культурной программы возможно представить в виде таблицы, отражающей последовательность этапов ее формирования.

№ этапа Цель этапа Содержание деятельности «Выход» этапа
Изучение социокультурной обстановке в регионе Сбор, обработка, анализ информации о социально-политической, экономической и культурной жизни территории а) Паспорт социокультурного развития региона; б) Матрица анализа социо культурной жизни
Разработка концепции социально-культурного развития региона Определение приоритетных направлений социокультурного развития; черта «проблемных» групп Концепция социокультурной политики
Формирование за- Определение заданий на Региональная программа со-

каза на разработку региональной и социокультурной программ разработку программы развития культуры региона; разработка условий конкурса, экспертиза циокультурного развития региона по приоритетам
Реализация территориальной программы Определение этапов реализации программы. Заключение контрактов на реализацию программы. Кадровое, правовое, материально-техническое, денежное, информационно-методическое обеспечение программ Совокупность организационно-управленческих, инновационных центров управленческой деятельности, ее координации. Контракты по исполнению заказа. Настоящее изменение духовной судьбы региона

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социально-культурная программа и каковы ее цели?

2. Дайте чёрта главным этапам работы над социально-культурной программой.

3. Раскройте структурные составляющие социально-культурной программы и дайте им чёрта.

4. Какие конкретно неточности видятся при формулировании целей социально-культурного программирования и как их исправить?

Литература

1. Законы РФ «Базы законодательства РФ о культуре», «О национально-культурной политике», «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

2. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Базы региональной формирования и политики культурно-досуговых программ. СПб., 1989.

3. Диагностика социокультурных концепции и процессов культурной политики (региональный нюанс). Свердловск: Изд-во УрОАН, 1991.

4. Краспльников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учеб. пособие. М: МГИК, 1993.

5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Базы социокультурного проектирования.-СПб., 1998.

6. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2002.

Сценарии жизни мужчин и женщин. Как освободиться от социального и культурного программирования.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: