Технологии социально-культурного программирования с необходимостью предполагают выявление и чёткую локализацию проблемы ее динамики во времени и на данный момент являются ответственное звено ответа социально значимых культурных неприятностей.
Программирование представляет собой одну из форм конкретизации научного предвидения в социально-культурной сфере и находится во связи с прогнозными и проектными разработками, планированием, управлением, целеполаганием.
Неспециализированным у этих разработок есть то, что они занимаются разработкой возможностей будущей деятельности на определенный срок. Но имеется и значительные различия. Разглядим эти различия пара подробнее.
Технологии прогнозирования разрабатывают прогнозы возможных состояний какого-либо явления в будущем. Технологии проектирования разрабатывают прототип, прообраз предполагаемого либо вероятного состояния объекта.
Технологии планирования реализовывают разработку заблаговременно намечаемого порядка реализации какой-либо программы, последовательность действий, количество предполагаемой работы, намеченной на определенный период, с указанием целей, содержания, способов, сроков исполнения.
Планировать — значит разрабатывать неспециализированные цели, конкретизировать и детализировать их в заданиях, каковые нужно выполнить в относительно маленький период времени, определять средства и пути успехи их результативности. Технологии планирования предполагают установление форм контроля за исполнением промежуточных и основных целей методом сопоставления плановых показателей с фактическим исполнением.
Стратегическое планирование лежит в базе программирования и представляет собой детальный комплексный замысел чтобы обеспечить осуществление направленных действий по достижению задач.
Новейшие технологии программирования вбирают в себя элементы диагностических, экспертных, прогнозных, проектных, и организационно-управленческих разработок.
Мы будем осознавать под социально-культурным программированием научно обоснованный процесс создания либо перестройки имеющейся социокультурной среды. Социально-культурные программы являются совокупностью организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с горизонтальными связями и единым управлением, согласованные по времени, исполнителям и ресурсам.
Разработку работы над созданием конкретной культурно-досуговой программы как своеобразной формы социально-культурной деятельности мы детально разглядим в параграфе, посвященном рассмотрению изюминок социально-культурного проекта.
Социально-культурное программирование рассматривается сейчас как деятельный прорыв в те досуга и сферы культуры, где ярко выражены публичные потребности в социально значимых разработках, где наличествует множество других подходов к ответу конкретных задач.
внедрения и Первые попытки разработки программного подхода в социально-культурную сферу были предприняты у нас в 20-30-х годах прошлого века. Особенно броскими и впечатляющими стали программы А.С. Макаренко по перевоспитанию подростков, совершивших правонарушения, силами коллектива несовершеннолетних колонии им. Ф.Э. Дзержинского и А.А. Шацкого, предложившего социально-культурную программу по формированию и развитию личности ребенка, ребёнка, взрослого человека на уровне населенного пункта (территориальной общности).
Эти программы ставили собственной задачей подчинить досуговую среду целостному процессу формирования личности и доказать, что социализация, развитие и воспитание личности (ребенка,.ребёнка, взрослого человека) реально выполнимы и в рамках свободного времени. Страно, как актуальны и злободневны для нынешней обстановки неприятности обостренного внимания к человеку, большого развития разных видов социальной помощи населению, просвещения, досуга, каковые были подняты социально-культурными программами тех лет.
Исторически второй этап социально-культурного программирования приходится на период «оттепели» в 60-е годы прошлого века, в то время, когда возродился интерес к отечественной социологии, показались первые специа-
страницы — социологи, педагоги-организаторы внешкольной работы, начальники подростковых клубов, ориентированные на социально-педагогическую работу с населением и детьми.
Новый импульс социально-культурное программирование взяло на рубеже 70-80-х годов. В эти годы стала интенсивно создаваться сеть досуга центров и новых культуры: социально-культурные, социально-педагогические, культурно-спортивные, физкультурно-спортивные комплексы, а после этого и молодежные культурные центры, видеосалоны, аттракционы и т. п.
За это время в социально-культурном программировании был накоплен большой опыт разработки, реализации и развития программных инициатив. Но их осуществление сдерживалось из-за идеологических ограничений, денежно-ресурсной, кадровой, организационной необеспеченности, негативных последствий административно-командного управления, межведомственного управления, разобщенности разных социальных университетов (семьи, школы, досуга и учреждений культуры, публичных организаций и др.).
Сегодняшний период возможно характеризовать как период необходимости активизации социально-предложений и культурных инициатив, что обусловлено рядом наиболее значимых факторов. И основной среди них — глубочайший экономический и политический кризис, охвативший нашу страну с конца 80-х годов. Он быстро обострил и без того напряженную социальную обстановку, намного увеличив социальную обездоленность большой части русского общества. Эти неприятности требуют коренного трансформации социальной государства и политики общества, принятия радикальных мер по оказанию социальной помощи и соцзащиты через самодеятельное творчество и рекреацию, обращение к духовным сокровищам личности. И не обращая внимания на наметившуюся экономический рост и стабильность общества, социальные неприятности так же, как и прежде злободневны и очень ответственны.
Активное обращение к социально-культурному программированию обусловлено кроме этого усилением социальных функций культуры, оказывающей интенсивное влияние на формирование социально значимых совершенств (как со знаком «+», так и со знаком «-»), расширением социально-культурной сферы, включающей в себя широкую сеть социокультурных университетов, совокупность культурных коммуникаций, досуговую другие подсистемы и сферу. Но подобающего места социально-культурное программирование по окончании многих лет забвения до тех пор пока еще не заняло. Этому имеется объяснения.
Во-первых, достаточно хаотическое состояние отмечается во всех сферах судьбы страны по окончании смены социальных ориентиров, что закономерно и объяснимо. Программирование же -удел стабильного общества.
Во-вторых, демократизация публичной судьбе особенно ярко проявляется в сфере культуры: люди не хотят больше быть объектами манипулирования, а потому отвергают всякое программирование собственной жизни, в особенности в свободное время.
В-третьих, до сих пор ощущается дефицит специалистов, трудящихся в сфере досуга и социальной сфере, слабо привлекаются эксперты смежных научных отраслей (социологи, культурологи, педагоги, психологи).
В следствии социально-культурное программирование довольно часто остается оторванным от прочной социологической базы. анализ и Сбор первичной социологической информации, диагностика, поисковое программирование, социальный опыт — все это элементы информационной деятельности программиста.
Имея дело с сверхсложной совокупностью объектов и явлений (образом судьбы, быта, досуга людей, культурной средой, модой, стилем, поведением людей, формами и содержанием деятельности социально-культурных университетов), разработчики социально-культурных программ обширно применяют эти смежных наук, заимствуя у них подходы, способы, средства, создания и программы изучения социально-культурных объектов.
Ответственной технологической изюминкой социально-культурного программирования есть возможность проявления творческого начала не только со стороны разработчиков, организаторов-специалистов, социальных работников, педагогов, других специалистов и менеджеров, но и со стороны населения.
Перечислим процедуры, каковые нужно пройти группе экспертов разрабатывающих социально-культурную программу.
1. экспертиза и Диагностика проблемной социокультурной обстановке, обнаружение причин и источников ее происхождения, дорог разрешения, определение регионального потенциала в рамках того либо иного вида социально-культурной деятельности, имеющихся материальных, творческих и людских ресурсов.
2. Анализ социально-культурной ситуации на базе совершённой диагностики, формирование объективных представлений о ситуации, определение приоритетных направлений, каковые должны финансироваться из бюджетных средств, целевых фондов и т. д. В анализ входит кроме этого описание главных компонентов программы, определение временных и организационных границ, сопоставление настоящей и желаемой обстановке, определение социальных категорий и групп населения, вовлеченных в программу, их развернутая черта, обоснование выбора места реализации программы, нормативный и поисковый прогнозы.
3. формулирование и Уточнение неприятностей — для преодоления распознанных на протяжении исследования недочётов и реализация удобных возможностей, заложенных в ситуации.
4. На основании распознанного прогноза уточнение и определение задач и целей программы, разработка начальных идей.
5. Нахождение настоящих вариантов ответа поставленных задач и целей, дорог разрешения неприятности.
6. создание и Разработка проекта соответствующей модели по оптимальным примерам, проведение расчетов по определению средств успехи проектного состояния, социальных последствий проводимых преобразований.
7. Формирование целостной программы, координации действий и определение последовательности всех лиц, участвующих в ее осуществлении, условий, при которых программа возможно реализована, «стимулирующих механизмов», разработка подробного замысла деятельности, бизнес-замысла.
8. Осуществление программы с постоянным уточнением и поэтапным контролем обстановки, реализация организационно-других действий и технических мероприятий управленческого характера.
При реализации и разработке социально-культурной программы происходит постоянный анализ приобретаемых результатов, корректируются технологии и методы влияния, уточняются формы и содержание. Глубочайший анализ итогов работы может стать начальным этапом предстоящей разработки следующей программы, которая возможно продолжением либо развитием прошлой.
Как нужное звено в цепи «прогноз — проект — программа» социально-культурное программирование предполагает проблемный подход. Именно поэтому подходу проблемность выступает необычным принципом разработки программы. Конкретно из принципа проблемности мы исходим при построении концепции программы, ее структуры и логики.
Программирование, в большинстве случаев, начинается с диагностики и экспертизы социально-культурных и ситуаций и личностных проблем и осуществляется параллельно с изучением.
Социально-культурная программа, созданная на базе исследования, имеет целью прямо либо косвенно урегулировать вопросы социальной профилактики и оказать помощь отдельным категориям населения в реабилитации и социальной адаптации.
При определении цели программы технологу направляться руководствоваться некоторыми правилами. Цели должны:
— быть максимально достижимыми;
— быть весьма конкретными и ранжированными по времени;
— соответствовать характеру деятельности социально-культурного университета;
— быть настоящими.
Обоснованность выбора цели социально-культурной программы находится в прямой зависимости от приоритетов публичного развития. К таким приоритетам в большинстве случаев относят следующие постулаты: преобладание личного начала над групповым; ориентация управленческих процессов на высококачественное поддержание судьбы; развитие и поддержка главных видов социально-культурных одолжений для населения, гарантированных страной; включение муниципальных органов власти в реализацию и разработку региональных программ и др.
Обратимся к таблице классификации целей, предложенной авторским коллективом книжки «Разработки социальной работы» под ред. доктора наук Е.И. Холостовой, которой смогут руководствоваться разработчики социально-культурных программ.
Но при формулировании целей нередки обычные неточности, каковые допускают технологи и руководители социально-культурной сферы.
Трудясь над программными процедурами, технолог обязан учитывать то, что программы многоаспектны и любой нюанс имеет собственную модель, и все эти модели находятся в взаимодействиях и сложных взаимосвязях.
Классификация целей | |
Показатели классификации | Виды целей |
Содержание | Социальные, культурные, эстетические, экономические, организационные, технические, научные, политические, комплексные |
Приоритетность | Главные (главные, главные, основопологающие), второстепенные (побочные, вспомогательные) |
Продолжительность (период реализации) | Стратегические, тактические, своевременные, текущие |
Форма фиксации | Официально предъявленные, подразумевающиеся |
Потребность | Желательные, нежелательные, надуманные |
Степень обоснованности | Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные |
Реалистичность | Настоящие, осуществимые, нереальные, неосуществимые |
Уровни управления | Общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреждения (организации), их структурных единиц |
Политический суть | Практически делаемые, декларируемые, провозглашенные |
Количество | Неспециализированные, частные, локальные |
Темперамент | Конечные, промежуточные |
Степень исполнения | Выполненные абсолютно, частично, невыполненные |
Первая модель — экономическая — в собственной структуре содержит разделы: затраты, рентабельность, освоение капиталовложений, планирование, эффективность.
Вторая модель — гуманитарная — строится на множественности представлений о культуре, творчестве, истине, качестве мастерства, духовном развитии человека, взаимосвязях и закономерностях человека с окружающим миром.
Третья модель — управленческая — включает такие смыслообразующие структуры, как обеспеченность, контроль, централизация, отчётность и учёт.
В социально-культурном программировании используются все перечисленные модели в совокупности.
Обычные неточности при формулировании целей | |
Обычные неточности Верные действия | |
Целый количество задач не подразделяется на главные и второстепенные. Смещается возможность деятельности | Задачи ранжируются на главные и второстепенные; ресурсы и внимание концепций концентрируются на основных задачах |
Представленная задача не соответствует нужному ресурсному обеспечению | Задача приводится в соответствие с требующимися материальными, организационными, кадровыми ресурсами |
Витиеватость формулирования задач, не содействующая правильному пониманию исполнителями; неоправданное использование морально-эмоциональных оценок, политических объявлений | Формулировка задач должна быть недвусмысленной, понятной для руководителей и исполнителей программы |
Подробные рекомендации и детализированные указания относительно способов исполнения задач, каковые смогут изменяться в связи с изменившимися условиями действий | Умелые исполнители не нуждаются в мелочных советах и подробных указаниях; в связи с изменяющимися условиями и исполнители должны иметь свободу |
Игнорируется кадровый вопрос, в программе не выяснен круг конкретных руководителей и исполнителей, несущих персональную ответственность | Назначаются начальники программы в целом и отдельных ее этапов, определяется правильный круг руководителей и исполнителей |
Не указывается срок выполнения программы в целом и ее этапов | Устанавливаются достижения выполнения и сроки задач поставленной цели |
Разглядим этапы формирования региональных программ социального и культурного развития и их примерную структуру.
1. На первом, диагностическом этапе накапливается и анализируется информация о социально-политической, экономической и социально-культурной жизни региона.
Данные целесообразно накапливать по следующим разделам;
— социальные и проблемы региона и культурные особенности, динамика его развития, доступность социально-ценностей и культурных учреждений для людей, преобладание женского либо мужского населения и др.;
— черта региона по возможностям создания условий для социокультурного социальных групп и развития личности, т.е. обнаружение возможностей национальных общественных формирований и институтов с целью последующей координации материальных и людских ресурсов, социально-области и культурных программ региона, создания межведомственных программ по самые актуальным для региона проблемам;
— творческий потенциал региона, квалификация экспертов социально-культурной и смежных сферы деятельности, состав экспертов, талантливых как следует, организованно и содержательно осуществить программу;
— черта разных социально-демографических групп насе
ления региона, выделенных по параметрам сходства либо различия эконо
мического, культурного, политического положения, социальных ролей,
заинтересованностей, сокровищ, признаваемых этими группами как респектабельные и
значимые; обнаружение ведущей неприятности и нереализованных потребно
стей у каждой социальной группы. На базе данной информации составля
ется социально-демографический паспорт региона, в котором отражены
состав населения, потребности и проблемы приоритетных социальных
групп.
По результатам первого этапа проектирования составляются два главных документа: паспорт социально-культурного развития территории и матрица анализа социокультурной судьбе региона.
В паспорте находят отражение объективная информация как об инфраструктуре культуры в регионе, так и об применении материальной базы, кадров, публичных перемещениях, ЖД.е. о том потенциале, что возможно использован в ответе распознанных неприятностей региона.
В матрице отражается динамика социально-культурной жизни региона: культурные приоритеты, динамические характеристики групп населения; ранжируются задачи культурного обслуживания по степени их востребованности.
2. Второй этап формирования социально-культурной программы — это разработка приоритетных направлений и концепции развития территории, и осуществляется она на базе результатов, взятых на протяжении проведения информационно-аналитического этапа.
Базу разработки концепции составляют три вектора приоритетных направлений:
а) потребности и жизненные проблемы социальной группы либо же какой-либо категории населения;
^J^^^BHBHIi^^^HI
б) неприятности регионального характера в одной из сфер социокультур
ной деятельности (мастерства, истории, культуры, экологии и т.п.), каковые
являются неспециализированными для разных групп населения в целом;
в) осмысление как неспециализированных подходов к разрешению проблем и
преодолению противоречий, так и конкретных дорог, т.е. управленческих дейст
вий, каковые будут содействовать снятию распознанных противоречий и
устранению диспропорций.
Приоритетные направления социально-культурной деятельности должны отражать одновременно и методы ответа распознанных неприятностей определяемой социальной группы, и пути блокирования вероятных источников социальной напряженности, и сферы потенциальной деятельности населения.
Опыт разработки региональных программ социально-культурного развития разного уровня говорит о том, что на базе анализа исходной информации смогут быть распознаны такие неприятности:
— ухудшение экологической обстановки; нарушение гармонии в отношениях природы и человека;
— усиление социальной напряженности (в связи с проблемами занятости населения, неуверенности в завтрашнем дне и др.);
— диспропорции в отношении численности мигрантов и коренного населения, в следствии чего происходит размывание классических для региона видов культурной деятельности и теряется историко-культурная самобытность территории;
— культуры населения и низкий уровень образования как следствие сокращения контактов с примерами настоящей культуры;
— ухудшение материальных неприятностей культуры как следствие остаточного принципа финансирования;
— отсутствие у содержания выбора и населения форм досуговой деятельности, отвечающих интересам и реальным потребностям;
— потеря исторически сложившихся наименований населенных пунктов и ландшафтных объектов как знаков культурного своеобразия поселения;
— разрушение классической народной культуры (традиций, ремесел,
промыслов, обрядов и др.).
Распознанные неприятности нуждаются в анализе обстоятельств, обуславливающих низкую эффективность социально-культурной политики приведшей к этим проблемам. Среди таких обстоятельств смогут быть:
а) Обстоятельства организационно-управленческого характера:
— недостаточная помощь работников культуры со стороны органов местной власти;
— несоответствие сложившейся совокупности управления культурой снова появляющимся социально-культурным обстановкам;
ПО
— «размытость» социального заказа (как со стороны организаций власти и органов учреждений, так и со стороны населения) на формы социально-культурной деятельности;
— кооперации и отсутствие координации в деятельности учреждений культуры, спорта, образования;
— отсутствие концепций культурной политики региона и соответственно программ социокультурного развития.
б) Обстоятельства экономико-правового характера:
— отсутствие настоящих прав и самостоятельности отделов культуры, народного образования, социально-культурных университетов;
— не сильный техническая база социально-культурных учреждений;
— трудности хозяйственно-экономического замысла, обусловленные низким уровнем экономической и юридической компетентности кадров;
— низкая зарплата работников социально-культурной сферы;
— неготовность кадров трудиться в рыночных условиях, обнаружить дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры.
в) Обстоятельства содержательного характера:
— сохраняющаяся ориентация учреждений на деятельность по организации досуга как средства идеологического воспитания, действия «сверху» и т.п.;
— однообразие форм и содержания деятельности социально-культурных учреждений;
— неспособность работников действенно функционировать в условиях контрактно-договорной совокупности взаимоотношений, устанавливаемых в связи с реализацией конкретных социально-культурных программ;
— инертность и консерватизм коллективов социально-культурных учреждений, не успевающих оперативно реагировать на скоро изменяющиеся запросы и моду в сфере досуга;
— ориентация на массового посетителя и массовую культуру, неучет
потребностей и проблем настоящих людей, отдельных социальных групп;
— стандартизация деятельности социально-культурных учреждений,
ориентация на «вал», отрыв от возможностей и местных условий.
Распознанные обстоятельства низкой эффективности реализации культурной политики приводят к необходимости поиска и определения путей и способов решения проблем по блокам и разработки конкретных предложений.
Следующая операция, с которой сталкивается технолог в работе над социально-культурной программой, — это формирование приоритетных направлений культурной политики, обнаружение важнейших в социальном и личностном замысле форм и сфер деятельности, требующих право-
вой, денежной, организационной и других видов помощи со стороны страны.
На базе данных, взятых на протяжении совершённого анализа, вероятна разработка концепции социокультурного развития региона, которая строится по следующей примерной схеме:
1. Развернутое описание неприятности (неприятностей) региона (города, района…) и черта их носителей (разных социальных групп).
2. Обоснование приоритетных направлений социокультурного развития.
3. Задачи культурной политики (по каждому из приоритетов).
Громаднейшую личностную и публичную значимость в современной
культурной жизни имеют следующие направления социокультурной деятельности:
— мастерство (формирование художественной культуры населения);
— история (историческая культура);
— нравственность (нравственная культура);
— экология (экологическая культура);
— здоровье (физическая и психологическая культура);
— политика (политическая культура);
— труд (опытная культура).
Эти направления смогут быть рассмотрены в качестве приоритетов культурного развития. При разработке программы социально-культурного, развития экономики региона включаются направления по формированию разных форм социальной помощи отдельным группам населения, социальной профилактики, формированию сети социально-культурных университетов, упрочнению их материально-технической базы, закреплению кадров и др.
3. Третий этап технологического процесса разработки социально-культурной программы содержится в формировании заказа.
На этом этапе на базе неспециализированной концепции региональной культурной политики разрабатывается программа развития социокультурной судьбе территории. Происходит «привязка» концепции к настоящим возможностям территории — кадровым, экономическим, материально-техническим и т.п.
В структуру программы смогут входить такие разделы:
— приоритетные направления социально-культурной деятельности;
— проблемная обстановка региона;
— социальная база программы;
— задачи и цели социально-культурной деятельности;
— формы и виды социально-культурной деятельности;
— социально-культурная инфраструктура (перепрофилирование и совершенствование деятельности имеющихся, создание новых социально-культурных учреждений);
— кадровое обеспечение программы (совокупность подготовки, увеличения квалификации, переквалификация кадров);
— экономическое обоснование программы (расчет затрат, источники финансирования, организационное обеспечение).
На этом этапе с целью привлечения широкой общественности к участию в разработке программы возможно заявлен особый конкурс в соответствии с тематикой, отражающей приоритетные направления в концепции по формированию культурной политики региона.
Подведение итогов конкурса целесообразно поручить намерено созданной экспертной группы по созданным параметрам. (Детально о работе специалистов см. в особой главе учебного пособия.)
4. Четвертый этап работы над социально-культурной программой предполагает разработку видов деятельности по реализации территориальной программы социально-культурного развития.
На этом этапе определяются исполнители и заказчики: управления, отделы, комитеты по культуре, искусства развития и фонды культуры, конкретные исполнители и целевые фонды, реализующие заказ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, социальные центры и др.). Между ними содержится совокупность соглашений по исполнению социально-творческого заказа. Причем в соглашении принципиально важно предусмотреть формулировку конечных результатов работы, каковые должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры, совокупность мер, каковые содействуют успеху.
Технологический процесс разработки социально-культурной программы возможно представить в виде таблицы, отражающей последовательность этапов ее формирования.
№ этапа | Цель этапа | Содержание деятельности | «Выход» этапа |
Изучение социокультурной обстановке в регионе | Сбор, обработка, анализ информации о социально-политической, экономической и культурной жизни территории | а) Паспорт социокультурного развития региона; б) Матрица анализа социо культурной жизни | |
Разработка концепции социально-культурного развития региона | Определение приоритетных направлений социокультурного развития; черта «проблемных» групп | Концепция социокультурной политики | |
Формирование за- | Определение заданий на | Региональная программа со- |
каза на разработку региональной и социокультурной программ | разработку программы развития культуры региона; разработка условий конкурса, экспертиза | циокультурного развития региона по приоритетам | |
Реализация территориальной программы | Определение этапов реализации программы. Заключение контрактов на реализацию программы. Кадровое, правовое, материально-техническое, денежное, информационно-методическое обеспечение программ | Совокупность организационно-управленческих, инновационных центров управленческой деятельности, ее координации. Контракты по исполнению заказа. Настоящее изменение духовной судьбы региона |
Вопросы для самопроверки
1. Что такое социально-культурная программа и каковы ее цели?
2. Дайте чёрта главным этапам работы над социально-культурной программой.
3. Раскройте структурные составляющие социально-культурной программы и дайте им чёрта.
4. Какие конкретно неточности видятся при формулировании целей социально-культурного программирования и как их исправить?
Литература
1. Законы РФ «Базы законодательства РФ о культуре», «О национально-культурной политике», «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
2. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Базы региональной формирования и политики культурно-досуговых программ. СПб., 1989.
3. Диагностика социокультурных концепции и процессов культурной политики (региональный нюанс). Свердловск: Изд-во УрОАН, 1991.
4. Краспльников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учеб. пособие. М: МГИК, 1993.
5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Базы социокультурного проектирования.-СПб., 1998.
6. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2002.