Театр в средневековой европе

Средние века принято вычислять временем, в то время, когда на всем лежала грозная печать церкви, сковывавшая проявления людской мысли и эмоций… Но кто эти радостные люди, каковые бродят по дорогам, входят в рыцарские замки, собирают около себя толпу на площадях городов? Это народные актеры — гистрионы. Мастерство их многообразно. Они и жонглеры, и акробаты, и рассказчики, и дрессировщики, и музыканты, и певцы.

Эти первые народные актеры, показывая комические сценки, не только забавляли зрителей, но довольно часто едко высмеивали тех, кто притеснял и угнетал простых людей. Исходя из этого выступление народных актеров сурово преследовалось и запрещалось множеством указов, издаваемых церковью и феодалами.

Осознавая, что одними указами нельзя убить любовь народа к зрелищам, церковь решает вынудить мастерство театра помогать ее целям. Дабы привлечь больше народу на церковные работы, их начинают дополнять отдельными сценками из святых и жизни Христа, каковые сначала разыгрывают переодетые священники. Потом для выполнения отдельных ролей (в большинстве случаев жителей ада — линий) приглашают и лиц не духовного звания.

Так появляется церковный театр — главная форма театрального мастерства Европы средних столетий.

В первую очередь IX в. на протяжении церковной работы-литургии — стали разыгрывать самые драматические эпизоды из священного писания. Эти представления назывались литургической драмой. Но в XII в. их запретили показывать в церквах. Воздействие вынесли на паперть перед храмом и разыгрывали сейчас для большего числа зрителей. Такие зрелища нарекли полулитургической драмой.

Предстоящее развитие церковного театра ведет к мистерии — самый массовому виду театрального зрелища.

Появилась мистерия во второй половине ХIII в. По собственному религиозному содержанию она была связана с церковным театром, но пьесы ставило уже не духовенство, а ремесленники и мастеровые. Женские роли в мистериях выполняли не приятели, как в древнем театре либо в театре Шекспира, а дамы. Целый город с весёлым беспокойством следил, как на площади воздвигались декорации. Их начинали строить задолго до того праздника либо ярмарки, в то время, когда было назначено представление. На протяжении праздничных дней на площади планирует шумная масса людей. Рядом с тяжелым бархатом богатых жителей — несложная одежда поселян, обитателей окрестных сёл, также пришедших в город взглянуть на праздник; кое-где блещут рыцарские доспехи. Взоры всех собравшихся людей прикованы уже не к церкви, не к паперти, а к отдельным беседкам-павильонам, где и происходит зрелище. Иногда оно выносится на самую площадь, и тогда зрители становятся как бы участниками представления.

О чем же говорят эти пьесы?

Время действия мистерии — все века от «сотворения мира». Исходя из этого текст мистерий содержал до 70 тысяч стихов, а представление имело возможность продолжаться от 2 до 20 дней. Место действия мистерий — вся Вселенная. Зрители переходили от беседки к беседке, смотря за развитием действия, которое переносилось из рая во дворец короля, из древнего Рима — в кабачок либо в ноев ковчег.

Время от времени публике не нужно было двигаться с места — театр сам приходил к зрителю. На площадь друг за другом въезжали повозки, на которых последовательно разыгрывались сцены спектакля. Постановщики мистерий стремились к эффектам и правдоподобию. В случае, если, к примеру, изображалась сцена глобального потопа, площадь заливалась водой.

Восхищение толпы достигал предела, в то время, когда из раскрытой в ужасном оскале адской пасти на площадь высыпала в языках пламени с хохотом и криком шумная масса людей линий. Остроумные шутки чередовались с показом сценок и акробатическими номерами на злободневные бытовые темы. Текст для них, в большинстве случаев, импровизировался самими актерами тут же на площади. В этих сценах возможно было встретить кроме этого последствия народных игрищ и обрядов.

Сценки именовали вставками, либо начинкой мистерий — фаршем. Из этого слово «фарс», давшее наименование поздней независимой форме спектакля средних столетий, что к XVI в. стал господствующим видом театрального зрелища.

Фарс — самый демократический жанр средневекового театра. исполнители и Авторы фарсов воспроизводили настоящие картины нравов и быта собственного времени. Представления фарса были насыщены острой сатирой, весёлым, сочным народным юмором и пользовались громадным успехом у публики.

В XV и XVI вв. обширно распространяются нравоучительные представления — моралите, где в качестве персонажей выступали аллегорические фигуры: скупость с золотым мешком, себялюбие, неизменно смотревшееся в зеркало, любовь, несущая в руках сердце.

4 урок: \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: