Театр для детей

В первый раз в мире театр для юношества и детей был создан у нас. Театры для детей показались уже в первые годы Советской власти. Один из них открылся 4 октября 1918 г. в Саратове. Его назвали «Бесплатный коммунистический драмтеатр имени В. И. Ленина». Зал бывшего богатого дома заполнила масса людей саратовских ребят, матери и чьи отцы сейчас защищали в тылу и на фронтах молодую Советскую республику.

В 1918—1922 гг. создаются театры для детей в Москве (1-й театр для детей и Столичный театр для детей, сейчас Столичный ТЮЗ и Центральный детский театр), Харькове, Ленинграде.

До Октябрьской революции в РФ не было особых детских театров, а утренние пьесы, каковые иногда устраивались для юных зрителей, дети трудящихся из-за бедности посещать не могли. Сейчас они взяли «собственный» театр. В этом сказалась глубокая забота отечественной правительства и партии о подрастающем поколении Страны Советов — будущих строителях коммунистического общества.

Год за годом росла семья детских театров. В 1924 г. создается детский театр в Киеве. В 1928 г. организуются ТЮЗы в Неприятном, Тбилиси, Ташкенте, а в 1929 г. — в Ереване. В 1930 г. приобретают собственный театр школьники Новосибирска, а в 1931 г.— минские парни.

На данный момент в Советском Альянсе трудятся 32 театра для детей. Среди них театры национальных республик, ставящие пьесы на украинском, грузинском, узбекском, белорусском и других языках.

В честь 40-летия Великого Октября в Москве был совершён фестиваль — смотр творческих достижений детских театров страны. Со пьесами, занимательными по жанрам и тематике, броскими по мастерству, выступили многие детские театры страны. Столичный и Киевский ТЮЗы продемонстрировали пьесу «Именем революции» М. Шатрова, Саратовский ТЮЗ — «молодость отцов» Б. Горбатова, Ленинградский ТЮЗ — «В садах лицея» и. другие, Наровне со старейщими ТЮЗами страны на фестивале с успехом выступали и юные ТЮЗы, созданные лишь по окончании ВОВ, — казахский, латвийский и другие. С громадным успехом прошел спектакль казахского ТЮЗа «Мятеж» по одноименной повести Д. Фурманова. Рижский ТЮЗ порадовал зрителей поэтичной древней сказкой «Золотой конь» классика латышской литературы Райниса (см. ст. «Ян Райнис»).

Подобно хорошей книге либо любимой песне, детский театр стал хорошим втором советских ребят. Он обширно открывает собственные двери и для малышей, только что переступивших порог школы, и для девушек и тех юношей, каковые подготавливаются взять аттестат зрелости.

У мелких зрителей запросы и свои интересы, у старших — собственные. В театре для детей это учитывают. Тут намерено готовят одни пьесы для младших школьников, другие для подростков.

Для самых мелких зрителей ставятся спектакли-сказки: инсценировки русских сказок («Репка», «Конек-горбунок», «Аленький цветочек»), китайские, чешские («Чудесный цветок», «Домик-пряник» и др.). Отлично знают и обожают младшие школьники такие пьесы советских сказочников, как «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Снежная королева» Е. Шварца и другие.

На сцене ТЮЗов идут сказки, каковые увлекательны и для подростков («Оловянные кольца» и «Город мастеров» Т. Габбе, «Волынщик из Стракониц» И. Тыла и др.). Для подростков детские театры ставят и такие пьесы, в которых рассказывается о революционном прошлом нашей страны, о подвигах храбрецов гражданской и ВОВ. Среди них «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Сын полка» В. Катаева, «Гастелло» И. Штока, «Музыкантская команда» Д. Дэля, «молодость отцов» Б. Горбатова. К сорокалетию Великого Октября и к девяностолетию со дня рождения В. И. Ленина многие детские театры поставили пьесы о вожде революции В. И. его соратниках и Ленине: «Семья» И. Попова, «Именем Революции» М. Шатрова.

А какое количество споров и дискуссий появляется в школах по окончании просмотра пьес о жизни и делах комсомольцев и пионеров, о дружбе и товариществе, о радости и красоте созидательного труда. Пьесы, посвященные темам, волнующим подростков и юношество, такие, как «Красный галстук» С. Михалкова, «Аттестат зрелости» Л. Гераскиной, «Ее приятели», «Страница судьбы» и «В хороший час!» В. Розова, «Место в жизни» М. Шатрова, «Приятель мой, Колька» А. Хмелика, обошли многие ТЮЗы страны.

Неизменно тёплый отклик находят у советских школьников пьесы о дружбе народов, о борьбе за мир («Снежок» В. Любимовой, «Вперед, отважные» А. Зака и И. Кузнецова и другие).

На сцене детских театров часто «оживают» храбрецы произведений русских классиков — Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова, изучаемых в школе.

Заботясь о расширении художественного кругозора юных зрителей, театры для детей знакомят их и с превосходными произведениями зарубежной классики. Так, к примеру, на сценах столичного и Ленинградского, саратовского и других ТЮЗов страны в 50-х гг. были поставлены «Том Сойер» Марка Твена, «Отверженные» Виктора Гюго, «Мещанин во дворянстве» Жана Батиста Мольера, «Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира.

В «собственный» театр особенно весьма интересно пойти с товарищами по классу. В советской школе коллективные походы в детский театр в далеком прошлом уже стали традицией. К ним готовятся заблаговременно, и школьники ожидают их в любой момент, как праздника.

Детский театр с момента его организации стал ближайшим ассистентом школы. Он не только ставит пьесы, но и проводит совместно со школой громадную, увлекательную работу, которая оказывает помощь юным зрителям глубже и вернее принимать и оценивать то, что они наблюдают, больше выяснять о театральном мастерстве, о его изюминках. В школах устраиваются дискуссии, споры, пионерские сборы, посвященные просмотренным пьесам, выставки произведений, картинок, макетов, выполненных по окончании визита ТЮЗа, проводятся беседы об мастерстве, встречи с деятелями театра.

А как весьма интересно проходят вечера в тех школах, каковые много лет дружат с ТЮЗом! Тут и викторина по разным вопросам мастерства, и выступления участников школьной самодеятельности с показом сцен, песен либо танцев из просмотренных пьес; выступления и тут актеров, режиссеров, драматургов, и и тех, о ком написаны пьесы, поставленные на сцене детских театров, — ветеранов революции, храбрецов Отечественной войны, ученых, молодых строителей, сталеваров, шахтеров, покорителей целины, спортсменов.

Во многих ТЮЗах существуют активы «юных зрителей», каковые складываются из обучающихся VII — XI классов. Члены актива слушают в ТЮЗе лекции по мастерству, участвуют в дискуссии спектаклей и новых пьес, знакомятся с работой театрального живописца, бутафоров и реквизиторов, электроосветителей. В собственной школе активисты и являются первыми ассистентами преподавателей в организации коллективных посещений театра, бесед и обсуждений об мастерстве.

Театр для детей — равноправный член в семье советских театров. На его сцене идут инсценировки и пьесы советских писателей, имена которых отлично известны не только у нас, но и за границей: М. Горького, А. Толстого, С. Маршака, К. Тренева, Н. Островского и других. Прочно связали собственную творческую судьбу с детским театром такие советские писатели, как А. Бруштейн, Н. Нахуцришвили, С. Михалков, В. Розов, А. Зак, И. Кузнецов, М. Шатров, В. Коростылев и еще многие другие.

Не одно поколение красивых актёров и режиссёров детского театра выросло за годы его существования. Среди них и такие организаторы и видные деятели ТЮЗов, как А. Брянцев (Ленинградский ТЮЗ), В. Колесаев (ЦДТ), А. Соломарский (Киевский ТЮЗ), А. Такашвили (детские театры Грузии), А. Агасян (Ереванский ТЮЗ).

Храбрецы большинства пьес, поставленных на сцене ТЮЗов, — дети, дети. Образ храбреца-сверстника особенно близок юным зрителям; коммунистический театр воспитал много превосходных исполнителей детских ролей. Они правдиво раскрывают сложный душевный мир ребёнка, его интересы, рвение деятельно принимать участие в жизни собственной страны. Эти качества ярко проявились в творчестве актрис В. Сперантовой, Л. Чернышевой, А. Кудрявцевой, Ю. Юльской, А. Охитиной, Н. Казариновой, Г. Купрпшвили и других.

Празднично отмечал Центральный общественность столицы и детский театр 25-летие сценической деятельности Валентины Александровны Сперантовой. Поздравить превосходную актрису пришли и дети, и молодежь, и взрослые. Созданные ею образы стали родными, родными не одному поколению юных зрителей. Парни обучались быть такими же мужественными и отзывчивыми, честными и верными в дружбе, какими были в исполнении В. А. Сперантовой несложный крестьянский паренек Егорка («Тёмный яр» А. Афиногенова), девочка Панюшка («Единая боевая» A. Бруштейн), Ваня Солнцев («Сын полка» B. Катаева), Шура Бадейкин («Красный галстук» С. Михалкова).

Творческие правила актеров старшего поколения с успехом осваивает театральная молодежь ТЮЗов. Заслуженное признание взяли актеры Л. Князева, А. Иванова, Р. Куприянова, В. Горелов, К. Назаров.

Во многих спектаклях детского театра звучит музыка. Она оказывает помощь лучше осознать суть происходящих на сцене событий и темперамент действующих лиц. Уходя из театра, юные зрители часто «уносят» запомнившуюся, полюбившуюся им мелодию. Музыка ко многим пьесам детских театров написана знаменитыми советскими композиторами — Д. Кабалевским, Т. Хренниковым, А. Спадавеккиа, В. Оранским, В. Стрельниковым.

А прекрасные превращения в спектаклях-сказках? А декорации, переносящие вас то в стародавнюю Москву, в дом знатного барина Фамусова, то в отель уездного города, куда попал гоголевский Хлестаков?

Много эйфории доставили и малышам, и старшим ребятам пьесы, оформленные такими живописцами, как В. Бейер, В. Кноблок, В. Талалай, много лет творческой судьбе давшими работе в ТЮЗе.

Коммунистический театр для детей — верный ассистент школы в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения — известен и горячо признан не только у нас, но и за границей.

на данный момент во многих государствах народной народовластии кроме этого созданы детские театры.

Маша и Медведь


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: