Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Он делается «публичным» субъектом и имеет сейчас социально значимые обязанности, исполнение которых приобретает публичную оценку.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
— как следует новый уровень развития деятельности и произвольной регуляции поведения;
— рефлексия, анализ, внутренний замысел действий;
— развитие нового познавательного отношения к действительности;
— ориентация на группу сверстников.
Младший школьный возраст – это период хороших преобразований и изменений. В случае, если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не купит умения обучаться, не обучится дружить, не получит уверенность в себе, собственных возможностях и способностях, сделать это в будущем (за рамками сенситивного периода) будет существенно тяжелее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Формирование произвольного поведения у младших школьников
Младший школьный возраст связан со большими трансформациями в психотерапевтическом виде ребенка. Наиболее значимым моментом этих преобразований есть переход от яркого к опосредствованному поведению, т.е. поведению осознанному и произвольному. Ребенок обучается деятельно руководить собой, строить собственную деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно решениями и принятыми намерениями. Это говорит о происхождении нового уровня организации мотивационно-потребностной сферы и есть ответственным показателем развития личности.
Специфика младшего школьного возраста пребывает в том, что цели задаются детям в основном со стороны взрослых. Учителя и родители определяют, что возможно и что нельзя делать ребенку, отечественное задание делать, отечественным правилам подчиняться и т.д.
Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми
Во время адаптации к школе общение с одноклассниками, в большинстве случаев, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети реализовывают при помощи педагога.
Младший школьник – это человек, деятельно овладевающий навыками общения. В это время происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального сотрудничества с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из ответственных задач развития на этом возрастном этапе.
Для детей 5 – 7 лет приятели – это в первую очередь те, с кем ребенок играется, кого видит чаще вторых. Выбор приятеля определяется, в первую очередь, внешними обстоятельствами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко появляются и достаточно скоро смогут оборваться.
В случае, если у ребенка к 9 – 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем – или из одноклассников. То значит, что ребенок может наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит кроме этого, что общение с ним также кому-то принципиально важно и весьма интересно.
Понемногу, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается совокупность личных взаимоотношений в классе.
Несколько школьников, имеющих неблагополучное положение в совокупности личных взаимоотношений в классе, кроме этого владеет некоторыми сходными чертями: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; часто их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы.
Первоклассники оценивают собственных сверстников в первую очередь по тем качествам, каковые легко проявляются снаружи, и по тем, на каковые значительно чаще обращает внимание преподаватель.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости пара изменяются. На первом месте кроме этого стоит публичная активность и так же, как и прежде прекрасная наружность. В этом возрасте для детей значимость покупают и определенный личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детей увеличиваются адекватность и полнота осознания собственного положения в группе сверстников.
Ученые уверены в том, что обстоятельствами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, каковые проявляются в противоречивости и непоследовательности воспитания. Кроме этого обстоятельствами, согласно их точке зрения, смогут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные болезни. Довольно часто показателем заболевания есть отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, пассивность и замкнутость. Допустимо проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, рвение причинить боль.
Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения воздействует тип нервной совокупности, что в темпераменте. Для сангвиников – повышенная активность, достаток движений и мимики, эмоциональность, чувствительность, контактность с людьми, не смотря на то, что не постоянства в собственных привязанностях.
А такого же мнения придерживаются, что самая популярная трудность общения детей – это застенчивость. Кон И.С. говорит, что те, кто вычисляет себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны осуществлять контроль и направлять собственный социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Дабы общение протекало в обычном русле, согласно точки зрения Кон И.С., школьника нужно избавляться от их застенчивости. Зимняя И.С. именует еще одну область коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (отвращение), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность либо различие когнитивных и в целом личных тилей деятельности общения.
Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может взять лишь на протяжении активного общения. Исходя из этого принципиально важно создать для него возможность обрабатывать эти навыки в намерено организованной для этого обстановке. Для этого с ребенком нужно проводить коррекционную работу.