Методические рекомендации к практическим занятиям 1 глава

Гончаров А.Г., Намоконов Е.В., Кашафеева А.А., Потопин А.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ Советы

по проведению практических занятий

по топографической анатомии и оперативной хирургии

в весеннем (VI) семестре у студентов 3ого курса лечебного и педиатрического факультета

Тематический замысел лекций 3 курс (6 семестр)

Наименование тем и их содержание Часы
Вводная. Своевременная хирургия с топографической анатомией её роль в подготовке доктора.
Топографическая анатомия верхней конечности.
Топографическая анатомия нижней конечности.
Хирургия конечностей. Первичная хирургическая обработка, ампутации, реплантации.
Операции на сосудах, нервах, сухожилиях.
Хирургия костей и суставов.
Топографическая анатомия мозгового отдела головы. Трепанация черепа. Хирургия синусов.
Топографическая анатомия лицевого отдела головы. Обычные операции.

Тематический замысел практических занятий 3 курс (6 семестр)

Наименование тем и их содержание Часы
Предмет, задачи и цели своевременной хирургии с топографической анатомией в подготовке доктора.
Топографическая анатомия надплечья, плечевого сустава и подмышечной области.
Топографическая анатомия плеча, локтевой области, предплечья и локтевого сустава.
Топографическая анатомия кисти.
Топографическая анатомия ягодичной области, тазобедренного сустава и бедра.
Топографическая анатомия областей коленного сустава, стопы и голени.
Операции на сосудах, сухожилиях и нервах конечностей.
Операции при гнойных болезнях конечностей.
Операции на суставах.
экзартикуляции и Ампутации. Ампутации на верхней конечности.
экзартикуляции и Ампутации. Ампутации на нижней конечности.
Топографическая анатомия мозгового отдела головы.
Операции на мозговом отделе головы.
Топографическая анатомия боковой области лица.
Топографическая анатомия передней области лица.
Операции на лице.
Итоговое.

Методические советы к практическим занятиям

Длительность занятия: 2 часа

Место проведения занятия: учебные аудитории кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии

Замысел проведения занятия:

1-й час занятия

1. Введение: определение задач и цели занятия – 5 мин;

2. Контроль исходных знаний студентов — 10 мин.;

3. Содержательная часть занятия в соответствии с задачами и целью – 30 мин;

2-й час занятия (независимая работа студентов под контролем учителя):

4. Освоение навыков в определении главных топографо-анатомических показателей областей и выборе рациональных своевременных приемов — 10 мин.;

5. Приобретение манипуляционных навыков топографо-основных этапов и анатомической ориентировки изучаемого хирургического вмешательства на муляжах и трупе — 20 мин.;

6. Итоговый контроль знаний студентов — 10 мин.;

7. Заключение учителя — 5 мин.

Содержание 3, 4 и 5 пунктов зависит от темы занятия в соответствии c задачами и целью.

Рекомендуемая литература:

Необходимая:

1. Островерхов Г.Е. Курс топографической анатомии и оперативной хирургии / Г.Е. Островерхов, Ю.М. Бомаш, Д.Н. Лубоцкий, — М. : МИА, 2005. – 736 с.:ил.

2. Николаев А.В. оперативная хирургия и Топографическая анатомия / А.В. Николаев. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — С. 161-239.

Дополнительная:

1. топографическая анатомия и Оперативная хирургия / Под ред. В.В. Кованова. — М.: Медицина, 2001.

2. оперативная хирургия и Топографическая анатомия Под ред. Ю.М. Лопухина. — М.: ГЭОТАР-МЕД, Т.1-2. — 2001.

3. Бурых М.П. Базы разработки операций . — Харьков, 1993.

4. Золлингер Р. Атлас операций / Р. Золлингер. — М. : Врач и К, 2002. — С. 418-420

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

I. ТЕМА

Предмет, задачи и цели топографической анатомии и оперативной хирургии. Своевременное вмешательство — его структура и классификация. Хирургический инструментарий, шовный материал, подготовка операционного поля, местное обезболивание. Разъединение тканей, понятие о рациональных разрезах. Временная и окончательная остановка кровотечения. Соединение тканей, виды швов, техника завязывания узлов.

II. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Своевременное вмешательство не может быть произведено без хирургического инструментария, знание которого докторам любой профессии нужно равно как и знание приёмов и правил своевременной техники.

III. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

1. Научить студентов подготовке операционного поля к правильному обкладыванию и операции его стерильным бельем;

2. Ознакомить студентов с неспециализированным хирургическим инструментарием и научить верному пользованию им;

3. Научить студентов технике послойной инфильтрационной анестезии;

4. Научить студентов послойному разъединению тканей;

5. Научить студентов послойному соединению тканей;

6. Научить технике остановки кровотечения при помощи наложения кровоостанавливающих зажимов с последующим лигированием сосудов;

7. Познакомить студентов с видами узлов и швов.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ТЕМЕ

По окончании изучения данной темы, студенты будут иметь представление:

1. О современных методах соединения и разъединения тканей;

2. Об эндовидеохирургии и минидoступных вмешательствах.

Студенты будут знать:

1. Классификацию хирургических вмешательств;

2. Главные этапы проведения хирургического вмешательства;

3. Группы правила пользования и хирургического инструментария ими.

Студенты будут мочь:

1. Пользоваться общехирургическими инструментами;

2. Обработать операционное поле и укрыть его стерильным бельем;

3. Совершить послойную инфильтрационную безболивание;

4. Выполнить послойное разъединение тканей;

5. Остановить кровотечение из операционной раны;

6. Выполнить соединение тканей;

7. Завязывать главные хирургические узлы.

V. РАСЧЁТ ПРОВЕДЕНИЯ и ПЛАН Занятия ВРЕМЕНИ

1-й час занятия:

1. Введение: определение задач и цели занятия – 5 мин;

2. Контроль исходных знаний студентов — 10 мин.;

2. Разбор правил пользования оборудованием операционной и его изучение — 10 мин.;

3. Обсуждение правил поведения в операционной и обязанностей участников хирургической бригады- 10 мин.;

4. Знакомство с главными видами хирургического инструментария и правилами пользования им — 10 мин.;

2-й час занятия (независимая работа студентов под контролем учителя):

5. Освоение на трупе техники обработки обкладывания и операционного поля стерильным бельем, обезболивание — 10 мин.;

6. Освоение техники разъединения тканей, остановки кровотечения, техники соединения тканей, швы, узлы — 20 мин.;

7. Итоговый контроль знаний студентов — 10 мин.;

8. Заключение учителя — 5 мин.

VI. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Макропрепараты: виды узлов и швов;

2. Труп бальзамированный;

3. Таблицы по теме;

4. Комплект инструментов;

5. Кафедральная операционная;

6. Неспециализированный хирургический инструментарий.

VII. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

1. Из курса латинского языка знать клинические наименования оперативных приёмов и органов;

2. Из курса неспециализированной хирургии знать, что такое операция и ее главные моменты;

3. Виды местного обезболивания.

VIII. ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ Независимой ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Каков порядок размещения инструментов на операционном столе?

2. Какими методами готовятся руки врача к операции?

3. В чем содержится подготовка операционного поля?

4. Какие конкретно известны методы местной анестезии?

5. Чем отличается метод анестезии по А. В. Вишневскому?

6. Какие конкретно существуют скальпели? Позиции удерживания скальпеля.

7. Как держит врач скальпель в руке при производстве разреза кожи?

8. Как верно держать ножницы в руке?

9. Чем отличается кровоостанавливающий зажим Кохера от вторых?

10. Чем отличаются между собой иглодержатели?

11. есть ли верным положение пинцета в руке, в то время, когда финиш его направлен в ладонь?

12. Какие конкретно существуют хирургические иглы?

13. Какие конкретно требования предъявляются к шовному материалу?

14. Какова сравнительная черта шелка, кетгута, синтетических нитей?

15. Какие конкретно виды узлов используются в хирургии?

16. Каков фундаментальный принцип разъединения тканей?

17. Как разъединяют кожу, мышцу и фасцию?

18. Какие конкретно известны виды кожных швов?

19. Каковы ключевые принципы соединения тканей?

IX. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

В начале занятия учитель знакомит студентов с кафедрой, ее учебными помещениями, оборудованием, оснащением, главными задачами кафедры в учебно-методической и научно-исследовательской работе.

Знакомство с хирургическим инструментарием.

Различают неспециализированный, особый хирургический инструментарий и хирургические сшивающие аппараты. Любой инструмент рассматривается в отдельности, останавливаясь на его применении в хирургической практике и на методе пользования им. Имеется порядок раскладывания инструментов на столике операционной сестры, правила их подачи операционной сестрой врачу и верного возвращения инструментов врачом сестре.

Подготовка операционного поля

Операцию начинают с подготовки операционного поля. Волосы удаляют посредством надёжной бритвы. Для дезинфекции кожи операционного поля ее два раза обрабатывают 70% спиртом, а после этого 2% спиртовым раствором йода. направляться подчернуть, что йод приводит к раздражению кожи и возможно аллергеном, исходя из этого сейчас его используют редко. Чаще — спиртовые растворы йодофоров (йодонат, бетадин, бетаизодон, йодопирин). Используют кроме этого спиртовый раствор гибитона, роккал, надуксусную кислоту. Кожу операционного поля изолируют стерильными простынями либо самоклеющимися стерильными пленками, через последние выполняют хирургические разрезы.

Техника производства послойной местной инфильтрационной анестезии

Существуют два вида обезболивания: неспециализированное и местное. Более дешёвым из них есть местное обезболивание. Для исполнения местной инфильтрационной анестезии из студентов назначается операционная сестра, ассистент и хирург. Операционная сестра на инструментальном столике раскладывает шприц, инъекционные иглы и другой нужный с целью проведения местной анестезии инструментарий. ассистент и Хирург сейчас занимают соответствующие места и приступают к обработке операционного поля, обкладывают его бельем.

Послойное разъединение тканей

Существуют разные позиции держания скальпеля в зависимости от цели, которую преследуют при производстве разреза. Обращают внимание на бережное проведение разрезов с учетом направления кожных складок, мышечных волокон, топографии сосудисто-нервных пучков. Разрез делают, в большинстве случаев, брюшистым скальпелем, фиксируя кожу в момент разреза пальцами левой руки. По окончании разреза кожи края раны разводят острыми крючками и останавливают кровотечение из поврежденных сосудов. После этого создают рассечение подкожной клетчатки, поверхностной и собственной фасций.

Под собственной фасцией смогут быть расположены нервные стволы и крупные сосуды, исходя из этого ее рассечение создают по желобоватому зонду. Видящиеся по ходу разреза нервы и сосуды, по возможности, сдвигают в стороны. Собственную фасцию возможно кроме этого рассечь тупоконечными ножницами подводя порционно нижнюю браншу ножниц под фасцию. Разъединение мышц, в случае, если разрешают условия, создают методом расслаивания по ходу мышечных волокон, при необходимости мускулы рассекают. Рассечение надкостницы создают скальпелем, по окончании чего края надкостницы отслаивают и сдвигают прямым либо изогнутым распатором. На данный момент в хирургии использование взяли лазерные установки.

Наложение швов

Первый ряд постоянных швов (несложной, обвивной и матрацный) студенты накладывают на собственную фасцию. направляться обратить внимание на верное завязывание узлов. Обращают внимание на расстояние вкола от края разреза, сопоставление краев раны.

X. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Для удаления инородного тела из икроножной мускулы операционная сестра разложила на столике режущие, вспомогательные, и инструменты для соединения мягких тканей. Возможно ли вам (врачу) приступить к операции разъединения мягких тканей для удаления инородного тела?

Задача № 2. На протяжении операции для рассечения кожи врач применял остроконечные ножницы. В чем неточность врача?

Задача № 3. При разрезе кожи, подкожной клетчатки оказались неровные, зазубренные края раны. Какое правило не выполнял врач при рассечении кожи?

Задача № 4. На протяжении удаления инородного тела врач обработал операционное поле однократно 96° спиртом и обложил стерильными салфетками. Верно ли врач произвел обработку операционного поля?

Задача № 5. Для окончательной остановки кровотечения в ране помощник на кровоточащий сосуд наложил зажим Кохера. После этого врач под зажимом подвел шелковую лигатуру и перевязал сосуд двумя узлами, не снимая зажима. В то время, когда помощник по окончании перевязки снял зажим, кровотечение из сосуда возобновилось. В чем были допущены неточности? Как возможно их поставить в известность?

Задача № 6. Через три часа по окончании ушивания раны показалось обильное кровотечение. Что имело возможность к этому привести?

Задача № 7. При зашивании раны врач на мускулы наложил шелковый шов и очень сильно затянул узел. Верно ли врач соединил края разъединенной мускулы?

Задача № 8. При соединении краев раны врач покинул полость в подкожной жировой клетчатке. Кожа ушита узловыми швами. Верно ли произвел соединение тканей врач?

Задача № 9. При наложении узловых швов на кожную рану длиной 12 см в углу раны появился участок с не хорошо адаптированными краями из-за избытка кожи. Какую неточность допустил врач?

Задача №10. На три дня по окончании наложения кожных швов на операционную рану найден краевой некроз. Что стало причиной такому осложнению?

XI. Эталоны ответов на ситуационные задачи

1. При исполнении разъединения мягких тканей нужны четыре группы инструментария: разъединяющий (скальпель, ножницы), вспомогательный (пинцеты, крючки), для исполнения гемостаза (зажимы) и для соединения тканей (иглодержатели, иглы). Но на инструментальном столике отсутствуют инструменты для исполнения гемостаза в ране. Исходя из этого выполнить операцию без кровоостанавливающих зажимов врач не имеет возможности.

2. Для рассечения кожи употребляются скальпели: брюшистый, остроконечный. При разрезе кожи ножницами происходит раздавление ее. Это ведет к некрозу поврежденного участка кожи и формированию неотёсанного рубца в ходе заживления раны.

3. Врач не фиксировал кожу в области, где был произведен разрез. Разрез нужно вести на себя.

4. Неправильно. 96° спирт быстро дубит кожу и сворачивает белки. Кожу нужно обработать спиртовым раствором йода либо производными йодоформа, лучше — двукратно.

5. Для окончательной остановки кровотечения создают перевязку сосуда в ране. Но врачом при лигировании сосуда допущена неточность: по окончании завязывания первого узла нужно снять зажим и дотянуть узел, поскольку зажим раздавливает ткани и (до тех пор пока он не снят) пережать абсолютно просвет сосуда нереально. После этого, удерживая нити в натянутом состоянии, нужно завязать второй виток узла.

6. По всей видимости соскользнула лигатура с не хорошо перевязанного сосуда. Нужно раскрыть рану и остановить кровотечение.

7. При соединении мышц нужно пользоваться кетгутом, поскольку он рассасывается в послеоперационном периоде (9-24 дня). Шелковая лигатура есть инородным телом. В послеоперационном периоде ока инкапсулируются. Помимо этого, нужно лишь свести края мышц. Сильное затягивание узла ведет к атрофии мускулы не только в месте шва, но и существенно дальше места его наложения.

8. Полость в ране есть местом скопления геморрагического выпота, что со своей стороны есть хорошей средой для развития микрофлоры. Это приведет к нагноению с последующим образованием неотёсанного рубца. Исходя из этого при зашивании раны свободных полостей оставлять запрещено.

9. Ушивание долгих линейных ран нужно затевать с ее середины, а потом последовательно накладывать узловые швы. Потому, что врач начал ушивание с угла раны, в противоположном финише ее появился избыток кожи с не хорошо адаптированными краями.

10 Лигатуры несложных узловых швов были затянуты через чур очень сильно. При наложении кожных швов нужно лишь свести края раны.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

I. ТЕМА

Топографическая анатомия надплечья. Фасции и фасциальные футляры. Подключичная, лопаточная, дельтовидная и подмышечная области, плечевой сустав.

II. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Большой процент травм верхней конечности, знание обычных локализаций гнойных путей и процессов их распространения, и обоснованная топическая диагностика поражения периферических нервов обуславливают важность знания топографии надплечья при: а) обработки ран в разных областях; б) освоении правил и техники своевременных вмешательств на костях, суставах, мышцах, нервах и сосудах; в) вскрытии абсцессов и флегмон; г) исполнении доступов к суставам верхней конечности.

III. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Изучить топографическую анатомию надплечья. Знать топографию главных сосудисто-нервных пучков области, особенности фасциального остова и клетчаточных пространств.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ТЕМЕ

По окончании изучения данной темы, студенты будут иметь представление:

1. О самые вероятных дорогах распространения гнойного процесса изучаемых областей;

2. О топографо-анатомическом обосновании обычных хирургических вмешательств в изучаемых областях.

Студенты будут знать:

1. Синтопию сосудисто-нервных образований изучаемых областей;

2. Симптомы поражения разных отделов плечевого сплетения;

3. Обоснование «мертвой территории» при перевязке магистрального сосуда.

Студенты будут мочь:

1. Продемонстрировать на трупе костно-мышечные ориентиры изучаемых областей;

2. Продемонстрировать проекционные линии нервов и сосудов изучаемых областей;

3. Обнажить нервы и сосуды в подмышечной впадине, на плече и в локтевой ямке.

V. РАСЧЁТ ПРОВЕДЕНИЯ и ПЛАН Занятия ВРЕМЕНИ

1-й час занятия.

1. Введение: определение задач и цели занятия – 5 мин;

2. Контроль исходных знаний студентов — 10 мин.;

3. Определение внешних ориентиров для оптимального доступа к изучаемым областям надплечья и их главным сосудисто-нервным пучкам — 10 мин.

Независимая работа студентов под контролем учителя.

4. Послойная препаровка подключичной, дельтовидной и лопаточной областей c изучением синтопии главных сосудисто-нервных пучков и клетчаточных пространств перечисленных областей — 20 мин.;

2-й час занятия.

5. Послойная препаровка подмышечной области — 15 мин.;

6. Изучение синтопии содержимого подмышечной полости — 15 мин.;

7. Итоговый контроль знаний студентов — 10 мин.;

8. Заключение учителя — 5 мин.

VI. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Труп для изучения топографии областей надплечья;

3. Хирургический инструментарий;

4. Таблицы, муляжи по теме;

5. Учебные карты для самоконтроля и контроля.

VII. Исходный уровень знаний

1. Анатомия костей плечевого пояса;

2. Строение костей плечевого пояса;

3. Мускулы плечевого пояса;

4. Подключичная, подмышечная артерии, их ветви;

5. Плечевое сплетение;

6. Гнойные воспалительные болезни конечностей;

7. Травмы конечностей.

VIII. Главные вопросы для независимой подготовки студентов

1. Какие конкретно области входят в область надплечья?

2. Топографическая анатомия подключичной, лопаточной и дельтовидной областей. Границы, послойная черта, топография главных сосудисто-нервных пучков, формирование лопаточного анастомоза, вероятные дороги распространения гноя.

3. Топографическая анатомия плечевого сустава. Кровоснабжение головки плечевой кости, не сильный места капсулы.

3. Топографическая анатомия подмышечной области. Границы, послойная черта. Понятия: подмышечная ямка, полость и впадина.

4. Топография сосудисто-нервного пучка в подмышечной впадине соответственно ее треугольникам.

5. Вероятные дороги распространения гноя из подмышечной полости.

IX. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Под управлением учителя студенты на трупе определяют границы указанных областей и костно-мышечные ориентиры, знание которых имеет значение для определения локализации ранений, линий проведения разрезов для доступов к сосудам, нервам, суставам. Выполняют послойную препаровку изучаемых областей. Изучают клетчаточные пространства. Поверхностное и глубокое субпекторальные пространства их сообщение с клетчаткой подмышечной полости. Поддельтовидное клетчаточное его связь и пространство по ходу сосудисто-нервных пучков с подмышечной и лопаточной областями. Топография четырехстороннего отверстия, применительно к операции задней артротомии. Топография трехстороннего отверстия в связи с a. circumflexa scapulae (ветвь a. subscapularis), как главной составляющей бассейна a. axillaris в формировании лопаточного артериального анастомоза. Изучают плечевой сустав. Кости и их части, принимающие участие в образовании сустава. Формы сустава, количество перемещений. Капсула и ее не сильный места, суставные сумки, связки, сухожилия мышц, усиливающие сустав. Подмышечная область. Клетчатка, делающая подмышечную впадину. Топография главного сосудисто-нервного пучка в пределах трех треугольников (tr. clavipectorale, tr. pectorale, tr. subpectorale). Размещение главных групп лимфоузлов и их участие в формировании регионарного бассейна соседних областей.

X. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Больному совершили по поводу омартрита заднюю артротомию плечевого сустава. Нарушена функция отведения конечности. Какая допущена неточность при производстве операции?

Задача № 2. В поликлинику поступил больной с вывихом головки плечевой кости. Дежурный доктор врача не позвал. Совершил обезболивание. На следующий сутки врач вправил вывих, но но функция конечности осталась нарушенной. Какие конкретно анатомические образования смогут быть повреждены при вывихах в плечевом суставе? В чем неточность доктора?

Задача № 3. По поводу кровотечения при размозжении предплечья врач перевязал «в течении» подмышечную артерию. В послеоперационный период показались показатели острой артериальной непроходимости подмышечной артерии. Какова обстоятельство? Как предотвратить развитие аналогичного осложнения? Действия врача.

Задача № 4. Доставлен больной с кровоточащей раной задней поверхности дельтовидной области. Отведение плеча затруднено. Какие конкретно жадно-сосудистые образования повреждены? Тактика врача.

Задача № 5. Обратился больной по поводу срастающегося перелома плеча верхней трети с жалобами на затруднение разгибания кисти и пальцев. Какие конкретно обстоятельства симптоматики, в случае, если в течение 1,5, месяца по окончании наложения гипсовой повязки таких жалоб не было?

XI. Эталоны ответов на ситуационные задачи

1. При рассечении дельтовидной мускулы ранен подмышечный нерв. Артротомию нужно проводить спереди от клювовидного отростка книзу.

2. Вывих в плечевом суставе относится к ургентной хирургии. Промедление с вправлением может привести к ущемлению подмышечного нерва, что огибает шейку плеча, и вторых сосудисто-нервных образований подмышечной области.

3. Поврежден срединный нерв. Необходимо наложить шов нерва.

4. Поврежден глубокая артерия и лучевой нерв плеча, каковые проходят совместно в спиралевидном канале. Тактика врача содержится в наложении швов и остановке кровотечения на нерв.

5. Разрастание костной мозоли, по-видимому, сдавливает лучевой нерв либо нерв окутан костной мозолью, что послужило обстоятельством таковой симптоматики. При отсутствии результата при консервативном лечении больному продемонстрировано своевременное лечение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Д. Н. Лубоцкий. «Базы топографической анатомии». М„ 1953. 5. Б. В. Петровский. «Хирургическое лечение ранений сосудов». М., 1949.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

I. ТЕМА

Топографическая анатомия плеча, предплечья и локтевой области. Фасции, мускулы и клетчаточные пространства. Борозды. Топография сосудисто-нервных пучков. Доступы к лучевой и локтевой артериям. Доступы к нервам. Клетчаточное пространство Н. И. Пирогова. Пути распространения гнойных процессов.

II. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Травмы свободной части верхней конечности являются обстоятельством громадного процента нетрудоспособности. Исполнение атравматичных доступов при вскрытии гнойников, рациональная тактика при первичной хирургической обработке неосуществимы без правильных знаний топографии обозначенных областей.

III. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Изучить топографическую анатомию плеча локтевой и применительно к повреждениям тканей, обработке ран, нагноительным процессам, обнажениям нервов и сосудов.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ТЕМЕ

По окончании изучения данной темы, студенты будут иметь представление:

1. О самые вероятных дорогах распространения гнойного процесса изучаемых областей;

2. О топографо-анатомическом обосновании обычных хирургических вмешательств в изучаемых областях.

Студенты будут знать:

1. Синтопию сосудисто-нервных образований изучаемых областей;

2. Симптомы поражения больших нервов свободной части верхней конечности.

Студенты будут мочь:

1. Продемонстрировать на скелете, муляже, трупе костные ориентиры плеча, предплечья и локтевой области;

2. Продемонстрировать на трупе проекционные линии нервов и сосудов;

3. Продемонстрировать на препарате мышечные группы, мышцы-ориентиры для обнажения сосудисто-нервных пучков;

4. Показать топографию сосудисто-нервных пучков;

5. Проследить на трупе топографию срединного нерва в течении плеча, предплечья и локтевой области;

6. Отыскать пространство Пирогова;

7. Обнажить лучевую артерию, локтевую артерию, срединный нерв.

V. РАСЧЁТ ПРОВЕДЕНИЯ и ПЛАН Занятия ВРЕМЕНИ

1-й час занятия.

1. Введение: определение задач и цели занятия – 5 мин;

2. Контроль исходных знаний студентов — 10 мин.;

3. Препарирование локтевой области и плеча — 30 мин.;

Независимая работа студентов под контролем учителя.

2-й час занятия.

4. Препарирование предплечья — 15 мин.;

5. Обнажение сосудисто-нервного пучка лучевой и локтевой борозд. Обнажение срединного нерва — 15 мин.

6. Итоговый контроль знаний студентов — 10 мин.;

7. Заключение учителя — 5 мин.

VI. Оснащение занятия

1. Труп для препарирования плеча, предплечья и локтевой области;

2. Труп для нервов и обнажения сосудов;

3. Хирургический инструментарий;

4. Таблицы по теме;

5. Учебные карты для самоконтроля и контроля.

VII. Исходный уровень знаний

1. Анатомия костей предплечья и плеча;

2. Локтевой сустав;

3. предплечья и Мышцы плеча;

4. предплечья и Сосуды плеча;

5. Долгие ветви плечевого сплетения.

VIII. ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ Независимой ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Топография задней областей и передней плеча, борозды, каналы, сосудисто-нервные пучки.

Видеоурок \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: