Свободный стих

Вольный стих, верлибр (от франц. vers libre) — стих, лишенный метра и рифмы и сохраняющий, так, только один, но основной показатель, отличающий стихи от прозы, — заданное членение на соотносимые и соизмеримые строчки (см. Стихосложение). Вот пример — стих А. А. Блока, которое начинается так:

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила помещение
Запахом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она срочно, уронила на пол
Толстый том художественного издания,
И по сей день же начало казаться,

Что в моей большой комнате
Мало места.

В отдельных строчках этого текста, само собой разумеется, возможно расслышать привычные стихотворные ритмы: 1?я строчок звучит ямбом, 3?я — амфибрахием, 6?я и 9?я — хореем и т. п. Исходя из этого кое-какие исследователи предпочитают сказать не о том, что вольный стих «лишен» метрических повторов, а о том, что в нем происходит постоянная «смена мер повтора». Но такую же смену мер мы найдём в любой прозе, в случае, если искусственно разобьем её на речевые такты. Ритм стиха отличается от ритма прозы не просто наличием хореев и ямбов, а предсказуемостью их появления; в свободном стихе таковой предсказуемости нет.

Конкретно исходя из этого вольный стих довольно часто приводит к недоумению а также негодование иных читателей: им думается, что это по большому счету не стих, а «рубленая проза». Это не верно. Печатая собственный произведение маленькими строками, создатель как бы несложным методом задает читательскому восприятию установку: «Это — стих, другими словами текст повышенной важности; а в чем эта важность — пускай читатель почувствует сам». А отказываясь от рифмы и метра, создатель как бы говорит: «Содержание моего сообщения так принципиально важно, что для него я отбрасываю все, что имело возможность бы помешать мне воспользоваться правильным словом либо навязать мне лишнее слово». Вольный стих несложен и тяжёл: несложен, в силу того, что не отвлекает от новой мысли ненужными ассоциациями со ветхими стихами той же формы, и тяжёл, в силу того, что не позволяет подкрепить новую идея нужными ассоциациями со ветхими стихами. Малосодержательный верлибр сходу обнаруживает собственную вакуум.

Ясно, что такая ясность верлибра ощущается только на фоне классического более строгого стиха. Исходя из этого появляется он в поэзии нового времени относительно поздно: в конце XVIII в. — у германских поэтов «бури и натиска», в середине XIX в. — у У. Уитмена, в конце XIX в. — у французских символистов. на данный момент им обширно пользуются во всем мире, но в русской поэзии он относительно малоупотребителен до сих пор.

Не путайте два похожих термина: свободный свободный стих и стих! Свободный стих — это простой силлаботонический стих, лишь из неравностопных, то маленьких, то долгих строчек, к примеру свободный стих (ямб) басен И. А. Крылова. А вольный стих — это то, что обрисовано выше.

Антон Куликов \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: