Сунь ят-сен

В начале XX в. Китай все еще оставался отсталой страной, в которой господствовали феодальные порядки. Трудящиеся массы пребывали на грани полной нищеты. Императорское правительство абсолютно зависело от зарубежных капиталистов. Империалистические державы хозяйничали в Китае, разглядывая его как рынок сбыта для собственных промышленных товаров и источник недорогого сырья.

Правившая в Китае маньчжурская семейство всеми средствами поддерживала феодальное угнетение народа, безжалостные средневековые порядки. Еще в 1911 г. на улицах Пекина возможно было видеть, как людей, обвиненных в самых ничтожных проступках, подвергали публично мучительной казни, к примеру разрывали тело на части.

Грабеж Китая империалистическими государствами, ожесточённый феодальный режим вызывали все более решительный протест народа.

Одним из зачинателей борьбы за освобождение китайского народа от иностранных капиталистов и гнёта феодалов был Сунь Ят-сен. Он появился в 1866 г. на юге Китая, в провинции Гуандун, в бедной крестьянской семье. Семья ютилась в глинобитной хижине и жила впроголодь. Лишь в 15 лет Сунь Ят-сен в первый раз надел обувь.

Великая крестьянская революционная война тайпинов (см. стр. 374) была еще памятна в народе. Мальчик жадно слушал рассказы о тайпинах и их вожде Хун Сю-цюане. Эти рассказы оказали огромное влияние на формирование сознания будущего революционера. Юношей Сунь Ят-сен уехал на Гавайские острова, куда еще раньше переселился его брат. Тут ему удалось окончить школу и поступить в университет. Сунь Ят-сен решил стать доктором, дабы помогать бедноте, облегчать жизнь обездоленных и угнетенных. Но скоро он убедился, что для улучшения судьбы народа необходимы иные способы. Какие конкретно? Он сам этого тогда не знал. Сунь Ят-сен еще не осознавал, что в самом народе заключены те революционные силы, каковые принесут ему освобождение.

Сперва Сунь Ят-сен обратился к императорскому правительству Китая, рассчитывая, что оно осознает всю необходимость реформ. В 1894 г. он представил правительству программу преобразований национального аппарата, развития индустрии, сельского хозяйства, транспорта, упрочнения армии. Но всесильный правитель Ли Хун-чжан кроме того не ответил на его обращение. Тогда Сунь Ят-сен приступил к организации заговора против правительства, повторяя тем самым неточности всех революционеров-заговорщиков, грезивших о победе без помощи народа.

Заговор был раскрыт. Один из сподвижников Сунь Ят-сена был казнен, семьдесят товарищей заключены в под стражу, а сам Сунь Ят-сен чуть спасся и бежал на паровом баркасе за границу. Но он не пал духом от неудачи и настойчиво продолжал вести борьбу.

Сунь Ят-сен побывал на Гавайях, в Соединенных Штатах, в Европе, где неустанно пропагандировал идею свержения маньчжурской монархии. Китайское правительство готово было на каждые меры, дабы захватить и стереть с лица земли неутомимого революционера. За его голову была назначена громадная приз. Кроме того вдалеке от Китая Сунь Ят-сен не был в безопасности. в один раз, в то время, когда он проходил в Лондоне мимо строения китайского консульства, на него набросились двое малоизвестных. Они грубо схватили его и втолкнули в дверь строения. Был приготовлен пароход, дабы доставить Сунь Ят-сена в Китай, где его ожидала ожесточённая расправа. Но ему удалось тайно передать записку одному из собственных друзей. Под давлением общественности Сунь Ят-сена вынуждены были высвободить.

Сунь Ят-сен всегда учился. Он глубоко изучал работы европейских философов, экономистов. Познакомился он и с работами Энгельса и Маркса.

Для счастья народа, казалось ему, необходимо осуществить три принципа: свергнуть маньчжурскую семейство и возродить свободный Китай, создать демократическую республику и, наконец, наделить крестьян поровну почвой.

В 1905 г. под влиянием первой русской революции Сунь Ят-сен создал революционную организацию — «Альянс объединенных обществ» («Тунмынхой»). Ее целью было осуществление трех правил Сунь Ят-сена.

В октябре 1911 г. под управлением данной организации в Китае началась революция, и прогнившая, ненавистная народу власть маньчжурской монархии упала.

25 декабря Сунь Ят-сен прибыл из Европы в Шанхай, где был встречен ликующей толпой народа. Через четыре дня его избрали временным президентом страны. На этом посту Сунь Ят-сен стремился создать единое национальное государство со своей армией, администрацией, финансами. Но он ничего не сделал для осуществления собственного третьего принципа — уравнения прав крестьян на землю. Сказалась его прошлая недооценка роли народа в революции. В феврале 1912 г. ему было нужно отказаться от поста президента в пользу реакционера Юань Ши-кая, ставленника империалистов. Сунь Ят-сен сохранял надежду, что данный ход приведет к объединению всех сил в стране. Позже он осознал собственную неточность, но было уже поздно.

В августе 1912 г. Сунь Ят-сен создал партию гоминдан («национальную партию»), которая, по его мысли, должна была бороться за демократические порядки в Китае. Эта партия носила во время собственного происхождения совсем другой темперамент, чем теперешний гоминдан. Но и тогда в программе гоминдана ничего не говорилось о наделении крестьян почвой. Интересы крестьян были забыты. В ноябре 1913 г. Юань Ши-кай распустил гоминдан. Еще раньше Сунь Ят-сен уехал за границу. В 1916 г. он опять возвратился в Китай и возобновил борьбу за буржуазно-демократический строй.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Сунь Ят-сен приветствовал как великую надежду всего человечества.

В 1919 г., в то время, когда Сунь Ят-сен жил в Шанхае, к нему пришла несколько советских людей. Сунь Ят-сен приветливо встретил визитёров. На их вопрос о том, как он относится к Великой Октябрьской социалистической революции в РФ, Сунь Ят-сен без звучно вынул маленькой лист и медлительно, со радостной ухмылкой протянул его одному из делегатов. Это была весточка от В. И. Ленина, в которой вождь русского пролетариата приветствовал Сунь Ят-сена.

Сунь Ят-сен сделал серьёзный вывод, что Советская республика, русские крестьяне и рабочие, забравшие власть в собственные руки, — подлинные приятели китайской революции.

В 1922 г. в Шанхае он устанавливает контакт с Коммунистической партией Китая, созданной в 1921 г., производит перерасмотрение собственные три принципа и дополняет их тремя политическими установками: альянс с СССР, альянс с компартией и помощь крестьян и рабочих.

В январе 1924 г. Сунь Ят-сен по предложению коммунистов преобразовал гоминдан в организацию единого фронта рабочих, крестьян, небольшой, средней и большой буржуазии. В том же направлении вошли и коммунисты. На I конгрессе партии Сунь Ят-сен выяснил ее задачи: свержение реакционных генералов, захвативших власть в ряде провинций Китая, и зарубежных империалистов; отклонение компромиссов с неприятелем и осуществление до конца последовательной революции, т. е. создание республики не буржуазно-демократической, а народной. Это был громадный прогресс в политических взорах Сунь Ят-сена.

В то время, когда в Китай пришло известие о смерти В. И. Ленина, работа конгресса была срочно прервана, в Гуанчжоу заявлен трехдневный траур.

На митинге Сунь Ят-сен сообщил: «За многие века всемирный истории оказались учёных и тысячи вождей с прекрасными словами на устах, каковые ни при каких обстоятельствах не проводились в судьбу. Ты, Ленин, исключение. Ты не только сказал и учил, но претворял собственные слова в реальность. Ты создал новую страну. Ты встречал на своем пути тысячи препятствий, каковые видятся и на моем пути. Я желаю идти твоим методом, и не смотря на то, что мои неприятели против этого, но мой народ будет меня приветствовать. Ты погиб, небо не продлило твоей жизни, но в памяти угнетенных народов ты будешь жить столетиями, великий человек». Обращение Сунь Ят-сена — это красивый результат политического развития революционера-демократа.

В 1925 г., перед смертью, он написал обращение в ЦИК СССР, в котором говорилось:

«Дорогие товарищи! Тогда как я лежу тут в недуге, против которого бессильны люди, моя идея обращена к вам и к судьбам моей родины и моей партии… Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я желаю выразить надежду, что настанет сутки, в то время, когда СССР будет приветствовать в могучем свободном Китае союзника и друга, и что в великой борьбе за освобождение угнетенных населений украины оба союзника отправятся к победе рука об руку. С братским приветом Сунь Ят-сен».

Слова Сунь Ят-сена были воистину пророческими. Под управлением собственной Компартии населения украины разгромили империалистов, феодалов и реакционную буржуазию и в 1949 г. установили народно-демократическую власть. Дружба советского и китайского народов, которую возвестил Сунь Ят-сен, непоколебима и вечна.

Китай в конце XIX — начале XX веков (рус.) Новая история


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: