Структура культурологии, фундаментальная и прикладная

Структура культурологии, фундаментальная и прикладная

Культурология выделилась из философии культуры подобно тому, как ранее из философии природы выделились физика, биология, из социальной философии — политология и социология. В едином ходе развития науки какая-то отрасль научного знания «отпочковывается» от философии, в то время, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис, а после этого происходит разделение в данной науки. Культурология кроме этого распадается на последовательность довольно независимых областей — дисциплин, каковые со своей стороны подразделяются на два типа — фундаментальные и прикладные.

Фундаментальная культурология

Фундаментальная культурология призвана выявлять неспециализированные закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на базе неспециализированных закономерностей социокультурной судьбе, ее процессов и проявлений. Изучение таких неприятностей, как генезис культуры, типология культуры, методика изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию.

Фундаментальная культурология включает в себя такие главные направления, как социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии.

Прикладная культурология

Прикладная культурология исследует технологию и организацию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением делается разработка культурной политики — экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.

Изучение видовых проявлений культуры, ее форм относится к прикладному знанию. Прикладной темперамент имеют кроме этого знания о формах и видах мастерства, физической и духовной культуре, вторых сферах культуры.

Главная задача прикладной культурологии пребывает в формировании и изучении разработок целенаправленного управления социокультурными процессами. Для этого в первую очередь необходимо решить, какими сферами культуры необходимо руководить, выяснить цели, объекты, средства и методы действия.

Ответом прикладных неприятностей традиционно занимаются так именуемые культурные университеты — организации, учреждения и структуры, каковые делают функции создания, трансляции и хранения культурно значимой продукции, задают нормативные образцы и регулируют ценностные ориентации людей, то есть: национальные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, публичные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, СМИ, издательства, рекламные и туристские структуры, совокупность профессионального спорта и физкультуры.

Выработка неспециализированной культурной общества и политики государства требует наличия ценностных ориентиров общества, разработки социальных норм сотрудничества людей, формулирования конкретных целей для каждого культурного университета.

Цель культурной политики пребывает в регулировании и систематизации процессов социализации и инкультурации людей. Ее осуществление происходит через образование и воспитание, просвещение, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, культуроохранные и иные национальные и публичные университеты. Серьёзной задачей этих университетов есть подготовка опытных кадров для работы в собственной сфере, что требует создания разветвленной сети учебных заведений. Эффективность данных учебных заведений достигается, в случае, если отслеживается «социальный заказ» на число, особенности рабочих квалификации и структуру мест экспертов, вовремя корректируются учебные замыслы, совершенствуется методика преподавания. Разумеется, что для ответа этих задач необходимы самые различные эксперты — не только культурологи, но и юристы, политологи, психологи, педагоги, социологи. Так, прикладная культурология — это наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, педагогикой, психологией, социологией, юриспруденцией. Она деятельно применяет их технологии и методики для ответа поставленных перед ней задач.

Функции культуры

Культура изначально полифункциональна. Главными функциями культуры являются:

1. Гуманистическая функция. Ее сущность – формирование человека (человекотворчество). В ходе социализации человек приобщается к миру культуры, к миру вторых людей. Социализация предполагает усвоение человеком определенной суммы знаний, норм, сокровищ, образов, каковые разрешают ему действенно ориентироваться в мире культуры и мире природы, сохраняя собственный статус и делая определенные роли. Социализация осуществляется при помощи воспитания и образования и предполагает активное участие человека в этом ходе. В итоге воспроизводится определенный тип человека, нужный для, ретрансляции и сохранения данной культуры.

2. Функция трансляции– передача социального опыта. Культура есть единственным механизмом, снабжающим преемственность развития общества. Культура выступает как социальная память человечества.

3. Коммуникативно-информационная функция предполагает отбор и передачу лучших образцов культуры. На протяжении исторического развития общество опробует и оценивает разные методы существования в мире, выделяет самые эффективные и полезные и пытается передать их следующим поколениям. Обогащение знаний ведет к увеличению адаптационного потенциала культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. В случае, если происходит разрыв культурной преемственности, то новые поколения обрекаются на утрату социальной памяти, становятся, как продемонстрировал автор Ч. Айтматов в романе «Плаха», беспамятными «манкуртами».

4. Познавательная либо гносеологическая функция. Общество интеллектуально так, как действенно употребляются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Закрытость, автаркия обедняют культуру, равно как и пренебрежение собственной культурной традицией, национальной культурой.

5. Организационно-регулятивная, нормативная функция регулирует разные стороны публичной и личной судьбе. Для этого вырабатываются особые университеты культуры, особенные организации, содействующие стабилизации общества либо его части. Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры, она осуществляется на различных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных взаимоотношений. Организационно-регулятивная функция осуществляется при помощи моральных, религиозных, норм и правовых ценностей.

6. Семиотическая функция. Расширение опыта, информационного поля культуры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности культуры человек и взаимодействия: природы все чаще имеет дело не с настоящими объектами, а с их знаками, с представлениями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, ведет к унификации культурных норм, к нарушению механизмов культурной ретрансляции, не смотря на то, что одновременно с этим содействует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства. В культуре обмен информацией осуществляется при помощи символа, образа, знака. Их применение может или разъединять культуры и людей, или объединять их. Нужно овладение знаковой совокупностью данной культуры для ее понимания (к примеру, знание языка, нот, формул и т.д.). Без этого нельзя познать ни национальной культуры, ни музыки, ни живописи, ни театра, ни науки. Нужно учитывать, что изменение средств коммуникации (к примеру, появление компьютеров) ведет к трансформации форм общения и, следовательно, к трансформации всей совокупности культуры.

7. Ценностная либо аксиологическая функция. Она связана с выработкой, ретрансляцией и сохранением норм, сокровищ, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляется самоопределение человека, группы, слоя, общества. Культура, система ценностей формирует у человека в полной мере ориентации и определённые потребности. Эта функция содействует накоплению социокультурного опыта, его адекватной передаче, определяя устойчивость и консервативность культуры. сохранение и Выработка ценностных иерархий придают культуре неповторимость, снабжают ту совокупность ценностно-смысловых ориентиров, благодаря которым культура взаимодействует с иными культурными организмами, и благодаря которым сохраняет собственный взор на мир. Совокупности сокровищ в собственности особенное место в культуре. Легко стереть с лица земли культуру, разрушая язык, подвергая сомнению ее фундаментальные сокровища.

цивилизация и Культура

1. Понятие цивилизация. культуры соотношения и Становление цивилизаций.

Понятие цивилизация – это одно из самых главных понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие весьма многогранно и на сегодня осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще употребляется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное познание цивилизации связано со спецификой предмета изучения, другими словами зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики изучения в цивилизации видят:

— культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

— смену культурной парадигмы, проявляющуюся через стиль и форму (Шпенглер),

— взаимозависимость хозяйственного уклада и ментальности (Вебер),

— логику эстетического развития (Бродель).

Отечественный соотечественник Лев Мечников полагал, что главной причиной развития и зарождения цивилизации являются реки, каковые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, земли, рельефа и т.д., каковые в конечном счете определяют состояние личной и публичной судьбе. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как метода производства и современный подход предполагает познание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют различные слои культуры, различающиеся по социальному либо историческому происхождению и в конечном счете комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к становлению и синтезу цивилизации.

Этапы становления соотношения между культурой и цивилизацией:

1. Первобытнообщинное общество – средние века. цивилизация и Культура не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как следствие его творения.

2. Восстановление. Культура в первый раз связалась с лично-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не появилось.

3. Просвещение – новое время. Культура – лично-личностная, в один момент публично-гражданское устройство общества? понятия наложились друг на друга. Европейские просветители применяли термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, другими словами цивилизация употреблялась для обозначения культурного качества общества? познание Энгельсом и Морганом цивилизации, как стадии развития общества за варварством и дикостью, другими словами начало расхождения понятий.

4. Новейшее время. цивилизация и Культура разведены, не просто так уже в концепции Шпенглера цивилизация и культура выступают как антиподы.

Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций возможно выделить):

1. По типу хозяйственной деятельности

  • Земледельческая
  • Индустриальная

2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями

  • Открытые (экстравертные), другими словами стремящиеся к расширению собственных пределов
  • Закрытые (интравертные)

3. В зависимости от двух основных противостояний во всемирной истории

  • Восточная
  • Западная
  • Промежуточная

4. В зависимости от метода производства

  • Первобытная
  • Рабовладельческая
  • Феодальная
  • Буржуазная
  • Социалистическая

Но на данный момент все чаще современные исследователи кладут в базу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют классическую и техногенную цивилизации.

Для техногенной цивилизации характерно:

1. Особенное представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а человек и мастерская в ней работник»);

2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, самый ярко в марксистской идеологии, не просто так один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а теорией промышленного прогресса;

3. Направленность деятельности человека вовне, другими словами соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;

4. Выговор на технико-технологическую оптимальность развития техники и разработок.

Для классической:

1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает собственную волю миру, не преобразовывает его, а пробует слиться с ритмами;

2. Направленность человека на самосовершенствование;

3. Направленность развития технологии и техники на автономию личности и т.д.

Так современная техногенная цивилизация, которая все более получает самодовлеющий темперамент, сопровождается потерей человеком власти над техническим его последствиями и прогрессом. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших неприятностей современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

Элитарная культура

Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и в большинстве случаев противопоставляется культурам народной, массовой. Элита (elite, франц. — избранный, лучший, отборный, отборный), как потребитель и производитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой с позиций как западных, так и отечественных социологов, культурологов высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, культуры и развития производства *. Тем самым утверждается разделение публичной структуры на высших, привилегированных и низших, остальную массу и элиту. Определения элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

Выделение элитарного слоя имеет большую историю. Уже Конфуций видел общество, складывающимся из добропорядочных мужей, т.е. меньшинства, и народ, который нуждается в постоянном руководстве и моральном воздействии со стороны этих добропорядочных. По сути дела на элитарных позициях стоял Платон. Римский сенатор Менений Агриппа солидную часть населения относил к тягловому скоту, для которого необходимы погонщики, т.е. аристократы.

Массовая культура

Массовая культура — порождение индустриальной и постиндустриальной эры, которая связана с формированием массового общества. Отношение к ней исследователей различного профиля — культурологов, социологов, философов и пр., неоднозначно. Одних она пугает и отталкивает собственной напором и агрессивностью, отсутствием каких-либо морально-нравственных ограничений, вторых приводит в восхищение, третьи проявляют индифферентность. Феномен массовой культуры понимается по-различному. Кое-какие исследователи трактуют ее практически, т.е. как культуру весов, создаваемую весами, тем самым отождествляют с народной культурой. Время от времени ее разглядывают как опытную, институционализированную культуру, заменившую якобы совсем ушедшее в прошлое классическое народное творчество в его хорошем (историческом) варианте *. Имеется точка зрения, в соответствии с которой массовая культура предстает как общая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры (в масштабах планеты), в то время, когда опытная (хорошая), модернистская и пр. культурные ипостаси преобразовываются в субкультуры. Любая из них заключена в собственном ограниченном социокультурном пространстве и ориентирована на узкую аудиторию *.

В одних случаях считается, что термин популярная (массовая) культура первым ввел Д.Макдоналдс в 1944г., в других — Т.Адорно в работе Просвещение и Диалектика, написанной совместно с М.Хоркхаймером в 1947г.). Так или иначе данный термин вошел в научный оборот, в публицистику.

Значительно чаще в зарубежной и отечественной культурологии массовую культуру знают как массовидный метод бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид культурной индустрии, создающий культурную продукцию ежедневно в громадных масштабах, вычисленную на массовое потребление, подчиненное ему как собственной цели, распространяемую по каналам, включим технически идеальные СМИ и коммуникации *

Культурный шок

Культурный шок— эмоциональный либо физический неудобство, дезориентация индивида, позванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом[1][2]. Привыкание к новому окружению возможно волнующим, стрессовым, может одурачить ожидания, быть забавным либо просто запутать . Термин был в первый раз употреблён американским антропологом Калерво Обергом (англ. Kalervo Oberg) в первой половине 50-ых годов XX века.

Время от времени понятие «культурный шок» применяют для обозначения неспециализированной обстановке, в то время, когда человек должен приспосабливаться к новому порядку, при котором не трудятся ранее усвоенные модели и культурные ценности поведения[3].

Структура культурологии, фундаментальная и прикладная

Культурология выделилась из философии культуры подобно тому, как ранее из философии природы выделились физика, биология, из социальной философии — политология и социология. В едином ходе развития науки какая-то отрасль научного знания «отпочковывается» от философии, в то время, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис, а после этого происходит разделение в данной науки. Культурология кроме этого распадается на последовательность довольно независимых областей — дисциплин, каковые со своей стороны подразделяются на два типа — фундаментальные и прикладные.

Фундаментальная культурология

Фундаментальная культурология призвана выявлять неспециализированные закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на базе неспециализированных закономерностей социокультурной судьбе, ее процессов и проявлений. Изучение таких неприятностей, как генезис культуры, типология культуры, методика изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию.

Фундаментальная культурология включает в себя такие главные направления, как социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии.

Прикладная культурология

Прикладная культурология исследует технологию и организацию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением делается разработка культурной политики — экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.

Изучение видовых проявлений культуры, ее форм относится к прикладному знанию. Прикладной темперамент имеют кроме этого знания о формах и видах мастерства, физической и духовной культуре, вторых сферах культуры.

Главная задача прикладной культурологии пребывает в формировании и изучении разработок целенаправленного управления социокультурными процессами. Для этого в первую очередь необходимо решить, какими сферами культуры необходимо руководить, выяснить цели, объекты, средства и методы действия.

Ответом прикладных неприятностей традиционно занимаются так именуемые культурные университеты — организации, учреждения и структуры, каковые делают функции создания, трансляции и хранения культурно значимой продукции, задают нормативные образцы и регулируют ценностные ориентации людей, то есть: национальные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, публичные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, СМИ, издательства, рекламные и туристские структуры, совокупность профессионального спорта и физкультуры.

Выработка неспециализированной культурной общества и политики государства требует наличия ценностных ориентиров общества, разработки социальных норм сотрудничества людей, формулирования конкретных целей для каждого культурного университета.

Цель культурной политики пребывает в регулировании и систематизации процессов социализации и инкультурации людей. Ее осуществление происходит через образование и воспитание, просвещение, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, культуроохранные и иные национальные и публичные университеты. Серьёзной задачей этих университетов есть подготовка опытных кадров для работы в собственной сфере, что требует создания разветвленной сети учебных заведений. Эффективность данных учебных заведений достигается, в случае, если отслеживается «социальный заказ» на число, особенности рабочих квалификации и структуру мест экспертов, вовремя корректируются учебные замыслы, совершенствуется методика преподавания. Разумеется, что для ответа этих задач необходимы самые различные эксперты — не только культурологи, но и юристы, политологи, психологи, педагоги, социологи. Так, прикладная культурология — это наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, педагогикой, психологией, социологией, юриспруденцией. Она деятельно применяет их технологии и методики для ответа поставленных перед ней задач.

Функции культуры

Культура изначально полифункциональна. Главными функциями культуры являются:

1. Гуманистическая функция. Ее сущность – формирование человека (человекотворчество). В ходе социализации человек приобщается к миру культуры, к миру вторых людей. Социализация предполагает усвоение человеком определенной суммы знаний, норм, сокровищ, образов, каковые разрешают ему действенно ориентироваться в мире культуры и мире природы, сохраняя собственный статус и делая определенные роли. Социализация осуществляется при помощи воспитания и образования и предполагает активное участие человека в этом ходе. В итоге воспроизводится определенный тип человека, нужный для, ретрансляции и сохранения данной культуры.

2. Функция трансляции– передача социального опыта. Культура есть единственным механизмом, снабжающим преемственность развития общества. Культура выступает как социальная память человечества.

3. Коммуникативно-информационная функция предполагает отбор и передачу лучших образцов культуры. На протяжении исторического развития общество опробует и оценивает разные методы существования в мире, выделяет самые эффективные и полезные и пытается передать их следующим поколениям. Обогащение знаний ведет к увеличению адаптационного потенциала культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. В случае, если происходит разрыв культурной преемственности, то новые поколения обрекаются на утрату социальной памяти, становятся, как продемонстрировал автор Ч. Айтматов в романе «Плаха», беспамятными «манкуртами».

4. Познавательная либо гносеологическая функция. Общество интеллектуально так, как действенно употребляются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Закрытость, автаркия обедняют культуру, равно как и пренебрежение собственной культурной традицией, национальной культурой.

5. Организационно-регулятивная, нормативная функция регулирует разные стороны публичной и личной судьбе. Для этого вырабатываются особые университеты культуры, особенные организации, содействующие стабилизации общества либо его части. Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры, она осуществляется на различных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных взаимоотношений. Организационно-регулятивная функция осуществляется при помощи моральных, религиозных, норм и правовых ценностей.

6. Семиотическая функция. Расширение опыта, информационного поля культуры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности культуры человек и взаимодействия: природы все чаще имеет дело не с настоящими объектами, а с их знаками, с представлениями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, ведет к унификации культурных норм, к нарушению механизмов культурной ретрансляции, не смотря на то, что одновременно с этим содействует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства. В культуре обмен информацией осуществляется при помощи символа, образа, знака. Их применение может или разъединять культуры и людей, или объединять их. Нужно овладение знаковой совокупностью данной культуры для ее понимания (к примеру, знание языка, нот, формул и т.д.). Без этого нельзя познать ни национальной культуры, ни музыки, ни живописи, ни театра, ни науки. Нужно учитывать, что изменение средств коммуникации (к примеру, появление компьютеров) ведет к трансформации форм общения и, следовательно, к трансформации всей совокупности культуры.

7. Ценностная либо аксиологическая функция. Она связана с выработкой, ретрансляцией и сохранением норм, сокровищ, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляется самоопределение человека, группы, слоя, общества. Культура, система ценностей формирует у человека в полной мере ориентации и определённые потребности. Эта функция содействует накоплению социокультурного опыта, его адекватной передаче, определяя устойчивость и консервативность культуры. сохранение и Выработка ценностных иерархий придают культуре неповторимость, снабжают ту совокупность ценностно-смысловых ориентиров, благодаря которым культура взаимодействует с иными культурными организмами, и благодаря которым сохраняет собственный взор на мир. Совокупности сокровищ в собственности особенное место в культуре. Легко стереть с лица земли культуру, разрушая язык, подвергая сомнению ее фундаментальные сокровища.

цивилизация и Культура

1. Понятие цивилизация. культуры соотношения и Становление цивилизаций.

Понятие цивилизация – это одно из самых главных понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие весьма многогранно и на сегодня осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще употребляется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное познание цивилизации связано со спецификой предмета изучения, другими словами зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики изучения в цивилизации видят:

— культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

— смену культурной парадигмы, проявляющуюся через стиль и форму (Шпенглер),

— взаимозависимость хозяйственного уклада и ментальности (Вебер),

— логику эстетического развития (Бродель).

Отечественный соотечественник Лев Мечников полагал, что главной причиной развития и зарождения цивилизации являются реки, каковые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, земли, рельефа и т.д., каковые в конечном счете определяют состояние личной и публичной судьбе. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как метода производства и современный подход предполагает познание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют различные слои культуры, различающиеся по социальному либо историческому происхождению и в конечном счете комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к становлению и синтезу цивилизации.

Этапы становления соотношения между культурой и цивилизацией:

1. Первобытнообщинное общество – средние века. цивилизация и Культура не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как следствие его творения.

2. Восстановление. Культура в первый раз связалась с лично-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не появилось.

3. Просвещение – новое время. Культура – лично-личностная, в один момент публично-гражданское устройство общества? понятия наложились друг на друга. Европейские просветители применяли термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, другими словами цивилизация употреблялась для обозначения культурного качества общества? познание Энгельсом и Морганом цивилизации, как стадии развития общества за варварством и дикостью, другими словами начало расхождения понятий.

4. Новейшее время. цивилизация и Культура разведены, не просто так уже в концепции Шпенглера цивилизация и культура выступают как антиподы.

Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций возможно выделить):

1. По типу хозяйственной деятельности

  • Земледельческая
  • Индустриальная

2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями

  • Открытые (экстравертные), другими словами стремящиеся к расширению собственных пределов
  • Закрытые (интравертные)

3. В зависимости от двух основных противостояний во всемирной истории

  • Восточная
  • Западная
  • Промежуточная

4. В зависимости от метода производства

  • Первобытная
  • Рабовладельческая
  • Феодальная
  • Буржуазная
  • Социалистическая

Но на данный момент все чаще современные исследователи кладут в базу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют классическую и техногенную цивилизации.

Для техногенной цивилизации характерно:

1. Особенное представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а человек и мастерская в ней работник»);

2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, самый ярко в марксистской идеологии, не просто так один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а теорией промышленного прогресса;

3. Направленность деятельности человека вовне, другими словами соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;

4. Выговор на технико-технологическую оптимальность развития техники и разработок.

Для классической:

1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает собственную волю миру, не преобразовывает его, а пробует слиться с ритмами;

2. Направленность человека на самосовершенствование;

3. Направленность развития технологии и техники на автономию личности и т.д.

Так современная техногенная цивилизация, которая все более получает самодовлеющий темперамент, сопровождается потерей человеком власти над техническим его последствиями и прогрессом. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших неприятностей современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

Современные мировые культурологические концепции. Л. 1. В разных странах разные науки о культуре.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: