Строительство — серьёзная отрасль созидающей деятельности человека. Все, что окружает нас: жилые дома и заводские корпуса, автострады и спортплощадки, электростанции и домны, железные дороги и парки, посёлки и целые города, все, что преобразует почву, делает ее удобной для жизни человека, создано руками строителей.
В стужу и дождь, под жарким солнцем пустынь и в таежных болотах продолжительные месяцы, в противном случае и годы трудятся строители, возводя жилые строения, предприятия, сельскохозяйственные постройки.
Основная черта современного строительства — индустриализация — исполнение самых непростых и трудоемких работ (изготовление бетонных, металлических и древесных конструкций будущих сооружений и зданий) в заводских условиях. домостроительные комбинаты и Огромные заводы постоянным потоком отправляют на строительные площадки бетонные панели стен и перекрытий, лестничные марши и блоки фундаментов. На стройплощадках строители создают лишь те работы, каковые затруднительно либо вовсе нельзя сделать в заводских условиях, — земляные, отделочные, монтаж готовых конструкций. Это намного уменьшает сроки строительства, повышает его уровень качества. И тут строителям оказывают помощь строительные автомобили — экскаваторы, подъемные краны, бульдозеры и другие замечательные механизмы (см. Строительные и дорожные автомобили). Уже привычными стали на стройках самосвалы и автокраны, поднимающие грузы до 100 т. Громадную роль в индустриализации строительного дела играется широкое применение типовых, т. е. самые современных, эргономичных в эксплуатации и удачных в строительных работах, строительных конструкций и проектов.
К примеру, в жилищном и гражданском постройке 95% построек возводится по типовым проектам. Так строят жилые дома, общежития, гостиницы, магазины, столовые, кафе, школы, детские сады, поликлиники, поликлиники, кинотеатры, стадионы, библиотеки, музеи… Словом, строения, где живут, обучаются, лечатся и отдыхают люди.
Развитая строительная индустрия, отлаженная разработка возведения гражданских строений разрешают удачно решать серьёзную проблему обеспечения жильем населения нашей страны.
Промышленное строительство тяжелее поддается типизации — в числе его объектов разные цехи, рассчитанные на разнообразное по мощности и размерам оборудование, шахты, сложнейшие установки химического производства и т. д. И в этом случае делают типовыми не сами сооружения, а отдельные подробности их конструкции: колонны каркаса, фермы покрытий, панели ограждений и т. п. Комплекты таких подробностей готовят на фабриках бетонных и железных конструкций.
Но индустриальный способ строительства, разрешающий создавать на фабриках солидную часть работ, применим сейчас не ко всем объектам. Громадный количество строительных работ — сооружение плотин, каналов, дорог, многих промышленных установок, к примеру доменных печей либо прокатных станов, — требует совсем второй технологии, вторых способов строительства. И тут говорит собственный слово комплексная механизация, вытесняющая непроизводительный ручной труд. Сейчас главные работы в промышленном постройке — земляные, цементные, монтажные — механизированы на 92—98%, а неспециализированная производительность труда строителей выросла если сравнивать с 1940 г. в 7 раз. Все это выяснило удачи отечественного строительства: за годы Советской власти возведено практически в 40 раза больше сооружений и разных зданий, чем за все прошлые столетия существования царской России.
Задачи строителей все время растут и усложняются. Ежегодно на карте нашей страны появляются десятки новых городов, развиваются и реконструируются ветхие. Соответственно, строятся тысячи новых жилых домов, школ, фабрик, дорог. Совладать с этим количеством оказывает помощь наука — более 130 научно-исследовательских университетов трудятся на постройку. Новые технические ответы разрешают сократить расход материалов в строительных работах, уменьшить вес, повысить надёжность и прочность строительных конструкций, строить стремительнее, экономичнее, лучше (см. Градостроительство, Архитектура, Строительные конструкции).