Строение деятельности человеке

Неприятность строения деятельности имеет первостепенное значение как для развития теории психологии, так и для определения действенных дорог ответа многих практических задач. Первые попытки анализа строения деятельности были связаны с представлениями об этих элементах. В качестве таковых принимались несложные перемещения типа забрать, поднять, положить (Ф.Тейлор и Д.Джильберт). Они внесли предложение обрисовывать любую деятельность как некую последовательность элементов.

В связи с развитием инженерной психологии широкое распространение взяло описание деятельности в виде методов. Наряду с этим пара изменилось представление как об элементах, так и о методах их связи в деятельности. Алгоритмическое описание возможно, само собой разумеется, нужным при анализе аккуратной части деятельности, но оно не раскрывает то, что интересует психологию в первую очередь: ее субъективный замысел.

Психотерапевтический анализ деятельности предполагает разглядывать ее как сложное, многомерное и многоуровневое, динамически развивающееся явление. В разных подходах и базирующихся на них концепциях, в большинстве случаев, берутся отдельные нюансы (стороны) деятельности, абстрагированные от вторых. Так, в первых концепциях за главные принимаются операционные нюансы, т.е. деятельность описывается как последовательность сменяющих друг друга операций (либо действий); во вторых — во главу угла ставится изучение мотивационного нюанса деятельности, т.е. она рассматривается в плане анализа динамики направляющих ее мотивов; в третьих — главным есть анализ регулирующих механизмов деятельности. Имеются кроме этого концепции, обрисовывающие деятельность в плане анализа реализующих ее физиологических процессов. Любой из перечисленных подходов имеет, без сомнений, право на существование; любой дает полезные научные результаты. Более того, перечисленные подходы не противоречат и не исключают друг друга. Но в любой момент необходимо иметь в виду, что ни один из них не имеет возможности принимать во внимание универсальным.

Итак, деятельность — это динамическая совокупность сотрудничеств человека с миром, в ходе которых происходит воплощение и возникновение в объекте психологического образа. Этот образ выступает как осознанная цель деятельности.Конкретно наличие сознаваемой цели разрешает выяснить активность как Деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, переработка текущей информации, принятие ответа — смогут осознаваться, а смогут и не осознаваться. Они смогут кроме этого осознаваться не абсолютно, и неверно. Каков бы ни был уровень осознания деятельности, сознавание цели постоянно остаётся нужным ее показателем.

Своеобразны человеческое воздействие сформировалось в труде как акт трудовой деятельности.Совокупность действий, делающих определенную публичную функцию, образовывает определенный вид трудовой деятельности. Так как трудовая деятельность в любой момент направлена на производство определенного продукта, воздействие человека в любой момент направлено на определенный итог. Сознательный целенаправленный темперамент людской действия есть своеобразной его чертой. Но как ни значительна цель, ее одной для определения Действия слишком мало. Цель, на которую направлена деятельность, есть, в большинстве случаев, более либо менее отдаленной. Исходя из этого достижение ее складывается из последовательного ответа человеком последовательности частных задач, поднимающихся перед ним по мере перемещения к данной цели.

Так же как цель деятельности с целью достижения результата распадается на отдельные задачи, сложное внешнее воздействие для собственной реализации может настойчиво попросить исполнения многих актов, связанных между собой в некотором роде. Эти акты, либо звенья, на каковые распадается воздействие, являются частичными действиями, либо операциями. Потому, что их итог? не осознается как цель, они не являются независимыми действиями, но, в отличие от перемещений, операции не просто механизмы, при помощи которых осуществляется воздействие, а составные части, из которых они состоят. Деятельность человека осуществляется при помощи действий разных уровней и видов. Так, любой довольно законченный элемент деятельности, направленный на исполнение одной несложной текущей задачи, именуют действием. Трудовые действия являются так именуемые предметные действия, т.е. действия, направленные на трансформацию состояния либо особенностей предметов внешнего мира. А любое предметное воздействие, как мы уже говорили, складывается из определенных перемещений. Анализ последних говорит о том, что, не обращая внимания на внешнее многообразие, все они складываются, в большинстве случаев, из трех несложных элементов — забрать, переместить, отпустить — в сочетании со запасными перемещениями корпуса, головы и ног. С позиций качества перемещения характеризуются силой, точностью, меткостью, скоростью, координированностью и ловкостью.

Не считая предметных, в деятельности человека участвуют перемещения, снабжающие сохранение позы и установку тела, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относятся ясные перемещения (мимика, пантомимика), смысловые жесты и, наконец, речевые перемещения. Так, исполнение предметного действия обеспечивается определенной совокупностью перемещений. Она зависит от цели действия, особенностей предмета, на что это воздействие направлено, и условий действия. К примеру, дабы забрать стакан, нужно строить перемещения в противном случае, чем чтобы забрать карандаш. Перемещение тяжелого груза определяет иную работу мышц, чем перемещение Легкого пакета. Забивание громадного гвоздя происходит в противном случае, чем мелкого. Помимо этого, перемещение осуществляет не орган сам по себе, и результатом его есть не только функциональное изменение состояния органа, а тот либо другой предметный итог, произведенное изменение жизненной обстановке, ответ задачи и т.д. Исходя из этого перемещение, при помощи которого человек в большинстве случаев осуществляет то либо иное воздействие, связано с личными установками, с осмыслением разрешаемой перемещением задачи, отношением к ней. Изменение личностных установок ведет к трансформации двигательной сферы.

Не подлежит сомнению, что собственный совершенство и настоящую чёрта перемещения человека покупают только благодаря осмысленному действию, в которое они включаются. Изучение лиц с поражением периферического двигательного аппарата говорит о том, что с трансформацией задачи изменяются как количество перемещения, так и его координация. Так, к примеру, подъем руки на определенную высоту — перемещение, неосуществимое для больного, в то время, когда ему предлагают поднять руку до определенного уровня, — выяснялось выполнимым, когда ему предлагали забрать предмет, пребывающий на той же самой высоте. Так, с трансформацией задачи, разрешаемой перемещением, и поэтому его мотивации, составляющей внутреннее психотерапевтическое содержание, изменяются механизмы управления перемещением.

Изучения П.К.Анохина, Н.А.Бериштейна, Э.А.Асратяна продемонстрировали, что каждый моторный акт результат работы неоднократно и окончательно фиксированной группы мышц и совокупностью одних и тех же импульсов, а весьма подвижной, легко перестраивающейся функциональной совокупности, включающей импульсы, связанные время от времени с территориально разными участками. Собственную активность с учетом величины поднимаемой тяжести, сопротивления отталкиваемого предмета, силы отдачи в рычагах суставов и т.д. мускулы «рассчитывают» так, дабы обеспечить скорость движения и заданное направление. Само исполнение перемещений непрерывно контролируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия.

Каким же образом происходит контроль за действием? Очень многое еще не светло ученым. Неоспорим факт, что он происходит благодаря органам эмоций (сенсорный контроль). Управление перемещениями осуществляется по принципу обратной связи. Дабы преобразовать предмет деятельности в продукт, человек обязан не только владеть образом — планом и целью, но и принимать (правильнее, извлекать) данные о текущем состоянии предмета в ходе его преобразования. В любой момент деятельности на анализаторы (органы эмоций) поступает множество сигналов: зрительных, слуховых, тактильных и т.д. Из данной массы человек выбирает сигналы, соответствующие задаче, объединяет их в определенные структуры, разрешающие оценивать ее стояние предмета деятельности относительно образа – цели.

Наиболее значимая роль в этом механизме в собственности сигналам обратной, связи, несущим данные о итогах действия. Сделав то либо иное воздействие, человек изменяет состояние предмета деятельности. Появляющийся наряду с этим сигнал не только несет данные о том, решена ли задача (достигнута ли цель). Образ этого сигнала сличается с образом-целью. Итак, любая деятельность имеет кольцевую структуру и возможно представлена следующей схемой: …объект = рецепторы = сенсорный синтез =сличение с образом-целью =коррекция мускулы = объект…

Из этого видно, что совокупность перемещений, из которых состоит воздействие, в конечном итоге управляется и регулируется его целью. Конкретно с позиций целей оцениваются и корректируются результаты делаемых перемещений. Целью у человека значительно чаще есть то, что сейчас отсутствует и должно быть достигнуто посредством действий. Следовательно, цель представлена в мозгу образом, динамической моделью будущего результата деятельности. Конкретно с данной моделью желаемого будущего сопоставляются фактические результаты действия. Эти модели грядущего действия (программа перемещений) и его результатов (программа цели), каковые предваряют в мозгу само воздействие, физиологи назвали «акцептором действия» либо «опережающим отражение» (П.К.Анохин), «моделью и» двигательной «задачей потребного будущего» (Н.А.Берштейн). Что являются эти модели, как они складываются в мозгу и функционируют, ученые до тех пор пока точно не знают. Но сама догадка есть верной, в противном случае сама деятельность была бы неосуществима.

Сперва, приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает сложившимися методами исполнения этого действия, ему приходится сознательно делать и осуществлять контроль не только воздействие в целом, направленное на цель, но и отдельные перемещения либо операции, при помощи которых он его осуществляет. В следствии повторения действий человек получает возможность делать данное воздействие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой особую цель сознательно подбирать методы его исполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, при помощи которых оно выполняется, именуют автоматизацией.

Образующиеся в следствии упражнения, тренировки, выучки машинально делаемые компоненты сознательной деятельности человека взяли особое обозначение — навык. В случае, если сказать правильнее, то речь заходит о бессознательной регуляции перемещения, а не действия, в силу того, что у человека каждая деятельность в норме постоянно управляется сознанием. В следствии повторного ответа той же задачи человек получает возможность делать данное воздействие как единый целенаправленный акт, не ставя себе особую цель сознательно подбирать для него методы его исполнения, не будучи вынужденным, как это было сперва, перемещать собственную цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для ее исполнения.

Не обращая внимания на то, что ни одна из высших форм людской деятельности не может быть сведена к несложной механической сумме навыков, каждая форма деятельности обязательно включает в себя некую их часть. Лишь потому, что кое-какие действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в замысел автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования довольно элементарных актов, может направляться на разрешение более непростых задач.

Любое воздействие человека имеет три стороны, три компонента: моторный, сенсорный и центральный, — связанные соответственно с исполнением функций выполнения, регулирования и контроля.

Благодаря частичной автоматизации в структуре действия по мере формирования навыка изменяются следующие приемы:

— выполнения перемещений, в то время, когда последовательность частичных небольших перемещений сливается в единый акт, в одно сложное перемещение: устраняются лишние перемещения и ускоряется темп исполнения перемещений;

— сенсорного контроля над действием, в то время, когда зрительный контроль над исполнением перемещений в значительной степени заменяется мускульным (кинестетическим): начинается свойство скоро различать и выделять ориентиры, серьёзные для контроля результатов действия;

— центрального регулирования действия: внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится в большинстве случаев на результаты и обстановку действий. Кое-какие расчеты, решения и другие интеллектуальные операции начинают осуществляться скоро и слитно. Внутренняя подготовка к следующим перемещениям происходит уже на протяжении предшествующих, что быстро уменьшает переход и время реакции от данного приема к следующему происходит без особого планирования.

В базе любого навыка лежат упрочнение и выработка условнорефлекторных связей. Проторение нервного пути, его закрепление в следствии постоянного повторения действий приводят к правильной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует возбуждение, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются совокупности условно рефлекторных связей с упроченными переходами от одной совокупности нервных связей к второй.

Так, в базе трансформаций в приемах действий лежат многократные повторения успешных перемещений. Такое многократное исполнение определенных действий либо видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на познание и сопровождающееся корректировкой и сознательным контролем, именуют упражнением. Напомним, что не всякое повторное исполнение деятельности возможно назвать упражнением. Люди, имеющие нехороший почерк, не изменяют его, даже в том случае, если будут писать довольно много. Упражнение отличается от повторения по следующим показателям:

— обучающемуся нужно иметь допустимо более ясное представление о том, что именно он обязан сделать, чего он обязан добиться, т.е. он обязан удерживать в собственном сознании организованный эталон-пример;

— он обязан знать итог каждого отдельного упражнения и по окончании каждого повторного выполненного действия — отдавать себе отчет в том, чего он достиг, каковы его недочёты. Изменение характера действий человека по мере упражнения отражает трансформации в строении его психологической деятельности при исполнении этих действий. Движение выработки навыка принято высказывать в так называемых кривых упражнениях, высказывающих соотношение между удачами, достигнутыми в обучении, и упражнением. Среди многообразных кривых, каковые дает упражнение, довольно часто различают два главных типа: кривые с хорошим и отрицательным ускорением (рис. 1). Та либо другая форма кривой зависит от разных условий, в первую очередь от изюминок содержания деятельности. Весьма распространенным типом есть кривая с отрицательным ускорением, т.е. с самоё быстрым восхождением сначала и замедляющимся на каждом последующем отрезке. Такая кривая отображает движение обучения, при котором самые значительные удачи дает начальный период. Любой же последующий период равной величины дает не равный, а прогрессивно довольно все меньший эффект. Для того чтобы типа кривые дает в большинстве случаев выработка сенсорных навыков, разные виды механического заучивания. Кривую с стремительным началом дает обучение в тех случаях, в то время, когда вхождение в новую область дается легко благодаря ранее приобретенным навыкам и знаниям, способам работы субъекта, каковые смогут быть перенесены на новую область.

Другие виды обучения дают «положительно ускоренные кривые», т.е. кривые, более пологие сперва и более крутые в будущем. Кривые, каковые на большем либо меньшем протяжении являются положительно ускоренными, отражают движение обучения, дающий довольно малые удачи в начальном периоде и более стремительные

Строение деятельности человеке

в будущем. Такие кривые дает обучение, требующее известного понимания, в частности понимания более либо менее сложных взаимоотношений, выведения правила, которое достигается не стразу, но, будучи достигнутым, дает большое продвижение. Таковой движение обучения, весьма замедленный сначала, возможно обусловлен отсутствием соответствующего способа работы, надлежащей подготовки, и недочётом интереса к ней.

В выработке навыка значительную роль играются и личные различия. Они бывают весьма велики. Одинаковые навыки, в особенности сложные, вырабатываются у одних людей намного стремительнее, чем у других. В силу таковой многообразной; обусловленности хода обучения не существует единой универсальной кривой обучения. Помимо этого, форма кривой будет обусловлена: характером усваиваемых действий; способом обучения; условиями, в которых протекает обучение; отношением человека к работе. Выработка навыка совершается неравномерно, часто скачкообразно. При усвоении сложных навыков время от времени наблюдаются временные задержки в их усвоении (так именуемое плато), в то время, когда график идет параллельно оси упражнений. Плато возможно позвано тем, что эффект упражнения нейтрализуется под вилянием отрицательных моментов, вызываемых как объективными обстоятельствами (состояния оборудования и ухудшение качества; ухудшение условий, в которых выполняется воздействие; неточности педагога, допущенные в ходе обучения), так и субъективными (утомление; степень уверенности в собственных силах; отношение к деятельности). За каждым периодом задержки в работе вероятен новый, более либо менее большой подъем.

Выработка навыков требует рациональной организации упражнений, специального закрепления и правильного сочетания отдельных, в особенности сложных его целостного выполнения и частей действия. Конкретный метод их сочетания и мера, которая должна быть наряду с этим соблюдена, зависят от изюминок подлежащего закреплению материала, от личных изюминок обучающегося и пр. В каждом конкретном случае данный вопрос может настойчиво попросить иного решения.

В любой момент нужно не забывать, что навык появляется и функционирует как автоматизированный прием исполнения действия. Его роль содержится в освобождении сознания от контроля над исполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия. Выделяют следующие главные этапы этого процесса.

1. Ознакомительный этап, что характеризуется ознакомлением и осмыслением действий с приемами их исполнения.

2. Подготовительный (аналитический), отличающийся сознательным, но неумелым исполнением, неполным овладением отдельными элементами действия.

3. Стандартизирующий (синтетический), характеризующийся автоматизацией элементов деятельности, увеличением качества, устранением лишних перемещений.

4. Варьирующий (ситуативный), разрешающий пластически приспосабливаться к обстановкам, гибко и произвольно регулировать исполнение действий.

Навыки бывают различных видов, и это понятие распространяется не только на двигательные, но и на всякие действия либо акты, среди них и на мыслительные операции. Так, кроме моторных, либо двигательных, навыков существуют интеллектуальные навыки (навыки счета, чтения, показаний устройств, заучивания и пр.).

В базе развития чувствительности лежит выработка навыков с преобладанием организованного, отработанного сенсорного звена действия. Так, навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на базе подражания, расчленение же слов и их опознание в зарубежном языке при обучении в школе формируется в сознательных упражнениях. К этому же виду навыков, названных сенсорными, возможно отнести узнавание буквы при чтении, различение оттенков, цветов живописцами, умение слушать работу двигателя у водителей и т.д. Возможно выделить кроме этого промежуточные либо смешанные виды навыков: сенсорно-двигательные (письмо, рисование, черчение) либо сенсорно-мыслительные (разложение алгебраических выражений).

Любой навык складывается в совокупности навыков, которыми человек уже обладает. Одни из них оказывают помощь новому навыку формироваться и функционировать, другие — мешают. Это явление именуется сотрудничество навыков. В то время, когда говорят о сотрудничестве навыков, в большинстве случаев имеют в виду два вопроса — перенос и интерференцию навыков. Под интерференциейпонимают в большинстве случаев тормозящее сотрудничество навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков или снижают их эффективность. Явление интерференции навыков связано с иррадацией возбуждения по коре мозга, а ее исчезновение — с выработкой правильного и стойкого дифференцировочного торможения в нервной совокупности. Обнаружение условий интерференции и, поэтому, дорог для устранения тормозящих действий на выработку новых навыков воображает определенный практический интерес. Различают два случая интерференции навыков. Один из них — интерференция при перестройке навыков, в то время, когда при исполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный метод его исполнения вторым, более идеальным либо соответствующим новым условиям действия. Наряду с этим новый метод усваивается часто с громадными затруднениями из-за тенденции делать снова освоенное воздействие ветхим, ранее усвоенным методом. К примеру, приступая к работе на станке с новым размещением устройств управления, требующим новой пространственной либо временной чёрта перемещений, рабочие испытывают сначала большие затруднения, значительно ухудшающие их работу. Такую интерференцию навыков, замечаемую при перестройке какого-либо навыка либо овладении новым, именуют ассоциативным торможением.

Но ветхий навык может оказывать отрицательное влияние и по окончании овладения новым. В этих обстоятельствах уже по окончании овладения новым методом появляются либо задержки в применении нового метода действия, либо повторение ветхих приемов. К примеру, ученик, многократно писавший слово неправильно, по окончании усвоения верного написания может время от времени задерживаться, в то время, когда ему нужно писать это слово, и вспоминать, какой из двух способов его написания верен. Время от времени же он незаметно для себя повторяет ветхую неточность. Такую интерференцию навыков, замечаемую уже по окончании овладения обоими навыками, именуют репродуктивным торможением.

Одной обстоятельством интерференции навыков есть громадная прочность ранее грамотных связей если сравнивать с позднее появляющимися, и сохранение ветхих связей вопреки образованию заменяющих их новых. Эти прочные ранее появившиеся связи и актуализируются при овладении новым действием. Вторая обстоятельство интерференции навыков — наличие в новых действиях некоторых неспециализированных компонентов со ветхими действиями (в целях, способах и условиях их исполнения) и недостаточное поэтому различение своеобразия каждого действия. Исходя из этого одним из предупреждения интерференции и важнейших средств устранения навыков есть противопоставление и чёткое различение ветхого и нового способов действия (при упражнениях), ветхих и новых условий действия, ветхих и новых целей действия.

Как мы уже говорили, хорошее влияние усвоенных навыков на овладение вторым действием именуется переносом навыков. Так, к примеру, практика обучения рабочих управлению новыми автомобилями говорит о том, что умелый рабочий, удачно трудящийся на машине одного вида, овладевает работой на машине иного вида существенно стремительнее, чем новичок. Человек, опытный пара зарубежных языков, овладевает новым языком существенно легче, чем тот, кто не знает ни одного зарубежного языка. Перенос навыков отмечается в первую очередь тогда, в то время, когда новые действия очень схожи с уже усвоенными. При исполнении снова изучаемых действий человек опирается на собственный прошлый опыт, и много умений содействует более стремительному овладению новыми навыками. При долгом отсутствии упражнений навык начинает разрушаться. Чем сложнее навык, тем чувствительнее отражается на нем данный паузу. В следствии не упражнения может появиться деавтоматизация навыка, т.е. такое состояние действия, в то время, когда нужен сознательный контроль. Поэтому люди, успешность деятельности которых во многом зависит от степени автоматизации навыка (летчики, акробаты и т.д.), вынуждены всегда поддерживать собственную опытную форму, делая нужные действия.

Кроме навыков непременными компонентами деятельности являются умения. Об их соотношении высказываются различные точки зрения. Одни исследователи уверены в том, что навыки предшествуют умениям, другие считают, что умения появляются раньше навыков. Обстоятельством этих расхождений есть многозначность слова «умение». Диапазон действий, именуемых умениями, весьма широк. Мы говорим о первокласснике, что он может просматривать. Но и взрослый также может просматривать. Между этими умениями лежит долгий путь упражнений, совершенствований навыков чтения. По собственной сути умения — это экстериоризация, т.е. воплощение навыков и знаний в настоящие действия.Попадая в новые условия либо взаимодействуя с новыми объектами, человек применяет имеющиеся у него знания и навыки. В этом случае данный перенос навыков и рассматривается как умения. Более строго умение определяется как освоенный субъектом метод исполнения действия, снабжаемый совокупностью приобретенных навыков и знаний.

Умения относятся к навыкам так же, как программа действия к его реализации. Умения шире навыков, они предполагают различные варианты действий. Так, один из вариантов реализации в силу его адекватности повторяющейся задаче может закрепиться, автоматизироваться, т.е. стать навыком.

К примеру, грамотный человек может написать собственную фамилию пером, мелом, кистью, выбить зубилом на металле либо выжечь на дощечке посредством увеличительного стекла. Но в то время, когда тот же человек ставит собственную подпись на документе, обрисованное выше умение выступает в форме навыка со всеми свойственными ему чертами: скоростью, стереотипностью, автоматизированностью, экономностью перемещений. В структуре того же умения может иметь место два, а время от времени и более двух автоматизированных вариантов реализации программы действий. Так, живописец одинаково удачно подписывается и ручкой, и кистью. Е.А.Милерян выделяет следующие виды умений: познавательные, общетрудовые, конструктивно-технические, организационно-технологические и операционно-контрольные.

Элементарное умение выполнить что-то появляется из подражания, из случайных знаний. Но чем сложнее вид деятельности, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся лишь в следствии подражания и наблюдения. Формирование умений является овладением всей совокупностью операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, приобретаемой от предмета, операций по обнаружению данной информации и ее сопоставлению с действиями.

В ходе формирования умений возможно выделить два крайних случая. В первом из них обучающемуся, владеющему нужными знаниями, предлагают задачи на их рациональное использование и он сам ищет решения, обнаруживая методом ошибок и проб соответствующие ориентиры, приёмы переработки деятельности и способы информации. Не обращая внимания на то, что данный путь менее действен, он остается самый распространенным в обучении. Во втором случае обучающий руководит психологической деятельностью обучающегося, знакомя его с ориентирами операций и отбора признаков, организуя деятельность обучающегося по использованию и переработке взятой информации для ответа задач.

Второй разновидностью автоматизированных действий являются привычки. Главное отличие содержится в том, что навык — это умение выполнять автоматизирование, т.е. без особого контроля сознания, те либо иные операции, а привычка — это тенденция либо потребность выполнять те либо иные автоматизированные акты. Так, к примеру, ребенок овладел таким навыком, как мытье рук. Но этого мало — принципиально важно, дабы у него выработалась привычка постоянно мыть руки перед едой, по окончании прогулки, перед сном. Привычки побуждают человека поступать в некотором роде; как и навыки, они смогут быть нужны и вредны. Исходя из этого принципиально важно, дабы у ребенка сразу же закреплялись нужные привычки, оказывающие хорошее влияние на личность. Дабы выработать желательную привычку, нужно неуклонно, ни при каких обстоятельствах не отступая от принятого ответа, функционировать в определенном направлении. В то время, когда привычка выработана, мы поступаем так по причине того, что в противном случае не можем, в силу того, что мы так привыкли.

Усвоение ребенком привычек и навыков начинается с самого начала его жизни. Первоначально они весьма несложны и основаны на аффективных состояниях и безусловных рефлексах. Навыки детей легко переходят в привычки, каковые уже в этом возрасте отличаются чертами, родными взрослым:

— привычные действия появляются в определенное время либо в определенных условиях;

— невозможность показать привычку приводит к неудовольствию, которое у ребенка выражается в плаче. Исходя из этого принципиально важно уже сначала не давать предлога для образования нежелательных привычек, давая предупреждение сочетания нежелательных действий с хорошими чувствами.

развитие и Возникновение разных видов деятельности у человека представляет собой сложный и долгий процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих в течении всего жизненного пути вида деятельности: игру, труд и учение. Они различаются по конечным итогам (продукту деятельности), по организации, по изюминкам мотивации. Активность ребенка лишь понемногу, на протяжении развития под влиянием воспитательных действий, принимает формы сознательной, целенаправленной деятельности. Уже в первые годы судьбы у ребенка складываются предпосылки для овладения несложными формами деятельности. Первой из них есть игра — одно из превосходных явлений судьбы, деятельность как словно бы ненужная и, к тому же, нужная. Игра была очень значительной и тяжёлой проблемой для психологии. Существуют разные теории детской игры.

Что же такое игра? Это в первую очередь осмысленная деятельность, вторыми словами — совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Другими словами игра как деятельность есть выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Так, к примеру, С Л.Рубинштейн думает, что игра + это порождение деятельности, при помощи которой человек преобразует реальность и изменяет мир. Сущность людской игры — в способности, отображая, преобразовывать мир. В первый раз появляясь в игре, эта самая людская свойство в игре и формируется. В игре в первый раз формируется и проявляется потребность ребенка влиять на мир — в этом главное, центральное и самое неспециализированное значение игры. Будучи связана с большим трудом, игра и хороша от него. И общность игры с большим трудом, и их различия выступают, в первую очередь, в их мотивации.

Главное различие между игровой деятельностью и трудовой содержится в другом неспециализированном отношении к собственной деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем он испытывает яркую потребность либо интерес; довольно часто он делает то, что ему не хочется делать, но к чему принуждает его практическая необходимость. Играющие в собственной игровой деятельности конкретно не зависят от того, что диктует практическая необходимость либо публичная обязанность. Так, доктор лечит больного по причине того, что этого требуют его опытные и служебные обязанности; ребенок, играясь во доктора, лечит окружающих лишь по причине того, что это его завлекает. В игре выражается более яркое отношение к судьбе, она исходит из потребностей и — непосредственных побуждений интересов.

Эти яркие побуждения, само собой разумеется, по-своему опосредованы. Они исходят не из глубин словно бы бы замкнутого в себе, развивающегося индивида; они рождаются из его контакта с миром и опосредованы всеми людскими взаимоотношениями, в каковые сначала включен ребенок. В ходе его духовного развития ему все шире раскрывается мир. Он видит многообразные действия окружающих его людей и намного раньше, чем окажется в состоянии овладеть лежащими в их основе умениями и знаниями, он уже по-своему переживает эти действия, а деятельность, в них проявляющаяся, полна для него непреодолимой привлекательности. Из контакта с внешним миром у ребенка зарождаются многообразные внутренние побуждения, каковые собственной яркой для него привлекательностью стимулируют его к действию. Игровое воздействие — это и имеется воздействие, совершаемое в силу яркого к тому интереса, а не для его своеобразны утилитарного результата, как это не редкость в деятельности взрослых.

Первое положение, определяющее сущность игры, пребывает в том, что мотивы игры заключаются не в вещном результате и утилитарном эффекте, каковые в большинстве случаев дает воздействие в практическом, неигровом замысле, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка сторон действительности. Игра, как и любая неигровая людская деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но в отличие от деятельности взрослых мотивы игровой деятельности отражают более яркое отношение личности к окружающему. В игровой деятельности отпадает вероятное в практической деятельности людей расхождение между прямой целью и мотивом действия субъекта. В игре совершаются только действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом содержится главная изюминка игровой деятельности.

Вторая характерная изюминка игры содержится в том, что игровое воздействие реализует многообразные мотивы своеобразны людской деятельности, но они не связаны с средствами и теми целями и условиями действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом, практическом замысле. В игровой деятельности действия должны выразить заключенный в побуждении, в мотиве суть действия, чем реализовать эту цель в вещном результате. Такова функция, назначение игрового действия. Конкретно в силу данной собственной особенности игра есть деятельностью, в которой допускается несоответствие между стремительным ростом запросов и потребностей ребенка, определяющих мотивацию его деятельности, и ограниченностью его своевременных возможностей. Игра — это метод запросов ребёнка и реализации потребностей в пределах его возможностей.

13 Потребность и мотив


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: