В Русском стране происходят эпохальные политические, социокультурные, экономические изменения и духовные. Они стали причиной тому, что общество понемногу переходит от довольно стабильной предсказуемой фазы к динамической непредсказуемой фазе развития. В обществе случилась смена определенной единой монопольной идеологии на неизвестные плюралистические вольно выбираемые идеологии. Возросла социальная, экономическая дифференциация и духовная общества. Личные цели судьбы личности начали признаваться обществом, как не меньше значимые, чем коллективные и публичные цели. Все это не имело возможности не оказать влияние на образовательную политику страны, на те значительные трансформации, каковые привносились в содержание образования сейчас работы отечественной школы.
В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-суть-болезни модели вариативного образования разрабатываются и внедряются в школе программы Творческая одаренность, Социально-психотерапевтическая помощь, воспитание и обучение детей с странностями развития, Социальная работа помощи молодёжи и детям и многие другие.
По собственной направленности эти программы предназначаются для ответа следующих задач:
— восстановление ориентации на индивидуальность ребенка;
— расшатывание мифа об одинаковости всех детей;
— формирование в обществе объективной потребности в создании психотерапевтической работы образования, нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.
. 231
Стратегическими ориентирами развития вариативного содержания образования являются следующие:
1. От отдельных других научных педагогических школ, разрабатывающих неприятности школьного содержания образования,^ совокупности вариативных инновационных разработок в контексте культурно-исторической педагогики развития. В этом контексте в развитии вариативного образования ключевую роль играются авторские школы, каковые подразделяются на два типа — инструментальные и культурологические. В фокусе внимания инструментальных школ находится, в большинстве случаев, тот либо другой конкретный способ, отысканный в практической деятельности благодаря таланту педагога-новатора. Иное происхождение имеют культурологические авторские школы. Они рождаются, в большинстве случаев, на стыке мировоззренческих концепций с инновационными разработками. К примеру, вальдорферская педагогика с ее своеобразным содержанием образования исходит из философии Р.Штайнера. Очень направляться обратить внимание на такие культурологические авторские школы, как Дидактическая совокупность обучения Л.В. Зан-кова, Совокупность развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Школа диалога культур Библера.
2. От монополии национального образования — к сотрудничеству и сосуществованию национального, негосударственного и домашнего воспитания со спецификой содержания, характерной каждому из этих видов, но с учетом национальных стандартов образования.
3. От безнациональной унитарной школы, трудящейся по единым нормативным документам, — к этнической разделению содержания образования в совокупности неспециализированного образовательного пространства России. И эти настоящие возможности приобщения детей разных этносов к национальной культуре открывает Базовый учебный замысел общеобразовательных учреждений РФ, в котором федеральный компонент образования сочетается с регионально-национальным и школьным. хорошим примером системной культурологической программы, восстанавливающей ослабевавшие связи человека с культурой собственного народа, есть программа курса М.Ю. Новицкой Введение в народоведение для начальной школы.
4. От предметоцентризма — к образовательным областям при построении учебных замыслов общеобразовательных учреждений. Переход от учебного предметоцентризма к образовательным областям стимулирует появление интегративных учебных направлений, каковые снабжают приобщение школьника к целостной картине мира.
5. От чистых линий развития типов общеобразовательных учреждений — к смешанным линиям развития видов общеобразовательных учреждений. Показателем тому есть стремительный поток слияния (скрещивания) школы с детским садом, школы с вузом. В 1993 . в Москве показались школы-гибриды с научно-исследовательскими университетами — школы-лаборатории.
6. Отечественная школа удачно продвигается по пути от монопольного книжки к вариативным книжкам, и от монофункциональных технических средств обучения к информационным технологиям и полифункциональным средствам. Происходит постепенное изменение технических средств обучения по их функции и месту в учебном ходе, характеризующееся переходом от наглядно-демонстрационных к обучающим (ЭВМ), от пособий и отдельных приборов — к микролабораториям. Таковы те трансформации в содержании школьного образования, каковые свойственны для отечественной эры -эры коренного преобразования русском школы.
задания и Вопросы для самоконтроля
!. Выпишите из текста главы главные понятия, приципы и факторы отбора содержания образования.
2. Выстройте из них логическую схему, которую начните так:
3. Раскройте содержание неспециализированных правил формирования содержания обшего среднего образования.
4. Обсудите с сотрудниками проблему дифференцированного содержания образования.
5. Представьте, что вы с сотрудниками создаете школу и разрабатываете учебный замысел… Какой он будет? Сделайте его проект.
6. Стандартизация выпуска продукции есть общепризнанной во всем мире. Применима ли стандартизация в сфере образования? Обоснуйте собственный ответ.
Литература для независимой работы
1. Дидактика школы /Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
2. Леднев B.немного. Содержание образования. М., 1989.
3. Теоретические базы содержания неспециализированного среднего образования/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.
4. Куписевт Ч. Базы неспециализированной дидактики. М., 1986.
5. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.
6. Скаткин М.Н. Неприятности современной дидактики. Изд. 2-е. М, 1984.
Глава 9 СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ1