На судостроительном заводе громадной праздник. Спускают на воду очередное «детище» — новое судно. Четко звучат слова команды. Под ликующие возгласы судостроителей сперва медлено, а после этого все стремительнее и стремительнее движется со стапеля корпус корабля к воде.
Спуск на воду — сутки рождения судна. Оно еще не совсем готово к плаванию, нужно очень многое достроить, доделать. Но основное осталось сзади!
Панорама порта: 1—дескать; 2—акватория; 3—рейд; 4—пассажирский причал; 5—служебный причал; 6—морской ремонтный завод; 7—док; 8—морвокзал
Пройдет некое время, и корабль покинет завод. Возможно, десятки лет будут жить тяжелой «жизнью» его машины и корпус. Могучие порывы штормов, аварии и, наконец, время будут понемногу разрушать результаты труда судостроителей.
И, дабы этого не произошло, нужно пристально смотреть за каждым кораблем: одновременно с заменять износившиеся подробности автомобилей, исправлять полученные повреждения, снимать с подводной части судна налипшие на водоросли и нея ракушки — в противном случае оно утратит скорость.
Слева — маяк (внешний вид). Справа — отражатель, поворачивающийся около источника света и отправляющий луч маяка в разные направления.
Всего этого не сделаешь в пути. Значит, «лечение» и «отдых» нужны судам. Но не только для отдыха и лечения заходят они в порты. Тут, под защитой от волн, возможно тихо загрузить трюмы, принять пассажиров, проверить исправность судовых навигационных устройств.
Каково же устройство громадного порта (см. цв. рис.)?
В первую очередь у него две части: акватория и территория. «Терра» — по-латински «почва», а «аква» — «вода». Территорией порта именуют площадь его береговых сооружений, складов, ремонтных мастерских и т. д. Вся водная поверхность порта именуется его акваторией.
Акваторию от моря в большинстве случаев защищают особыми сооружениями — молами либо волноломами (волнорезами). А время от времени, в случае, если имеется опасность сильных отливов и приливов, в портах, дабы поддержать постоянный уровень воды, строят кроме того шлюзы. Само собой разумеется, для сооружения порта довольно часто выбирают место, приспособленное самой природой, — залив, устье громадной реки либо бухту, где не бывает громадных волн в непогоду.
Внешняя часть акватории порта — рейд — предназначена для якорных стоянок судов. Из этого их распределяют по причалам, а время от времени тут же и грузят. Это делается, в то время, когда порт не приспособлен для приема к причалу судов данного типа.
К акватории порта относятся и водные подходы, т. е. намерено углубленные либо естественные каналы, по которым лоцманы выполняют суда громадного размера либо глубокой осадки. Не редкость, что водные подходы порта не разрешают совершить к причалу какое-нибудь большое судно. Вот и приходится ему остаться на рейде.
Светящийся буй — плавучий предостерегающий символ. Он показывает, на определенную опасность либо ограждает страшный район.
Внутренними бассейнами порта именуют конкретно примыкающую к причалам часть его акватории. На причальных сооружениях стоят краны, благодаря которым ведется разгрузка и погрузка судов.
На территории больших морских портов имеются склады для хранения специальных грузов, имеется собственная сортировочная сеть и железнодорожная станция автомобильных дорог. Тут же находятся судоремонтные мастерские.
Подъем судна из воды для очистки его подводной части, ремонта и окраски считается необходимой эксплуатационной операцией. Для этого в порту имеется доки. Они бывают стационарные и плавучие. Входит корабль в док — за ним закрываются «ворота»; после этого из дока откачивается вода. Корабль «садится» на особые приспособления — кильблоки. Сейчас возможно тихо заниматься его ремонтом.
Увлекательны плавучие доки. Это долгий понтон. Отсеки его с уже установленными кильблоками заполняют водой, и понтон погружается. После этого его подводят под корпус судна и откачивают воду. Понтон всплывает, поднимая на себе судно.
Вспомогательный флот порта — также неотъемлемая часть его «устройства». Портовые буксиры, грузовые баржи, на которых подвозят к стоящим на рейде судам топливо и грузы, землечерпалки и плавучие краны непременно «обитают» в водах порта.
И, наконец, маяки, буи, радиолокационные станции, сигнальные мачты и т. п. Они позволяют в любую погоду, ни днем, ни ночью не заканчивать деятельность портов.