Стимулирование профессиональной деятельности лиц с различными типологическими особенностями

На многих производствах используются восстановления работоспособности и различные способы стимулирования рабочих и служащих (психотерапевтическая разгрузка в намерено отведенных помещениях, транслирование музыки и т. п.). Кое-какие изучения говорят о том, что осуществление этих мероприятий не учитывая типологических изюминок людей может принести не пользу, а вред. Для доказательства этого сошлемся на работу А. А. Коротаева (1968), что для сборщиц часового завода применял в качестве стимулятора музыку.

В случае, если музыкальное произведение было работницам не очень приятно, то кроме того в спокойной обстановке у лиц со не сильный и сильной нервной совокупностью деятельность ухудшалась, причем у первых во всем (время исполнения операции, количество коррегирующих действий, количество неточных перемещений н отвлечений внимания) ухудшение было громадным, чем у вторых. Особенно возрастали количество выполнения отвлечений и время операций внимания.

При напряженном темпе работы малоприятная музыка ухудшала деятельность у сборщиц с сильной нервной совокупностью и или не изменяла, или незначительно улучшала эффективность деятельности, у лиц со не сильный нервной совокупностью. Объяснение последнему факту создатель видит в том, что работницы при высоком темпе все внимание сосредоточивали на совершаемых операциях, а от музыки как бы отгораживались необычным психотерапевтическим барьером (не обращали на нее внимания, как говорили сами дамы).

Приятная музыка в спокойной обстановке (при оптимальном темпе работы) улучшала эффективность деятельности лиц как с сильной, так и со не сильный нервной совокупностью, но у последних сосредоточенность внимания улучшалась посильнее, в основном уменьшалось у них и количество коррегирующих действий.

При напряженной работе приятная музыка оказывала на различных сборщиц неодинаковое влияние. У лиц с сильной нервной совокупностью происходило фактически такое же улучшение деятельности, как и при оптимальном темпе работы, а у сотрудниц со не сильный нервной совокупностью приятная музыка или не содействовала улучшению деятельности, или кроме того ухудшала ее (по количеству коррегирующих отвлечений и действий внимания).

Так, А. А. Коротаев продемонстрировал, что применение музыки в качестве средства, стимулирующего работоспособность, требует непременного учета типологических изюминок трудящихся.

Дополнения к этим итогам находятся в работе Л. Я. Дорфмана (1981), распознавшего, что у людей с сильной нервной совокупностью физическая выносливость была выше на фоне появившейся под влиянием музыки чувства эйфории, а не страдания. У лиц же со не сильный нервной совокупностью все было напротив.

Одним из способов стимулирования есть наказания и использование поощрения. Грей (Gray, 1973), изучив мотивационные различия между интровертами и экстравертами, заключил , что у первых преобладает рвение к вознаграждению, а у вторых — к избеганию наказания. Поэтому экстраверты лучше делают работу, если они ожидают вознаграждения, а интроверты — в случае, если им угрожает наказание. Исходя из представлений Грея, безтолку пробовать мотивировать экстраверта, угрожая ужасным наказанием (лишением премии, увольнением), как и мотивировать интроверта методом увеличения заработной плата либо дополнительными льготами. Исходя из этого в торговле, где по большей части трудятся экстраверты, стимулирование работников будет происходить при регулярном и разнообразном вознаграждении. В бюрократических же организациях, где большая часть сотрудников — интроверты, наилучшим методом мотивации есть угроза применения санкций.

Фернхем (Furnham, 1992) думает, что применяемые в организациях стимулы (к примеру, связь между уровня и зарплаты исполнения работы, возможности продвижения по работе), и санкции (к примеру, возможность увольнения, наложения штрафа) по-различному воздействуют на разных сотрудников организации. Экстравертированные организации (т. е. те, где среди работников преобладают экстраверты) смогут мотивировать собственный персонал и вырабатывать его поведение посредством маленьких (но понемногу возрастающих и достаточно ощутимых) поощрений, действующих на подкрепление. Эффективность для того чтобы стимулирования увеличивается, если оно проводится систематично, последовательно и публично. Такие поощрения, как присуждение звания «продавец месяца», ежегодные премии за продуктивность, тактичность, безукоризненные отношения с клиентами и т. п., по-видимому, дают громаднейший эффект, в случае, если употребляются для мотивации экстравертов. Интровертированные организации (т. е. те, где среди работников преобладают интроверты, очень чувствительные к наказаниям и санкциям) смогут применять наказания с целью пошаговой выработки (shaping) желаемого поведения либо, по крайней мере, предотвращения нежелательного поведения. Так, к примеру, угроза неминуемого увольнения, принудительного выхода на пенсию либо частичной занятости может вынудить интровертов трудиться усерднее, но слабо воздействует на экстравертов. В интровертированных культурах направляться систематично напоминать людям о том, что нарушение установленных правил либо нехорошее исполнение работы наказуемо. Очевидный главный вывод пребывает в том, что совокупности управления, предназначенные для регулирования поведения работников, должны владеть чувствительностью к главным личным различиям. направляться применять как «кнут», так и «пряник», но эти способы будут оказывать неодинаковое действие на различных людей. Фернхем А., Хейвен П., 2001. С. 227.

Продемонстрировано кроме этого, что чем выше уровень нейротизма, тем выше чувствительность человека как к поощрению, так и к наказанию. Исходя из этого по отношению к людям с низким уровнем нейротизма (т. е. низкочувствительным) время от времени нужно применять строгий контроль и твёрдые дисциплинарные меры (Wakefield, 1979).

Отечественными психологами было распознано, что в поощрении больше нуждаются лица со не сильный нервной совокупностью, а лиц с сильной нервной совокупностью для пользы дела возможно и наказать, если они не абсолютно мотивированы на достижение результата. Согласно данным Б. Б. Суслова (1972), похвала положительно воздействует на лиц со не сильный нервной совокупностью и не оказывает влияния на лиц с сильной нервной совокупностью. Порицание же отрицательно воздействует как на тех, так и на вторых, но в основном на «не сильный».

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: