Становление и развитие инфраструктуры социального учреждения 5 глава

Принципиально важно дифференцировать понятие «Цель» и «Задачи». Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению намеченного результата. С позиций оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде перечня, а не излагать и обрисовывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на итог, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. В случае, если в проекте перечислен последовательность задач, то все они должны быть связаны между собой и являться нужными и достаточными с целью достижения цели проекта.

Из задач и целей должно быть ясно, что окажется в следствии исполнения проекта, какие конкретно трансформации случатся в существующей обстановке.

3. механизм и Содержание реализации(замысел конкретных действий) Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того,

как именно будет осуществляться проект. Другими словами достаточно детально необходимо прописать, в каких направлениях, как, в то время, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов. Дабы разобраться, возможно всё содержание сперва представить в виде схемы, поскольку это разрешает легче представить «что», «где», «в какой последовательности» будет проводиться при реализации проекта.

4. Календарный замысел.Календарный замысел – это подробное описание всех мероприятий и видов деятельности с указанием сроков. При разработке этого раздела направляться обратить внимание на следующие моменты:

1. Замысел должен быть сформулирован в чётких и ясных выражениях, написан конкретно, с указаниями правильных дат и цифр.

2. Замысел должен быть достижимым, другими словами настоящим для вашей команды и выполнимым по срокам. Не следует писать о посадке нескольких тысяч деревьев, в случае, если вас всего трое либо четверо человек.

3. По каждому пункту замысла нужно указать все, что нужно для его реализации (материальные, денежные, людские ресурсы). Это очень принципиально важно, в противном случае замысел преобразовывается в некоторый «прожект» («а не выстроить ли нам мост через эту речку»).

4. Что и как необходимо сделать, дабы решить заявленные неприятности: какие конкретно шаги, в то время, когда и в какой логике предпринять; кого и как привлечь к собственной работе, каковы будут их обязанности, права, ответственность; кто, в то время, когда и как будет осуществлять контроль и оценивать достижение планируемых результатов; кто и как будет отчитываться о проделанной работе; как доказать эффективность собственной деятельности.

5. Предполагаемые результаты.Эффективность проекта оценивается по его результативности. Результаты проекта – это то, что предполагается достигнуть, воплотив проект в судьбу.

В разделе нужно привести количественные и качественные показатели оценки ожидаемых результатов реализации Проекта, обрисовать, как будет осуществляться обратная сообщение с целевой группой Проекта, какое предполагается сотрудничество со СМИ в целях информирования населения о результатах и ходе Проекта.

По количеству раздел лаконичен, поскольку по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его задачи и цели. Отметим, что цель – это образ предполагаемого результата.

При описании результатов направляться руководствоваться требованиями к формулировке задач и блока целей: конкретность, действительность, достижимость.

6. Ресурсы, нужные для реализации проекта. Бюджет проекта.

Бюджет должен быть прямым образом связан с деятельностью по проекту (мероприятиями). Данный раздел содержит перечень всех ресурсов, нужных с целью проведения планируемых мероприятий (информационные, человеческие, административные, материальные, денежные и др.)

Наименование ресурса Количество Предполагаемый источник

Для финансирования проектной деятельности в социальной сфере употребляются следующие источники: гранты (конкурсные средства национальных общественных фондов и структур; бюджетные поступления; взносы и частные пожертвования; средства соучредителей; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; добровольческий труд).

7.Механизм оценки результатов.Данный раздел обязан содержать ответы на следующие вопросы:

— Как именно будет оцениваться эффективность проекта в целом?

— Кто будет оценивать достижение задач и намеченных результатов на протяжении исполнения проекта и по его окончании? (обрисовать процедуру оценки)

— Каковы критерии оценки эффективности проекта?

Быть может, указать конкретных лиц, каковые будут оценивать результаты проекта, к примеру, главы управ, начальники местного либо ведомственного управления, общественность и др.

8. Возможности развития проекта.В двух – трех абзацах данного раздела необходимо обрисовать возможный путь развития проекта. К примеру, расширена география проекта, освоение новых видов деятельности.

И, как предполагается сохранить и увеличить успехи данного проекта.

9. Приложения.Приложения — это все материалы, не вошедшие в описание проекта. В приложениях смогут находиться:

— фактически к каждому проекту возможно приложить статьи из журналов и газет об актуальности поднятой неприятности;

— резюме главных участников проекта (Ф. И. О., должность в проекте, место работы и реальная должность либо учебы);

— письма помощи;

— фотографии;

— к примеру, в случае, если проект направлен на озеленение и благоустройство, то возможно приложить схему территории, с указанием элементов и размеров благоустройства (кустарник, лавки, клумбы и т. д.);

— в приложения возможно оформить описание и историю организации текущей деятельности, успехи организации.

10. Перечень использованных источников.При написании проекта необходимы ссылки на использованные источники.

Перечень литературы должен быть оформлен в едином формате: сперва указывается номер ссылки, после этого авторы (инициалы перед фамилией), наименование статьи (непременно), наименование издания, номер тома, страницы, год издания.

Результатом социального проектированияв учреждении соцзащиты делается не только сам социальный проект но и соответствующая социально – культурная инфраструктура, снабжающая его реализацию и разработку, включающая целевую группу проекта, социальные университеты, клиента, исполнителей, потребителей, представителей властей, СМИ. Главной конечной стратегической целью социального проекта есть создание оптимальной общности организации коллективных взаимоотношений с учетом объективных условий и

жизнедеятельности разных социальных групп.

Приступая к социальному проектированию нужно проанализировать возможность практического решения проблемы, необходимо осознавать, что , если члены проектной группы- не являются специалистами в области социальной работы, имеется опасность превращения социального проекта в прожект. Дабы этого не случилось, нужно социально компетентно видеть конкретную обстановку, которая должна быть улучшена, и шаги и конкретные методы по ее реализации. Персонал для исполнения проекта может набираться как из сотрудников самой организации, в которой осуществляется проект, так и из сотрудников какой – или внешней организации. Кроме этого проект может выполняться командой из заказчика проекта и представителей исполнителя. Наряду с этим заказчик и исполнитель совместно формируют команду по управлению проектом, которая отвечает за его успех.

Социально-политическая значимость проекта определяется предварительной оценкой и подсчётом числа качества трансформаций в социальной, экономической и политической сферах, произведенных в следствии конкретного проекта. Каждому из предполагаемых трансформаций присваиваются условные баллы, каковые показывают, как серьёзным есть влияние этого проекта на соответствующий (социальный, экономический либо политический) нюанс судьбы.

К числу вероятных трансформаций смогут относиться:

— Социальные польза: улучшенные управленческие и технические навыки; улучшенный доступ к публичным работам; улучшенное уровень качества судьбы; увеличенная сплоченность сообщества и т.д.

— Экономическая польза: возрастающая и устойчивая производительность; увеличенная устойчивость организации; увеличенная занятость населения и т.д.

— Политическая польза: улучшенная национальная политика по каким-то вопросам; влияние на региональное товарное производство; влияние на институциональную политику и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение социальному проектированию, охарактеризуйте объекты, предмет и субъекты социального проектирования.

2. Выясните главные этапы реализации социального проекта.

3. Приведите пример реализации социальных проектов в учреждении соцзащиты.

4. Обрисуйте ресурсы, которыми владеет ваша организация либо доступ к каким имеет благодаря сотрудничеству с другими организациями либо людьми.

5. Дайте оценку готовности коллектива вашей организации к проектной деятельности. Составьте список собственных внешних партнёров и потенциальных союзников, с которыми допустимо трудиться над реализацией проекта.

Рекомендуемая литература:

1. Бредбэри Д., Гарретт Д. Нестандартное управление проектами / Д. Бредбэри, Д. Гарретт.-М.:НТ Пресс,2007.-256 с.

2. Ивасенко А.С., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление проектами: учебное пособие. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. — 330 с.

3. Ильин В.В. Управление качеством проектов. Практический опыт/ В.В. Ильин.- М.:Вершина, 2006.-176 с.

4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов – на Дону: Феникс, 2001. – 412 с.

5. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие/В.А. Луков.-М.: Издательство Столичного гуманитарного университета: Флинта, 2004.- 240с.

3.3. Документооборот в учреждениях соцзащиты

Байдарова О.И., преп.

Управленческая деятельность любой организации, среди них и учреждений соцзащиты, базируется на информации. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей либо электронных средств. Большинство информации, применяемой в управлении, оформляется в виде документов, что нужно для осуществления контроля выполнения, решения спорных вопросов, исследования и анализа управления с целью увеличения его эффективности.

Компетентность в вопросах делопроизводства, наличие нужных навыков и умений в работе с документами, познание их роли в совокупности управления – наиболее значимый показатель современной рабочий высокого профессионализма и культуры начальника.

Делопроизводство, документационное обеспечение управления – отрасль деятельности, снабжающая документирование и организацию работы с документами. Деятельность любой организации нереально представить без сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и поиска информации. Наряду с этим информация значительно чаще принимает фиксированный, документальный темперамент. Фактически, документирование содержится в фиксации на бумаге или других информационных носителях управленческих действий и включает все операции по подготовке, составлению, согласованию, изготовлению и оформлению документа.

В соответствии с Госстандарту РФ (ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. определения и Термины») делопроизводство- отрасль деятельности, снабжающая документирование и организацию работы с официальными документами, документооборот- перемещение документов в организации с момента их создания либо получения до завершения выполнения либо отправления, архивное дело- отрасль деятельности, снабжающая использования и организацию хранения архивных документов.

Управление учреждением соцзащиты требует создания многих видов документов. Так, коллегиальная деятельность по управлению

учреждением фиксируется в протоколах; единоличная распорядительная деятельность – в распоряжениях и приказах по личному составу и основной деятельности; работа рабочих групп – в актах; административно- хозяйственная деятельность – в контрактах, договорах и т.д. Значение документов в управленческой деятельности тяжело переоценить, т.к. они являются главными носителями информации, на базе которой принимаются решения. Развитие любого социального учреждения требует документального оформления его деятельности в соответствии с организационно-действующим законодательством и правовыми нормами. Принятые его заместителями и руководителем ответа фиксируются в определенном порядке в конкретных формах документов. От того, как грамотно составлен и оформлен документ, зависит решение вопроса, а от обработки информации и быстроты получения – своевременность принятия ответа.

Документооборот- перемещение документов в организации с момента их создания либо получения до завершения выполнения либо отправления. В противном случае говоря, это конвейер по переработке документов и данный конвейер имеет собственные этапы, на которых определенными чиновниками выполняются определенные действия. Представим, что данный конвейер остановился либо на каком-то участке случился сбой. Каковы будут последствия? Парализация главной деятельности организации. Дабы этого не случилось, и конвейер трудился действеннее, нужен достаточный уровень подготовки всех, кто стоит у этого конвейера. А участие в этом ходе принимают все сотрудники: одни учитывают, другие — выполняют.

СОСТАВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ.Деятельность

любого национального органа власти, его подведомственных учреждений и подразделений обеспечивается совокупностью взаимоувязанной управленческой документации. Ее состав определяется компетенцией национального органа, порядком разрешения вопросов (единоначальный либо коллегиальный), характером и объёмом связей между, к примеру,

Департаментом соцзащиты населения, его подведомственными учреждениями и подразделениями, и с другими органами управления и организациями субъектов РФ.

Функции управления в национальном органе, национальном учреждении реализуются посредством организационно-распорядительной документации (ОРД), которая включает в себя следующие группы документов:

нормативные правовые акты;

распорядительные, организационные и информационно-справочные документы.

Нормативные правовые акты -принимаемые уполномоченными национальными органами акты, которые содержат правовые нормы, другими словами нормативные предписания, рассчитанные на неограниченный круг субъектов и многократное либо постоянное использование. Это письменные официальные документы, принятые (изданные) в определенной форме правотворческими органами в пределах их компетенции и направленные на установление, изменение либо отмену правовых норм.

Нормативным правовым актом есть распоряжение.

Распоряжение — нормативный правовой акт, принимаемый в целях разрешения самые важных и принципиальных задач, установления норм, правил.

Распорядительные документы- вид письменного документа, в котором фиксируются решения административных и вопросов оргхарактера, вопросов управления, сотрудничества, регулирования и обеспечения деятельности Министерства, подразделений, подведомственных учреждений и отдельных чиновниковов. К распорядительным документам относятся: приказ, распоряжение, указание.

Распоряжениями и распоряжениямиоформляются решения нормативного характера, и решения по своевременным, организационным, кадровым и вторым вопросам.

Приказ, распоряжениепринимается полномочным на то должностным лицом, действующим на базе единоначалия.

Распоряжения и распоряжения готовят и вносят соответствующие подразделения Департамента. Проекты распоряжений по кадровым вопросам готовит отдел кадров. Текст приказа может складываться из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

В констатирующей части коротко излагаются цели и задачи, события и факты, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться словами в целях, в соответствии, во выполнение и т.д. В случае, если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указываются наименование этого документа в творительном падеже, его дата, заголовок и номер. Преамбула в проектах распоряжений завершается словом ПРИКАЗЫВАЮ, которое печатается вразрядку.

В случае, если приказ изменяет, отменяет либо дополняет ранее изданный документ либо какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста обязан содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, заголовка и номера. Текст пункта обязан начинаться словами Признать потерявшим силу….

В приказ не нужно включать пункт Приказ довести до сведения…. Чиновники, до сведения которых доводится приказ, указываются в указателе рассылки, что исполнитель готовит вместе с проектом приказа.

Указание- распорядительный служебный документ, содержащий предписываемые действия конкретному исполнителю для ответа своевременных вопросов информационно — методического характера, и по вопросам, связанным с организацией выполнения распоряжений, распоряжений, руководств. Текст указания состоит, в большинстве случаев, из констатирующей и распорядительной частей. Указания приводятся в соответствие с установленным порядком оформления и подготовки распоряжений.

Организационные документы- это документы, регламентирующие функции и задачи, устанавливающие структуру, штатную численность, взаимодействия подразделений и порядок функционирования, порядок действий работников при выполнении повседневных трудовых обязанностей.

К организационным документам относятся: положения о Департаменте, структурных и территориальных структурных подразделениях, правила, инструкция, должностные регламенты.

Информационно-справочные документы- документы, констатирующие факты, являющиеся основанием для издания и принятия решений распорядительных документов. К информационно-справочным документам относятся: протокол, служебное письмо, акт, докладная, объяснительная и служебная записки, стенограмма, замысел, отчет и др.

Протоколсоставляется на основании записей, произведенных на протяжении заседания (совещания), представленных выступлений и тезисов докладов, справок, проектов ответов. Текст протокола, в большинстве случаев, складывается из двух частей: вводной и главной. Во вводной части оформляются следующие реквизиты:

— глава либо председательствующий;

— секретарь;

— находились — перечень находившихся либо отсылка к прилагаемому перечню находившихся. Сначала перечисляются члены коллегиального органа, после этого — приглашенные с указанием наименований и должностей организаций;

— повестка дня;

— докладчики по каждому пункту повестки дня.

Главная часть протокола складывается из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:

СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ — ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

Главное содержание выступлений и докладов помещается в тексте протокола либо прилагается к нему; в последнем случае в тексте делается

сноска Текст выступления прилагается. Распоряжение (ответ) в тексте протокола печатается абсолютно; при необходимости приводятся итоги голосования.

Протокол подписывается председательствующим на совещании и секретарем. Датой протокола есть дата совещания.

Протоколам присваиваются порядковые номера в пределах год раздельно по каждой группе протоколов совещаний коллегиальных органов.

Служебные письмаготовятся:

— как ответы о исполнении поручений по входящим документам;

— как выполнение поручений по обращениям граждан;

— как сопроводительные письма;

— как ответы на запросы юридических и физических лиц;

— как инициативные письма.

Сроки подготовки ответных писем устанавливаются резолюцией начальника на основании имеющихся сроков выполнения поручений, запросов либо согласно решению автора резолюции. Тексты ответных писем должны совершенно верно соответствовать заданиям, зафиксированным в резолюции начальника.

В случае, если письмо оформлено на бланке должностного лица, то его текст излагается от первого лица единственного числа: прошу…, направляю….

Текст письма, в большинстве случаев, складывается из двух частей. В первой части излагаются обстоятельство, основание либо обоснование составления письма, приводятся ссылки на документы, являющиеся основанием подготовки письма. Во второй части, начинающейся с абзаца, помещаются выводы, предложения, просьбы, решения и т.д. Датой письма есть дата его подписания.

Акт- документ, составляемый несколькими лицами и подтверждающий установленные ими факты либо события. Текст акта складывается из двух частей — вводной и констатирующей.

Вводная часть акта содержит наименование распорядительного документа, на основании которого актируются факт, событие либо воздействие (в именительном падеже), его дата и номер.

В случае, если акт составлен рабочей группой, то первым указывается глава рабочей группы. Фамилии участников рабочей группы находятся в алфавитном порядке. Слова Основание, Глава, Члены рабочей группы, Находились пишутся с прописной буквы.

В констатирующей части акта излагаются цели и задачи актирования, характер и существо совершённой рабочей группой работы, события и установленные факты, и замечания и выводы. Констатирующая часть заканчивается сведениями о месте экземпляров и количестве акта их нахождения.

Количество экземпляров акта определяется числом заинтересованных в нем сторон либо нормативными документами, регламентирующими составление акта. Акты подписываются всеми участниками рабочей группы, при необходимости акты подлежат утверждению начальником национального органа.

Докладная записка- это документ, содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с предложениями и выводами составителя.

Объяснительная записка- документ, поясняющий какое-либо воздействие, факт либо событие.

Служебная записка (разновидность письма)- форма внутренней переписки.

Докладная записка составляется при необходимости уведомления начальника либо вышестоящего органа о каких-либо фактах либо событиях и может содержать предложения составителя по излагаемому вопросу. В зависимости от назначения и содержания служебные записки и докладные делятся на информационные и отчетные, а также будут иметь инициативный темперамент.

Текст докладной, служебной записки может складываться из двух частей. В первой части, в большинстве случаев, излагаются факты либо события, послужившие

предлогом к написанию докладной записки, во второй — предложения и выводы о конкретных действиях, каковые, согласно точки зрения составителя, нужно предпринять начальнику либо вышестоящему органу в связи с изложенными фактами.

Записки, составляемые работниками с объяснением обстоятельств поведения, проступков, обстановок (объяснительные записки), смогут быть оформлены рукописным методом на стандартном листе бумаги.

Стенограмма- дословная запись других выступлений и докладов на конференциях, заседаниях, собраниях либо совещаниях коллегиальных органов, осуществленная способом стенографии либо звукозаписи.

Стенограмма конференции, заседания, собрания либо совещания коллегиального органа ведется в том случае, в то время, когда на дискуссию выносятся ответственные и непростые вопросы, каковые смогут приводить к прениям. Окончательный текст стенограммы составляется на основании произведенных на конференции, заседании, собрании либо совещании коллегиального органа стенографических либо звуковых записей и представленных материалов (докладов, справок, проектов ответов и т.п.).

Текст стенограммы обязан складываться из разделов, соответствующих пунктам повестки дня, разделы нумеруются арабскими цифрами. фамилия и Инициалы докладчика печатаются в именительном падеже. Дата, проставленная на стенограмме, обязана соответствовать дню проведения заседания, собрания либо совещания коллегиального органа.

Замысел- документ, устанавливающий список намечаемых к исполнению работ либо мероприятий, их последовательность, количество, и определяющий конкретных исполнителей.

Составляющими пунктами замыслов являются:

— наименование (содержание) работы либо мероприятия;

— исполнитель;

— срок выполнения;

— отметка об выполнении.

Замыслы работ либо мероприятий должны подписываться чиновниками, важными за их исполнение, с указанием даты подписания. Замыслы, в большинстве случаев, подлежат утверждению.

Отчет- документ, содержащий сведения о подготовке, итогах и проведении исполнения замыслов, совещаний, других мероприятий и командировок.

Текст отчета может складываться из разделов, подразделов, подпунктов и пунктов, каковые нумеруются арабскими цифрами в соответствии с правилами. Отчет должен иметь подписи либо визы составителей с указанием даты визирования.

ЭТАПЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА. Доставка служебной корреспонденциив адрес отраслевого управления, его подведомственных учреждений и подразделений осуществляется средствами почтовой, фельдъегерской, факсимильной связи, нарочными и электронной почтой.

Прием, начальная обработка.В ходе начальной обработки поступающей корреспонденции проверяются целостность и комплектность приложений и документов к ним, и наличие нужных реквизитов. Проверка правильности доставки имеет целью обнаружение корреспонденции, доставленной не по назначению.

Конверты с грифом Лично регистрируются в издании учета пакетов и передаются по назначению под роспись в указанном издании. Остальные документы передаются на предварительное рассмотрение и регистрацию.

В правом нижнем углу первого страницы главного документа проставляются отметка (штамп) с указанием даты, индекса, входящего регистрационного номера.

распределение и Регистрация поступившей корреспонденции.Поступившие документы подлежат регистрации и распределяются на следующие группы:

требующие рассмотрения управлением;

направляемые конкретно в подразделения и важным исполнителям (к данной группе документов относятся документы, направленные конкретно подразделениям либо их начальникам).

Регистрация поступивших документов производится методом ввода информации о них в автоматизированную совокупность документооборота и делопроизводства (в электронную форму учета документов) либо в изданиях (на карточках).

Регистрируются все поступившие документы, не считая корреспонденции и документов, не подлежащих регистрации: обзоры печати, книги, газеты, издания, каталоги, проспекты, документы на зарубежных языках без перевода, ведомственные статистические отчеты, рекламные материалы, прейскуранты, ведомственная, пригласительные билеты, поздравительные письма,

открытки и поздравительные телеграммы, документы бухучета (счета, квитанции, документы без автографов.

Ответы на служебные документы регистрируются по тому же принципу с добавлением индекса и цифрового индекса подразделения «исх».Рассмотрение поступивших документов производится в подведомственных учреждениях и подразделениях — начальниками подведомственных учреждений и подразделений и их помощниками.

Резолюция начальника по выполнению документа содержит: конкретные поручения исполнителю либо исполнителям, которым направляется документ; предписываемые действия, сроки и порядок выполнения; подпись начальника и дату.

По окончании рассмотрения начальниками структурных подведомственных учреждений и подразделений документы возвращаются в работы делопроизводства структурных подведомственных учреждений и подразделений для внесения отметки о прохождении документа, а после этого направляются на выполнение.

На документах с отметкой Контроль и документах с поручениями, требующими ответа, перед направлением их на выполнение проставляется отметка (штамп) Подлежит возврату.

Выдача документов представителям (нарочным) структурных подразделений производится под роспись в особом издании (разносной книге).

Виды регистрационного учета

1. Учет нормативных правовых документов:

— поступившие нормативные правовые документы из вышестоящих организаций;

— распоряжения по главной деятельности;

— распоряжения по личному составу;

— распоряжения по главной деятельности. Учет обращений граждан.

Учет служебных входящих документов. Учет служебных исходящих документов.

Выполнение документовосуществляется по окончании рассмотрения начальником. Документы передаются работами делопроизводства в соответствии с поручением (резолюцией) на выполнение под расписку в применяемой учетной форме (регистрационно-контрольной карточке).

Подготовленный ответ на исполняемый документпередается на подпись начальнику подразделения (подведомственного учреждения) вместе с этимдокументом. Ответ подписывается начальником в соответствии с правами и установленными полномочиями и передается вместе с исполняемым документом в работы подведомственных учреждений и делопроизводства подразделений для отправки и регистрации.

Развитие инфраструктуры С-Петербурга | Часть 1 • Зарядные устройства для электромобилей


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: